Техническое решение относится к обеспечению безопасности водителя наземного транспорта и может быть использовано для любого вида транспорта, включая воздушный, и не только для водителя, но и для пассажиров.
Преимущественное использование техническое решение может найти на легковом транспорте для пассажиров и водителя, сидящих на передних сидениях легкового автомобиля при возникновении аварийной ситуации, которая возникает по различным причинам: встречное столкновение, при потере управления и выезде на встречную полосу движения, наезд на столб или другое препятствие, причем причины возникновения аварийной ситуации могут быть и объективные, например, разлив масла на трассе.
Известен способ обеспечения безопасности водителя и пассажира на переднем сиденье, включающей в себя крепление водителя и пассажира ремнем безопасности к корпусу автомобиля или одним концом к корпусу, а другим концом - к сиденью (FR, N 2661144, A, кл. B 60 R 22/12, 1991 г.).
Недостатками такого способа обеспечения безопасности являются следующие:
- при сильном ударе, который вызывает смещение двигателя, осуществляется силовой контакт пассажира о переднюю панель, а водителя о рулевое колесо;
- даже при получении травм от силового контакта с элементами автомашины, которые не приведут к летальному исходу, ремни безопасности создадут удельное давление, достаточное для переломов и повреждения внутренних органов.
Совместное использование и подушки, и ремней безопасности при критических ударах, которые рассматриваются, не снизит опасности гибели пассажира и водителя.
Известен способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора (SU, 1039764 A, кл. B 60 R 21/08, опубл. 07.09.93).
Недостатками его является то, что кресло поворачивается полностью, т.е. и спинка и сиденье кресла, что не позволяет использовать его для легковых автомобилей.
Задачей технического решения является обеспечение безопасности водителя и пассажира на передних сиденьях и снижение опасных воздействий на пассажиров второго ряда.
Поставленная задача достигается тем, что в способе обеспечения водителя транспортного средства, заключающемся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора, закрепление ремня безопасности осуществляют на уровне груди обоими концами к спинке кресла, выполняя ремень безопасности из проницаемой для воздуха капроновой сетки по ширине охватывающим грудную клетку, а поворот спинки кресла при аварийной ударной нагрузке осуществляют относительно сиденья для расположения водителя по оси направления удара.
Пояснения к способу.
1. Такие устройства по данному способу должны устанавливаться везде, где используются ремни безопасности, а в автобусах с детьми и на всех рядах кресел.
2. При откидывании человека со спинкой назад, он занимает наиболее благоприятное положение по отношению к направлению удара, т.е. располагается по оси действия силы (почти близко к горизонтальному положению). Отклонение назад должно быть под углом 20 - 30o к горизонту, чтобы не защемить пассажиров второго ряда. Водитель и пассажир первого ряда отводятся от рулевого колеса и передней панели и при их смещении они не окажут воздействия на людей. Пассажиры второго ряда будут ограничены в своем движении по инерции спинкой, которая удержит их от перелета вперед и будет играть роль ремня безопасности, которые должны быть более широкими и с амортизаторами из набивочного материала спинки.
Точно также возможно обеспечивать безопасность и на летательных аппаратах, где ремни крепятся к сиденью, а спинки фиксируются пассажиром.
3. Изготовление конструкции кресла по данному способу может быть различным. Однако обязательным является угловая подвижность спинки кресла относительно сиденья, которая, например, может быть представлена в виде сектора с выемками, в которые входит зуб фиксатора, перемещающийся в направляющих и спиральной пружины, которая создает момент вращения, достаточный для поворота спинки с пассажиром максимального веса. Упор спинки должен быть регулируемый и должен соединяться с корпусом машины, если сиденье не перемещается горизонтально. Привод может быть также любым.
В качестве примера можно использовать всю систему (от датчика до исполнительного механизма) приведения в действие надувной подушки безопасности. В любом случае должен быть инерционный датчик перегрузки, который удерживается от ложного срабатывания пружиной, электрический клапан, который соединяет источник под давлением с пневмоцилиндром фиксатора пружины. Практически все эти элементы выпускаются серийно. Срабатывание такой системы не более 0,1 с. , что вполне обеспечит откидывание водителя назад, в крайнем случае, уже при деформации машин. Скорость срабатывания такой системы не больше, чем временной отрезок на надувание подушки, а возможно и меньше, т.к. после сдергивания фиксатора с малым ходом, допустим 5 мм, остальные операции осуществляются освобожденной спиральной пружиной. Обратная установка на фиксатор должна производиться двумя, тремя людьми или тросом от движения автомашины.
Таким образом, достигаются все поставленные задачи, которые сформулированы выше, а простота в изготовлении и эксплуатации позволяет использовать техническое решение во всех транспортных средствах, где необходима безопасность при ударе. В большегрузных автомашинах нужно предусмотреть увеличение зазора за спинкой кресла. При этом ремень безопасности следует изготавливать воздухопроницаемым, например, из капроновой сетки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2125942C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ЛОБОВОМ УДАРЕ И ОПРОКИДЫВАНИИ АВТОМОБИЛЯ | 2000 |
|
RU2200099C2 |
КАБИНА ПОВЫШЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2528514C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2076814C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АВАРИИ НА ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ | 1999 |
|
RU2163201C1 |
Адаптивное транспортное кресло повышенной безопасности | 2015 |
|
RU2620144C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2022840C1 |
УСТРОЙСТВО ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЯ | 2022 |
|
RU2788744C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ | 2011 |
|
RU2480356C2 |
РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2076813C1 |
Способ обеспечения безопасности водителя транспорта отличается от известных тем, что при экстремальных нагрузках при ударе, когда обычные известные средства безопасности не могут помочь, сохраняют жизнь пассажиров и водителя, причем помогают перенести нагрузку и пассажирам второго ряда .Такие качества способ приобретает благодаря тому, что при экстремальной нагрузке спинка кресла водителя под воздействием пружины отбрасывается назад и отводит его от рулевого колеса, причем водитель занимает наиболее благоприятное положение по отношению к направлению вектора ударной нагрузки, поскольку закреплен к спинке сиденья на уровне грудной клетки широким ремнем безопасности, выполненным из проницаемой для воздуха капроновой сетки.
Способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора, отличающийся тем, что закрепление ремня безопасности осуществляют на уровне груди водителя обоими концами к спинке кресла, выполняя ремень безопасности из проницаемой для воздуха капроновой сетки, по ширине охватывающим грудную клетку, а поворот спинки кресла при аварийной ударной нагрузке осуществляют относительно сидения для расположения водителя по оси направления удара.
Безопасное сиденье транспортного средства | 1982 |
|
SU1039764A1 |
Безопасное сиденье транспортного средства | 1983 |
|
SU1161419A1 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1770176A1 |
ЗАЩИТНОЕ ШВЕЙНОЕ ИЗДЕЛИЕ | 1999 |
|
RU2209021C2 |
GB 1042533 А, 14.07.66 | |||
ОДНООСНОЕ КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2007 |
|
RU2333862C1 |
Авторы
Даты
1999-02-10—Публикация
1997-10-09—Подача