АВТОЛЕБЕДКА ДЛЯ ЗАПУСКА ПЛАНЕРОВ Российский патент 1999 года по МПК B66D1/00 B66D3/00 B64C31/02 

Описание патента на изобретение RU2125967C1

Предлагаемое изобретение относится к планерам, в частности к их запуску (подъему на высоту).

В настоящее время для производства полетов на одноместных учебных планерах в юношеских планерных школах (ЮПШ) применяются мотолебедки для запуска дельтапланов (при схеме запуска "напрямую" или "через блок") и автолебедки с бесконечным тросом.

В начальной фазе обучения полетам в ЮПШ целесообразно применять автолебедку с бесконечным тросом, где короткий поводок предотвращает возможное взмывание планера по ошибке новичка. Известна автолебедка с бесконечным тросом ПЛМ-6 (журнал Моделист-конструктор N 11, 1975, с. 18), которая содержит раму, ведущий и ведомый барабаны и направляющие ролики.

Недостаток этой лебедки заключается в том, что:
- лебедка не позволяет запускать планер по схемам "напрямую" и "через блок";
- сплетенный в бесконечный, трос неудобен, увеличивает трудоемкость при развертывании и свертывании старта, кроме того, на тросе возникают скрутки;
- перед каждым полетом планера на тросе нужно закрепить буксировочный замок с поводком, после запуска планера замок с поводком отсоединить от троса и доставить на старт, что затрудняет работу стартового наряда;
- от зажима эксцентриком в месте крепления замка с поводком деформируются пряди троса, т.е. уменьшается прочность троса на разрыв и уменьшается срок службы троса;
- закрепленный на шасси автомобиля механизм лебедки не позволяет использовать автомобиль по его назначению.

В планерной школе Лысьвенского Дворца творчества спроектирована, изготовлена и применяется для запуска планеров автолебедка без перечисленных выше недостатков.

Задачей, которую решает изобретение, является обеспечение возможности в течение летного дня легко и быстро развертывать и менять схему старта - "бесконечным тросом", "через блок" и "напрямую", доставлять планер на старт лебедкой, увеличить налет за день, облегчить работу стартового наряда и использовать автомобиль с лебедкой по прямому назначению.

Решение этой задачи заключается в том, что автолебедка, содержащая раму, приводной и ведомый барабаны для троса, направляющие ролики и блоки для укладки в их ручьи троса и натяжное устройство для этого троса, снабжена челноком, соединяемым с концами троса для его возвратно-поступательного перемещения, при этом челнок снабжен механизмом раскрутки троса, имеющим скобы для крепления к ним поводка для планера, приводной барабан выполнен с ребордами, а ведомый - с ручьями для троса, причем упомянутые барабаны расположены консольно.

Благодаря тому что лебедка снабжена челноком, оснащенным механизмом раскрутки троса с возможностью присоединения к нему концов троса и поводка для планера, достаточно разрывной стропой присоединить заплетенные в петли концы троса к кольцам механизма раскрутки троса, чтобы трос стал бесконечным.

Разрывная при перегрузке стропа, соединяющая концы троса с механизмом раскрутки троса и поводок планера со скобой механизма раскрутки троса, предотвращает обрыв троса и рывок планера при перегрузке.

Челнок позволяет перемещать планер в обоих направлениях, т.е. позволяет доставлять планер на старт лебедкой, что снижает трудоемкость и сокращает время доставки планера на старт, в результате чего увеличивается налет за день.

Реборды на приводном барабане дают возможность размещать на нем трос и менять схему запуска планера - "бесконечным тросом", "через блок" и "напрямую", а консольное расположение барабанов и блоков снижает трудоемкость при развертывании, смене и свертывании старта.

Натяжное устройство обеспечивает рабочее состояние троса для перемещения челнока. Выполнение блоков с ручьями для троса позволяет фиксировать трос в рабочем положении, а наличие упоров у блоков исключает выскальзывание ненатянутого троса из ручья блока.

Размещение лебедки в задней части автомобиля позволяет использовать автомобиль по прямому назначению, например для перевозки планеристов и буксировки прицепа с разобранным планером к летному полю и обратно.

На фиг. 1 изображена схема работы лебедки при запуске планера "бесконечным тросом" с челноком,
на фиг. 2 - разводка троса по барабанам лебедки фиг. 1,
на фиг. 3 - схема работы лебедки при запуске планера "через блок",
на фиг. 4 - схема работы лебедки при запуске планера "напрямую",
на фиг. 5 - схема разводки троса по барабанам лебедки фиг. 3 и фиг. 4,
на фиг. 6 изображена лебедка, общий вид,
на фиг. 7 - сечение А-А фиг. 6,
на фиг. 8 изображен челнок,
на фиг. 9 - вид Б фиг. 8,
на фиг. 10 - сечение В-В фиг. 9,
на фиг. 11 изображен блок,
на фиг. 12 - сечение Г-Г фиг. 11,
на фиг. 13 изображена гильотина,
на фиг. 14 - вид Д фиг. 13,
на фиг. 15 изображен поводок,
на фиг. 16 изображена схема доставки планера на старт фиг. 1.

Автолебедка для запуска планеров состоит из лебедки 1, смонтированной в задней части автомобиля 2 (например УАЗ), троса 3, челнока 4 с поводком 5, блоков 6 (поворотного и оттяжного) и натяжного устройства 7. Лебедка содержит сварную раму 8, приводной барабан 9, ведомый барабан 10, верхние и нижние направляющие ролики 11 и гильотину 12.

Приводной барабан 9 - сварной, с ребордами, закреплен на валу 13. Ведомый барабан 10 - сварной, с ручьями (канавками), закреплен на валу 14. Валы 13 и 14 смонтированы с возможностью вращения в подшипниках 15.

Вал 13 снабжен фланцем 16, к которому возможно присоединение карданного вала от коробки передач автомобиля (не показано). На концах троса 3 (например, диаметром 4 мм и длинной 800 м), заплетенных в петли, закреплены кольца 17.

Челнок 4 содержит лыжу 18 и механизм раскрутки троса 19. Лыжа снабжена шпильками 20 и бандажом 21.

Механизм раскрутки троса содержит валики 22, смонтированные с возможностью вращения в подшипниках 23, и гильзу 24 с крышками 25.

На концах валиков 22 закреплены кольца 17 для присоединения к ним обрывной при перегрузке стропой (не показана) концов троса 3. Крышки 25 механизма раскрутки троса 19 челнока 4 снабжены скобами 26 с возможностью присоединения к ним обрывной при перегрузке стропой (не показана) поводка 5. На поводке 5 закреплен вымпел 27, на концах поводка закреплены кольца 17.

Блок 6 (поворотный и оттяжной) содержит державку 28 с петлей 29, ось 30 с подшипниками 31 и площадку 32 с упорами 33. Блок 6 смонтирован с возможностью вращения на конце оси 30, другой конец которой закреплен на державке 28, причем нижняя част блока для исключения возможности попадания троса под блок утоплена в выборку площадки 32.

Упоры 33 предназначены для исключения возможности выскальзывания ненатянутого троса из ручья блока.

Натяжное устройство 7 представляет собой полиспаст.

Подготовка лебедки к работе (развертывание старта) заключается в следующем:
с учетом направления ветра определяется коридор полетов и место установки автолебедки;
коридор обозначается флажками 34, вдоль оси коридора с приводного барабана 9 разматывается трос 3;
к забитому в землю штырю 35 крепится натяжное устройство 7 (распущенный полиспаст), к которому присоединяется петля 29 державки 28 поворотного блока 6;
трос 3 укладывается в ручей блока 6;
по ручьям ведомого 10 и рабочей поверхности приводного 9 барабанов производится разводка троса, после чего концы троса 3 обрывной стропой присоединяются к кольцам 17 механизма раскрутки троса 19 челнока 4;
штырем 36 фиксируется автомобиль от смещения, натяжным устройством 7 производится натяжка троса 3, устанавливается штырь 37, за который зацепляется петля 29 державки 28 оттяжного блока 6. Челнок 4 устанавливается в исходное положение, к способе 26 механизма раскрутки троса 19 челнока 4 обрывной стропой присоединяется кольцо 17 поводка 5.

Планер 38 устанавливается на линию старта, планерист занимает место в кабине планера, стартовый наряд занимает свои места, кольцо 17 поводка зацепляется за запускной крюк планера.

Работа лебедки.

По сигналу руководителя полетов (РП) "взлет" механик лебедки запускает двигатель и включает передачу.

Ведущий барабан лебедки 9 и ведомый 10 вращаются, перемещая трос и челнок. Челнок перемещается из точки А до точки Б, буксируя поводком планер.

Планер, набрав скорость, взлетает и выполняет полет.

При подходе челнока к блоку 6 (т.е. в точке Б) тяга прекращается, кольцо 17 поводка спадает с крюка планера.

Планер продолжает свободный полет и приземляется.

Для буксировки лебедкой планера на старт планер вручную подкатывается к поводку, кольцо 17 поводка зацепляется за крюк или замок планера (планерист сопровождает планер у крыла), механик лебедки включает "задний ход" и возвращает планер на старт. При безветрии возможен и обратный полет.

Смена старта.

Для изменения схемы запуска планера, например, на схему "через блок" челнок 4 перемещается в исходное положение (точку А), натяжным устройством полностью ослабляется натяжка троса.

Челнок отсоединяется от троса, оба барабана лебедки освобождаются от троса.

Направляющие ролики 11 (верхние) с гильотиной 12 устанавливаются против среднего ручья ведомого барабана, через них пропускается трос, на рабочую поверхность приводного барабана вручную наматываются 4-5 оборотов троса.

Натяжное устройство 7, штыри 36, 37 и блок 6 (оттяжной) убираются. К свободному концу троса обрывной стропой крепится поводок 5 (с вымпелом).

С учетом направления ветра флажками 34 обозначается коридор полетов и линия старта. Рубка троса (в аварийном случае) осуществляется ударом (молотка) по ножу 39 гильотины.

Свертывание старта заключается в том, что трос 3 сматывается на приводной барабан 9, штырь 35, блок 6 (поворотный) и флажки 34 убираются и укладываются, натяжное устройство 7, челнок 4 с поводком 5, блок 6 (оттяжной), штыри 36 и 37 устанавливаются в транспортное положение и чехлятся.

От фланца 16 отсоединяется вал привода.

Похожие патенты RU2125967C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЗЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДРУГОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1996
  • Григорьев Юрий Константинович
RU2099250C1
ГОРНОЛЫЖНЫЙ БУГЕЛЬНЫЙ ПОДЪЕМНИК 1999
  • Батенин В.И.
  • Батенин Д.В.
  • Ковалев В.Г.
  • Старостин А.А.
  • Старостин М.М.
RU2173645C2
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС АВИАНЕСУЩЕГО КОРАБЛЯ 2012
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2494005C1
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНЫМ СИЛОВЫМ УСТРОЙСТВОМ 2012
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2497714C2
Бункер для слабосыпучих материалов 1986
  • Терехин Виктор Гаврилович
  • Королев Анатолий Михайлович
SU1400972A2
Устройство для распределения сыпучих материалов 1986
  • Терехин Виктор Гаврилович
  • Королев Анатолий Михайлович
SU1360619A1
ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Гриднев А.Н.
RU2170602C2
Устройство для отбора мощности от колес транспортного средства 1989
  • Климов Владислав Валерианович
  • Селянин Игорь Евгеньевич
  • Баннов Юрий Федорович
SU1678658A1
ТРЕНАЖЕР С "БЕГУЩЕЙ" ДОРОЖКОЙ ДЛЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2013
  • Григорьев Анатолий Иванович
  • Козловская Инеса Бенедиктовна
  • Ярманова Евгения Николаевна
  • Химорода Никита Николаевич
RU2524912C1
УСТРОЙСТВО для РАЗМОЛЕВКИ ПУЧКОВ БРЕВЕН 1971
SU290873A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 125 967 C1

Реферат патента 1999 года АВТОЛЕБЕДКА ДЛЯ ЗАПУСКА ПЛАНЕРОВ

Автолебедка относится к устройствам для запуска планеров и содержит челнок, соединяемый с концами троса. Челнок снабжен механизмом раскрутки троса, имеющим скобы для крепления к ним поводка для планера. Автолебедка имеет также приводной и ведомый барабаны для троса, направляющие ролики, блоки для укладки в их ручьи троса и натяжное устройство для этого троса, при этом приводной барабан выполнен с ребордами, а ведомый барабан - с ручьями для троса, причем барабаны расположены консольно. Технический результат заключается в том, что изобретение позволяет быстро развертывать, свертывать и менять схему старта - бесконечным тросом, через блок и напрямую. 16 ил.

Формула изобретения RU 2 125 967 C1

Автолебедка для запуска планеров, содержащая раму, приводной и ведомый барабаны для троса, направляющие ролики, блоки для укладки в их ручьи троса и натяжное устройство для этого троса, отличающаяся тем, что лебедка снабжена челноком, соединенным с концами троса для его возвратно-поступательного перемещения, при этом челнок снабжен механизмом раскрутки троса, имеющим скобы для крепления к ним поводка для планера, приводной барабан выполнен с ребордами, а ведомый барабан - с ручьями для троса, причем упомянутые барабаны расположены консольно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2125967C1

Моделист-конструктор, N 11, 1975, с.18-19
Замок для держателя стартующих планеров 1929
  • Абрамов И.Н.
  • Трухин В.Н.
SU19931A1

RU 2 125 967 C1

Авторы

Вьюгов В.К.

Вьюгов К.В.

Вьюгов О.В.

Морилов А.А.

Удальчиков С.А.

Грехов Ю.А.

Даты

1999-02-10Публикация

1996-01-09Подача