Изобретение относится к радиальным подшипникам скольжения, преимущественно тяжелонагруженным и высокоскоростным, в частности к опорным подшипникам роторов паровых и газовых турбин, а объектом изобретения является вкладыш подшипника.
Широко известны вкладыши подшипников скольжения с антифрикционным баббитовым слоем. Для более надежного сцепления баббитового слоя с телом вкладыша в последнем выполняют канавки с сечением в форме ласточкина хвоста, в которые внедряется основание баббитового слоя при заливке. Обычно такие канавки выполняют кольцевыми. Однако в таких вкладышах в случае возникновения режима полужидкостного трения может произойти нарушение сцепления баббитового слоя с телом вкладыша и разворот этого слоя. В разъемных вкладышах с цилиндрической расточкой такой разворот баббитового слоя приведен к тому, что разборка вкладыша окажется невозможной.
Известен вкладыш опорного подшипника скольжения, являющийся ближайшим аналогом настоящего изобретения, выполненный с баббитовым слоем, основание которого внедрено в пересекающиеся канавки в теле вкладыша, имеющие в поперечном сечении форму ласточника хвоста (1). В таком вкладыше обеспечивается предотвращение разворота баббитового слоя. Однако в известном вкладыше указанного типа прохождение канавок по окружности и в продольном направлении приводит к ряду недостатком. В местах пересечения кольцевых и продольных канавок образуются концентраторы напряжений, которые после заливки баббита при его остывании могут привести к появлению трещин в баббитовом слое. Кроме того продольные канавки, требующие большей глубины, увеличивают расход баббита, а его плотность в этих канавках при центробежной заливке баббита получается неравномерной. Необходимость использования разного станочного оборудования для формирования кольцевых и продольных канавок также является недостатком описанного вкладыша.
В основу настоящего изобретения поставлена задача создания вкладыша опорного подшипника с такой формой рельефа сцепления основания баббитового слоя с телом вкладыша, которая обеспечивала бы надежное закрепление этого слоя в теле вкладыша, позволяла бы достигнуть равноплотность баббитового слоя и обладала бы хорошей технологичностью.
Эта задача решается во вкладыше опорного подшипника скольжения с баббитовым слоем, внедренным своим основанием в пересекающиеся канавки в теле вкладыша с поперечным сечением в форме ласточника хвоста, в котором в соответствии с сущностью настоящего изобретения в теле вкладыша выполнены две канавки, одна из которых проходит по винтовой линии, а другая является кольцевой.
Благодаря такому выполнению вкладыша в месте пересечения винтовой канавки с кольцевой образуется клиновой затвор, надежно предохраняющий баббитовый слой от разворота. При этом процесс расточки тела вкладыша и прорезки канавок может быть выполнен за одну установку на одном станочном оборудовании, а при центральной заливке благодаря преимущественно круговому прохождению обеих канавок обеспечивается равномерное и плотное заполнение этих канавок баббитом.
Сущность настоящего изобретения поясняется следующим далее подробным описанием одного из примеров его реализации, изображенного на прилагаемых чертежах, на которых:
- фиг. 1 показывает вкладыш опорного подшипника скольжения в поперечном разрезе;
- фиг. 2 - вид на нижнюю половину вкладыша по А-А на фиг. 1 без баббитового слоя.
Вкладыш опорного подшипника скольжения, изображенный на чертежах, состоит из двух скрепленных между собой половин II и I2 корпуса 1 вкладыша с цилиндрической расточкой, опорных колодок 2 с цилиндрической вешней поверхностью и баббитового слоя 3 из двух половин 31 и 32 (фиг.1). На чертежах для лучшего понимания изобретения не показаны маслоподающий канал и маслораздаточная канавка, крепежные средства, регулировочные прокладки и т.п. обычные средства, используемые во вкладышах опор скольжения, например для роторов паровых турбин.
Баббитовый слой 3 внедрен своим основанием в канавки с поперечным сечением в форме ласточкина хвоста, выполненные в корпусе 1 вкладыша (фиг. 2). Одна из этих канавок 4 проходит по винтовой линии от одного конца вкладыша до другого, а другая канавка 5 является кольцевой и располагается на одном из участков по длине вкладыша. В месте "С" пересечения канавок 4 и 5 в основании баббитового слоя создается клиновой затвор, который при нарушении сцепления баббитового слоя с корпусом вкладыша предотвращает его от возможного разворота в режиме полужидкостного трения.
Изготовление описанного вкладыша осуществляется, в основном, известным путем, а именно расточкой центрального отверстия корпуса 1 в сборе с последующей прорезкой на том же оборудовании винтовой 4 и кольцевой 5 канавок, центробежной заливкой баббита и использованием технологических прокладок для разделения баббитового слоя на части 31 и 32 и последующей расточкой центрального отверстия после удаления технологических прокладок.
Источник информации, цитируемый в описании:
1. А. Д.Трухний, С.М.Лосев. Паровые турбины. М., 1981, с. 110-111, рис. 4.56.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1998 |
|
RU2159876C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБОЙМЫ МНОГОВИНТОВОГО НАСОСА | 1994 |
|
RU2078999C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ЛОКОМОТИВОВ | 2007 |
|
RU2386058C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫША ПОДШИПНИКА | 1992 |
|
RU2064615C1 |
СПОСОБ ПРИЦЕНТРОВКИ ПО ПОЛУМУФТАМ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ К БАЗОВОМУ РОТОРУ | 1998 |
|
RU2152520C1 |
Подшипник для букс железнодорожных повозок | 1932 |
|
SU32519A1 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1991 |
|
RU2025584C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО СЛОЯ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2480637C2 |
Способ изготовления разъемного вкладыша опорного подшипника скольжения | 2016 |
|
RU2631577C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО СЛОЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2295423C2 |
Вкладыш может быть особо эффективно использован в высокоскоростных и тяжелонагруженных подшипниках, например, в качестве опор для роторов паровых и газовых турбин. Вкладыш содержит баббитовый слой, внедренный своим основанием в канавки в теле вкладыша, имеющих в сечении форму ласточкина хвоста. Одна из этих канавок проходит по винтовой линии, а другая является кольцевой. В месте пересечения этих канавок образуется клиновой затвор, надежно предотвращающий баббитовый слой от разворачивания. Вместе с тем вкладыш характеризуется высокой технологичностью и хорошим качеством баббитового слоя при использовании технологии центробежной заливки баббита. 2 ил.
Вкладыш опорного подшипника скольжения, содержащий баббитовый слой, внедренный своим основанием в пересекающиеся канавки в теле вкладыша, имеющие в поперечном сечении форму ласточкина хвоста, отличающийся тем, что одна из канавок в теле вкладыша проходит по винтовой линии и по меньшей мере еще одна из канавок выполнена кольцевой.
Трухний А.Д | |||
и др | |||
Стационарные паровые турбины | |||
- М.: Машиностроение, 1981, с | |||
Прибор, автоматически записывающий пройденный путь | 1920 |
|
SU110A1 |
Прибор для стрельбы дробинкой из огнестрельного оружия | 1927 |
|
SU6628A1 |
Сепаратор для подшипников качения преимущественно для упорных роликовых подшипников | 1943 |
|
SU119754A1 |
Под рудовосстановительной печи | 1987 |
|
SU1493854A1 |
Авторы
Даты
1999-02-27—Публикация
1996-09-11—Подача