СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО СЛОЯ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2013 года по МПК F16C33/12 F16C33/04 

Описание патента на изобретение RU2480637C2

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к созданию поверхностного слоя с антифрикционными свойствами на металлических изделиях типа тел вращения с помощью обкатки, выглаживания, дорнования или виброобработки, и может быть использовано для изготовления и ремонта вкладышей подшипников скольжения паровых турбин.

Известна технология получения вкладышей подшипников скольжения методом свободной заливки, заключающаяся в подготовке корпуса подшипника, внутренней полости, заливке металла, выдержке и механической обработки вкладыша [Чернавский С.А. Подшипники скольжения. М.: Машгиз, 1963, 244 с.].

Известен способ [Пшибыльский В. Технология поверхностной пластической обработки. Пер. с польск., М.: Металлургия, 1991, 479 с.] изготовления антифрикционного слоя, в частности из баббита, подшипников скольжения, включающий изготовление корпуса, нанесение подслоя олова, заливку расплавленным баббитом в соответствующей форме, механическую обработку и последующее шабрение или расточку до заданных размеров.

Такие способы не обеспечивают достаточной износоустойчивости баббитового слоя вследствие грубой шероховатости рабочей поверхности вкладыша (Ra 0,10-0,12 мкм) и дефектов литой структуры, таких как крупнозернистое строение, ликвация, неравномерность распределения фаз и др.

Известен способ [АС СССР №834159, кл. C21D 7/10, 1981 г.] поверхностного упрочнения металлических изделий путем многократного поверхностного деформирования в различных направлениях, заключающийся в том, что с целью повышения степени упрочнения поверхностного слоя при одновременном разупрочнении и повышении пластичности внутренних слоев металла усилие деформирования дифференцируют по проходам на меньшие по величине и направляют на каждом последующем проходе перпендикулярно к предыдущему с изменением точки приложения усилия на каждом проходе.

Недостатком известного способа является то, что набор технологических операций (наличие операции волочения, дифференцирование усилия по проходам на меньшие по величине и изменение направления усилия на каждом последующем проходе перпендикулярно предыдущему с изменением точки приложения усилия на каждом проходе) не позволяет включить его в технологию изготовления подшипников скольжения.

Известен способ [А.Матвийчук, В.П.Егоров, В.М.Михалевич, В.Д.Покрас. Анализ деформируемости металлов при поверхностном упрочнении деталей. «Кузнечно-штамповочное производство», 1993, №10, с.10-13] пластического деформирования поверхности, включающий многопереходную знакопеременную немонотонную пластическую деформацию, осуществляемую при комнатной температуре.

Недостатком известного способа является то, что пластическое деформирование осуществляется дробеударным способом путем вдавливания шарика.

Наиболее близким к предлагаемому является способ [АС СССР №209923, кл. F16C 33/12, 1968 г.] изготовления вкладышей подшипников скольжения, заключающийся в том, что с целью повышения износоустойчивости антифрикционный слой растачивают с припуском, а затем нагревают до температуры 160-180°С и прокатывают валком по всей его длине до окончательных размеров, а заканчивают прокатку при температуре 60-80°С.

Недостатком известного способа является отсутствие многопереходного знакопеременного деформирования в различных направлениях, что значительно снижает ресурс и износостойкость антифрикционного слоя.

Задача изобретения - повышение износостойкости изделия за счет создания мелкозернистой структуры поверхностного слоя, обеспечения положительного градиента механических свойств по глубине, а также уменьшение шероховатости поверхности за счет сглаживания микронеровностей обкатывающим роликом и снижение периода приработки материала.

Задача решается тем, что в способе изготовления антифрикционного слоя вкладыша подшипника скольжения после заливки вкладыша производят расточку с припуском и его пластическое деформирование согласно изобретению пластическое деформирование осуществляют в интервале температур рекристаллизации матричной фазы сплава, но не выше температуры плавления дисперсных фаз при средней скорости деформаций 10-2≤ε≤10 с-1.

Кроме того, пластическое деформирование осуществляют за несколько переходов с изменением направления по переходам на противоположное.

Кроме того, деформирование осуществляют инструментом, материал, термическая обработка и шероховатость которого соответствуют материалу вала, сопряженного с подшипником.

Пластическое деформирование осуществляют обкаткой стальным сферическим роликом радиусом 10 мм рабочей поверхности вкладыша из антифрикционного материала. Рекомендуется предварительно провести чистовое точение поверхности. Обкатку проводят на токарно-винторезном станке при следующих параметрах: давление ролика на деталь - 200-300 Н, глубина подачи - 0,1-0,6 мм, скорость обкатки - 105-224 об/мин, число проходов - 8-20, скорость деформации -10-2≤ε≤10 с-1. Обкатку проводят при комнатной температуре.

В результате использования предлагаемого способа обеспечивается минимальная шероховатость рабочей поверхности вкладыша подшипника скольжения, сокращение периода приработки и минимальная интенсивность износа.

Пример конкретной реализации способа

На токарно-винторезном станке проводят обкатку рабочей поверхности вкладыша подшипника скольжения из антифрикционного материала - баббита Б83 - сферическим роликом радиусом 10 мм из стали марки 45Х, применяемой для изготовления валов. Обкатку проводят при комнатной температуре при следующих параметрах: давление ролика на деталь - 250 Н; глубина подачи - 0,5 мм; скорость обкатки - 200 об/мин; число проходов - 12, начиная с первого прохода каждый последующий переход выполняют с изменением направления на противоположное; скорость деформации 3,3 10-2 с-1. Скорость деформации определяли по таблице.

Определение скорости деформации № п/п Параметр Определение Значение 1 Степень накопленной деформации ε По результатам математического моделирования 0,39 2 Длина обработки l, мм Опытным путем в зависимости от размеров детали 20 3 Глубина подачи S, мм Опытным путем в зависимости от материала детали в пределах 0,1-0,6 мм 0,5 4 Число оборотов за длину обработки N, оборотов N=l/S 40 5 Скорость обкатки V, об/мин Опытным путем в зависимости от материала детали в пределах 105-224 об/мин 200 6 Время обкатки 1 оборота t1, с t1=60(с)/V 0,3 7 Время обкатки данной длины обработки t, с t=t1·N 12 8 Скорость деформации ε, с-1 ε=ε/t 3,3·10-2

Как видно из таблицы, расчетная скорость деформации входит в указанный диапазон 10-2≤ε≤10 с-1.

В результате использования предлагаемого способа обеспечивается:

- снижение микротвердости поверхностного слоя баббита в 1,8 раз из-за протекания рекристаллизационных процессов;

- снижение критерия совместимости при трении в 2,5 раза;

- снижение шероховатости поверхности понижается в 4 раза (до 0,28 мкм);

- понижение интенсивности износа в установившейся стадии на 30%.

Итак, заявляемый способ позволяет повысить износостойкость подшипниковых узлов за счет создания мелкозернистой структуры поверхностного слоя, формирования положительного градиента механических свойств антифрикционного слоя по глубине и снижение периода приработки материала.

Похожие патенты RU2480637C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО СЛОЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Барыкин Николай Петрович
  • Фазлыахметов Рустем Фаузиевич
RU2295423C2
Способ изготовления разъемного вкладыша опорного подшипника скольжения 2016
  • Ковалёв Игорь Александрович
  • Моногаров Юрий Иванович
  • Томашевский Александр Викторович
  • Томашевский Михаил Александрович
  • Энрольд Сергей Сергеевич
  • Эсперов Дмитрий Геннадьевич
RU2631577C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО СЛОЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Фазлыахметов Рустем Фаузиевич
  • Барыкин Николай Петрович
RU2349415C2
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Тарельник Вячеслав Борисович
  • Дзюба Александр Владимирович
RU2524467C1
СПОСОБ ДАГИСА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ 1991
  • Дагис Зигфрид Станиславович[Kz]
RU2082579C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 2009
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Тарельник Вячеслав Борисович
RU2404378C1
СПОСОБ СБОРКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2009
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Тарельник Вячеслав Борисович
  • Тарельник Наталия Вячеславовна
RU2422690C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ТОНКОСТЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ВКЛАДЫШАХ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ 1993
  • Кормышов Е.И.
  • Абрамов Г.А.
  • Сычков Ю.Ф.
  • Володин В.И.
  • Хмелевская В.Б.
  • Погодаев Л.И.
  • Захаров Н.И.
  • Текучев А.И.
RU2076960C1
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПРИРАБАТЫВАЕМОСТИ ПАРЫ ТРЕНИЯ "ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА - ШЕЙКА ВАЛА" 2012
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Тарельник Вячеслав Борисович
  • Дзюба Александр Владимирович
RU2528070C2
Способ изготовления биметаллических втулок сталь-баббит 2015
  • Эльбаева Раиса Ивановна
  • Эльбаев Руслан Артурович
RU2643000C2

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО СЛОЯ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к созданию поверхностного слоя с особыми свойствами на металлических изделиях типа тел вращения с помощью обкатки, выглаживания, дорнования или виброобработки, и может быть использовано для изготовления и ремонта вкладышей подшипников скольжения паровых турбин. Способ изготовления антифрикционного слоя вкладыша подшипника скольжения заключается в том, что после заливки вкладыша производят расточку с припуском и его пластическое деформирование. Пластическое деформирование осуществляют в интервале температур рекристаллизации матричной фазы сплава, но не выше температуры плавления дисперсных фаз при средней скорости деформаций 10-2≤ε≤10 c-1. Деформирование осуществляют за несколько переходов с изменением направления по переходам на противоположное. Деформирование осуществляют инструментом, материал, термическая обработка и шероховатость которого соответствуют материалу шейки вала, сопряженного с подшипником. Технический результат: повышение износостойкости изделия за счет создания мелкозернистой структуры поверхностного слоя, обеспечения положительного градиента механических свойств по глубине, а также уменьшение шероховатости поверхности за счет сглаживания микронеровностей обкатывающим роликом и снижение периода приработки материала. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 480 637 C2

1. Способ изготовления антифрикционного слоя вкладыша подшипника скольжения, при котором после заливки вкладыша производят расточку с припуском и его пластическое деформирование, отличающийся тем, что пластическое деформирование осуществляют в интервале температур рекристаллизации матричной фазы сплава, но не выше температуры плавления дисперсных фаз при средней скорости деформации 10-2≤ε≤10 с-1.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что пластическое деформирование осуществляют за несколько переходов с изменением направления на противоположное по переходам.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что пластическое деформирование осуществляют инструментом, материал которого соответствует материалу вала, сопряженного с подшипником.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2480637C2

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО слоя 0
  • И. А. Елин, В. М. Хохлев, Е. Д. Шеховцев А. П. Куликов
SU209923A1
Способ получения антифрикционной поверхности 1988
  • Островский Владимир Ильич
  • Степанов Александр Борисович
  • Липов Александр Павлович
  • Куценок Юрий Борисович
  • Ашкинази Лев Аврамович
SU1613726A1
Способ получения поверхности трения 1988
  • Семенов Александр Павлович
  • Воронин Николай Алексеевич
  • Сахаров Борис Игоревич
SU1684549A1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЗАГОТОВКИ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ ИЗ ЭТОГО СПЛАВА 2004
  • Плужников Юрий Владимирович
  • Колмаков Алексей Васильевич
  • Гридасов Владимир Алексеевич
  • Майорова Татьяна Иосифовна
  • Буше Николай Александрович
  • Маркова Татьяна Федоровна
  • Миронов Александр Евгеньевич
RU2284364C2
УСТРОЙСТВО для УСТАНОВКИ СЕРДЕЧНИКА С НОСИТЕЛЕМ ЗАПИСИ 0
  • Иностранец Вацлав Дундр Чехословацка Социалистическа Республика Иностранное Предпри Тие Тесла Народни Подник Чехословацка Социалистическа Республика
SU409289A1

RU 2 480 637 C2

Авторы

Асланян Ирина Рудиковна

Шустер Лева Шмульевич

Даты

2013-04-27Публикация

2011-08-04Подача