Изобретение относится к энергосберегающим технологиям в области отопителей для транспортных средств.
Из всех видов отопителей для транспортных средств наиболее целесообразными, с точки зрения экологии и энергосбережения, являются отопители, использующие тепло выхлопных газов двигателей, так как не требуют для отопления дополнительного топлива и кислорода.
Однако разработки в этой области еще не нашли широкого применения и не выпускаются промышленностью. Основной недостаток их - невысокая эффективность, низкий коэффициент использования тепла выхлопных газов.
Близким к предлагаемому изобретению является [1], где в теплообменное устройство в принципе никогда не проходит весь поток выхлопных газов, а лишь его ничтожное количество. Дополнительные устройства, в виде воздухозаборного устройства и эжекторного сопла, служащие для охлаждения теплообменного устройства, просто не нужны. Установка жестких тройников на входе и выходе глушителя для отвода выхлопных газов в теплообменное устройство увеличивает массу газоотводящей трубы от двигателя и при движении транспортного средства приводит к механическому разрыву, к нарушению герметичности газоотвода. Основная же часть тепла выхлопных газов бесполезно теряется в глушителе.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является [2], в котором съем тепла улучшается принудительной циркуляцией вторичного теплоносителя сжатым воздухом. Однако снимается опять тепло не всего потока выхлопных газов, а лишь с его части, то есть налицо те же недостатки, что и у первого[1].
В предлагаемом устройстве указанные недостатки устраняются благодаря тому, что отопитель салона транспортного средства, содержащий теплоизолированный теплообменник, имеющий две цилиндрические концентрично установленные обечайки, при этом указанный теплообменник сообщен с выходом выхлопных газов из двигателя транспортного средства, а полость теплообменника соединена с расширительным баком и теплонагревательным элементом с образованием циркуляционного контура, содержащего жидкий теплоноситель, при этом нижняя часть полости между обечайками теплообменника, заполненная жидким теплоносителем, сообщена через запорно-регулирующую арматуру с источником сжатого воздуха, теплообменник установлен непосредственно на выходе выхлопных газов из двигателя, при этом внутренняя обечайка теплообменника представляет собой часть газоотвода, а часть трубопроводов отопителя, соединенная с теплообменником и находящаяся за пределами салона транспортного средства, теплоизолирована.
В предлагаемом устройстве (см. чертеж) указанные недостатки устраняются благодаря тому, что весь поток выхлопных газов проходит через теплообменник 1, где он передает тепло вторичному жидкому теплоносителю, который за счет естественной конвекции поступает через теплоизолированный трубопровод 2 в расширительный бак 3, из которого в радиатор 4, установленный, например, в салоне автобуса (не показан), затем по теплоизолированному трубопроводу 5 возвращается в теплообменник 1. Подача сжатого воздуха через запорно-регулирующую арматуру 6 в нижнюю часть полости, заполненной жидким теплоносителем, позволяет снять большую часть тепла выхлопных газов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2601826C1 |
Отопитель кузова транспортного средства | 1983 |
|
SU1164082A1 |
Отопитель кузова транспортного средства | 1982 |
|
SU1008017A1 |
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2488015C1 |
Отопитель кузова транспортного средства | 1985 |
|
SU1283121A1 |
СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2187435C1 |
Система обеспечения микроклимата электротранспорта | 2024 |
|
RU2825479C1 |
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2014 |
|
RU2573435C2 |
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ГОРОДСКОГО АВТОБУСА | 2001 |
|
RU2230929C2 |
Отопительное устройство транспортного средства | 1980 |
|
SU992245A1 |
Отопитель салона транспортного средства содержит теплоизолированный теплообменник, имеющий две цилиндрические концентрично установленные обечайки. Теплообменник сообщен с выходом выхлопных газов из двигателя транспортного средства. Полость теплообменника соединена с расширительным баком и теплонагревательным элементом с образованием циркуляционного контура, содержащего жидкий теплоноситель. Нижняя часть полости между обечайками теплообменника, заполненная жидким теплоносителем, сообщена через запорно-регулирующую арматуру с источником сжатого воздуха. Теплообменник установлен непосредственно на выходе выхлопных газов из двигателя. Внутренняя обечайка теплообменника представляет собой часть газоотвода, а часть трубопроводов отопителя, соединенная с теплообменником и находящаяся за пределами салона транспортного средства, теплоизолирована. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в повышении эффективности использования тепла выхлопных газов. 1 ил.
Отопитель салона транспортного средства, содержащий теплоизолированный теплообменник, имеющий две цилиндрические концентрично установленные обечайки, при этом указанный теплообменник сообщен с выходом выхлопных газов из двигателя транспортного средства, а полость теплообменника соединена с расширительным баком и теплонагревательным элементом с образованием циркуляционного контура, содержащего жидкий теплоноситель, при этом нижняя часть полости между обечайками теплообменника, заполненная жидким теплоносителем, сообщена через запорно-регулирующую арматуру с источником сжатого воздуха, отличающийся тем, что теплообменник установлен непосредственно на выходе выхлопных газов из двигателя, при этом внутренняя обечайка теплообменника представляет собой часть газоотвода, а часть трубопроводов отопителя, соединенная с теплообменником и находящаяся за пределами салона транспортного средства, теплоизолирована.
Отопитель кузова транспортного средства | 1983 |
|
SU1164082A1 |
Отопитель кузова транспортного средства | 1982 |
|
SU1008017A1 |
US 4415118 A, 15.11.83 | |||
Отопительное устройство для транспортного средства | 1969 |
|
SU539512A3 |
ПЕРЕНОСНОЙ ПРОТИВОЛАВИННЫЙ КОМПЛЕКС | 2013 |
|
RU2542676C2 |
Авторы
Даты
1999-03-27—Публикация
1997-06-11—Подача