ОТОПИТЕЛЬ САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1999 года по МПК B60H1/18 

Описание патента на изобретение RU2128118C1

Изобретение относится к энергосберегающим технологиям в области отопителей для транспортных средств.

Из всех видов отопителей для транспортных средств наиболее целесообразными, с точки зрения экологии и энергосбережения, являются отопители, использующие тепло выхлопных газов двигателей, так как не требуют для отопления дополнительного топлива и кислорода.

Однако разработки в этой области еще не нашли широкого применения и не выпускаются промышленностью. Основной недостаток их - невысокая эффективность, низкий коэффициент использования тепла выхлопных газов.

Близким к предлагаемому изобретению является [1], где в теплообменное устройство в принципе никогда не проходит весь поток выхлопных газов, а лишь его ничтожное количество. Дополнительные устройства, в виде воздухозаборного устройства и эжекторного сопла, служащие для охлаждения теплообменного устройства, просто не нужны. Установка жестких тройников на входе и выходе глушителя для отвода выхлопных газов в теплообменное устройство увеличивает массу газоотводящей трубы от двигателя и при движении транспортного средства приводит к механическому разрыву, к нарушению герметичности газоотвода. Основная же часть тепла выхлопных газов бесполезно теряется в глушителе.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является [2], в котором съем тепла улучшается принудительной циркуляцией вторичного теплоносителя сжатым воздухом. Однако снимается опять тепло не всего потока выхлопных газов, а лишь с его части, то есть налицо те же недостатки, что и у первого[1].

В предлагаемом устройстве указанные недостатки устраняются благодаря тому, что отопитель салона транспортного средства, содержащий теплоизолированный теплообменник, имеющий две цилиндрические концентрично установленные обечайки, при этом указанный теплообменник сообщен с выходом выхлопных газов из двигателя транспортного средства, а полость теплообменника соединена с расширительным баком и теплонагревательным элементом с образованием циркуляционного контура, содержащего жидкий теплоноситель, при этом нижняя часть полости между обечайками теплообменника, заполненная жидким теплоносителем, сообщена через запорно-регулирующую арматуру с источником сжатого воздуха, теплообменник установлен непосредственно на выходе выхлопных газов из двигателя, при этом внутренняя обечайка теплообменника представляет собой часть газоотвода, а часть трубопроводов отопителя, соединенная с теплообменником и находящаяся за пределами салона транспортного средства, теплоизолирована.

В предлагаемом устройстве (см. чертеж) указанные недостатки устраняются благодаря тому, что весь поток выхлопных газов проходит через теплообменник 1, где он передает тепло вторичному жидкому теплоносителю, который за счет естественной конвекции поступает через теплоизолированный трубопровод 2 в расширительный бак 3, из которого в радиатор 4, установленный, например, в салоне автобуса (не показан), затем по теплоизолированному трубопроводу 5 возвращается в теплообменник 1. Подача сжатого воздуха через запорно-регулирующую арматуру 6 в нижнюю часть полости, заполненной жидким теплоносителем, позволяет снять большую часть тепла выхлопных газов.

Похожие патенты RU2128118C1

название год авторы номер документа
ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Корнилов Владимир Константинович
RU2601826C1
Отопитель кузова транспортного средства 1983
  • Гафаров Марс Зайнеевич
  • Мухаметзянов Ульфат Касимович
  • Гатальский Георгий Егорович
SU1164082A1
Отопитель кузова транспортного средства 1982
  • Гафаров Марс Зайнеевич
  • Гатальский Георгий Егорович
SU1008017A1
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Шестов Алексей Михайлович
RU2488015C1
Отопитель кузова транспортного средства 1985
  • Шарапов Вячеслав Сергеевич
SU1283121A1
СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Андрусенко В.И.
  • Кальницкий Ф.Е.
  • Маханев В.Т.
  • Пархоменко Н.Д.
  • Плотников Д.А.
RU2187435C1
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Шестов Алексей Михайлович
RU2573435C2
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ГОРОДСКОГО АВТОБУСА 2001
  • Шульгин В.В.
  • Николаенко Г.А.
  • Кулыгин Д.А.
  • Гулин С.Д.
  • Никифоров Г.И.
  • Золотарев Г.М.
RU2230929C2
Отопительное устройство транспортного средства 1980
  • Груданов Владимир Яковлевич
  • Тищук Виктор Акимович
  • Ткачева Людмила Тимофеевна
  • Федюнин Анатолий Васильевич
  • Шатров Евгений Васильевич
SU992245A1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В САЛОНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Игнашкин Иван Сергеевич
  • Репетя Евгений Иванович
RU2033340C1

Реферат патента 1999 года ОТОПИТЕЛЬ САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Отопитель салона транспортного средства содержит теплоизолированный теплообменник, имеющий две цилиндрические концентрично установленные обечайки. Теплообменник сообщен с выходом выхлопных газов из двигателя транспортного средства. Полость теплообменника соединена с расширительным баком и теплонагревательным элементом с образованием циркуляционного контура, содержащего жидкий теплоноситель. Нижняя часть полости между обечайками теплообменника, заполненная жидким теплоносителем, сообщена через запорно-регулирующую арматуру с источником сжатого воздуха. Теплообменник установлен непосредственно на выходе выхлопных газов из двигателя. Внутренняя обечайка теплообменника представляет собой часть газоотвода, а часть трубопроводов отопителя, соединенная с теплообменником и находящаяся за пределами салона транспортного средства, теплоизолирована. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в повышении эффективности использования тепла выхлопных газов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 128 118 C1

Отопитель салона транспортного средства, содержащий теплоизолированный теплообменник, имеющий две цилиндрические концентрично установленные обечайки, при этом указанный теплообменник сообщен с выходом выхлопных газов из двигателя транспортного средства, а полость теплообменника соединена с расширительным баком и теплонагревательным элементом с образованием циркуляционного контура, содержащего жидкий теплоноситель, при этом нижняя часть полости между обечайками теплообменника, заполненная жидким теплоносителем, сообщена через запорно-регулирующую арматуру с источником сжатого воздуха, отличающийся тем, что теплообменник установлен непосредственно на выходе выхлопных газов из двигателя, при этом внутренняя обечайка теплообменника представляет собой часть газоотвода, а часть трубопроводов отопителя, соединенная с теплообменником и находящаяся за пределами салона транспортного средства, теплоизолирована.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2128118C1

Отопитель кузова транспортного средства 1983
  • Гафаров Марс Зайнеевич
  • Мухаметзянов Ульфат Касимович
  • Гатальский Георгий Егорович
SU1164082A1
Отопитель кузова транспортного средства 1982
  • Гафаров Марс Зайнеевич
  • Гатальский Георгий Егорович
SU1008017A1
US 4415118 A, 15.11.83
Отопительное устройство для транспортного средства 1969
  • Зифрид Кофинк
SU539512A3
ПЕРЕНОСНОЙ ПРОТИВОЛАВИННЫЙ КОМПЛЕКС 2013
  • Аджиев Анатолий Хабасович
  • Тапасханов Валерий Оюсович
  • Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович
  • Каиров Аслан Мухарбекович
  • Макридов Владимир Алексеевич
  • Несмеянов Павел Артемьевич
  • Двоеглазов Сергей Михайлович
  • Сапожников Вадим Олегович
  • Емельянов Валерий Нилович
  • Чочаев Хизир Хусейнович
  • Штульман Наум Григорьевич
RU2542676C2

RU 2 128 118 C1

Авторы

Прокунцев М.А.

Прокунцев Д.А.

Прокунцев А.Ф.

Даты

1999-03-27Публикация

1997-06-11Подача