1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для обогрева кабин и кузовов транспортных средств, например для отопления кузовов транспортных средств типа «Автомагазин, «Цыплята, «Автомастерская, «Техпомощь, и т. п.
Известны отопительные устройства уранспортных средств, двигатель внутреннего сгорания которых снабжен глушителем шума выпуска выхлопных газов с центральной перфорированной трубой и охватываюш,им ее цилиндрическим полым корпусом, содержашее установленный в глушителе соосно ему заполненный жидким теплоносителем основной теплообменник, полость которого образована двумя концентричными цилиндрическими обечайками, радиатор, размещенный в салоне транспортного средства и соединенный трубопроводом с основным теплообменником I.
Однако отопительное устройство характеризуется недостаточной тепловой эффективностью, обусловленной малой поверхностью нагрева основного теплообменника, ограниченной габаритами глушителя шума, а также интенсивным отложением накипи на
внутренней поверхности этого теплообмен. ннка, в связи с чем снижается и надежность работы устройства.
Цель изобретения - повышение тепловой эффективности и надежности работы
5 устройства.
Поставленная цель достигается тем, что отопительное устройство транспортного средства, двигатель внутреннего сгорания которого снабжен глушителем шума выпус Q ка выхлопных газов с центральной перфорированной трубой и охватывающим ее цилиндрическим полым корпусом, содержащее установленный в глушителе соосно ему заполненный жидким теплоносителем основной теплообменник, полость которого обра15 зована двумя концентричными цилиндрическими обечайками, радиатор, размещенный в салоне транспортного средства и соединенный трубопроводом с основным теплообменником, снабжено выполненной из перфорированного металлического листа
° свободно установленной в полости основного теплообменника вставкой с продольными остроконечными гофрами, прилегающими вершинами к обечайкам указанного основного теплообменника.
Кроме того, устройство оборудовано дополнительным теплообменником, выполненным в виде змеевика, установленного в глушителе соосно упомянутой перфорированной трубе с зазором, и сообщенным с указанным основным теплообменником.
На фиг. 1 изображено схематично транспортное средство с отопительным устройством, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сзади; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1 в увеличенном масштабе; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2 в увеличенном масштабе.
Отопительное устройство транспортного средства, двигатель внутреннего сгорания которого (не показан) снабжен глушителем 1 шума выпуска выхлопных газов с центральной перфорированной трубой 2 и охватываюшим ее полым корпусом, выполненным в виде цилиндрической обечайки 3. Перфорированная труба 2 соединена с выхлопным трубопроводом 4 двигателя.
Соосно глушителю установлен заполненный жидким теплоносителем, например, водой, основной теплообменник, полость 5 которого ограничена цилиндрическими обечайками 3 и 6. Глушитель снабжен перегородкой 7 на резонаторные камеры. В полости 5 основного теплообменника свободно установлена гофрированная в продольном направлении вставка 8, выполненная из металлического листа с перфорациями 9. Гофры вставки 8 выполнены остроконечными с прилегание.м вершинами к обечайкам 3 и 6.
Полость 5 основного теплообменника соединена трубопроводом 1.0 с радиаторами 11, установленными в кузове транспортного средства. Глушитель оснащен дополнительным теплообменником 12, установленным соосно перфорированной трубе 2 с зазором относительно ее. Дополнительный теплообменник 12 сообщен с основным своими концами.
Снаружи обечайки 6 выполнен защитный кожух 13. Между обечайкой 6 и кожухом 13 размещена теплоизоляция 14. Для подготовки устройства для работы и его обслуживания служат заливочная воронка 15,запорный кран 16, кран 17 слива,кран 18 уровня. Устройство снабжено двойным предохранительным клапаном 19.
Устройство работает следующим образом.
При движении транспортного средства, когда работает его двигатель, выхлопные газы, расширяясь, в резонаторных камерах глущителя 1, одновременно нагревают жидкий теплоноситель, который находится в полости 5 основного теплообменника и в дополнительном теплообменнике 12. Жидкий теплоноситель (вода) доводится до кипения, превращается в пар и по трубопроводу 10 поднимается вверх в радиаторы 11, которые выполнены полыми.
Пар вытесняет воздух-, заполняет радиаторы и, соприкасаясь с их стенками, конденсируется. Образующийся конденсат самотеком непрерывно по трубопроводу 10 возвращается в основной теплообменник, где снова
превращается в пар, воспринимая тепло отработанных выхлопных газов.
При конденсации пара нагревается поверхность радиаторов 11, которые и служат источником тепла в отапливаемом помещении. Одновременно в процессе
кипения теплоносителя образующиеся пузыри, пара, устремляясь вверх, будут проворачивать вставку 8. Вращению будет способствовать и тряска автомобиля из-за неровности дороги, вибрации и колебания
5 жидкости. Так как своими остры.ми верщинами гофр вставки 8 плотно контактирует с поверхностью обечаек 3 и 6, то при проворачивании поверхность нагрева основного теплообменника будет непрерывно очищаться от накипи.
Безопасность работы отопительного устройства обеспечивается двойным предохранительным клапаном 19, который поддерживает в системе заданное давление греющего пара и ликвидирует вакуум при выключении и остывании отопительного устройства. Промежуточный теплоноситель заливается в устройство через заливочную воронку 15. Г1ри этом запорный кран 16 и кран 17 слива должны быть закрыты, а кран 18 уровня, по которомуопределяется
0 количество залитой жидкости, открыт. В рабочем состоянии отопительного устройства краны 16-18-должны быть закрыты. Наличие вставки с перфорациями и дополнительного теплообменника увеличивает поверхность нагрева теплоносителя в основном
5 теплообменнике. Кроме того, свободно установленная вставка с остроконечными гофрами в результате кипения теплоносителя и вибрации при движении транспортного средства будет поворачиваться вокруг оси глушителя и счищать накипь с поверхности нагрева основного теплообменника. Тем , самым повыщается тепловая эффективность и надежность работы устройства.
Кроме того, при установке дополнительного теплообменника - змеевика соосно
5 перфорированной трубе с зазором возникает дополнительный эффект - улучщение акустических качеств глушителя за счет о.хлаждения выхлопных газов, что расщиряет функциональные возможности устройства.
Формула изобретения
1. Отопительное устройство транспортного средства, двигатель внутреннего сгорания которого снабжен глушителем шума выпуска выхлопных газов с центральной перфорированной трубой и охватывающим ее цилиндрическим полым корпусом, содержащее установленный в глущителе соосно ему
заполненный жидким теплоносителем основной теплообменник, полость которого образована двумя концентричными цилиндрическими обечайками, радиатор,- размещенный в салоне транспортного средства и соединенный трубопроводом с основным теплообменником, отличающееся тем, что, с целью повышения тепловой эффективности и надежности работы, оно снабжено выполненной из перфорированного металлического листа свободно установленной в полости основного теплообменника вставкой с продольными остроконечными гофрами, прилегающими вершинами к обечайкам указанного основного теплообменника.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем улучшения акустических качеств глушителя, оно снабжено дополнительным теплообменником, выполненным в виде змеевика, установленного в глушителе соосно упомянутой перфорированной трубе с зазором, и сообщенным с указанным основным теплообменником.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 1981011, кл. 237-12.3, 1934 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Отопитель кузова транспортного средства | 1982 |
|
SU1008017A1 |
ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2601826C1 |
ОТОПИТЕЛЬ САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2128118C1 |
Глушитель шума выхлопных газов Попова | 1988 |
|
SU1574851A1 |
Отопительное устройство для кузова транспортного средства | 1980 |
|
SU950553A1 |
Отопитель кузова транспортного средства | 1983 |
|
SU1164082A1 |
Отопительное устройство для кузова транспортного средства | 1985 |
|
SU1342755A1 |
Глушитель шума для двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1758252A2 |
Отопительное устройство для транспортного средства | 1969 |
|
SU539512A3 |
Устройство для отопления кабины транспортного средства | 1990 |
|
SU1757924A1 |
/2 А
тН
f/г./
Авторы
Даты
1983-01-30—Публикация
1980-08-15—Подача