Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к внешней световой сигнализации об изменении направления движения.
В условиях интенсивного городского движения одним из наиболее сложных маневров транспортного средства является разворот.
Известно устройство для сигнализации об изменении направления движения транспортного средства, в том числе о выполнении разворота, содержащее указатель поворота с левыми и правыми лампами, подключенными через прерыватель и двухпозиционный переключатель к источнику питания /1/.
Данное устройство применяется на сегодняшний день. При сигнализации о выполнении разворота (левого или правого) с помощью двухпозиционного переключателя в проблесковом режиме включаются лампы указателей поворота соответствующего борта.
Недостатком данной сигнализации о выполнении разворота является недостаточная дифференцированность передаваемой информации, поскольку на данный световой сигнал (включена лампа указателя поворота в проблесковом режиме) приходится обозначение еще четырех маневров транспортного средства: начала движения, перестроения, поворота и обгона /2/. Это вызывает трудности в однозначном толковании подаваемого сигнала всеми участниками дорожного движения.
Известно устройство для сигнализации об изменении направления движения транспортного средства, в том числе о выполнении разворота, содержащее указатель поворота с основными левыми и правыми лампами, подключенными через прерыватель и многопозиционный переключатель к источнику питания, а также дополнительные сигнальные лампы указателей поворота /3/.
При намерении осуществить обгон или перестроение транспортного средства путем перевода рычага многопозиционного переключателя в первое (левое или правое) положение в проблесковом режиме включаются основные лампы указателей поворота соответствующего борта. При намерении осуществить разворот или поворот (левые и правые) транспортного средства переводом рычага многопозиционного переключателя во второе соответствующее положение (левое и правое) в проблесковом режиме включаются как основные, так и дополнительные лампы указателей поворота.
Недостатком данного устройства является по-прежнему ограниченная дифференцированность передаваемой информации, поскольку на два типа маневра приходится один тип сигнала. Кроме того, возможно искажение передаваемой информации в случае выхода из строя одной из ламп указателей поворота. Так, перегорание одной из ламп при сигнализации разворота приведет к тому, что этот сигнал (включена одна лампа в проблесковом режиме) будет воспринят как информация об обгоне или перестроении.
Известно также устройство для сигнализации об изменении направления движения транспортного средства, включая сигнализацию о развороте, содержащее указатель поворота с левыми и правыми лампами, подключенными через прерыватель и многопозиционный переключатель к источнику питания, дополнительный многопозиционный переключатель (коммутатор) в двумя парами замыкающих контактов, а также левую и правую дополнительные сигнальные лампы и переключающий блок. При этом дополнительные сигнальные лампы подключены к источнику питания посредством переключающего блока либо непосредственно, либо через прерыватель указателей поворота /4/.
В данном устройстве каждому маневру транспортного средства соответствует определенная комбинация включения основных ламп указателей поворота и дополнительных сигнальных ламп.
Эти комбинации представлены в таблице.
Для сигнализации о левом (правом) развороте замыкаются контакты переключающего блока, а рычаг многопозиционного переключателя переводится в крайнее положение (левое и правое). При этом в проблесковом режиме загораются основные лампы указателей поворота, подключенные к источнику питания через прерыватель, и в постоянном режиме дополнительные лампы, подключенные к источнику питания через переключающий блок.
Последнее устройство является наиболее близким к предлагаемому в частности по степени дифференцированности сигнализации о выполнении разворота и принято за прототип.
Основным недостатком двух последних устройств является невозможность адекватного восприятия сигнала о выполнении разворота, так же как и других маневров, всеми участками дорожного движения, включая пешеходов, поскольку значения различных комбинаций включения основных и дополнительных ламп не внесены в правила дорожного движения или в какие-либо другие нормативные документы.
Недостатком последнего устройства является также наличие двух переключателей (переключающего блока и многопозиционного переключателя), необходимых для проведения системы сигнализации в действие, что в условиях интенсивного городского движения повышает напряженность водителя.
Усложненная схема (многопозиционный переключатель и коммутатор имеют общий механический привод) повышает вероятность возникновения неисправности.
В этом устройстве также возможно искажение передаваемой информации в случае выхода из строя одной из двух дополнительных ламп. Так, перегорание одной из дополнительных ламп при сигнализации о развороте приведет к тому, что этот сигнал (включен указатель поворота в проблесковом режиме и горит одна дополнительная лампа вместо двух) будет воспринят как информация о повороте, что указывает на ограниченные возможности устройства.
Кроме того, поскольку дополнительные лампы, имеющие красный или оранжевый светофильтры, расположены только в хвостовой части транспортного средства, отсутствует информировании о намерении осуществить разворот или иной маневр тех участников движения, которые расположены с передней части транспортного средства. Так, водители транспортных средств, приближающихся к перекрестку со встречного направления, а также с правой и с левой сторон, будут видеть только лампы указателей поворота, работающие в проблесковом режиме.
Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности сигнализации о выполнении транспортным средством разворота.
Эта цель достигается тем, что в устройство для сигнализации о выполнении транспортным средством разворота, содержащее указатель поворота с левым и правым лампами, подключенными через прерыватель и двухпозиционный переключатель к источнику питания, дополнительный двухпозиционный переключатель с двумя парами замыкающих контактов, введены установленные в хвостовой и передней частях транспортного средства фонари со светофильтрами, выполненными в виде символа информационно-указательного знака "Место для разворота", представляющего собой обратную дугообразную стрелку. При этом упомянутые фонари подключены к источнику питания через прерыватель указателя поворота и первую пару контактов дополнительного двухпозиционного переключателя, контакты второй пары которого соединены с соответствующими лампами указателя поворота с образованием дополнительных цепей их питания.
Установленные в передней части транспортного средства фонаря с указанными светофильтрами конструктивно выполнены на обратных сторонах корпусов наружных зеркал заднего вида.
В хвостовой части транспортного средства фонари со светофильтрами в виде обратных дугообразных стрелок могут быть продублированы табло с надписью "Разворот", также работающим в проблесковом режиме. Надпись, помимо русского, может быть исполнена также на любом из наиболее распространенных языков: английском, немецком, французском, испанском, китайском, японском и др. Следует отметить, что в случае включения предлагаемого устройства в какие-либо нормативные документы надобность в табло с надписью может отпасть.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема предлагаемого устройства, на фиг. 2 изображен один из вариантов расположения фонарей и табло на легковом автомобиле.
Устройство содержит источник питания 1, прерыватель 2 указателей поворота, двухпозиционный переключатель 3 с двумя замыкающими контактами, состоящий из подвижного 4 и неподвижных 5 и 6 контактов, дополнительный двухпозиционный переключатель 7 с двумя парами замыкающих контактов, состоящий из подвижного 8 и неподвижных 9 - 12 контактов, левые лампы 13 и 14 и правые лампы 15 и 16 указателей поворота, фонари со светофильтрами в виде обратных дугообразных стрелок 17 - 20, табло с надписью "Разворот" 21.
Подвижный контакт 4 двухпозиционного переключателя 3, имеющий два положения (левое Л и правое П), через прерыватель 2 указателей поворота соединен с источником питания 1, неподвижный контакт 5 - с левыми лампами 13 и 14 указателей поворота и неподвижным контактом 9 дополнительного переключателя 7, неподвижный контакт 6 - с правыми лампами 15 и 16 указателей поворота и неподвижным контактом 11 дополнительного переключателя 7, неподвижные контакты 10 и 12 дополнительного переключателя соединены с фонарями 17 - 20 и табло 21, а подвижный контакт 8 дополнительного переключателя, имеющий также два положения (левое Л и правое П), соединен через прерыватель 2 указателей поворота с источником питания 1.
Табло 21 с надписью "Разворот" и два фонаря со светофильтрами в виде обратных стрелок 18 и 19 располагаются в хвостовой части транспортного средства и имеют красный или оранжевый цвет. Два других фонаря 17 и 20 располагаются с передней части транспортного средства и конструктивно исполнены на обратной стороне корпусов наружных зеркал заднего вида.
Устройство работает следующим образом.
В нейтральном положении подвижного контакта 8 дополнительного переключателя 7 и подвижного контакта 4 двухпозиционного переключателя 3 цепи фонарей 17 - 20, табло 21 и ламп указателей поворотов 13 - 16 разомкнуты и они не горят. Для сигнализации о левом (правом) развороте включают дополнительный переключатель в положении Л и П (замыкают подвижный контакт 8 с неподвижными контактами 9 - 12 (10 и 11). При этом загораются в проблесковом режиме все фонари с обратными стрелками 17 - 20, табло с надписью "Разворот" 21 и одновременно лампы 13 - 14 (15 и 16) указателей поворота, подключенные к источнику питания 1 через прерыватель 2.
При необходимости включения только ламп указателей поворота (левых или правых) для обозначения других маневров дополнительный переключатель 7 остается в нейтральном положении, а двухпозиционный переключатель 3 переводится в положение Л или П. При этом в проблесковом режиме загораются только лампы указателей поворота 13 и 14 (15 и 16), подключенные к источнику питания 1 через прерыватель 2 и контакты 4,5 (6), а все фонари с обратными стрелками и табло с надписью "Разворот" не горят.
Основным преимуществом предлагаемого устройства является однозначное толкование подаваемого сигнала о выполнении транспортным средством разворота всеми участками дорожного движения, включая пешеходов, поскольку надпись на табло говорит сама за себя, а обратные дугообразные стрелки представляют собой символ информационно-указательного знака "Место для разворота", включенного в Правила дорожного движения, знакомые каждому водителю.
Простота электрической схемы и наличие только одного переключателя, необходимого для проведения в действие сигнализации о выполнении разворота, повышают надежность и оперативность ее включения.
Повышается устойчивость передаваемой информации от искажения при выходе из строя фонарей с табло или ламп указателей поворота. Так, при перегонки какой-либо лампы указателей поворота информирование о выполнении разворота осуществляется с помощью фонарей и табло с символом информационно-указательного знака "Место для разворота", а при выходе из строя табло и фонарей сигнализация о выполнении разворота осуществляется с помощью общепринятого указателя поворота.
Конструктивное исполнение фонарей с обратной дугообразной стрелкой на наружных зеркалах заднего вида делает заметным сигнал о выполнении разворота практически со всех направлений.
Таким образом, предлагаемое устройство сигнализации о выполнении транспортным средством разворота повышает эффективность информирования, что приводит к снижению аварийности на дорогах.
Источники информации:
1. Тимофеев Ю.Л. и др. Электрооборудование автомобилей, М., "Транспорт", 1994, гл. 5.
2. Правила дорожного движения Российской Федерации /введены в действие с 1 июля 1994 г./
3. Патент Великобритании N 1259954 кл. B 60 Q 1/38, 1972.
4. Авторское свидетельство СССР N 1041344, кл. B 60 Q 1/38, 1983.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ВНЕШНЕЙ СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2149779C1 |
СПОСОБ ПОДАЧИ СВЕТОВОГО СИГНАЛА И УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2004 |
|
RU2264933C1 |
Устройство для сигнализации об изменении направления движения транспортного средства | 1982 |
|
SU1041344A1 |
СПОСОБ ПОДАЧИ СИГНАЛА РАЗВОРОТА ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2006 |
|
RU2323837C2 |
Устройство внешней световой сигнализации транспортного средства | 1984 |
|
SU1193030A1 |
Устройство для сигнализации об изменении направления движения транспортного средства | 1985 |
|
SU1279887A1 |
УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2005 |
|
RU2306234C2 |
УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЯ РАЗВОРОТА АВТОМОБИЛЯ | 2005 |
|
RU2283250C1 |
Устройство сигнализации транспортного средства | 1984 |
|
SU1168999A1 |
УСТРОЙСТВО И.И.СТАШЕВСКОГО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ | 1996 |
|
RU2116208C1 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к внешней световой сигнализации об изменении направления движения. Устройство снабжено работающими в проблесковом режиме фонарями, светофильтры которых выполнены в виде символа информационно-указательного знака "Место для разворота", представляющего собой обратную дугообразную стрелку. С передней части транспортного средства фонари конструктивно выполнены на обратной стороне корпусов наружных зеркал заднего вида. Устройство обеспечивает однозначное толкование подаваемого сигнала о развороте, характеризуется повышенными надежностью, оперативностью включения сигнализации, обзорностью сигнала для других участников движения. 1 з.п.ф-лы, 2 ил. 1 табл.
Устройство для сигнализации об изменении направления движения транспортного средства | 1982 |
|
SU1041344A1 |
GB 1259954 A1, 12.01.72. |
Авторы
Даты
1999-04-27—Публикация
1996-07-08—Подача