Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к контролю качества материала с помощью магнитных и электрических средств.
Известно, что при производстве штампуемых деталей контроль качества осуществляется в соответствии с требованиями надежности и ответственности за ресурс конструктивного узла при эксплуатации. Используется стопроцентный, выборочный и периодический виды контроля [1].
В автомобилестроении используют контроль качества отштампованных деталей по эталону. Данный способ заключается в выполнении следующих операций: предварительно определяют форму и размер заготовки; затем определяют контур заготовки, схему нагружения заготовки при вытяжке; место и марку смазочного материала; производят подбор необходимого материала; штампуют партии деталей; выполняют обмер деталей на соответствие чертежу; далее выбирают эталонную деталь. Эталон является критерием требований, которые предъявляются к детали [2].
Недостатком данного способа контроля является невозможность выявления дефекта штамповки-утонения, а также высокая трудоемкость (100% контроль) при контроле по эталону.
Прототипом изобретения является неразрушающий способ оценки штампуемости листового проката [3] , заключающийся в следующих действиях: измеряют тангенциально-составляющие ЭДС накладного датчика в критической точке по деформациям в двух взаимно перпендикулярных направлениях, то есть численные величины амплитуд гармоник наносят на график; по методу расположения нанесенной точки относительно предельной кривой (на графике (фиг. 3) [3] предельная кривая не показана - она пересекает линии напряженного состояния в точках по критическим деформациям по заданной схеме нагружения этого напряженного состояния) определяют штампуемость (запас пластичности).
Недостатком данного способа является то, что измерение производится в двух взаимно перпендикулярных направлениях, что увеличивает трудоемкость процесса оценки качества детали.
Задача изобретения заключается в снижении трудоемкости и создании качественного технологического процесса по определению утонения в критических точках материала детали по деформациям.
Предлагается способ контроля качества штампованных деталей по утонению в критических точках детали по деформациям после штамповки. При штамповке в местах вытяжки, перегиба и штамповки ребер жесткости допускается утонение (изменение исходной толщины материала автолиста после штамповки детали) до 15% [1].
Предлагаемый способ заключается в следующем: берут бракованные детали по утонению (одной плавки и партии холоднокатаного тонколистового проката по 7 деталей одного утонения для малой статистики) с различной величиной; измеряют нормально-составляющую ЭДС накладного преобразователя в зоне утонения (3 - 4 мм от линии утонения), то есть численную величину амплитуды третьей гармоники; фиксируют величину амплитуды; испытывают на стенде на циклическую усталость (долговечность) и фиксируют детали, выдержавшие циклическую нагрузку, близкую к 200 000 циклами, но за их пределами; все имеющиеся замеры по выбранным деталям, выдерживающие 200 000 циклов, статически обрабатывают и назначают граничную величину амплитуды третьей гармоники для определения величины утонения и качества материала детали.
Реализация способа осуществлена на детали "Щиток тормоза" ВАЗ 2108-3502014.5, которая изготавливается из стали 08 Ю размером 2,5 х 480 мм ОСВ 11 Б. Забраковано 90 000 штук деталей. По предлагаемому способу прибором ПКШ-1 и преобразователем нормально-составляющей нашли граничные значения амплитуды третьей гармоники αз= 19,2. Из 90 000 деталей при разработке признаны годными по предлагаемому способу 25 000 штук деталей.
Источники информации
1. Горячий А.Д. и др. Технология изготовления автомобильного кузова. -М. : Машиностроение, 1979, 72.
2. Там же, с. 72 - 74.
3. Гусак Н. О. и др. Неразрушающий метод оценки штампуемости листового проката. Журнал КШП. - 1994, N 8, c. 6 - 9.
Контроль качества детали осуществляют по величине амплитуды третьей гармоники нормальной составляющей ЭДС. Измерение проводят в диапазоне 3-4 мм от линии утонения материала. Предложенный способ позволяет упростить процедуру контроля. 1 з.п. ф-лы.
Горячий А.Д | |||
и др | |||
Технология изготовления автомобильного кузова | |||
- М.: Машиностроение, 1979, с.72-74 | |||
Гусак И.О | |||
и др | |||
Неразрушающий метод оценки штампуемости листового проката | |||
Журнал КШП | |||
Прибор для охлаждения жидкостей в зимнее время | 1921 |
|
SU1994A1 |
Способ контроля штампуемости листовых ферромагнитных материалов | 1984 |
|
SU1211646A1 |
Способ электромагнитного контроля механических свойств ферромагнитных объектов в процессе их движения | 1978 |
|
SU1002946A1 |
Пуговица | 0 |
|
SU83A1 |
Авторы
Даты
1999-05-20—Публикация
1996-09-13—Подача