КОНДЕНСАТОР-РАДИАТОР Российский патент 1999 года по МПК F28B1/06 F28D7/00 

Описание патента на изобретение RU2135918C1

Изобретение относится к теплообменным аппаратам транспортных средств и может быть использовано в автомобильной промышленности.

Известны теплообменные модули, содержащие несколько теплообменников, связанных между собой совокупностью крепежных средств (Пат. США N 4651816, кл. F 28 D 7/10, опубл. 24.03.87). Недостатком данного модуля является необходимость изготовления каждого теплообменника по отдельности и их последующее крепление, что приводит к значительному повышению стоимости самого модуля.

Известные алюминиевые радиаторы с зажимным бачком (В.В. Бурков, Алюминиевые радиаторы автотранспортных двигателей, М.-Л., 1964, Машиностроение, с. 56) не приемлемы для комбинированных функций, т.е. они не могут выполнять функции радиатора и конденсатора в одном устройстве.

Наиболее близкой к заявляемому изобретению по количеству общих существенных признаков является комбинация конденсатора и радиатора, содержащая пару объединенных коллекторов конденсатора и пару танков радиатора, попарно объединенных трубок с хладагентом и трубок с охладителем, общие для них гофрированные ленты, патрубки для соединения конденсатора с системой кондиционирования и патрубков для соединения радиатора с системой охлаждения двигателя (Пат. США N 50096262, кл. F 28 D 7/16, опубл. 23.04.91).

Комбинация конденсатора-радиатора обладает существенными недостатками, поскольку является дорогостоящей в производстве и обладает низкой эффективностью рабочего процесса, так как радиатор, имеющий более высокую температуру, передает теплоту конденсатору путем непосредственного контакта.

Задача изобретения - повышение экономичности изготовления конденсатора-радиатора и повышение эффективности рабочего процесса за счет уменьшения контакта конденсатора с радиатором.

Поставленная задача решается тем, что в известном конденсаторе-радиаторе, содержащем сердцевину, состоящую из параллельных трубок с хладагентом высокого давления системы кондиционирования воздуха и трубок с охладителем двигателя, пару коллекторов, объединяющих с противоположных концов трубки с хладагентом, пару бачков-коллекторов, состоящих из трубной доски, объединяющих с противоположных концов трубки с охладителем, общие для трубок с хладагентом и трубок с охладителем гофрированные ленты, соединяющие между собой трубки с хладагентом и трубки с охладителем, патрубки для соединения коллекторов с системой кондиционирования и патрубки для соединения бачков - коллектора с двигателем, внесены следующие изменения: параллельные трубки с хладагентом и трубки с охладителем связаны перемычками и установлены соответственно в коллекторы и в трубные доски бачков - коллекторов, которые выполнены в виде полубачков и трубных досок в виде углубленных корыт с перфорированными днищами и с отогнутыми верхними кромками, снабженными желобами и зажимными зубцами, расстояние между внешними поверхностями желобов трубных досок больше наибольшего расстояния между крайними (полярными) образующими линиями наружных поверхностей коллекторов на величину не менее двух толщин рабочей кромки зажимной плиты зажимного станка, полубачки выполнены в виде крышек с патрубками для приема и вывода охладителя, неконтактные части гребней гофрированных лент, соединяющих трубки с хладагента и трубки с охладителем, в промежутках между трубками направлены в стороны, противоположные контактным частям гребней этих же гофрированных лент.

Для механизации сборки конденсаторов-радиаторов и удешевления их стоимости полубачки выполненные из пластмассы.

Расстояние между желобами трубных досок с задней стороны меньше, чем с передней для более компактного размещения вводов и выводов пластиковых полубачков.

Отличительный признак - соединение трубок, по которым проходит хладагент с трубками, по которым движется охладитель двигателя, перемычками позволяет осуществить единый процесс сборки сердцевины конденсатора-радиатора.

Отличительный признак - выполнение бачков-кллекторов из пластиковых полубачков и трубных досок в виде углубленных корыт с перфорированными днищами позволяет обеспечить наиболее экономичный сборочный процесс, который заключается в сочетании пайки сердцевины, коллекторов и трубных досок с последующим присоединением к ним пластикового полубачка путем зажима зубцов. Зубцы находятся на отогнутых кромках. Расстояние между внешними поверхностями желобов трубных досок, которое больше наибольшего расстояния между полярными образующими, позволяет установить спаяный конденсатор-радиатор на рабочую кромку захватной плиты зажимного станка. Благодаря этому для производства конденсаторов-радиаторов можно использовать наиболее экономичную комбинацию изготовления: пайку сердцевины, коллекторов, трубных досок в печах и скрепление с пластиковым полубачком путем зажима на станках. При этом практически исключается передача теплоты от трубок более нагретого радиатора к трубкам конденсатора.

Особая форма выполнения гофрированной ленты таким образом, что неконтактная часть гребней гофрированных лент, направленная в сторону, противоположную контактной части гребней тех же гофрированных лент, препятствует передачи теплоты от радиаторной части к конденсаторной. Гребень, вогнутый внутрь, проводит теплоту в центральную часть межтрубного пространства и уносится выходящим из конденсатора воздухом в радиаторную часть, при этом линии переноса теплоты огибают вогнутую часть из-за интенсивного охлаждения неконтактной части гребня и изгибаются в сторону радиаторной части.

На фиг. 1 изображен конденсатор-радиатор в 3-х проекциях, где а) фронтальный вид, б) вид сверху, в) вид сбоку, на фиг. 2 - вид со стороны конденсатора, на фиг. 3 - бачок-коллектор, на фиг. 4 - часть радиатора-конденсатора на зажимной плите, на фиг. 5 - торцевой вид гофрированной ленты, на фиг. 6 - боковой вид гофрированной ленты, на фиг. 7 - аксонометрический фрагмент сердцевины.

Конденсатор-радиатор содержит сердцевину 1, состоящую из параллельных трубок 2 с хладагентом высокого давления системы кондиционирования воздуха и трубок 3 с охладителем двигателя, пару коллекторов 4, объединяющих с противоположных концов трубки с хладагентом, пару бачков-коллекторов 5, состоящих из трубной доски 6 и пластикового полубачка 7, объединяющих с противоположных концов трубки с охладителем, общие для трубок 2 с хладагентом и трубок 3 с охладителем, защищенные планками 8 гофрированные ленты 9, соединяющие между собой трубки 2 с хладагентом и трубки 3 с охладителем, патрубки 10 для соединения коллектора 4 с системой кондиционирования и патрубками 11 для соединения бачков-коллекторов с двигателем (на фиг. не показан). Параллельные трубки с хладагентом 2 и трубки с охладителем 3 соединены перемычками 12. Трубные доски 6 выполнены в виде углубленных корыт 13 с перфорированными днищами 14 и с отогнутыми верхними кромками 15, снабженными желобами 16 и зажимными зубцами 17, расстояние 18 между внешними поверхностями желобов 16 трубных досок 6 больше наибольшего расстояния 19 между полярными (крайними) 20 образующими линиями наружных поверхностей коллекторов 4 на величину не менее двух толщин рабочей кромки 21 зажимной плиты зажимного станка (на чертеже не показан). Бачки 5 выполнены в виде крышек с патрубками 11 для приема и вывода охладителя, неконтактные части гребней 22 гофрированных лент 9, соединяющих трубки 2 с хладагентом и трубки 3 с охладителем, в промежутках между трубками направлены в стороны, противоположные контактным частям 23 гребней 22 этих же гофрированных лент 9. Жесткость сердцевины обеспечивается пленкой 8.

Устройство работает следующим образом.

Хладагент в систему кондиционирования поступает через патрубки 10 и циркулирует по параллельным трубкам 2 сердцевины 1, и соединяющие коллекторы 4, связанные между собой гофрированными лентами 9, защищенные планками 8. Охладитель поступает в систему охлаждения через патрубки 11, циркулирует по параллельным трубкам 3 сердцевины 1, бачкам - коллекторам 5. Охлаждающий воздух проходит через сердцевину 1 и сначала охлаждают через гофрированные ленты 9 хладагент в трубках 2, а затем охладитель в трубках 3.

Изобретение позволяет осуществить единый процесс сборки конденсатора-радиатора и, таким образом, обеспечивает наиболее экономичный процесс изготовления, при этом сводится к минимуму отрицательное влияние наиболее нагретого радиатора на конденсатор.

Похожие патенты RU2135918C1

название год авторы номер документа
КОНДЕНСАТОР 1998
  • Шурипа В.А.
RU2135919C1
ПЛОСКООВАЛЬНАЯ МНОГОКАНАЛЬНАЯ ЛЕНТА ДЛЯ ТЕПЛООБМЕННЫХ АППАРАТОВ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Шурипа В.А.
RU2144650C1
МНОГОКАНАЛЬНАЯ ПРЕССОВАННАЯ ТРУБКА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 1999
  • Шурипа В.А.
RU2155921C1
ТУРБОАГРЕГАТ КОМПРЕССОРНО-НАСОСНЫЙ 1997
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
RU2133929C1
ТУРБОАГРЕГАТ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ 1999
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
RU2158398C1
СУДОВАЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 1997
  • Козычев Б.С.
RU2139225C1
ГАЗООЧИСТНОЕ УСТРОЙСТВО 1995
  • Козычев Б.С.
RU2111415C1
РАДИАЛЬНАЯ ИМПУЛЬСНАЯ ТУРБИНА НАДДУВА ДИЗЕЛЯ 1994
  • Шурипа В.А.
RU2107825C1
НАСАДКА ГРЕБНОГО ВИНТА 1997
  • Козычев Б.С.
RU2133691C1
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОХЛАДИТЕЛЬ 1998
  • Кагановский И.А.
RU2141607C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 135 918 C1

Реферат патента 1999 года КОНДЕНСАТОР-РАДИАТОР

Изобретение предназначено для применения в теплообменных аппаратах транспортных средств. Изобретение включает сердцевину, состоящую из параллельных трубок с хладагентом высокого давления системы кондиционирования воздуха и трубок с охладителем двигателя, пару коллекторов, объединяющих с противоположных концов трубки с хладагентом, пару бачков-коллекторов, состоящих из трубной доски и пластикового полубачка, объединяющих с противоположных концов трубки с охладителем, общие для трубок с хладагентом и трубок с охладителем, защищенные планками гофрированные ленты, соединяющие между собой трубки с хладагентом и трубки с охладителем, патрубки для соединения коллекторов с системой кондиционирования и патрубками для соединения бачков-коллекторов с двигателем. Параллельные трубки с хладагентом и трубки с охладителем соединены перемычками. Трубные доски выполнены в виде углубленных корыт с перфорированными днищами и с отогнутыми верхними кромками, снабженными желобами и зажимными зубцами, расстояние между внешними поверхностями желобов трубных досок больше наибольшего расстояния между полярными (крайними) образующими линиями наружных поверхностей коллекторов на величину не менее двух толщин рабочей кромки зажимной плиты зажимного станка. Бачки-коллекторы выполнены в виде крышек с патрубками для приема и вывода охладителя, а неконтактные части гребней гофрированных лент, соединяющих трубки с хладагентом и трубки с охладителем, в промежутках между трубками направлены в стороны, противоположные контактным частям гребней этих же гофрированных лент. Изобретение позволяет повысить эффективность работы конденсатора-радиатора. 2 з.п.ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 135 918 C1

1. Конденсатор-радиатор, содержащий сердцевину, состоящую из параллельных трубок с хладагентом высокого давления, системы кондиционирования воздуха и трубок с охладителем двигателя, пару коллекторов, объединяющих с противоположных концов трубки с хладагентом, пару бачков - коллекторов трубной доски, объединяющих с противоположных концов трубки с охладителем, общие для трубок с хладагентом и трубок с охладителем гофрированные ленты, соединяющие между собой трубки с хладагентом и трубки с охладителем, патрубки для соединения коллекторов с системой кондиционирования и патрубки для соединения бачков-коллекторов с двигателем, отличающийся тем, что параллельные трубки с хладагентом и трубки с охладителем связаны перемычками и установлены соответственно в коллекторы и в трубные доски бачков-коллекторов, которые выполнены в виде полубачков и трубных досок в виде углубленных корыт с перфорированными днищами и с отогнутыми верхними кромками, снабженными желобами и зажимными зубцами, при этом расстояние между внешними поверхностями желобов трубных досок больше наибольшего расстояния между крайними образующими линиями наружных поверхностей коллекторов на величину не менее двух толщин рабочей кромки зажимной плиты зажимного станка, бачки выполнены в виде крышек с патрубками для приема и вывода охладителя, неконтактные части гребней гофрированных лент, соединяющих трубки с хладагентом и трубки с охладителем, в промежутках между трубками направлены в стороны, противоположные контактным частям гребней этих же гофрированных лент. 2. Конденсатор-радиатор по п.1, отличающийся тем, что полубачки выполнены из пластмассы. 3. Конденсатор-радиатор по п.2, отличающийся тем, что расстояние между желобами трубных досок с задней стороны меньше, чем с передней.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2135918C1

US 5009262 A, 23.04.91
Кожухотрубный теплообменник 1971
  • Заутин Павел Николаевич
  • Шабанов Павел Павлович
  • Бердоносов Геннадий Федорович
  • Щеткин Юрий Владимирович
SU501265A1
Горизонтальный кожухотрубный теплообменник 1989
  • Кара Петр Филиппович
  • Кодинов Станислав Борисович
SU1672189A1
Теплообменник 1979
  • Белинин Виктор Борисович
SU868299A1
Аппарат для нагревания поступающей в переменном количестве жидкости 1928
  • Рейтер Г.А.
SU10214A1

RU 2 135 918 C1

Авторы

Шурипа В.А.

Каплан Т.Ю.

Даты

1999-08-27Публикация

1998-04-07Подача