Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может применяться в двигателях с водомасляным охладителем масла системы смазки.
Известны двигатели с системой жидкостного охлаждения [1], содержащие радиатор, водяной циркуляционный насос, охладитель масла системы смазки двигателя, установленный на боку блока цилиндров и состоящий из корпуса, внутри которого размещен пакет трубок, по которому происходит проток воды, поступающей из радиатора в водяной насос. Из водяного насоса охлаждающая жидкость по водяному трубопроводу поступает в распределительный канал, отлитый в рубашке цилиндров или выполненный в виде полости рубашки охлаждения, закрываемой крышкой. Из этого канала охлаждающая жидкость равномерно поступает в водяную рубашку охлаждения каждого цилиндра.
Эта система обладает хорошей эффективностью охлаждения. Однако наряду с этим она обладает следующими недостатками: недостаточной компактностью; сложностью конструкции и недостаточной надежностью из-за наличия водяного трубопровода между охладителем масла и водяным насосом и между водяным насосом и водяной рубашкой двигателя и необходимостью его уплотнения при подсоединении к охладителю и к блоку цилиндров.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой системе жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания является выбранная в качестве прототипа система жидкостного охлаждения [2], содержащая радиатор, водяной циркуляционный насос, охладитель масла системы смазки двигателя, установленный на боку блока цилиндров и состоящий из корпуса, внутри которого размещен пакет трубок, по которому происходит проток воды, поступающей из водяного насоса.
Из охладителя масла охлаждающая жидкость по водяному трубопроводу поступает в распределительный канал, отлитый в рубашке цилиндров вдоль двигателя параллельно оси цилиндров или выполненный в виде полости рубашки охлаждения, закрываемой крышкой. Такую систему охлаждения имеют двигатели формы "RABA-MAN" D 2356 HMN6 и D 2156 HM 6U Двигатель D 2156 HM 6U устанавливается на автобусы "IKARUS"). Такую же систему имеют двигатели СМД-21.
Эта система обладает еще большей эффективностью, т.к. охладитель масла расположен не перед водяным насосом, а за ним на линии нагнетания.
Однако наряду с этим она обладает такими же недостатками как и система (1), а именно: недостаточной компактностью; сложностью конструкции и недостаточной надежностью из-за наличия водяного трубопровода между охладителем масла и водяной рубашкой двигателя и необходимостью его уплотнения при подсоединении к охладителю и к блоку цилиндров; усложнением изготовления блока цилиндров из-за наличия в нем распределительного канала; при выполнении распределительного канала в виде полости, закрываемой крышкой, снижается надежность конструкции из-за возможного нарушения герметичности по уплотнению крышки.
Целью изобретения является обеспечение компактности, упрощение конструкции и повышение надежности жидкостной системы охлаждения двигателя.
Указанная цель достигается тем, что в системе жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, состоящей как минимум из водяного насоса, распределительного трубопровода, обеспечивающего подвод охлаждающей жидкости к цилиндрам, блока цилиндров с размещенной в нем рубашкой охлаждения этих цилиндров, а также расположенного между водяным насосом и рубашкой охлаждения охладителя масла системы смазки двигателя. Охладитель установлен на боку блока цилиндров и состоит из корпуса, внутри которого размещен пакет трубок, по которому происходит проток воды, поступающей от водяного насоса к рубашке охлаждения цилиндров.
Между трубок осуществляется проток масла системы смазки двигателя. Охладитель масла установлен на блоке цилиндров вдоль оси двигателя параллельно оси коленчатого вала на боковой стенке рубашки охлаждения цилиндров и имеет выполненный заодно с корпусом петлеобразно загнутый канал, параллельный охладителю, соединенный водоперепускными отверстиями с рубашкой охлаждения каждого из цилиндров.
Охладитель масла состоит из двух параллельно распложенных цилиндрических пакетов трубок, максимально придвинутых к блоку цилиндров, а петлеобразно загнутый канал, параллельный пакетам трубок, расположен между пакетами трубок и стенкой водяной рубашки картера.
Совокупность существенных признаков изобретения достаточна и необходима для достижения технического результата - поставленной задачи.
На фиг. 1 показан продольный разрез рубашки охлаждения 4 - цилиндрового блока цилиндров с установленным на его боковой стенке охладителем масла; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Система жидкостного охлаждения двигателя содержит водяной насос 1, соединенный водоподводящей трубой 2 с крышкой 3 охладителя масла 4, установленного на боковой стенке рубашки охлаждения 5 цилиндров 6 параллельно оси 7 коленчатого вала. Внутри корпуса охладителя 8 на одинаковом расстоянии от стенки картера параллельно друг другу установлены два цилиндрических пакета трубок 9, впаянных в трубные решетки 10.
Внутренняя полость трубок соединена с внутренней полостью 11 крышки 3. В корпусе охладителя масла 8 выполнены два отверстия: маслоподводящее 12 и маслоотводящее 13. На торце охладителя со стороны, противоположной крышке 3, установлена крышка 14 с выполненным внутри нее петлеобразным каналом 15, соединяющим внутренние полости трубок 9 с распределительным каналом 15, соединяющим внутренние полости трубок 9 с распределительным каналом 16, выполненным заодно с корпусом охладителя между цилиндрическими пакетами трубок 9 и стенкой водяной рубашки охлаждения 4. В распределительном канале 16 выполнены водоперепускные отверстия 17, соединяющие внутреннюю полость канала 16 с полостями 18 рубашки охлаждения каждого из цилиндров 6.
Система жидкостного охлаждения работает следующим образом.
Вода (охлаждающая жидкость) из радиатора (не показан) всасывается водяным насосом 1 и поступает через водоподводящую трубу 2 в охладитель масла 4 в полость 11 крышки 3. Затем вода, протекая по трубкам 9, поступает в петлеобразный канал 15 крышки 14, а из него поступает в распределительный канал 16. Из канала 16 вода через водоперепускные отверстия 17 поступает в рубашку охлаждения каждого цилиндра и охлаждает его.
Затем из блока цилиндров вода поступает (не показано) в головку цилиндров и в радиатор.
Благодаря тому, что охладитель установлен вдоль двигателя параллельно оси цилиндра на стенке рубашки охлаждения, и распределительный канал подвода воды к каждому из цилиндров выполнен заодно с корпусом охладителя, трасса подвода воды от охладителя получалась весьма короткой, отсутствуют водяные трубы и их уплотнения, упростилась конструкция блока цилиндров. Охладитель, состоящий из двух пакетов трубок с расположенным между ними распределительным каналом, обладает большей компактностью и позволяет не выходить за габариты по ширине двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2160372C2 |
РУБАШКА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2194172C2 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2166646C2 |
РЕФРИЖЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА | 1994 |
|
RU2091675C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ВОДЯНОЙ НАСОС СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2160387C2 |
V-ОБРАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2194169C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2194174C2 |
СИСТЕМА СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2105160C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2166651C2 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2162525C2 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может применяться в двигателях с водомасляным охладителем масла системы смазки. Система состоит из водяного насоса, распределительного трубопровода, блока цилиндров, рубашки охлаждения. Между водяным насосом и рубашкой охлаждения установлен охладитель масла, размещенный на блоке цилиндров вдоль оси двигателя параллельно оси коленчатого вала на боковой стенке рубашки охлаждения, и имеет выполненный заодно с корпусом петлеобразно загнутый канал. Охладитель масла состоит из корпуса и пакета трубок. Между трубками осуществляется проток масла системы смазки двигателя. Изобретение обеспечивает повышение надежности жидкостной системы охлаждения двигателя, компактность и упрощение конструкции. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Долганов К.Е | |||
и др | |||
Дизели RABA-MAN автобусов "Икарус" | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
КОЛЕСО | 1999 |
|
RU2180886C2 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
DE 1279420 А, 03.10.68 | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1982 |
|
SU1052689A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1560743A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Устройство для охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1979 |
|
SU1008475A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1495464A1 |
Авторы
Даты
1999-09-10—Публикация
1996-03-19—Подача