СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Российский патент 2002 года по МПК B61K3/02 

Описание патента на изобретение RU2178750C2

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу смазывания гребней колес подвижного состава, и может быть использовано в устройствах с вращательными и возвратно-поступательными движениями звеньев для подведения смазочного материала к трущимся поверхностям звеньев.

Известным способы смазывания гребней колес подвижного состава, включающие подведение твердого смазочного материала, например графита, к рабочей поверхности гребня, смазывание гребня поджатием стержня из графита к гребню колеса посредством пружины (см. , например, Буйносов А. П. , Наговицын В. С. Новый гребнесмазыватель на основе графитосодержащего материала. Железнодорожный транспорт. 1996, 2, с. 40). Известен способ смазывания, заключающийся в поджатии твердого смазочного материала в виде тела качения к рабочей поверхности гребня (см. авторское свидетельство 1661027, 07.07.1991 г. ). Смазывание осуществляется роликом, взаимодействующим с гребнем колеса. Сила поджатия ролика определяется жесткостью пружины. Постоянное контактирование ролика со смазываемой поверхностью с неизменной величиной линейной скорости в месте контакта не обеспечивает натирающего действия ролика, что снижает надежность подведения твердосмазочного слоя на рабочую поверхность гребня колеса.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу смазывания гребней колес подвижного состава является способ, заключающийся в том, что поджимают твердый смазочный материал в виде диска к рабочей поверхности гребня, интенсивность подведения твердого смазочного материала регулируют путем размещения грузов на торцевой поверхности диска (см. патент на изобретение 2138416. "Способ смазывания гребней колес подвижного состава", 27.09.1999 г. ) массой грузов и их расположением изменяют величину кинетической энергии вращающегося диска и, соответственно, его угловую скорость в периоды ускоренного или замедленного движения состава, т. е. изменяют интенсивность введения твердосмазочного материала на рабочую поверхность гребня. Способ смазывания способствует снижению расхода твердосмазочного материала, обеспечивает повышение износостойкости рабочей поверхности гребня. Вместе с этим следует отметить, что введенные твердые пленки при многократных взаимных перемещениях контактирующих деталей быстро истираются без вспомогательного рабочего материала, что вызывает повышенные потери на трение. Так, например, сила трения при смазке графитом в сухом воздухе намного выше, чем во влажном. Наличие влаги является необходимым условием для проявления графитом смазывающего действия. Влага на металлических поверхностях улучшает адгезию графита к этим поверхностям (см. , например, Гаркунов Д. Н. Триботехника. - М. : Машиностроение, 1985, с. 79-80). Таким образом, без жидкого вспомогательного рабочего материала твердые пленки могут ухудшать условия смазывания гребней колес подвижного состава, имеют ограниченный срок действия.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является увеличение срока службы колесных пар путем совершенствования способа смазывания гребней колес.

Предложенный способ смазывания гребней колес подвижного состава, включающий поджатие твердосмазочного материала к рабочей поверхности гребня, регулирование интенсивности нанесения твердого смазочного материала путем размещения грузов на торцевой поверхности диска осуществляют следующим образом. При подведении смазочного материала к поверхности гребня в периоды ускоренного или замедленного движения состава в зону трения диска о гребень вводят жидкий вспомогательный материал, который размещают внутри корпуса диска. Жидкий материал подается по каналам в диске и втулке, упруго связанной с корпусом диска. Каналы втулки совмещаются с каналами диска в периоды замедленного или ускоренного вращения диска, во время которых происходит угловое смещение втулки относительно диска.

Решение технической задачи поясняется фиг. 1 и 2: фиг. 1 - продольное сечение диска и гребня, на котором представлена принципиальная схема смазывания гребня колеса, фиг. 2 - поперечное сечение диска вдоль каналов в диске и втулке.

Подведение твердого смазочного и жидкого вспомогательного материалов осуществляется следующим образом. К вращающемуся гребню 1 колеса подводят диск 2, который поджимают к его рабочей поверхности. В наружной поверхности 3 из твердого смазочного материала и корпусе диска 2 выполняют каналы 4 и 5. В корпусе диска 2 размещают втулку 6 с каналами 7 и 8, упруго связанную элементами 9 с корпусом диска. Внутреннюю полость диска заполняют жидким вспомогательным материалом 10. При вращении колесной пары за счет фрикционного катка наружная поверхность 3 диска 2 совершает вращательное движение, при этом величину разности скоростей контактирующих поверхностей диска и гребня регулируют грузами 11. При изменении угловой скорости диска в периоды ускоренного или замедленного движения состава за счет инерционных сил происходит угловое смещение втулки 6, совмещение каналов втулки и диска (4 и 7 или 5 и 8) и подача за счет центробежных сил жидкого вспомогательного материала 10 по совмещенным каналам в зону трения диска о гребень.

Вспомогательный материал способствует увеличению прочности соединения наносимой твердой пленки с поверхностью гребня колеса, обеспечивает снижение сил трения при фрикционном взаимодействии пары "гребень колеса - рельс" и увеличению срока службы гребней колес подвижного состава.

Похожие патенты RU2178750C2

название год авторы номер документа
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2001
  • Бородин А.В.
RU2189024C1
СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1997
  • Бородин А.В.
RU2138416C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Бородин А.В.
  • Волков В.М.
RU2183223C2
ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СМАЗЫВАНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА 2003
  • Бородин А.В.
  • Тарута Д.В.
RU2255253C1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2000
  • Бородин А.В.
RU2183774C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ БОКОВОГО ИЗНОСА ГОЛОВКИ РЕЛЬСА И СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Аксёнов Юрий Николаевич
  • Богачев Андрей Юрьевич
  • Гришов Сергей Александрович
  • Круглов Валерий Михайлович
  • Кузнецов Владимир Владимирович
  • Суслов Юрий Петрович
  • Суслова Ольга Юрьевна
RU2542857C2
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА 2003
  • Бородин А.В.
  • Тарута Д.В.
RU2252344C2
СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ ТВЕРДЫМИ АНТИФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ 2018
  • Выщепан Алексей Львович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Майба Игорь Альбертович
RU2680584C1
СМАЗЫВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО РЕДУКТОРА 2009
  • Бородин Анатолий Васильевич
  • Вельгодская Татьяна Владимировна
  • Тарута Дмитрий Викторович
RU2403472C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ РЕБОРДЫ КОЛЕСА ЛОКОМОТИВА 1997
  • Супрун П.П.
  • Григоренко В.Г.
  • Гончарук С.М.
  • Крапивный В.А.
  • Доронин С.В.
RU2114752C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 178 750 C2

Реферат патента 2002 года СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам смазывания гребней колес подвижного состава, также может быть использовано в устройствах с вращательными и возвратно-поступательными движениями для подведения смазочного материала к трущимся поверхностям. Способ смазывания гребней колес подвижного состава заключается в том, что поджимают твердый смазочный материал в виде диска к рабочей поверхности гребня. Регулируют интенсивность подведения твердого смазочного материала путем размещения грузов на торцевой поверхности гребня. В зону трения диска о гребень вводят жидкий вспомогательный материал. Интенсивность введения этого материала обеспечивается путем размещения его внутри корпуса диска и совмещения каналов, выполненных в наружной поверхности и корпусе диска, с каналами, выполненными во втулке, размещенной в корпусе диска и упруго связанной с корпусом диска. Достигаемый технический результат - снижение силы трения при фрикционном взаимодействии пары гребень колеса-рельс и увеличение срока службы гребней колес подвижного состава. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 178 750 C2

Способ смазывания гребней колес подвижного состава, заключающийся в том, что поджимают твердый смазочный материал в виде диска к рабочей поверхности гребня, регулируют интенсивность подведения твердого смазочного материала путем размещения грузов на торцевой поверхности гребня, отличающийся тем, что в зону трения диска о гребень вводят жидкий вспомогательный материал, а интенсивность введения этого материала обеспечивается путем размещения его внутри корпуса диска и совмещения каналов, выполненных в наружной поверхности и корпусе диска, с каналами, выполненными во втулке, размещенной в корпусе диска и упруго связанной с корпусом диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2178750C2

СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1997
  • Бородин А.В.
RU2138416C1
Устройство для смазывания реборды колеса рельсового транспортного средства 1989
  • Коропец Алексей Петрович
  • Черников Вячеслав Дмитриевич
  • Титаренко Виталий Стефанович
  • Погребняк Татьяна Владимировна
SU1661027A1
НАНЕСЕНИЯ СМАЗКИ НА НАПРАВЛЯЮЩИЕЭЛЕМЕНТЫ 0
SU279694A1
Устройство для смазки гребня колеса рельсового транспортного средства 1987
  • Коропец Алексей Петрович
  • Меренко Николай Дмитриевич
  • Пугачев Аркадий Константинович
  • Бажин Николай Николаевич
  • Черников Вячеслав Дмитриевич
SU1418147A1
Устройство для смазки реборды колеса железнодорожного транспортного средства 1988
  • Коропец Алексей Петрович
  • Зубарев Александр Юрьевич
  • Черников Вячеслав Дмитриевич
  • Чистякова Людмила Михайловна
  • Дорофеева Людмила Юрьевна
SU1549841A1
Устройство для смазывания гребня колеса рельсового транспортного средства 1987
  • Коропец Алексей Петрович
  • Меренко Николай Дмитриевич
  • Пугачев Аркадий Константинович
  • Черных Станислав Алексеевич
  • Черников Вячеслав Дмитриевич
SU1675145A1
Устройство для смазывания рельсов 1990
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Щупак Вячеслав Юзефович
SU1801839A1

RU 2 178 750 C2

Авторы

Бородин А.В.

Даты

2002-01-27Публикация

2000-02-01Подача