ПОДШИПНИК ОПОРНЫЙ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМАЗКОЙ Российский патент 1999 года по МПК F16C17/06 

Описание патента на изобретение RU2138703C1

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для повышения надежности опорных подшипников скольжения (в дальнейшем - подшипников) судовых валопроводов, механизмов и электродвигателей.

Известен подшипник с циркуляционной (централизованной) системой смазки (см. А.А.Старосельский и Я.И.Белаковский "Подшипники судовых валопроводов", М, 1959, "Морской транспорт", стр. 36), в котором смазка подводится под давлением от напорной магистрали, а отработавшее масло стекает по сточной магистрали в цистерну. Подшипник с циркуляционной смазкой обладает высокой нагрузочной способностью и простотой конструкции. Однако наличие внешней, достаточно сложной системы смазки снижает общую надежность подшипника с циркуляционной системой смазки и, следовательно, ограничивает его применение.

Наиболее близким из известных является подшипник с индивидуальной системой смазки (см. ОСТ 5.4104-80 "Подшипники скольжения, опорные самоустанавливающиеся промежуточных валов судовых валопроводов", стр.4), содержащий корпус, вкладыш, два картера и два маслоподающих устройства. Циркуляция всего объема подаваемой маслоподающими устройствами во вкладыш смазывающей жидкости обратно в картер, а следовательно, и весь теплоотвод из зоны трения производятся только за счет ее истечения с торцев вкладыша по диаметральному зазору между валом и вкладышем. Охлаждение подшипника осуществляется естественной конвекцией.

Недостатком такого подшипника является его ограничение по окружной скорости вращения вала до 6 м/с.

Задача, решаемая изобретением, - повышение надежности подшипника за счет увеличения допускаемых окружных скоростей вала свыше 6 м/с без подключения внешней циркуляционной системы смазки.

Сущность изобретения заключается в том, что подшипник опорный, содержащий корпус, вкладыш с полостью выше зоны несущего масляного слоя, два картера и два маслоподающих устройства, снабжен дополнительной емкостью, расположенной в корпусе ниже шейки вала и соединенной с картерами, а полость вкладыша соединена с дополнительной емкостью.

На чертеже изображен общий вид опорного подшипника с индивидуальной смазкой.

В корпусе 1 расположены вкладыш 2 и вал 3. В нижней части корпуса имеется дополнительная емкость 4 для смазывающей жидкости. На торцевых поверхностях вкладыша закреплены два картера 5 с расположенными в них маслоподающими устройствами, состоящими из маслоподающих колец 6 и маслосъемников 7. В верхней части вкладыша выполнена полость 8, которая соединена отверстиями 9 с маслоподающими устройствами, а отверстием 10 с дополнительной емкостью. Полости для смазывающей жидкости 11 в картерах соединены отверстиями 12 с дополнительной емкостью.

Подшипник работает следующим образом.

В полости картеров и дополнительную емкость выше уровня отверстий 12 залита смазывающая жидкость. При вращении вала смазывающая жидкость забирается маслоподающими кольцами, снимается с них маслосъемниками и по отверстиям 9 поступает в полость 8 вкладыша.

Часть поступающей из картеров во вкладыш смазывающей жидкости возвращается в картеры по диаметральному зазору между валом и вкладышем, а часть по отверстию 10 сливается в емкость 4 и далее по отверстиям 12 поступает в картеры.

Благодаря перепаду уровней смазывающей жидкости в полости 8 вкладыша, емкости 4 и полости 11 картеров происходит дополнительная циркуляция значительно большего (по сравнению с подшипниками по ОСТ 5.4104-80) объема смазывающей жидкости через вкладыш и, следовательно, интенсивный отвод тепла из зоны трения.

Увеличение теплоотвода из зоны трения с одновременным увеличением поверхности конвективного теплообмена и периода циркуляции смазывающей жидкости по подшипнику за счет расположенной в корпусе дополнительной емкости позволит увеличить допускаемую окружную скорость вращения вала свыше 6 м/с без подключения внешней циркуляционной системы смазки.

Похожие патенты RU2138703C1

название год авторы номер документа
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМАЗКОЙ 2019
  • Будниченко Михаил Анатольевич
  • Ухов Андрей Николаевич
  • Хабаров Антон Анатольевич
  • Сундеткалиев Игорь Хайрлевич
RU2718190C1
УПОРНО-ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМАЗКОЙ 2015
  • Шумов Александр Николаевич
  • Константинов Лев Николаевич
  • Ухов Андрей Николаевич
  • Булин Сергей Леонидович
  • Ларионов Владимир Васильевич
  • Сундеткалиев Игорь Хайрлевич
  • Хабаров Антон Анатольевич
  • Тарасова Анастасия Валерьевна
  • Кокотков Николай Иванович
RU2593169C1
УПОРНО-ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМАЗКОЙ 1994
  • Альпин А.Я.
  • Степанов Б.П.
  • Турманенко А.В.
  • Шапкин В.А.
  • Шумов А.Н.
RU2109180C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ И БЫСТРОХОДНОСТИ АВТОНОМНОГО ОПОРНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ 2009
  • Альпин Александр Яковлевич
  • Альпин Вадим Викторович
RU2442033C2
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1994
  • Степанов Б.П.
  • Арефьев А.А.
  • Бураков В.Н.
  • Шмелев С.А.
  • Шумов А.Н.
RU2112159C1
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМАЗКОЙ 1994
  • Степанов Б.П.
  • Турманенко А.В.
RU2088825C1
Судовой автономный опорный подшипник скольжения для валопровода 1960
  • Альпин А.Я.
SU133777A1
Упорный подшипниковый узел с индивидуальной смазкой 1974
  • Альпин Александр Яковлевич
  • Алексеев Юрий Александрович
  • Конюховский Игорь Викторович
SU491001A1
ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Ульянов А.Г.
  • Крукович А.Р.
RU2182245C1
ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Герасимов Владимир Сергеевич
  • Евтушенко Сергей Павлович
  • Казанцев Родион Петрович
  • Никифоров Сергей Аркадьевич
  • Семёновых Александр Сергеевич
  • Шуцкий Сергей Юрьевич
RU2534659C2

Реферат патента 1999 года ПОДШИПНИК ОПОРНЫЙ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМАЗКОЙ

Изобретение относится к машиностроению. Технический результат - повышение надежности опорных подшипников скольжения судовых валопроводов, механизмов и электродвигателей путем подвода в зону трения достаточного количества охлажденной смазывающей жидкости. В подшипнике обеспечена интенсивная циркуляция смазывающей жидкости через зону трения, при этом увеличено количество используемой смазывающей жидкости и в подшипнике увеличена поверхность конвективного теплообмена. Это достигается тем, что подшипник, содержащий корпус, вкладыш с полостью, два картера и два маслоподающих устройства, согласно изобретению дополнительно снабжен емкостью, расположенной в корпусе ниже шейки вала и соединенной с картерами, а полость вкладыша соединена с дополнительной емкостью. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 138 703 C1

Подшипник опорный с индивидуальной смазкой, содержащий корпус, вкладыш с полостью, два картера и два маслоподающих устройства, отличающийся тем, что подшипник снабжен дополнительной емкостью, расположенной в корпусе ниже шейки вала и соединенной с картерами, а полость вкладыша соединена с дополнительной емкостью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2138703C1

Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Подшипники скольжения, опорные самоустанавливающиеся промежуточных валов судовых валопроводов
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Старосельский A.A
и др
Подшипники судовых валопроводов.-М.: Морской транспорт, 1959, с.36
Упорный подшипник скольжения 1984
  • Баткис Григорий Семенович
  • Коханов Семен Григорьевич
  • Сидоров Владимир Павлович
SU1177566A1
Упорный подшипник скольжения 1985
  • Боярко Николай Никитович
  • Скуба Иван Степанович
  • Лисицын Константин Васильевич
  • Косяненко Александр Степанович
SU1295059A1
US 2941850, 1959.

RU 2 138 703 C1

Авторы

Степанов Б.П.

Турманенко А.В.

Шумов А.Н.

Даты

1999-09-27Публикация

1997-03-25Подача