Изобретение относится к газовой промышленности, а именно к транспорту природного газа на значительные расстояния, и может быть использовано на компрессорных станциях, повышающих давление природного газа в ходе его транспортирования.
Известна компрессорная станция (см. "Общесоюзные нормы технологического проектирования. Магистральные трубопроводы ч. 1 Газопроводы. ОНТП 51-1-85 Мингазпром" М. 1985, стр. 42-43). Известная компрессорная станция содержит газоперекачивающий аппарат, систему принудительного маслоснабжения трущихся частей газоперекачивающих аппаратов и теплообменный аппарат охлаждения масла, в котором охлаждающим агентом является воздух.
Недостатком известной компрессорной станции является зависимость применяемых аппаратов воздушного охлаждения масла от климатических условий района размещения станции, требующая использования аппаратов с повышенным коэффициентом запаса для учета неблагоприятных условий работы в жаркое летнее время. Недостаточный отвод тепла от масла, подаваемого в газоперекачивающий аппарат, может привести к аварийной ситуации.
Наиболее близкой к заявляемой является компрессорная станция транспортного газопровода, включающая соединенный с газопроводом всасывающим и нагретательным трубопроводами газоперекачивающий аппарат и установку принудительного маслоснабжения, оснащенную маслоохладителем с разделенными теплопередающей поверхностью пространствами для охлаждаемого масла и охлаждающего агента, которым является вода, и снабженным входным и выходным штуцерами для подачи масла в межтрубное пространство. (см. "Эксплуатационнику магистральных газопроводов. Справочное пособие". М., изд. "Недра", 1987, стр. 100-106).
Недостатком известной компрессорной станции является необходимость размещения на территории станции дополнительных громоздких систем регенерации и охлаждения воды, применяемой в качестве охлаждающего агента, и проведение мероприятий по очистке теплопередающих поверхностей теплообменных аппаратов от отложений солей жесткости, снижающих коэффициент теплопередачи.
Технической задачей, решаемой заявляемым изобретением, является исключение регенерации охлаждающего агента маслоохладителя за счет применения в качестве охлаждающего агента природного газа магистрального газопровода.
Поставленная техническая задача решается за счет того, что известная компрессорная станция транспортного газопровода природного газа, включающая соединенный с газопроводом всасывающим и нагнетательным трубопроводами газоперекачивающий аппарат и установку принудительного маслоснабжения, имеющую маслоохладитель с разделенными теплопередающей поверхностью простанствами для охлаждающего агента и охлаждаемого масла, снабженными входными и выходными штуцерами, согласно изобретению всасывающий трубопровод соединен со входным и выходным штуцерами пространства для охлаждающего агента маслоохладителя. Причем всасывающий трубопровод в месте соединения с маслоохладителем снабжен байпасной линией с запорным органом, соединение всасывающего трубопровода со штуцерами маслоохладителя выполнено посредством отводов, между которыми на всасывающем трубопроводе установлен создающий местное гидравлическое сопротивление элемент, выполненный в виде конфузора, после которого на всасывающем трубопроводе установлен диффузор. При этом конфузор и диффузор соединены между собой имеющей отверстия горловиной, размещены внутри всасывающего трубопровода и соединены с его стенками по периметрам входа конфузора и выхода диффузора.
Использование природного газа, забираемого из всасывающего трубопровода и возвращаемого в тот же трубопровод с температурой, которая сохраняется в течение года в пределах 7-12oC, делает работу компрессорной станции независимой от климатических условий. Стабильность параметров охлаждающего агента позволяет рассчитать и применять маслоохладители без значительного запаса теплопередающей поверхности, что снижает габариты маслоохладительной системы и эксплуатационные расходы.
Для регулирования величины потока газа, проходящего через маслоохладитель, и величины гидравлического сопротивления на всасывающем трубопроводе в месте соединения с маслоохладителем устанавливается байпасная линия с запором.
Размещение внутри всасывающего трубопровода создающего гидравлическое сопротивление элемента в виде конфузора и соединенных с ним горловины с отверстиями и диффузора позволяет иметь минимальную потерю давления газового потока. Кроме того, увеличение скорости газа на выходе из конфузора определяет нарастание скоростного напора и падения статического напора, разность между статическим напором всасывающего трубопровода до гидравлического элемента сопротивления и после него и является движущей силой для формирования потока, направляемого в маслоохладитель.
Установка элемента, создающего местное гидравлическое сопротивление внутри всасывающего трубопровода с оснащением горловины отверстиями, позволяет выполнить его из тонколистового металла.
На чертеже изображена схема компрессорной станции транспортного газопровода с маслоохладителем.
Заявляемая компрессорная станция содержит газоперекачивающий аппарат 1, соединенный с транспортным магистральным газопроводом 2 посредством всасывающего трубопровода 3 (данная связь не обозначена) и нагнетающего трубопровода 4. Всасывающий трубопровод 3 снабжен создающим местное гидравлическое сопротивление элементом 5, выполненным в виде конфузора. После элемента 5 внутри всасывающего трубопровода установлен диффузор 6, соединенный с конфузором посредством горловины 7, имеющей на поверхности отверстия 8. Маслоохладитель 9 имеет трубное пространство 10 для охлаждающего газа и межтрубное пространство 11 для охлаждаемого масла. Трубное пространство 10 снабжено входным штуцером 12 и выходным штуцером 13. Межтрубное пространство 11 снабжено входным штуцером 14 и выходным штуцером 15. Всасывающий трубопровод 3 соединен со входным штуцером 12 трубного пространства 10 до места установки элемента 5 посредством отвода 16 и с выходным штуцером 13 пространства 10 после места установки элемента 5 посредством отвода 17.
Компрессорная станция работает следующим образом. Транспортируемый природный газ для повышения давления поступает из транспортного магистрального газопровода 2 по всасывающему трубопроводу 3 к газоперекачивающему аппарату 1, трущиеся поверхности которого требуют принудительной подачи масла, нагревающегося в ходе его работы. Установка внутри всасывающего трубопровода 3 элемента 5, создающего местное гидравлическое сопротивление, приводит к перепаду давления и к отбору части газа из всасывающего трубопровода 3 и его прохождение через отвод 16 и входной штуцер 12 в трубное пространство 10 маслоохладителя 9, выходной штуцер 13 и отвод 17, отверстия 8 горловины 7 и диффузор 6 во всасывающий трубопровод 3 и газоперекачиваюший аппарат 1. После компремирования газ вновь направляется по нагнетательному трубопроводу 4 в магистральный газопровод 2. Горячее масло после газоперекачивающего аппарата 1 поступает через входной штуцер 14 в межтрубное пространство 11 маслоохладителя 9, а охлажденное вновь подается в газоперекачивающий аппарат 1 через выходной штуцер 15.
Использование заявляемого технического решения обеспечивает следующие технико-экономические преимущества:
- снижение габаритов системы маслоохлаждения;
- исключение операций и оборудования для регенерации охлаждающего агента:
- стабильность работы станции в любых климатических условиях;
- охрану водных ресурсов и улучшение экологической обстановки станции;
- снижение эксплуатационных расходов;
- упрощение системы автоматического управления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПРИРОДНОГО ГАЗА | 1999 |
|
RU2158380C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ | 2004 |
|
RU2267654C2 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТА СЖАТЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ (ВАРИАНТЫ) И ПЕРЕДВИЖНАЯ ГАЗОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2305224C2 |
ГОЛОВНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ ГАЗОПРОВОДА | 2004 |
|
RU2278317C2 |
ЛИНЕЙНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ | 2004 |
|
RU2279011C2 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ | 2001 |
|
RU2187038C1 |
ДОЖИМНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ ГАЗОПРОВОДА | 2004 |
|
RU2279012C2 |
КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ ГАЗОПРОВОДА | 2004 |
|
RU2277671C2 |
КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ ГАЗОПРОВОДА | 2004 |
|
RU2277670C2 |
ИЗОЛИРУЮЩЕЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ, ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ МАРГАНЦЕВО-МАГНИЕВЫЙ ЭЛЕМЕНТ И СПОСОБ УПЛОТНЕНИЯ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ | 1999 |
|
RU2180070C2 |
Станция может быть использована для повышения давления природного газа в ходе его транспортирования. Магистральный газопровод соединен всасывающим и нагнетательным трубопроводами с газоперекачивающим аппаратом компрессорной станции, включающей установку принудительного маслоснабжения. Маслоохладитель установки разделен теплопередающей поверхностью на пространства для охлаждающего агента и охлаждаемого масла. Всасывающий трубопровод магистрального газопровода соединяют с входным и выходным штуцерами пространства для охлаждающего агента маслоотделителя. Всасывающий трубопровод в месте соединения с маслоохладителем снабжают байпасной линией с запорным органом. Кроме того, соединение всасывающего трубопровода с штуцерами выполнено посредством отводов, между которыми устанавливают элемент, создающий местное гидравлическое сопротивление. Элемент выполняют в виде конфузора, а после конфузора устанавливают диффузор. Такое выполнение станции обеспечивает возможность исключения регенерации охлаждающего агента маслоохладителя за счет применения в качестве охлаждающего агента природного газа магистрального газопровода. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Эксплуатационнику магистральных газопроводов | |||
Справочное пособие | |||
- М.: недра, 1987, с.100-106 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Компрессорная установка | 1976 |
|
SU648750A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Компрессорная станция для транспортировки нефтяного газа | 1990 |
|
SU1740774A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОЛИФОЛЬГОПЛАСТ | 2002 |
|
RU2209897C1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
US 3891355 A, 1965. |
Авторы
Даты
1999-10-20—Публикация
1998-06-10—Подача