СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСА РАБОТЫ НЕСУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ИЗ ЖАРОПРОЧНОГО ТЕРМИЧЕСКИ УПРОЧНЯЕМОГО АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА В КОНСТРУКЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 1999 года по МПК G01N27/02 G01M5/00 

Описание патента на изобретение RU2140071C1

Изобретение относится к области исследования физико-механических свойств металлов и может быть использовано при диагностировании методом вихревых токов фактического состояния конструкции летательного аппарата после определенной наработки в процессе профилактических осмотров конструкции.

Известен способ оценки фактического состояния летательного аппарата путем визуального осмотра конструкции для выявления поверхностных трещин, наличие которых определяет ресурс работы данного элемента конструкции (Туполев А.А., Сулименков В.В., Зельтин В.К. Повышение эксплуатационных характеристик материалов и эффективность конструкций пассажирских самолетов. В кн.: Металловедение алюминиевых сплавов. М.: Наука, 1985 г., с.22-40).

Недостатком известного способа оценки ресурса является возможность его применения только на стадии уже далеко зашедшего разрушения. Для греющихся конструкций, материал которых разупрочняется в процессе эксплуатации, несущая способность элемента конструкции может быть потеряна до появления трещины, что недопустимо из условий эксплуатации самолета.

Известен способ прогнозирования ресурса работы жаропрочного материала при определенных температурно-силовых условиях эксплуатации, заключающийся в экспериментальной оценке длительной прочности - времени до разрушения разрывного образца при определенной температуре испытания и постоянном напряжении растяжения. Например, длительная прочность прессованной полосы из жаропрочного алюминиевого сплава АК4-1ЧТ1 σ1351000

=320 МПа, т.е. при напряжении 320 МПа при температуре 135oC образец разрушается через 1000 часов (Бич Э.Н., Телешов В. В. Механические свойства сплава АК4-1ч при повышенных температурах. //Металловедение и термическая обработка металлов. 1983 г., N7, с.34-38).

Недостатком известного способа является необходимость экстраполяции полученных при кратковременных испытаниях результатов на значительно более длительные сроки эксплуатации натурных конструкций, а также неполное соответствие режимов испытания реальным условиям из-за нестабильности действующих на летательный аппарат температур и напряжений в процессе эксплуатации. Это приводит к неопределенности в оценке фактического состояния материала в конструкции на различных стадиях эксплуатации.

Известен способ неразрушающего контроля физико-механических параметров электропроводящих материалов, включающий определение на эталонном образце величины удельной электропроводимости и соответствующей ей величины контролируемого параметра, а также определение удельной электропроводимости контролируемого материала и использование полученных величин для определения контролируемого параметра (SU 1670572 A1, МКИ5 G 01 N 27/90, Бережницкий Л. Т. и др., 15.08.91 г.).

Недостатком известного способа является его низкая надежность оценки состояния несущего элемента конструкции конкретного летательного аппарата, поскольку в нем не регламентируется стадия старения, для которой устанавливается корреляционная зависимость, что влечет за собой неправильное определение момента исчерпания ресурса конструкции.

Предлагается способ определения ресурса работы несущего элемента из жаропрочного термически упрочняемого алюминиевого сплава в конструкции летательного аппарата, включающий определение удельной электропроводимости исходного материала и его механических свойств с получением корреляционной зависимости между ними, а также определение удельной электропроводимости материала в конструкции с последующим ее сопоставлением с корреляционной зависимостью, установленной для стадии перестаривания между увеличивающейся удельной электропроводимостью и уменьшающимися прочностными свойствами. Удельную электропроводимость исходного материала и материала конструкции определяют токовихревым методом. По полученному соотношению находят критическую величину удельной электропроводимости, соответствующую минимально допустимым для данной конструкции прочностным свойствам применяемого жаропрочного сплава при комнатной температуре, производят периодическое определение удельной электропроводимости материала в контролируемой точке элемента конструкции летательного аппарата после различной продолжительности эксплуатации и при достижении критической величины удельной электропроводимости судят об исчерпании ресурса.

Предложенный способ отличается от прототипа тем, что удельную электропроводимость исходного материала определяют токовихревым методом, корреляционнную зависимость устанавливают для стадии перестаривания между увеличивающейся удельной электропроводимостью и уменьшающимися прочностными свойствами в различных состояниях термической обработки исходного материала, по этому соотношению находят критическую величину удельной электропроводимости, соответствующую минимально допустимым для данной конструкции прочностным свойствам применяемого жаропрочного сплава при комнатной температуре, производят периодическое определение удельной электропроводимости материала в контролируемой точке элемента конструкции летательного аппарата после различной продолжительности эксплуатации и при достижении критической величины удельной электропроводимости судят об исчерпании ресурса.

Технический результат предлагаемого способа - повышение надежности в определении ресурса работы несущего элемента.

Предлагаемый способ позволяет на стадии перестаривания получать корреляционную зависимость между прочностными свойствами (σ) и удельной электропроводимостью (γ), которая имеет вид, схематически представленный на фиг.1 прямой I. Зависимость обусловлена тем, что в процессе перестаривания происходит коагуляция частиц упрочняющих фаз и это структурное изменение вызывает рост удельной электропроводимости и снижение прочностных свойств.

Полученная после высокотемпературного старения взятых образцов из материала конструкции корреляционная зависимость моделирует влияние структурных изменений, происходящих в материале при более низких температурах в процессе эксплуатации, когда конструкция подвергается аэродинамическому нагреву.

Происходящее при этом постепенное разупрочнение материала в процессе длительной эксплуатации приводит в какой-то неопределимый заранее момент к снижению прочности до известной величины σкр, минимально допустимой для данной конструкции по условиям ее расчета. Исходя из приведенной на фиг.1 зависимости I и известной величины σкр находят критическую величину удельной электропроводимости γкр.
Измерение в процессе эксплуатации летательного аппарата (самолета) удельной электропроводимости элемента конструкции, для материала которого получена зависимость типа приведенной на фиг.1, позволяет отслеживать изменение состояния материала и при достижении γкр снимать самолет с эксплуатации для ремонта в связи с исчерпанием ресурса данного элемента конструкции по ее несущей способности, поскольку прочностные свойства материала уже не соответствуют расчетным условиям.

Таким образом, в предлагаемом способе осуществляется диагностирование фактического состояния элемента конструкции из жаропрочного алюминиевого сплава, разупрочняющегося в процессе эксплуатации.

Пример осуществления.

Взяли катаную плиту толщиной 40 мм из жаропрочного алюминиевого сплава АК4-2ч состава 2,2% меди, 1,45% магния, 0,42% железа, 0,54% никеля, 0,18% кремния, 0,12% циркония и образцы из нее подвергли искусственному старению при температурах 180, 190, 200, 210 и 220oC с выдержкой от 8 до 96 часов. После искусственного старения были определены механические свойства на растяжение при комнатной температуре и удельная электропроводимость токовихревым методом на фрезерованной поверхности образцов прибором ИЭ-1 с комплектом эталонов.

По полученным данным установили корреляционные зависимости для стадии перестаривания между увеличивающейся удельной электропроводимостью (γ) и уменьшающимися прочностными свойствами (σв - временное сопротивление, σ0,2 - предел текучести), представленные на фиг.2 и выражаемые управлениями
σв = 1361,0 - 39,9 γ, (1);
σ0,2 = 1962,9 - 66,2 γ, (2),
которые рассчитали методом наименьших квадратов по экспериментальным данным.

Для подтверждения возможности моделирования высокотемпературным старением процессов распада твердого раствора во время длительной низкотемпературной выдержки образцы плиты выдерживали 1000 и 5000 часов при 150oC, после чего определили механические свойства и удельную электропроводимость. Как видно из фиг.2, соотношение между σв0,2 и удельной электропроводимостью в этом случае соответствует полученным при высокотемпературном старении корреляционным зависимостям.

По техническим условиям ТУ 1-83-88-93 плиты из сплава АК-2чТ1 должны иметь при комнатной температуре величину σв ≥ 400 МПа и σ0,2 ≥ 325 Мпа. Следовательно, в процессе эксплуатации из-за достаривания разупрочнение материала ниже σкр= σ0,2 = 325 МПа недопустимо.

По корреляционной зависимости (2) на фиг.2 с использованием минимального значения σкр= 325 МПа нашли соответствующую ей критическую величину удельной электропроводимости γкр= 24,75 МСм/м, выше которой в процессе эксплуатации удельная электропроводимость не должна подниматься.

В дальнейшем, после изготовления из данной плиты элемента конструкции летательного аппарата и начала его эксплуатации, производят периодическое определение удельной электропроводимости в контролируемой точке элемента конструкции и при достижении критической величины удельной электропроводимости γкр= 24,75 МСм/м судят о исчерпании ресурса, поскольку при этом прочностные свойства материала уже не соответствуют расчетным.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить надежность определения неразрушающим методом фактического состояния разупрочняющегося жаропрочного сплава и тем самым повышает надежность в определении ресурса работы несущего элемента из этого сплава в конструкции летательного аппарата.

Похожие патенты RU2140071C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЖАРОПРОЧНОСТИ ТЕРМИЧЕСКИ УПРОЧНЯЕМЫХ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 1996
  • Телешов В.В.
  • Якимова Е.Г.
RU2131604C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ РАСПАДА ТВЕРДОГО РАСТВОРА В АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВАХ ПОСЛЕ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ 1996
  • Телешов В.В.
RU2093820C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ ПОЛУФАБРИКАТОВ ИЗ ЖАРОПРОЧНЫХ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ НАГРЕВОВ 2000
  • Телешов В.В.
  • Андреев Д.А.
  • Головлева А.П.
  • Якимова Е.Г.
RU2171985C1
ДЕФОРМИРУЕМЫЙ ТЕРМИЧЕСКИ НЕУПРОЧНЯЕМЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ 1995
  • Филатов Ю.А.
  • Елагин В.И.
  • Захаров В.В.
RU2082809C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПОРОШКОВОГО НИКЕЛЕВОГО СПЛАВА И СТАЛИ ПЕРЕХОДНОГО КЛАССА 1995
  • Шиварнов Н.С.
  • Зайцев М.В.
  • Железняк О.Н.
  • Самаров В.Н.
RU2087259C1
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ 2007
  • Елагин Виктор Игнатович
  • Захаров Валерий Владимирович
  • Ростова Татьяна Дмитриевна
  • Фисенко Ирина Антонасовна
  • Кириллова Лидия Петровна
RU2343219C1
ЖАРОПРОЧНЫЙ ДЕФОРМИРУЕМЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ 2001
  • Телешов В.В.
  • Давыдов В.Г.
  • Захаров В.В.
  • Андреев Д.А.
  • Воробьев Н.А.
  • Бер Л.Б.
  • Головлева А.П.
RU2198952C1
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ 1994
  • Федоров В.М.
  • Шмаков Ю.В.
  • Мышляев М.М.
  • Петухов С.А.
RU2080406C1
ДЕФОРМИРУЕМЫЙ ТЕРМИЧЕСКИ НЕУПРОЧНЯЕМЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ 1995
  • Елагин В.И.
  • Захаров В.В.
  • Филатов Ю.А.
  • Торопова Л.С.
  • Доброжинская Р.И.
  • Андреев Г.Н.
  • Золоторевский Ю.С.
  • Чижиков В.В.
RU2081934C1
ИНТЕРМЕТАЛЛИДНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ХРОМА 1995
  • Аношкин Н.Ф.
  • Бондарев Б.И.
  • Заварзина Е.К.
  • Иванченко В.Г.
  • Поварова К.Б.
  • Фридман А.Г.
  • Юдковский С.И.
RU2081935C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 140 071 C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСА РАБОТЫ НЕСУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ИЗ ЖАРОПРОЧНОГО ТЕРМИЧЕСКИ УПРОЧНЯЕМОГО АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА В КОНСТРУКЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области исследования физико-механических свойств металлов и может быть использовано при диагностировании фактического состояния конструкции летательного аппарата после определенной наработки в процессе профилактических осмотров самолета. Способ основан на сопоставлении удельной электропроводимости несущего элемента с предварительно полученной корреляционной зависимостью между удельной электропроводимостью и механическими свойствами материала. Отличие способа состоит в том, что указанную зависимость устанавливают для стадии перестаривания в различных состояниях термической обработки исходного материала. Удельную электропроводимость определяют методом вихревых токов. Установление корреляционной зависимости между увеличивающейся удельной электропроводимостью и уменьшающимися прочностными свойствами материала позволяет повысить надежность определения неразрушающим методом фактического состояния разупрочняющегося жаропрочного сплава в конструкции самолета. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 140 071 C1

Способ определения ресурса работы несущего элемента из жаропрочного термически упрочняемого алюминиевого сплава в конструкции летательного аппарата, включающий определение удельной электропроводимости исходного материала и его механических свойств с получением корреляционной зависимости между ними, а также определение удельной электропроводности материала в конструкции с последующим ее сопоставлением с корреляционной зависимостью, отличающийся тем, что удельную электропроводимость исходного материала определяют вихретоковым методом, корреляционную зависимость устанавливают для стадии перестаривания между увеличивающейся удельной электропроводимостью и уменьшающимися прочностными свойствами в различных состояниях термической обработки исходного материала, по этому соотношению находят критическую величину удельной электропроводимости, соответствующую минимально допустимым для данной конструкции прочностным свойствам применяемого жаропрочного сплава при комнатной температуре, производят периодическое определение удельной электропроводимости материала в контролируемой точке элемента конструкции летательного аппарата и при достижении критической величины удельной электропроводимости судят об исчерпании ресурса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2140071C1

Способ неразрушающего контроля физико-механических параметров электропроводящих материалов 1988
  • Бережницкий Лев Теодорович
  • Стащук Николай Григорьевич
  • Колеватов Юрий Александрович
  • Пепеляев Валентин Александрович
  • Везденеев Владимир Григорьевич
  • Бабушкин Евгений Алексеевич
SU1670572A1
Способ неразрушающего контроля механических свойств неферромагнитных материалов 1983
  • Кузнецов Иван Андреевич
  • Окунев Валентин Михайлович
  • Шепелев Евгений Васильевич
SU1318892A1
Телешов В.В., Сироткина О.М
Кинетика изменения электросопротивления при искусственном старении алюминиевых сплавов и контроль качества старения
Технология легких сплавов
Гребенчатая передача 1916
  • Михайлов Г.М.
SU1983A1
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба 1920
  • Богач Б.И.
SU11A1
Смирнов Н.Н., Ицкович А.А
Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию
- М.: Транспорт, 1987, с
Способ приготовления пищевого продукта сливкообразной консистенции 1917
  • Александров К.П.
SU69A1

RU 2 140 071 C1

Авторы

Телешов В.В.

Данилов С.Ф.

Якимова Е.Г.

Даты

1999-10-20Публикация

1996-06-06Подача