Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к кузовному оборудованию пассивной безопасности.
Известна конструкция двери автомобиля, заявка Германии N 4236229, МКИ 5 В 60 5/04, публикация 28.04.94 (аналог). В данной конструкции в полости двери усилитель проходит от передней кромки, где соединен с петлями двери, до задней кромки, где соединен с замком двери. Такое расположение усилителя определяет его Y-образную форму.
Недостатками данной конструкции являются: достаточно трудоемкий монтаж усилителя; усилитель создает трудности для размещения внутренних механизмов двери (стеклоподъемника, тяг замков, сервоприводов и т.д.); размещение усилителя во внутреннем пространстве двери уменьшает это пространство, необходимое для уменьшения удара пользователя (пассажира или водителя) в дверь, при боковом ударе автомобиля дверью в узкий придорожный объект (дерево, столб и т.п.) или при боковом ударе в дверь автомобиля другим транспортным средством; усилитель задействуется при боковом ударе в дверь (или дверью) не сразу, а только после некоторой деформации наружной панели двери; в результате того, что усилитель опирается на фланцы двери, то при боковом ударе в дверь (или дверью) нагружаются только замок и петли, что приводит к разрушению двери.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является боковой бампер автомобиля, патент США N 4969674, МКИ 5 B 60 R 19/42, публикация 13.11.90, который имеет упругое тело, выполненное с охватываемым и охватывающим участками. Пилообразные концы этих участков разъемно присоединяются один к другому в одной из позиций, формируя тело бампера необходимой длины. На задней стороне бампера расположены запирающие приспособления, которые съемно фиксируют бампер на автомобиле по кромкам его двери. Фиксация происходит при повороте приспособлений до тех пор, пока контактная сторона бампера не примет форму двери (дверей) и соседних с ней (с ними) элементов боковой части кузова автомобиля.
Недостатками такой конструкции являются: необходимость периодического снятия и установки бампера; при боковом ударе в дверной участок бампера, как и в выше рассмотренной конструкции аналога, нагружаются в большей мере элементы двери (наружная панель двери, а в конце удара и внутренняя ее панель) в результате того, что тело бампера основное крепление имеет по кромкам двери и к тому же оно выполнено упругим и поэтому не может жестко взаимодействовать с остальными элементами боковой части кузова автомобиля, т. е. такой бампер в основном предохраняет саму боковую часть кузова при ударах небольшой энергии и не обеспечивает в полной мере безопасность пользователей автомобиля в экстремальных ситуациях - при боковых ударах большой энергии в боковую часть кузова, особенно в наиболее опасные для жизни пользователей ее элементы - двери автомобиля.
Задача изобретения: повышение безопасности пользователей при боковых ударах в боковую часть кузова автомобиля, особенно в его двери.
Указанная задача по первому варианту устройства достигается тем, что в боковой части кузова автомобиля, содержащей составляющие элементы кузова - по меньшей мере дверь и крыло, предохранительный наружный брус, закрепленный на этих составляющих элементах кузова и выполненный из нескольких частей, согласно изобретению предохранительный наружный брус выполнен как минимум из двух частей и как максимум из количества частей, которое равно количеству составляющих элементов боковой части кузова, каждая из которых жестко закреплена только на одном соответствующем ей составляющем элементе боковой части кузова, причем части предохранительного наружного бруса выполнены из прочного деформируемого материала, на сопряженных же концах частей предохранительного наружного бруса выполнены сцепные элементы, расположенные напротив друг друга с возможностью зацепления между собой при боковой деформации одной из его частей совместно с составляющим элементом боковой части кузова, на которой эта часть бруса закреплена. В частном случае исполнения сцепные элементы частей предохранительного наружного бруса выполнены в виде петель и ответных крюков, которые расположены относительно друг друга с зазором. В частном случае исполнения части предохранительного наружного бруса выполнены с ребрами жесткости.
В одном из частных случаев, когда боковая часть кузова образована только одной дверью и одним крылом, предохранительный наружный брус может быть выполнен из двух частей, одна из которых жестко закреплена на двери, а другая - на крыле.
В другом частном случае, когда боковая часть кузова образована одной дверью и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен из двух частей, одна из которых жестко закреплена на двери, а вторая - на одном из крыльев.
В третьем частном случае, когда боковая часть кузова образована одной дверью и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен из трех частей, одна из которых жестко закреплена на двери, вторая - на одном из крыльев и третья - на другом крыле.
В очередном частном случае, когда боковая часть кузова образована двумя дверями и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен из трех частей, одна из которых жестко закреплена на одном из крыльев, вторая - на одной из дверей и третья - на другой двери.
В следующем частном случае, когда боковая часть кузова образована двумя дверями и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен из четырех частей, которые жестко закреплены на соответствующих составляющих элементах боковой части кузова.
Могут быть еще частные случаи, когда количество частей предохранительного наружного бруса может быть самым различным, например, если боковая часть кузова состоит из таких составляющих элементов, как двух крыльев, множества дверей и промежуточных элементов между ними, но это количество частей бруса должно быть меньше или равно количеству этих составляющих элементов.
Указанная задача по второму варианту устройства достигается тем, что в боковой части кузова автомобиля, содержащей составляющие элементы кузова - по меньшей мере дверь и крыло, предохранительный наружный брус, закрепленный на этих составляющих элементах кузова и выполненный из нескольких частей, согласно изобретению каждая часть предохранительного наружного бруса образована соединенными между собой несущим элементом, выполненным из прочного деформируемого материала, и декоративным элементом, выполненным из упругого материала, причем предохранительный наружный брус выполнен как минимум из двух частей и как максимум - из количества частей, которое равно количеству составляющих элементов боковой части кузова, каждая из которых жестко закреплена своим несущим элементом только на одном соответствующем ей составляющем элементе боковой части кузова, на сопряженных же концах несущих элементов частей предохранительного наружного бруса выполнены сцепные элементы, расположенные напротив друг друга с возможностью зацепления между собой при боковой деформации одной из его частей совместно с составляющим элементом боковой части кузова, на которой несущий элемент этой части бруса закреплен. В частном случае исполнения сцепные элементы несущих элементов частей предохранительного наружного бруса выполнены в виде петель и ответных крюков, которые расположены относительно друг друга с зазором. В частном случае исполнения несущие элементы частей предохранительного наружного бруса выполнены с ребрами жесткости. Несущие элементы частей бруса расположены относительно наружных поверхностей составляющих элементов боковой части кузова под декоративными элементами частей бруса, с которыми они соединены.
В одном из частных случаев, когда боковая часть кузова образована только одной дверью и одним крылом, предохранительный наружный брус выполнен из двух частей, одна из которых своим несущим элементом жестко закреплена на двери, а другая своим несущим элементом - на крыле.
В другом частном случае, когда боковая часть кузова образована одной дверью и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен из двух частей, одна из которых своим несущим элементом жестко закреплена на двери, а вторая своим несущим элементом - на одном из крыльев.
В третьем частном случае, когда боковая часть кузова образована одной дверью и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен из трех частей, одна из которых своим несущим элементом жестко закреплена на двери, вторая своим несущим элементом - на одном из крыльев и третья своим несущим элементом - на другом крыле.
В очередном частном случае, когда боковая часть кузова образована двумя дверями и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен, например, также из трех частей, одна из которых своим несущим элементом жестко закреплена на одном из крыльев, вторая своим несущим элементом - на одной из дверей и третья своим несущим элементом - на другой двери.
В следующем частном случае, когда боковая часть кузова образована такими составляющими элементами кузова, как две двери и два крыла, предохранительный наружный брус может быть выполнен из четырех частей, несущие элементы которых жестко закреплены на соответствующих составляющих элементах боковой части кузова.
Могут быть еще частные случаи, когда количество частей предохранительного наружного бруса может быть самым различным, например, если боковая часть кузова состоит из таких составляющих элементов, как двух крыльев, множества дверей и промежуточных элементов между ними, но это количество частей бруса должно быть меньше или равно количеству этих составляющих элементов.
Сравнение заявляемых технических решений с уровнем техники по научно- технической и патентной документации на дату приоритета основной и смежных рубрик показывает, что совокупность существенных признаков заявляемых решений ранее не была известна, следовательно, они соответствуют условию патентоспособности "новизна".
Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенные устройства имеют признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявляемой совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенные технические решения имеют изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.
Предложенные технические решения промышленно применимы, т.к. могут быть изготовлены промышленным способом, работоспособны, осуществимы и воспроизводимы, следовательно, соответствуют условию патентоспособности " промышленная применимость".
Сущность первого варианта изобретения поясняется на чертежах.
На фиг. 1 показана боковая часть кузова, общий вид (когда имеются две двери, два крыла и три части предохранительного наружного бруса);
На фиг. 2 показан фрагмент I на фиг. 1, с поворотом;
На фиг. 3 показан разрез А-А на фиг. 2;
На фиг. 4 показан фрагмент II на фиг. 1;
На фиг. 5 показано сечение Б-Б на фиг. 4;
На фиг. 6 - частный случай исполнения боковой части кузова (когда имеются только одна дверь, одно крыло и две части предохранительного наружного бруса);
На фиг. 7а, 7б - частные случаи исполнения боковой части кузова(когда имеются одна дверь, два крыла и две части предохранительного наружного бруса);
На фиг. 8 - частный случай исполнения боковой части кузова (когда имеются две двери, два крыла и четыре части предохранительного наружного бруса);
На фиг. 9 - частный случай исполнения боковой части кузова (когда имеются одна дверь, два крыла и три части предохранительного наружного бруса);
Сущность второго варианта изобретения поясняется на следующих чертежах.
На фиг. 10 показана боковая часть кузова, общий вид (когда имеются две двери, два крыла и три части предохранительного наружного бруса);
На фиг. 11а, 11б, 11в показаны поперечные сечения В-В, Г-Г, Д-Д частей (6, 7, 8) соответственно предохранительного наружного бруса на фиг. 10;
На фиг. 12 показан фрагмент I на фиг. 10, с поворотом;
На фиг. 13 показан разрез Е-Е на фиг. 12;
На фиг. 14 показан фрагмент II на фиг. 10, с местным разрезом;
На фиг. 15 показано сечение Ж-Ж на фиг. 14;
На фиг. 16 - частный случай исполнения боковой части кузова (когда имеются только одна дверь, одно крыло и две части предохранительного наружного бруса);
На фиг. 17а, 17б - частный случай исполнения боковой части кузова (когда имеются одна дверь, два крыла и две части предохранительного наружного бруса);
На фиг. 18 - частный случай исполнения боковой части кузова (когда имеются две двери, два крыла и четыре части предохранительного наружного бруса);
На фиг. 19 - частный случай исполнения боковой части кузова(когда имеются одна дверь, два крыла и три части предохранительного наружного бруса).
Рассмотрим одну из форм реализации заявленных признаков, на примере, когда боковая часть кузова автомобиля по первому варианту содержит переднее 1 и заднее 2 крылья, переднюю 3 и заднюю 4 двери (в частном случае), предохранительный наружный брус 5.
Предохранительный наружный брус 5 состоит из нескольких частей: из передней части 6, жестко закрепленной на переднем крыле 1, части 7, жестко закрепленной на передней двери 3, части 8, жестко закрепленной на задней двери 4 (в частном случае на примере конкретной приведенной конструкции), (фиг. 1).
Части предохранительного наружного бруса 5 в конкретном частном примере выполнены из стали, хотя они могут быть выполнены и из другого материала, который обладает (также как и сталь) прочностными свойствами, определяющими определенные заданные характеристики упругой и пластической деформации частей 6, 7, 8 бруса 5 (например титан, композиционный материал и т.д.).
Жесткое закрепление частей 6, 7, 8 предохранительного наружного бруса 5 соответственно на переднем крыле 1, передней 3 и задней 4 дверях осуществлено, в частном случае, посредством шпилек 9 с гайками 10 (фиг. 2).
На сопряженных концах частей 7 и 8 передней 3 и задней 4 дверях предохранительного бруса 5 выполнены сцепные элементы, состоящие, в частности, из петли 11, расположенной на конце части 8 бруса 5, и крюков 12, расположенных на сопряженном конце части 7 бруса 5. При закрытом положении дверей 3 и 4 в выемках крюков 12 расположена с некоторым зазором "а" вертикальная часть 13 петли 11 (фиг. 2, 3).
На конце части 7, обращенном к части 6 бруса 5, выполнены крюки 14, а на конце части 6, обращенном к части 7 бруса 5, выполнены петли 15 в форме окон. При закрытом положении передней двери 3 крюки 14 части 7 бруса 5 расположены с некоторым зазором "в" в петлях 15 части 6 бруса 5 (фиг. 4, 5).
Части 6, 7, 8 предохранительного наружного бруса 5 выполнены с продольными ребрами жесткости 16 (фиг. 3, 4).
В одном из частных случаев исполнения, когда боковая часть кузова образована только одной дверью и одним крылом, предохранительный наружный брус может быть выполнен из двух частей, одна из которых жестко закреплена на двери, а другая - на крыле и которые могут взаимодействовать между собой посредством выше описанных сцепных элементов (фиг. 6).
В другом частном случае исполнения, когда боковая часть кузова образована одной дверью и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен из двух частей, одна из которых жестко закреплена на двери, а вторая - на одном из крыльев и которые могут взаимодействовать между собой посредством выше описанных сцепных элементов (фиг. 7а, 7б).
В третьем частном случае исполнения, когда боковая часть кузова образована двумя дверями и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен из четырех частей, которые жестко закреплены на соответствующих составляющих элементах боковой части кузова и которые могут взаимодействовать между собой посредством выше описанных сцепных элементов (фиг. 8).
В следующем частном случае исполнения, когда боковая часть кузова образована одной дверью и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен из трех частей, одна из которых жестко закреплена на двери, вторая - на одном из крыльев и третья - на другом крыле, и которые могут взаимодействовать между собой посредством выше описанных сцепных элементов (фиг. 9).
Возможны еще частные случаи исполнения, когда предохранительный наружный брус может состоять из такого количества частей, которое будет равно или меньше количеству составляющих элементов боковой части кузова, которыми могут являться не только двери и крылья, но и промежуточные элементы между дверями, если они образуют вместе с дверьми и крыльями поверхность боковой части кузова (на фигурах не показано). При этом части бруса в этом случае, также как и в выше показанных примерах, могут взаимодействовать между собой сцепными элементами, выполненными на них (на фигурах не показаны).
Рассмотрим работу заявляемого технического решения по первому варианту на подробно выше приведенном конкретном примере исполнения (с чертежами), когда боковая часть кузова имеет две двери (переднюю и заднюю), два крыла и три части предохранительного наружного бруса.
Расположение сцепных элементов частей 6, 7, 8 бруса 5 при закрытых дверях 3 и 4 было описано выше.
При открывании передней двери 3 крюки 12, расположенные на одном из концов части 7 бруса 5, не препятствуют ее свободному перемещению (повороту), т. к. они находится, как было показано выше, с зазором "а" с вертикальной частью 13 петли 11 части 8 бруса 5. Крюки 14, выполненные на другом конце части 7 бруса 5, при открывании передней двери 3 также не препятствуют ее свободному перемещению (повороту на петлях), так как они также находятся, как было показано выше, с зазором "в" с петлями 15 части 6 бруса 5.
При открывании задней двери 4 петля 11, расположенная на конце части 8 бруса 5, не препятствует ее свободному перемещению (повороту), т.к. вертикальная часть 13 петли 11 находится, как было показано выше, с зазором "в" с крюками 12 части 7 бруса 5.
Так как по статистике наиболее подверженными опасности при боковом ударе в боковую часть кузова автомобиля являются его пользователи, находящиеся на передних сиденьях (в случае, когда на боковой части кузова имеются две двери), то и рассмотрим работу заявляемого технического решения на примере конкретной конструкции боковой части кузова при боковом ударе в переднюю дверь 3 автомобиля. При боковом ударе передней дверью 3 автомобиля, ее центральным участком - как наиболее опасным, в узкий придорожный объект (дерево, столб, другой автомобиль) задействуется первоначально часть 7 бруса 5, а в дальнейшем и остальные его части 6 и 8. Конкретней - часть 7 бруса 5 начинает деформироваться в сторону внутренней панели передней двери 3, деформируя тем самым ее наружную панель. При деформации части 7 бруса 5 ее концы сдвигаются к центру деформации (т. е. сближаются между собой) и ее крюки 12 входят в зацепление с вертикальной частью 13 петли 11, закрепленной на части 8 бруса 5, которая закреплена на задней двери 4, образуя тем самым жесткое соединение между частью 7 и частью 8 бруса 5. В это же время крюки 14, выполненные на другом конце части 7 бруса 5, перемещаясь в сторону деформации (к центральному участку двери - месту приложения ударного объекта) выбирают зазор между ними и петлями 15, образуя тем самым жесткое соединение между частью 7 и частью 6 бруса 5.
В результате несвязанные в обычном состоянии друг с другом части 6, 7, 8 бруса 5 боковой части кузова при боковом ударе в переднюю дверь 3 (в частном, показанном примере конкретной конструкции) соединяются в единую конструкцию - предохранительный брус 5, который задействует при боковом ударе в узкий придорожный объект большую часть боковой части кузова, а не только дверь, на которую приходится удар. Т.е. энергия удара, воздействующая на какой то из участков предохранительного бруса, распределяется по всем составляющим элементам боковой части кузова (двери, крылья), снижая опасность для жизни пользователей автомобиля. То же самое происходит и в других частных случаях исполнения конструкции.
Боковая часть кузова по второму варианту содержит переднее 1 и заднее 2 крылья, переднюю 3 и заднюю 4 (в частном случае) двери, предохранительный наружный брус 5.
Предохранительный наружный брус 5 состоит из нескольких частей: из передней части 6, закрепленной на переднем крыле 1, части 7, закрепленной на передней двери 3, части 8, жестко закрепленной на задней двери 4 (в частном случае, на примере конкретной приведенной конструкции), (фиг. 10).
Каждая из частей 6, 7, 8 предохранительного наружного бруса 5 образована двумя соединенными между собой элементами: несущими элементами 9, 10, 11 и декоративными элементами 12, 13, 14 соответственно (фиг. 11а, 11б, 11в).
Несущие элементы 9, 10, 11 частей 6, 7, 8 предохранительного наружного бруса 5 выполнены в конкретном частном примере (как и в первом варианте) из стали, хотя они могут быть выполнены и из другого материала, который обладает (так же как и сталь) прочностными свойствами, определяющими определенные заданные характеристики упругой и пластической деформации частей 6, 7, 8 бруса 5 (например: титан, композиционный материал и т.д.).
Декоративные элементы 12, 13, 14 выполнены в конкретном частном примере из полимера, хотя они могут быть изготовлены и из резины, и из композиционного материала, и т.д., т.е. из такого материала, который обладает свойствами упругой деформации.
Закрепление частей 6, 7, 8 предохранительного наружного бруса 5, а конкретней их несущих элементов 9, 10, 11 на переднем крыле 1, передней 3 и задней 4 дверях соответственно осуществлено с помощью жесткого соединения (в частном случае) посредством шпилек 15 с гайками 16 (фиг. 11а, 11б, 11в).
Соединение декоративных элементов 12, 13, 14 с несущими элементами 9, 10, 11 осуществлено (в частном случае) с помощью защелок 17, выполненных в виде выступов на декоративных элементах 12, 13, 14 и расположенных в окнах 18, выполненных в несущих элементов 9, 10, 11 бруса 5.
На сопряженных концах несущих элементов 10, 11 частей 7 и 8 передней 3 и задней 4 дверях предохранительного бруса 5 выполнены сцепные элементы, состоящие, в частности, из петли 19, расположенной на конце несущего элемента 11 части 8 бруса 5, и крюков 20, выполненных на сопряженном конце несущего элемента 10 части 7 бруса 5. При закрытом положении дверей 3 и 4 в выемках крюков 20 расположена с некоторым зазором "L" вертикальная часть 21 петли 19 (фиг. 12, 13).
На конце несущего элемента 10 части 7, обращенном к несущему элементу 9 части 6 бруса 5, выполнены крюки 22, а на конце несущего элемента 9 части 6, обращенном к несущему элементу 10 части 7 бруса 5, выполнены петли 23 в форме окон. При закрытом положении передней двери 3 крюки 22 части 7 бруса 5 расположены с некоторым зазором "М" в петлях 23 части 6 бруса 5 (фиг. 14, 15).
Несущие элементы 9, 10, 11 частей 6, 7, 8 предохранительного наружного бруса 5 выполнены с продольными ребрами жесткости 24 (фиг. 12, 13).
В одном из частных случаев исполнения, когда боковая часть кузова образована только одной дверью и одним крылом, предохранительный наружный брус выполнен из двух частей, одна из которых своим несущим элементом жестко закреплена на двери, а другая своим несущим элементом - на крыле и которые могут взаимодействовать между собой посредством выше описанных сцепных элементов (фиг. 16).
В другом частном случае исполнения, когда боковая часть кузова образована одной дверью и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен из двух частей, одна из которых своим несущим элементом жестко закреплена на двери, а вторая своим несущим элементом - на одном из крыльев и которые могут взаимодействовать между собой посредством выше описанных сцепных элементов (фиг. 17а, 17б).
В следующем частном случае исполнения, когда боковая часть кузова образована такими составляющими элементами кузова, как две двери и два крыла, предохранительный наружный брус может быть выполнен из четырех частей, несущие элементы которых жестко закреплены на соответствующих составляющих элементах боковой части кузова и которые могут взаимодействовать между собой посредством выше описанных сцепных элементов (фиг. 18).
В очередном частном случае исполнения, когда боковая часть кузова образована двумя дверями и двумя крыльями, предохранительный наружный брус может быть выполнен, например, также из трех частей, одна из которых своим несущим элементом жестко закреплена на одном из крыльев, вторая своим несущим элементом - на одной из дверей и третья своим несущим элементом - на другой двери и которые могут взаимодействовать между собой посредством выше описанных сцепных элементов (фиг. 19).
Возможны еще частные случаи исполнения, когда предохранительный наружный брус может состоять из такого количества частей, которое будет равно или меньше количеству составляющих элементов боковой части кузова, которыми могут являться не только двери и крылья, но и промежуточные элементы между дверями, если они образуют вместе с дверями и крыльями поверхность боковой части кузова (на фигурах не показано). При этом несущие элементы частей бруса в этом случае, также как и в выше показанных примерах, могут взаимодействовать между собой сцепными элементами, выполненными на них.
Рассмотрим работу заявляемого технического решения по второму варианту на подробно выше приведенном конкретном примере исполнения (с чертежами), когда боковая часть кузова имеет две двери (переднюю и заднюю).
Расположение сцепных элементов частей 6, 7, 8 бруса 5 при закрытых дверях 3 и 4 было описано выше.
При открывании передней двери 3 крюки 20, расположенные на одном из концов несущего элемента 10 части 7 бруса 5, не препятствуют ее свободному перемещению (повороту), т.к. они находится, как было показано выше, с зазором "L" с вертикальной частью 21 петли 19 несущего элемента 11 части 8 бруса 5. Крюки 22, выполненные на другом конце несущего элемента 10 части 7 бруса 5, при открывании передней двери 3 также не препятствуют ее свободному перемещению (повороту на петлях), так как они также находятся, как было показано выше, с зазором "М" с петлями 23 части 6 бруса 5.
При открывании задней двери 4 петля 19, расположенная на конце несущего элемента 11 части 8 бруса 5, не препятствует ее свободному перемещению (повороту), т.к. вертикальная часть 21 петли 19 находится, как было показано выше, с зазором "L" с крюками 20 части 7 бруса 5.
Так как по статистике наиболее подверженными опасности при боковом ударе в боковую часть кузова автомобиля являются его пользователи, находящиеся на передних сиденьях (в случае, когда на боковой части кузова имеются две двери), то и рассмотрим работу заявляемого технического решения на примере конкретной конструкции боковой части кузова при боковом ударе в переднюю дверь 3 автомобиля. При боковом ударе передней дверью 3 автомобиля, ее центральным участком - как наиболее опасным, в узкий придорожный объект (дерево, столб, другой автомобиль) задействуется первоначально часть 7 бруса 5, а в дальнейшем и остальные его части 6 и 8. Конкретней - часть 7 бруса 5 начинает деформироваться в сторону внутренней панели передней двери 3, деформируя тем самым ее наружную панель. При деформации части 7 бруса 5 ее концы сдвигаются к центру деформации (т. е. сближаются между собой) и, выбирая зазор "L", крюки 20 ее несущего элемента 10 входят в зацепление с вертикальной частью 21 петли 19, закрепленной на несущем элементе 11 части 8 бруса 5, которая закреплена на задней двери 4, образуя тем самым жесткое соединение между несущим элементом 10 части 7 и несущим элементом части 6 бруса 5. В это же время крюки 22, выполненные на другом конце несущего элемента 10 части 7 бруса 5, перемещаясь в сторону деформации (к центральному участку двери - месту приложения ударного объекта), выбирают зазор "М" между ними и петлями 23, образуя тем самым жесткое соединение между несущим элементом 10 части 7 и несущим элементом 11 части 6 бруса 5. В этом случае декоративный элемент 13 части 7 бруса 5 будет также деформироваться вместе с несущим элементом 10, с которым он соединен, и будет выполнять функцию дополнительного демпфера, гасящего определенную часть энергии удара.
В результате несвязанные в обычном состоянии друг с другом несущие элементы 9, 10, 11 частей 6, 7, 8 бруса 5 боковой части кузова при боковом ударе в переднюю дверь 3 (в частном, показанном примере конкретной конструкции) соединяются в единую конструкцию - предохранительный брус 5, который задействует при боковом ударе в узкий придорожный объект большую часть боковой части кузова, а не только дверь, на которую приходится удар, т.е. энергия удара, воздействующая на какой то из участков предохранительного бруса, распределяется по всем составляющим боковой части кузова (двери, крылья), снижая опасность для жизни пользователей автомобиля. То же самое происходит и в других частных случаях исполнения конструкции.
При небольших боковых ударах в одну из частей предохранительного наружного бруса 5 работают его декоративные элементы 12, 13, 14, которые гасят эти небольшие удары своим телом с восстановлением своей первоначальной формы за счет того, что изготовлены из материала, обладающего свойствами упругой деформации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОКОВАЯ ЧАСТЬ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ | 1998 |
|
RU2140858C1 |
ДВЕРЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2208527C2 |
СПОСОБ СБОРКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА | 1998 |
|
RU2155140C1 |
КУЗОВ ГРУЗОПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЯ | 1999 |
|
RU2170188C2 |
ПРИЦЕП К ЛЕГКОВОМУ АВТОМОБИЛЮ | 2014 |
|
RU2578653C1 |
БАМПЕР ЗАДНИЙ | 2012 |
|
RU2486079C1 |
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ | 2001 |
|
RU2220065C2 |
КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 2006 |
|
RU2308394C1 |
ДВЕРЬ ЗАДКА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 1997 |
|
RU2122951C1 |
ПРОЕМ ДВЕРИ ЗАДКА КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ | 1996 |
|
RU2105690C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к кузовному оборудованию пассивной безопасности. Боковая часть кузова по первому варианту содержит переднее 1 и заднее 2 крылья, переднюю 3 и заднюю 4 (в частном случае) двери, предохранительный наружный брус 5. Брус 5 состоит из нескольких частей: передней части 6, жестко закрепленной на переднем крыле 1, части 7, жестко закрепленной на передней двери 3, части 8, жестко закрепленной на задней двери 4 (в частном случае). Части 6-8 предохранительного наружного бруса выполнены из прочного деформируемого материала, например из стали. На сопряженных концах частей 7 и 8 бруса 5 выполнены сцепные элементы, состоящие из петли 11, расположенной на конце части 8 бруса 5, и крюка 12, расположенного на сопряженном конце части 7 бруса 5. При закрытом положении дверей 3 и 4 в выемке 12 расположена с некоторым зазором вертикальная часть петли 11. В боковой части кузова по второму варианту каждая из частей предохранительного наружного бруса образована двумя соединенными между собой элементами, несущим элементом и декоративным элементом. Причем несущие элементы выполнены из прочного деформируемого материала, например из стали, которые могут между собой взаимодействовать сцепными элементами (как и в первом варианте), а декоративные элементы выполнены из упругого материала, например из полимерного. Технический результат - повышение пассивной безопасности пользователей при ударax в боковую часть кузова автомобиля. 2 с. и 15 з.п. ф-лы, 19 ил.
US 4969674 A, 13.11.90 | |||
US 5072979 A, 17.12.91 | |||
US 5156425 A, 20.10.92 | |||
US 5188407 A, 23.02.93 | |||
DE 4123943 A, 21.01.93 | |||
RU 94017669 A1, 27.11.95 | |||
Энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства | 1981 |
|
SU998167A1 |
Авторы
Даты
1999-11-20—Публикация
1998-01-15—Подача