СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ Российский патент 1999 года по МПК C10C3/08 

Описание патента на изобретение RU2142493C1

Изобретение относится к способам получения дорожных битумов из нефтяных остатков и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности и дорожном строительстве.

Известен способ получения дорожных битумов путем окисления гудрона при 230-260oC с целью доведения качества окисленного продукта до требований ГОСТ 22245-90 на битумы дорожные вязкие /Грудников И.Б. Производство нефтяных битумов. М.: Химия, 1983, с.104-111/.

Недостатком данного способа является неблагоприятная структура получаемого дорожного битума, поскольку в процессе окисления снижается содержание ароматических углеводородов и смол, переходящих в асфальтены. В результате этого битум преобретает гелевую структуру и сокращается срок службы битума в дорожном полотне. В конечном продукте-битуме сохраняются неизменными насыщенные (парафино-нафтеновые)углеводороды, значительное содержание которых (15-30%) является причиной ухудшения дисперсной структуры получаемого битума /Гун Р.Б. Нефтяные битумы. М.: Химия, 1973, с.58-64/.

Наиболее близким к предлагаемому способу по технической сущности и достигаемому результату является способ получения дорожных битумов путем деасфальтизации предварительно окисленного парафинистого гудрона бензиновой фракцией с последующим смешением асфальта деасфальтизации с исходным сырьем /Авторское свидетельство СССР N 1073278 (прототип)/.

Недостатком данного способа является необходимость смешения асфальта со значительным количеством сырья (85%), в результате чего в битуме сохраняется значительное количество насыщенных углеводородов, что ухудшает его дисперсную структуру и тем самым сокращает срок службы битума в дорожном полотне. Другим недостатком является многостадийность процесса, большие энергетические затраты на проведение стадии окисления гудрона, используемой для накопления асфальтенов в сырье деасфальтизации и необходимость осуществления мер по охране окружающей среды путем дожига газов окисления в специальной печи.

Предлагаемый способ направлен на достижение оптимальной дисперсной структуры получаемых дорожных битумов и соответственно на увеличение срока их службы, а также на упрощение способа их получения и снижение энергетических затрат.

Это достигается тем, что в способе получения дорожных битумов путем деасфальтизации гудрона углеводородными растворителями с последующим смешением асфальта деасфальтизации с нефтяными разбавителями, деасфальтизацию проводят углеводородами с таким расчетом, чтобы в получаемом битуме содержание парафино-нафтеновых углеводородов не превышало 10-11%, а массовое соотношение асфальтенов и насыщенных углеводородов составляло 1,4-1,7.

Способ осуществляют следующим образом.

Исходное сырье - гудрон с показателями, приведенными в таблице 1, подвергают деасфальтизации при температуре 80-90oC на пилотной установке с использованием, например, различных пропан-бутановых смесей. Полученный асфальт диасфальтизации при температуре 160-170oC смешивают с нефтяными разбавителями (таблица 1) в определенных массовых соотношениях. В полученных образцах битумов оценивали содержание групповых компонентов битума и распределение коллоидных частиц методом малоуглового рассеяния рентгеновских лучей (МРРЛ).

Способ иллюстрируется примерами.

Пример 1.

Гудрон с коксуемостью 14,4% подвергают диасфальтизации при температуре 80-90oC на пилотной установке с загрузкой 600 г сырья. В качестве растворителя служит пропан-бутановая смесь с содержанием пропана 25%. Объемное соотношение растворитель: гудрон - 5:1. Выход асфальта составил 40,8% на сырье, температура размягчения 72oC. Показатели качества асфальта приведены в таблице 2. Далее асфальт диасфальтизации смешивают с нефтяным разбавителем - исходным гудроном при температуре 160-170oC в соотношении 61:39 по массе.

Показатели качества образца дорожного битума приведены в таблице 3.

При исследовании битума методом МРРЛ было установлено, что в нем содержится 17% коллоидных частиц с размером 400-440 ангстрем и более.

Пример 2.

То же, что и в примере 1, но полученный асфальт смешивают с экстрактом селективной очистки остаточных масел в соотношении 81:19 по массе.

Пример 3.

То же, что в примере 1, но полученный асфальт смешивают с вакуум-отогнанным крекинг-остатком гудрона в соотношении 65:35 по массе.

Пример 4.

Гудрон с коксуемостью 12,4% подвергают деасфальтизации в условиях примера 1. Растворитель-пропан-бутановая смесь, содержащая 34% пропана. Выход асфальта с температурой размягчения 68oC составил 24,8%. Показатели качества асфальта приведены в таблице 2. Асфальт смешивали в условиях примера 1 с исходным гудроном в соотношении 63:37.

Пример 5.

То же, что пример 4, но полученный асфальт смешивают с экстрактом селективной очистки остаточных масел в соотношении 83:17.

Пример 6.

То же, что пример 4, но полученный асфальт смешивают с крекинг-остатком в соотношении 67:33.

Показатели качества полученных образцов битумов приведены в таблице 3.

Пример 7 (прототип).

900 г гудрона с коксуемостью 14,4% окисляли при температуре 250-260oC при подаче воздуха 330 дм3/час в течение 7,5 часов. Полученный продукт с температурой размягчения 100oC подвергали деасфальтизации легким бензином (фракции 30-62oC) при температуре 150-160oC и массовым соотношением окисленный продукт : бензин, равным 1:5. Выход асфальта составил 30,4% на сырье. Асфальт (показатели качества приведены в таблице 2) смешивали при температуре 160-170oC с исходным гудроном в соотношении 14:86 по массе. Показатели качества полученного образца битума приведены в таблице 3.

Как видно из таблицы 3 образец битума, полученный по прототипу (пример 7), отличается более высоким содержанием парафино-нафтеновых углеводородов, в результате чего снижается отношение асфальтены:насыщенные до 0,94 и ухудшается дисперсная структура битума, в нем по данным анализов МРРЛ присутствует много коллоидных частиц с размером 400-440 ангстрем и более. Это в итоге снижает долговечность битума в дорожном полотне.

В образцах битумов, полученных по предлагаемому способу, содержание парафино-нафтеновых углеводородов не превышает 10-11%, соотношение асфальтены: насыщенные намного больше 1 : (1,4-1,7), дисперсная структура битумов более благоприятная, в них намного меньшей крупных коллоидных частиц с размером 400-440Ao и более.

Натурные испытания дорожных участков, построенных с использованием предлагаемых битумов показали, что их долговечность в 1,5-2 раза превышает таковую для участков, построенных с использованием окисленных дорожных битумов.

Кроме того, предлагаемый способ получения дорожных битумов более прост в исполнении, не требует затрат на окисление и менее энергоемок.

И, наконец, главное достоинство предлагаемого способа заключается в возможности получения дорожного битума высокого качества из любых, даже высокопарафинистых нефтяных остатков. В случае прототипа эти ограничения не позволяют добиться желаемого результата.

Источники информации
1. Грудников И. Б. Производство нефтяных битумов. М.: Химия, 1983, с. 104-111.

2. Гун Р.Б. Нефтяные битумы. М.: Химия, 1973, с.58-64.

3. Авторское свидетельство СССР N 1073278 (прототип).

Похожие патенты RU2142493C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ 1998
  • Усманов М.М.
  • Ильясов В.Г.
  • Теляшев Э.Г.
  • Хайрудинов И.Р.
  • Кутьин Ю.А.
  • Назаров М.Н.
  • Струговец И.Б.
  • Сулейманов Н.Т.
  • Аминов Ш.Х.
  • Султанов Ф.Ф.
RU2153477C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМОВ 1995
  • Александрова С.Л.
  • Михеев Г.М.
  • Синельникова В.К.
RU2083634C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ 1994
  • Имашев У.Б.
  • Хайрудинов И.Р.
  • Кутьин Ю.А.
  • Гилязиев Р.Ф.
  • Мингараев С.С.
  • Хамитов Г.Г.
  • Свинковский В.М.
  • Султанов Ф.М.
  • Бикбулатов М.С.
RU2091428C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ 1995
  • Имашев У.Б.
  • Кутьин Ю.А.
  • Хайрудинов И.Р.
  • Гилязиев Р.Ф.
  • Ситников С.А.
  • Мингараев С.С.
  • Гайсин И.Х.
  • Валиахметов Ф.М.
  • Ильясов В.Г.
  • Назаров М.Н.
  • Викторова Г.Н.
  • Султанов Ф.М.
RU2107084C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СЫРЬЯ ДЛЯ КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА 1994
  • Хайрудинов И.Р.
  • Везиров Р.Р.
  • Султанов Ф.М.
  • Явгильдин И.Р.
  • Мингараев С.С.
  • Хамитов Г.Г.
  • Райкова Р.С.
  • Теляшев Э.Г.
  • Имашев У.Б.
RU2079540C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНОГО КОКСА 1989
  • Фрязинов В.В.
  • Валявин Г.Г.
  • Таушев В.В.
  • Манапов Э.М.
RU2022994C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 1992
  • Михеев Г.М.
  • Александрова С.Л.
  • Хабибуллин С.Г.
  • Коробкова В.М.
RU2047644C1
ОТВЕРЖДАЮЩАЯСЯ БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Александрова С.Л.
  • Коробкова В.М.
RU2115677C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНОГО КОКСА 1994
  • Таушев В.В.
RU2067605C1
СПОСОБ УГЛУБЛЁННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ 2021
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Зиганшин Карим Галимзянович
RU2802477C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 142 493 C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ

Изобретение относится к способам получения дорожных битумов из нефтяных остатков и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности и в дорожном строительстве. Для этого в способе получения дорожных битумов путем деасфальтизации гудрона углеводородными растворителями с последующим смешением асфальта деасфальтизации с нефтяными разбавителями, деасфальтизацию проводят с таким расчетом, чтобы в получаемых битумах содержание парафино-нафтеновых углеводородов не превышало 10-11%, а массовое соотношение асфальтенов и насыщенных углеводородов составляло 1,4-1,7. Технический результат- получение дорожных битумов с улучшенной дисперсной структурой, что увеличивает срок их службы в дорожном полотне, а также упрощение способа получения дорожных битумов, снижение энергозатрат. 3 табл.

Формула изобретения RU 2 142 493 C1

Способ получения дорожных битумов путем деасфальтизации гудрона углеводородными растворителями с последующим смешением асфальта деасфальтизации с нефтяными разбавителями, отличающийся тем, что деасфальтизацию проводят с таким расчетом, чтобы в получаемом битуме содержание парафино-нафтеновых углеводородов не превышало 10 - 11%, а массовое соотношение асфальтенов и насыщенных углеводородов составляло 1,4 -1,7.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2142493C1

Способ получения дорожного битума 1982
  • Варфоломеев Дмитрий Федорович
  • Рамазанов Энвер Рамазан-Оглы
  • Печеный Борис Григорьевич
  • Хайрудинов Ильдар Рашидович
  • Коробкова Валия Мансуровна
SU1073278A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ 1994
  • Имашев У.Б.
  • Хайрудинов И.Р.
  • Кутьин Ю.А.
  • Гилязиев Р.Ф.
  • Мингараев С.С.
  • Хамитов Г.Г.
  • Свинковский В.М.
  • Султанов Ф.М.
  • Бикбулатов М.С.
RU2091428C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 1996
  • Ишкильдин А.Ф.
  • Хайрутдинов И.Р.
  • Салихов З.Г.
  • Кутьин Ю.А.
RU2105786C1

RU 2 142 493 C1

Авторы

Усманов М.М.

Ильясов В.Г.

Сайфуллин Н.Р.

Теляшев Э.Г.

Хайрудинов И.Р.

Кутьин Ю.А.

Нигматуллин Р.Г.

Султанов Ф.М.

Биктимирова Т.Г.

Сулейманов Н.Т.

Даты

1999-12-10Публикация

1998-04-30Подача