Изобретение относится к области дорожностроительных материалов и может быть использовано при строительстве и ремонте автомобильных дорог с твердым асфальтобетонным покрытием любой категории нагруженности.
Известен способ получения асфальтобетонной смеси путем смешения минеральных материалов и окисленного битума [1], получаемого по традиционной технологии с показателями качества, соответствующими требованиям ГОСТ 22245-90 [2].
Недостатком данного способа является низкое качество асфальтобетона, особенно при использовании в качестве минерального материала кислых пород, что выражается в недостаточной прочности асфальтобетона при сжатии (при 50oC) и его низкой водостойкости. Для повышения прочностных характеристик асфальтобетона в состав битума вводят поверхностно-активные вещества в количестве 1 мас.% и более.
Наиболее близким по технической сущности к достигаемому результату к предлагаемому способу является способ получения асфальтобетонной смеси путем смешения минерального материала с органическим вяжущим - расплавленным неокисленным дорожным битумом, в качестве которого используют нефтяной остаток, выкипающий выше 370 - 400oC и полученный путем ректификации продуктов висбрекинга гудрона [3].
Данный способ позволяет несколько улучшить прочность и водостойкость асфальтобетонной смеси, но только применительно к условиям автодорог третьей и четвертой категории нагруженности.
Предлагаемое изобретение позволяет значительно повысить прочность и водостойкость асфальтобетонной смеси для дорог любой категории нагруженности.
Это достигается тем, что в способе получения асфальтобетонной смеси путем смешения минерального материала с расплавленным неокисленным дорожным битумом, в качестве последнего используют битум, полученный компаундированием асфальта пропан-бутановой деасфальтизации гудрона с нефтяными разбавителями, например мазутом, полугудроном, остаточным экстрактом селективной очистки масел, их смесями и другими.
В случае использования в составе асфальтобетонной смеси минеральных материалов повышенной кислотности в состав такого неокисленного битума дополнительно вводят адгезионную битумную присадку БП-3М в количестве не более 0,5 мас.% на битум. Причем требуемая дозировка этой присадки намного ниже, чем в случае использования окисленного битума.
Асфальт пропан-бутановой деасфальтизации гудрона имеет следующие характеристики:
плотность, кг/см3 - 1050 - 1060
температура размягчения по КиШ, oC - 65 - 75
групповой химический состав, %:
парафино-нафтеновые углеводороды - 4 - 6
ароматические углеводороды - 37 - 44
смолы - 27 - 35
асфальтены - 23 - 24
Полученный кампаундированный неокисленный битум имеет температуру размягчения 43 - 48oC, значения пенетрации при 25oC в пределах 80 - 110 мм, растяжимости при 25oC более 100 см.
Способ осуществляют следующим образом.
Минеральный материал (щебень, песок, минеральный порошок) нагревают до 160 - 180oC и в регламентированном количестве ссыпают в смеситель, смесь перемешивают и добавляют в нее неокисленный компаундированный битум. Смесь снова перемешивают и формуют под давлением 40 МПа.
Соотношение компонентов асфальтобетонной смеси, режим и продолжительность смешивания регламентируются по ГОСТ 9128-84. В случае использования в качестве минеральной составляющей асфальтобетонной смеси пород с повышенной кислотностью, в состав битума вводят адгезионную присадку БП-3М в количестве не более 0,5 мас.% на битум.
Пример 1. Готовят асфальтобетонную смесь типа Б (наиболее часто употребляемую при строительстве твердых верхних асфальтобетонных покрытий из горячих смесей). Зерновой состав в минеральной части и количество вводимого битума соответствует требованиям ГОСТ 9128-84. Минеральную часть при перемешивании нагревали до 160 - 180oC и вводили требуемое количество предварительно разогретого до 140oC неокисленного компаундированного битума, соответствующего по значениям температуры размягчения и пенетрации дорожному окисленному битуму БНД 90/130. Смесь перемешивали 1 мин, после чего формовали под давлением 40 МПа.
Показатели качества образцов полученного асфальтобетона данного примера как и приводимых ниже сведены в таблицу.
Пример 2. Как по примеру 1, но неокисленный компаундированный битум соответствовал по температуре размягчения и пенетрации окисленному битуму БНД 60/90.
Пример 3. Как пример 1, но в качестве минеральной части использовали кислотные гранитные отсевы.
Пример 4. Как пример 3, но в состав битума вводили 0,5 мас.% на битум адгезионной битумной присадки БП-3М.
Пример 5. Как пример 1, но в качестве битума использовали окисленный битум БНД 90/130.
Пример 6. Как пример 3, но в качестве битума использовали окисленный битум БНД 90/130.
Пример 7. Как пример 4, но окисленный битум БНД 90/130 содержал 1% адгезионной битумной присадки БП-3М.
Пример 8 (прототип). В качестве битума использован нефтяной остаток, выкипающий выше 370 - 400oC, полученный на стадии ректификации продуктов висбрекинга гудрона. Минеральная часть взята как в примере 1.
Как видно из приведенных в таблице данных асфальтобетонные смеси, приготовленные по предлагаемому способу (примеры 1, 2, 4), имеют наилучшие прочностные характеристики и водостойкость:
предел прочности при сжатии, МПа
при 20oC - 6,2 - 8,8
при 50oC - 1,3 - 1,7
коэффициент водостойкости:
а) при кратком водонасыщении - 0,91 - 0,98
б) при длительном водонасыщении - 0,87 - 0,94
Они обладают малыми значениями набухания 0,26 - 0,31 об.% и водонасыщения 1,7 - 1,9.
Только эти образцы соответствуют требованиям ГОСТ 9128-84.
Источники информации
1. ГОСТ 9128-84. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетоны.
2. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.
3. Патент РФ N 2063939, C 04 B 26/26, 1993 г. (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ | 1998 |
|
RU2142493C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМОВ | 1995 |
|
RU2083634C1 |
ОТВЕРЖДАЮЩАЯСЯ БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2115677C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ | 1994 |
|
RU2091428C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ | 1995 |
|
RU2107084C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИМЕРАСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 2020 |
|
RU2749771C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2004 |
|
RU2258730C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 1992 |
|
RU2047644C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМОВ НЕФТЯНЫХ ДОРОЖНЫХ АСФАЛЬТИТСОДЕРЖАЩИХ | 2014 |
|
RU2552469C1 |
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2015 |
|
RU2605256C1 |
Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов и может быть использовано при строительстве и ремонте автомобильных дорог с твердым асфальтобетонным покрытием любой категории нагруженности. Способ осуществляют следующим образом: смешивают минеральные материалы с неокисленным дорожным битумом, полученным путем компаундирования асфальта пропан-бутановой деасфальтизации с нефтяными разбавителями. В случае использования минеральных материалов с повышенной кислотностью в состав неокисленного дорожного битума вводят адгезионную битумную присадку БП-3М в количестве не более 0,5 мас. % на битум. Технический результат - повышение прочности и водостойкости получаемого асфальтобетона. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
RU 2063939 C1, 20.07.96 | |||
Вяжущее | 1982 |
|
SU1201261A1 |
Способ приготовления органоминеральной смеси | 1985 |
|
SU1377260A1 |
Вяжущее для дорожной смеси | 1978 |
|
SU673651A1 |
Вяжущее для дорожного строительства | 1978 |
|
SU724542A1 |
Вяжущее | 1981 |
|
SU992639A1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1992 |
|
RU2095324C1 |
Устройство для деления потока изделий | 1986 |
|
SU1406097A1 |
US 3939004 A, 17.02.76. |
Авторы
Даты
2000-07-27—Публикация
1998-05-28—Подача