СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССА ГИДРОДРОБЕСТРУЙНОЙ ОБРАБОТКИ НА ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 1999 года по МПК G01M15/00 F02B79/00 

Описание патента на изобретение RU2143674C1

Изобретение относится к способам механической обработки (проверки), а именно к испытаниям (натурным) двигателя автомобиля для определения износостойкости цилиндров ДВС, обработанных дробеструйным способом.

Известен способ исследования влияния процесса механической обработки на износостойкость цилиндров ДВС в процессе натурных испытаний, включающий обработку цилиндров двигателя, проведение замеров и определение степени износа (Величкин И.Н. и др. Ускоренные испытания дизельных двигателей на износостойкость. - М.: Машиностроение, 1964, с. 32 - 36, 85 - 107).

Однако известный способ не позволяет эффективно определять износостойкость цилиндров ДВС.

Задача изобретения - повышение эффективности определения износостойкости цилиндров ДВС, обработанных дробеструйным способом, в процессе испытания двигателя, в период натурной эксплуатации автомобиля.

Известно, что автомобили используются (эксплуатируются) в различных условиях, так как стоят в различных условиях (стоянка или гараж), в тепле или холоде, при различных (по классности и характеру) водителях, а также при различных эксплуатационных режимах и материалах (топливо, масло и т.п.), что не позволяет достаточно качественно и точно осуществить процесс исследования износостойкости цилиндров ДВС в процессе натурных испытаний двигателя автомобиля, то есть на двух автомобилях одной и той же марки в одно и то же время.

В связи с этим для обеспечения возможности доказательной сравнительной проверки влияния процесса ГДО (гидродробеструйной обработки), а также усовершенствованного для этих целей процесса СГДО (специальной гидродробеструйной обработки, т.е. с порошковой присадкой в суспензии) на износостойкость зеркала цилиндров ДВС любых автомобилей, разработана новая методика сравнительных исследований износа цилиндров. Прежде всего она предусмотрена для условий авторемонтных предприятий и станций технического обслуживания (СТО и АТП) и заключается в том, что после ремонтно-восстановительных работ с блоками или гильзами цилиндров, когда осуществляются процессы расточки на ремонтный размер без хонингования или с хонингованием, половина гильз цилиндров подвергаются дополнительной обработке СГДО и устанавливаются на ДВС "через один". Например, для ДВС автомобиля ГАЗ-53 или ЗИЛ-130 из 8-и установленных гильз цилиндров (ГЦ) выделяются (после согласования с руководителем АТП) любые 4 цилиндра, которые дополнительно подвергаются обработке на установке ГДЭУ-БЦ (гидродробеструйная эжекторная установка). После этого при сборке ДВС эти цилиндры устанавливаются "через один", то есть один с исходной обработкой, следующий с дополнительной СГДО и т.д. В настоящее время, таким образом, проходят испытания ГЦ на автомобилях ГАЗ и ЗИЛ, а также блоки нескольких двигателей ВАЗ, подвергнутые ГДО или СГДО - "через один".

Обработанные дополнительной обработкой цилиндры и необработанные, работая в идентичных условиях на одном двигателе, подвергаются одинаковым условиям (нагрузкам) при одинаковых эксплуатационных материалах (маслах, топливе), что позволяет заключить, что обработанные и необработанные цилиндры подвергаются износу в одинаковых условиях на одном двигателе автомобиля, обеспечивая эффективно точное определение износостойкости обработанных цилиндров (дробью) по отношению к необработанным.

Определение износа цилиндров производится с помощью нутромера НИ-БЦ-100м ООО ПС-НИ-БЦ-450м ООО ПС (БЦ-блока цилиндров), замеры размеров цилиндров заносятся в специальный паспорт замера размеров цилиндров.

Разработанная методика достаточно проста, обеспечивает эффективное и быстрое определение размеров цилиндров ДВС с возможным сравнением (определением) разницы износа обработанных дробью по отношению к необработанным через определенные этапы пробега автомобиля (эксплуатации двигателя) и, в общем, качества вновь разработанной обработки цилиндров при меньших затратах.

Для занесения размеров блока цилиндров может быть использована карта замеров.

Для установки индикаторной головки с ценой деления 0,002 - 0,001 мм используется специальный удлинитель с шариковым наконечником.

Похожие патенты RU2143674C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССА ОБРАБОТКИ ШЕЕК КОЛЕНВАЛОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Казаков В.М.
RU2182323C2
РУЧНОЙ ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ДРОБЬЮ С РАЗРАБОТКОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА И СПОСОБА КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ 1996
  • Казаков Владимир Михайлович
RU2113971C1
ГИДРОДРОБЕСТРУЙНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ 1997
  • Казаков В.М.
RU2134190C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЦИЛИНДРОВ, ТРУБ С ПОМОЩЬЮ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Казаков В.М.
RU2213653C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ШЕЕК КОЛЕНВАЛА И ВКЛАДЫШЕЙ 1999
  • Казаков В.М.
RU2164346C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ЦИЛИНДРА ДВС И СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ЦИЛИНДРА ДВС 1999
  • Казаков В.М.
RU2176075C2
СПОСОБ ДЛЯ УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДРОБЬЮ, КАВИТАЦИОННЫМИ КАВЕРНАМИ 1998
  • Казаков В.М.
RU2150369C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЦИЛИНДРА 1997
  • Казаков В.М.
RU2130602C1
СПОСОБ ОТДЕЛОЧНО-УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДРОБЬЮ С УЛЬТРАЗВУКОВЫМИ КАВИТАЦИОННЫМИ КАВЕРНАМИ 1998
  • Казаков В.М.
RU2150370C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЦИЛИНДРОВ 1998
  • Казаков В.М.
RU2160660C2

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССА ГИДРОДРОБЕСТРУЙНОЙ ОБРАБОТКИ НА ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение предназначено для определения износостойкости цилиндров ДВС автомобиля. Способ исследования влияния процесса гидродробеструйной обработки на износостойкость цилиндров в процессе натурных испытаний включает обработку цилиндров двигателя, проведение замеров и определение степени износа. Причем цилиндры двигателя обрабатывают в соответствии с двумя разными технологиями гидродробеструйной обработки и устанавливают цилиндры, обработанные по одной технологии, в поочередном порядке с цилиндрами, обработанными по другой технологии, при сборке двигателя. Замеры осуществляют посредством нутромера НИ-БЦ-100 м ООО ПС-НИ-БЦ-450 м ООО ПС и определяют степень износа цилиндров, а результаты замеров заносят в паспорт или карту замера размеров цилиндров и проводят сравнительный анализ состояния цилиндров, обработанных по одной технологии, по отношению к цилиндрам, обработанным по другой технологии. Изобретение обеспечивает повышение эффективности определения износостойкости цилиндров. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 143 674 C1

1. Способ исследования влияния процесса гидродробеструйной обработки на износостойкость цилиндров двигателя внутреннего сгорания в процессе натурных испытаний двигателя, включающий обработку цилиндров двигателя, проведение замеров и определение степени износа, отличающийся тем, что цилиндры двигателя обрабатывают в соответствии с двумя разными технологиями гидродробеструйной обработки и устанавливают цилиндры, обработанные по одной технологии, в поочередном порядке с цилиндрами, обработанными по другой технологии, при сборке двигателя. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что замеры осуществляют посредством нутромера НИ-БЦ-100 м 000 ПС-НИ-БЦ-450 м 000 ПС и определяют степень износа цилиндров. 3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что результаты замеров заносят в паспорт или карту замера размеров цилиндров и проводят сравнительный анализ состояния цилиндров, обработанных по одной технологии, по отношению к цилиндрам, обработанным по другой технологии.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2143674C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Величкин И.Н
и др
Ускоренные испытания дизельных двигателей на износостойкость
- М.: Машиностроение, 1964, с.32 - 36, 85 - 107
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
RU 2064172 C1, 1996
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
СПОСОБ ОЦЕНКИ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАБОТЫ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Прыгунов А.И.
RU2053491C1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Двигатели внутреннего сгорания
Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей
/ Под ред.А.С.Орлина, М.Г.Круглова
- М.: Машиностроение, 1980, с.78 - 80.

RU 2 143 674 C1

Авторы

Казаков В.М.

Даты

1999-12-27Публикация

1997-12-17Подача