ОПОРА МОСТА Российский патент 2000 года по МПК E01D19/02 

Описание патента на изобретение RU2145988C1

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве автодорожных или железнодорожных мостов в сложных инженерно-геологических условиях, например на оползневых геомассивах.

Известны противооползневые конструкции в виде рядов свай, объединенных ростверком, расположенных по всей территории оползневого геомассива и установленных на участках, определяемых расчетом, что позволяет повысить устойчивость оползневого склона (см. книгу Л.К. Гинзбурга "Противооползневые удерживающие конструкции", Москва, Стройиздат, 1979, с.8-9).

Однако такой подход укрепления геомассива под строительство мостов имеет лишь ограниченное применение, т.к. сложен, приводит к значительным расходам и срокам строительства, имеет повышенную материалоемкость.

Известны опоры моста, содержащие оголовок для опирания пролетных строений, столбчатые элементы и фундамент, содержащий объединенные ростверком опорные элементы (см. книгу Колоколова Н.М. "Сборные железобетонные свайные мосты". Государственное транспортное железнодорожное издательство, Москва, 1955 г., с.38-39, фиг.20б). Это устройство выбрано за прототип.

В этом устройстве не предусмотрены средства, позволяющие в условиях оползневых явлений учесть направление оползня и снизить оползневые давления, воздействующие на фундамент, путем подбора и согласования параметров. Это приводит к недостаточной эксплуатационной надежности, повышенной материалоемкости и повышенной стоимости строительства.

Задачей предложенного технического решения является обеспечение эксплуатационной надежности, снижение материалоемкости и стоимости.

Для решения этой задачи в опоре моста, содержащей оголовок для опирания пролетных строений, столбчатые элементы и фундамент, содержащий объединенные ростверком опорные элементы, согласно изобретению, опорные элементы фундамента выполнены в виде пересекающих оползень по толщине и заглубленных в несущий слой грунта плит, расположенных вдоль движения оползня на расстоянии друг от друга, определяемом зависимостью B ≥ C+2[H•tg(45+ϕ/2)]•tgϕ/2, где B - расстояние между плитами, м; C - ширина поперечного сечения плиты, м; H - толщина оползня, м; ϕ - угол внутреннего трения грунта оползня, а ростверк расположен не ниже поверхности грунта.

Кроме того, для решения этой задачи плиты могут быть выполнены прямоугольного поперечного сечения.

Кроме того, для решения этой задачи плиты могут быть выполнены в виде стен в грунте из буросекущихся свай.

Технический результат, достигаемый при этом, состоит в снижении силового воздействия оползня на фундамент опоры моста за счет согласования параметров и направления оползня и плит фундамента, чем и достигается увеличение надежности работы, снижение материалоемкости и стоимости.

На фиг.1 представлена конструктивная схема предложенной опоры моста, расположенной на оползневом склоне.

На фиг.2 приведено сечение А-А плит фундамента прямоугольного поперечного сечения.

На фиг.3 приведено сечение А-А плит фундамента, выполненных в виде стен в грунте из буросекущихся свай.

На фиг. 4 приведен пример положения плит фундамента относительно оси пролетного строения моста, которое расположено под углом к движению оползня.

Опора моста содержит фундамент 1, включающий опорные элементы, выполненные в виде плит 2, и объединяющий их ростверк 3, который расположен не ниже поверхности грунта 4. Пролетное строение 5 опирается на оголовок 6 или ригель, который объединяет столбчатые элементы 7, расположенные на ростверке 3 фундамента 1.

Плиты 2 фундамента 1 заглублены в несущий слой 8 грунта ниже поверхности скольжения 9 оползня 10, пересекают оползень по толщине и установлены друг относительно друга на расстоянии, определяемом зависимостью B ≥ C+2[H•tg(45+ϕ/2)]•tgϕ/2, где B - расстояние между плитами, м; C - ширина поперечного сечения плиты, м; H - толщина оползня, м; ϕ- угол внутреннего трения грунта оползня.

Плиты 2 установлены вдоль движения оползня. При расположении оси пролетного строения 5 под углом α к направлению движения оползня (см. фиг.4) плиты 2 располагают под тем же углом к оси пролетного строения 5.

Плиты 2 могут быть выполнены прямоугольного поперечного сечения 11 (см. фиг. 2) или в виде стен в грунте из буросекущихся свай 12 (см. фиг. 3).

Устройство работает следующим образом.

При строительстве мостов на оползневых склонах к нагрузкам на фундамент 1 добавляются значительные дополнительные нагрузки - от оползневых давлений неустойчивых грунтовых масс оползневых склонов.

Предложенная конструкция опоры моста содержит фундамент 1, выполненный в виде опорных элементов-плит 2, и объединяющий их ростверк 3. Плиты 2 заглублены в несущий слой грунта 8 ниже поверхности скольжения 9 оползня 10, а ростверк 3 расположен не ниже поверхности грунта 4.

При расположении моста на оползневом склоне грунтовая масса оползня 10 проходит между плитами 2 фундамента 1, как бы обтекая их, что позволяет снизить сопротивление движению оползня 10 и оползневое давление на плиты 2 фундамента 1. Для уменьшения силового воздействия оползневых давлений на фундамент 1 до минимума плиты 2 установлены вдоль движения оползня, на расстоянии друг от друга, которое определяется расчетом и соответствует зависимости B ≥ C+2[H•tg(45+ϕ/2)]•tgϕ/2, где B - расстояние между плитами, м; C - ширина поперечного сечения плиты, м; H - толщина оползня, м; ϕ - угол внутреннего трения грунта оползня. Это позволяет осуществить пропуск грунтовых масс оползня 10 между плитами 2 с минимальным сопротивлением движению оползня 10 и снизить оползневое давление до минимума. Возможность подбора параметров фундамента - ширины поперечного сечения плиты 2, расстояния между плитами 2 и их согласования с параметрами оползня - толщиной и углом трения грунта оползня - и расположение ростверка не ниже поверхности грунта позволяют повысить эксплуатационную надежность и оптимизировать материалоемкость и стоимость конструкции.

При совпадении направления оси пролетного строения 5 моста с направлением движения оползня 10 плиты 2 установлены вдоль оси пролетного строения 5 моста. В случае необходимости расположения моста под углом α к направлению движения оползня (см. фиг. 4) плиты 2 расположены под тем же углом к оси пролетного строения 5 моста. Это позволяет снизить до минимума влияние оползневых давлений на фундамент опоры моста.

Поперечные размеры плит фундамента и глубина их заложения практически не ограничены.

Технико-экономический эффект предложенного технического решения состоит в увеличении эксплуатационной надежности, в снижении материалоемкости и в снижении стоимости строительства.

Похожие патенты RU2145988C1

название год авторы номер документа
УСТОЙ МОСТА 1998
  • Соколов А.Д.
  • Беда В.И.
  • Егорушкин Ю.М.
  • Постовой Ю.В.
  • Солодунин А.Н.
  • Кулачкин Б.И.
  • Радкевич А.И.
RU2136807C1
ОПОРА МОСТА 1999
  • Соколов А.Д.
  • Беда В.И.
  • Егорушкин Ю.М.
  • Постовой Ю.В.
  • Солодунин А.Н.
  • Диденко А.Б.
RU2140484C1
СОПРЯЖЕНИЕ МОСТА С НАСЫПЬЮ 1999
  • Соколов А.Д.
  • Беда В.И.
  • Егорушкин Ю.М.
  • Кондаков Е.И.
  • Ким А.И.
  • Солодунин А.Н.
RU2136809C1
УСТОЙ МОСТА 1998
  • Соколов А.Д.
  • Беда В.И.
  • Егорушкин Ю.М.
  • Постовой Ю.В.
  • Солодунин А.Н.
  • Диденко А.Б.
  • Кулачкин Б.И.
  • Радкевич А.И.
RU2136808C1
Мост 1980
  • Кизирия Гиви Варфоломеевич
SU896152A1
УСТОЙ МОСТА 1998
  • Соколов А.Д.
  • Беда В.И.
  • Егорушкин Ю.М.
  • Постовой Ю.В.
  • Диденко А.Б.
  • Кулачкин Б.И.
  • Радкевич А.И.
RU2136806C1
МОСТ 2004
  • Минин Александр Васильевич
  • Мордич Александр Иванович
  • Шепелевич Николай Иосифович
  • Булат Александр Георгиевич
  • Коноплицкий Алексей Леонидович
RU2261303C1
Способ уменьшения активного давления грунта на вертикальные и наклонные поверхности элементов искусственных сооружений и конструкция монолитного геомассива, изготовленная с применением способа 2017
  • Добров Эдуард Михайлович
  • Кочеткова Рима Габдуловна
  • Капустников Николай Вечеславович
RU2651854C1
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Абашин Д.Д.
  • Капранов В.Н.
  • Конных А.А.
  • Кудряшов В.И.
  • Куракин П.П.
  • Назарова Р.П.
  • Платонов А.С.
  • Попов О.А.
  • Решетников В.Г.
  • Селиванов Н.П.
RU2136803C1
СПОСОБ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГЕОМАССИВОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ОПОЛЗНЕВЫМ ЯВЛЕНИЯМ 1998
  • Беда В.И.
  • Егорушкин Ю.М.
  • Кулачкин Б.И.
  • Радкевич А.И.
  • Соколов А.Д.
  • Гузеев Е.А.
RU2130527C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 145 988 C1

Реферат патента 2000 года ОПОРА МОСТА

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве автодорожных или железнодорожных мостов в сложных инженерно-геологических условиях, например на оползневых геомассивах. Опора моста содержит оголовок для опирания пролетных строений, столбчатые элементы и фундамент, содержащий объединенные ростверком опорные элементы. Отличия состоят в том, что опорные элементы выполнены в виде пересекающих оползень по толщине и заглубленных в несущий слой грунта плит, расположенных вдоль движения оползня на расстоянии друг от друга, определяемом зависимостью
B ≥ C+2[H•tg(45+ϕ/2)]•tgϕ/2,
где В - расстояние между плитами, м;
C - ширина поперечного сечения плиты, м;
Н - толщина оползня;
ϕ - угол внутреннего трения грунта оползня.

При этом плиты могут быть выполнены прямоугольного поперечного сечения в виде расположенных в грунте стен из буросекущихся свай. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в увеличении надежности работы, снижении силового воздействия оползня на фундамент опоры моста путем согласования параметров и направления оползня и плит фундамента, снижении материалоемкости и стоимости. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 145 988 C1

1. Опора моста, содержащая оголовок для опирания пролетных строений, столбчатые элементы и фундамент, содержащий объединенные ростверком опорные элементы, отличающаяся тем, что опорные элементы фундамента выполнены в виде пересекающих оползень по толщине и заглубленных в несущий слой грунта плит, расположенных вдоль движения оползня на расстоянии друг от друга, определяемом зависимостью
B ≥ C+2[H•tg(45+ϕ/2)]•tgϕ/2,
где B - расстояние между плитами, м ;
C - ширина поперечного сечения плиты, м;
H - толщина оползня, м;
ϕ - угол внутреннего трения грунта оползня,
а ростверк расположен не ниже поверхности грунта.
2. Опора моста по п.1, отличающаяся тем, что плиты выполнены прямоугольного поперечного сечения. 3. Опора моста по п.1, отличающаяся тем, что плиты выполнены в виде стен в грунте из буросекущихся свай.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2145988C1

КОЛОКОЛОВ Н.М
Сборные железобетонные свайные мосты
Государственное транспортное железнодорожное издательство
Двухступенное или многоступенное гидравлическое инжекционное устройство для сжатия воздуха и других газов, с применением насосов для постоянного поддержания циркуляции в нем жидкости 1925
  • Д.О. Бовинг
SU1955A1
Способ сужения чугунных изделий 1922
  • Парфенов Н.Н.
SU38A1
Прибор для промывания газов 1922
  • Блаженнов И.В.
SU20A1
ГИНЗБУРГ Л.К
Противооползневые удерживающие конструкции
- М.: Стройиздат, 1979, с
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
DE 3004873 A1, 11.09.1980
Способ прогнозирования риска развития преэклампсии на основе комбинаций генов матриксных металлопротеиназ 2017
  • Чурносов Михаил Иванович
  • Овчарова Вероника Сергеевна
  • Акулова Людмила Юрьевна
  • Зарудская Оксана Мирославовна
  • Добродомова Ирина Сергеевна
  • Полоников Алексей Валерьевич
  • Сиротина Светлана Сергеевна
RU2646448C1
Глубинный репер 1988
  • Ананин Александр Иванович
  • Федоров Евгений Вячеславович
SU1550135A1
СПОСОБ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ СВИНЕЦСОДЕРЖАЩЕГО МАТЕРИАЛА ПЕРЕД ПЛАВКОЙ 1998
  • Хафизов Т.М.
  • Волынчук А.В.
  • Плеханов К.А.
  • Шевелева Л.Д.
RU2131473C1
Устой моста 1983
  • Мищенко Борис Алексеевич
  • Романцов Юрий Васильевич
  • Карюк Татьяна Михайловна
  • Рогожин Владимир Михайлович
  • Чехомов Петр Лаврентьевич
  • Яновский Григорий Матвеевич
SU1090788A1
Устой моста 1988
  • Балючик Эдуард Александрович
  • Целиков Федор Иванович
  • Бирюкова Луиза Мартыновна
  • Шульман Станислав Александрович
  • Ткаченко Сергей Сергеевич
  • Брусиловский Вадим Борисович
SU1585426A1
0
SU161148A1

RU 2 145 988 C1

Авторы

Соколов А.Д.

Беда В.И.

Балючик Э.А.

Даты

2000-02-27Публикация

1999-07-14Подача