УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2000 года по МПК B60Q9/00 B60Q1/44 

Описание патента на изобретение RU2147007C1

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам контроля процесса торможения.

Известно устройство для контроля торможения двигателем транспортного средства (см. авторское свидетельство N 1316875, кл. B 60 Q 9/00, 1986). Оно содержит датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя, датчик скорости транспортного средства, дифференциатор, делитель напряжения, компараторы, усилитель с изменяющимся коэффициентом усиления и элемент 2 И, выход которого является выходом устройства.

Недостатком известного устройства является низкая точность контроля из-за наличия фиксированного значения установочного напряжения, подаваемого на вход компаратора и определяющего минимальное замедление коленчатого вала двигателя в режиме свободного выбега. Однако величина этого замедления зависит от технического состояния конкретного двигателя и от его температурного режима и, следовательно, может значительно отличаться от величины, заданной установочным напряжением.

Известно устройство для контроля торможения двигателем транспортного средства (см. авторское свидетельство N 1787835, кл. B 60 Q 9/00, 1993). Оно содержит датчик частоты вращения коленчатого вала и датчик скорости транспортного средства, дифференциатор, делитель напряжения, два компаратора, усилитель с изменяющимся коэффициентом усиления, два элемента 2И, блок контроля скорости изменения входного сигнала и компаратор, выходы которых соединены со входами элемента 2И и формирователя управляющего импульса, соединенного с блоком памяти.

Недостаток известного устройства в том, что порог его срабатывания не зависит от меняющихся дорожных условий, в частности от коэффициента сцепления. Однако эта величина оказывает значительное влияние на возможность попутного столкновения.

Целью изобретения является повышение эффективности контроля торможения двигателем транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве предусмотрено включение датчика давления в приводе тормозов, датчика начала торможения, датчика замедления автомобиля, блока определения достижения максимально возможного замедления. Усилитель с переменным коэффициентом усиления заменяется блоком вычисления порогового значения замедления, величина которого устанавливается не только в зависимости от скорости и передачи, но и от величины коэффициента сцепления.

Устройство для контроля торможения двигателем транспортного средства содержит датчик частоты вращения коленчатого вала 1, датчик скорости транспортного средства 2, датчик давления в приводе тормозов 3, датчик начала торможения 4 и датчик замедления автомобиля 5, блок определения достижения максимально возможного замедления 6, дифференциатор 7, делитель напряжения 8, первый 9 и второй 10 компараторы, блок вычисления порогового значения замедления 11, элемент 2И 12, блок контроля скорости изменения входного сигнала 13 и третий компаратор 14, выходы которых соединены со входами элемента 2И 15, формирователя управляющего импульса 16, соединенного с блоком памяти 17.

Устройство работает следующим образом.

В процессе движения транспортного средства сигнал с датчика 1 частоты вращения коленчатого вала двигателя поступает на вход дифференциатора 7, с выхода которого сигнал, пропорциональный угловому замедлению коленчатого вала двигателя, поступает на первый вход второго компаратора 10, на вход третьего компаратора 14 и на вход блока памяти 17.

Одновременно сигнал с датчика 1 частоты вращения коленчатого вала двигателя поступает на вход делителя 8, на другой вход которого с датчика 2 скорости поступает напряжение, пропорциональное скорости транспортного средства.

С выхода делителя 8 сигнал, пропорциональный обратной величине передаточного отношения трансмиссии, поступает на вход блока контроля скорости изменения входного сигнала 13.

При переключении передачи, когда водитель выключает сцепление и отпускает педаль подачи топлива, кинематическая связь двигателя с трансмиссией разрывается, двигатель переходит в режим свободного выбега. При этом величина сигнала на выходе делителя 8 будет изменяться, т.е. скорость изменения этого сигнала будет отличной от нуля, поэтому блок контроля скорости изменения входного сигнала подает сигнал на второй вход элемента 2И 15. На выходе дифференциатора 7 в этом режиме появится сигнал, пропорциональный угловому замедлению в режиме свободного выбега. При наличии этого сигнала третий компаратор 14 подает сигнал на первый вход элемента 2И 15, сигнал с выхода которого поступит на формирователь импульса 16. При этом на выходе формирователя импульсов 16 формируется короткий импульс, поступающий на управляющий вход блока памяти 17. По этому сигналу на выходе блока памяти будет зафиксировано напряжение, пропорциональное угловому замедлению коленчатого вала двигателя в режиме свободного выбега с учетом его технического состояния и температурного режима, которое подается на второй вход второго компаратора 10.

В режиме свободного выбега, когда напряжение, пропорциональное угловому замедлению коленчатого вала двигателя, больше или равно напряжению на выходе блока памяти, а также в нагрузочном режиме (режим равномерного или равноускоренного движения), когда напряжение на выходе дифференциатора 7 отсутствует, компаратор 6 не срабатывает, поэтому сигнал на его выходе отсутствует. Следовательно, независимо от наличия сигнала на другом входе элемента 2И 12 сигнал на его выходе отсутствует и фонари сигналов торможения не горят.

В момент торможения транспортного средства двигателем напряжение на выходе дифференциатора 7 и соответственно на первом входе компаратора 10 будет меньше, чем напряжение на выходе блока памяти 17. Компаратор 6 срабатывает и на первый вход элемента 2И 12 поступает сигнал, характеризующий режим торможения двигателем.

С выхода делителя 8 напряжение, пропорциональное обратной величине передаточного отношения трансмиссии, равное частному от деления напряжения, пропорционального частоте вращения коленчатого вала, на напряжение, пропорциональное скорости движения транспортного средства, поступает на первый вход блока 11 вычисления порогового значения замедления, на второй вход которого поступает напряжение, пропорциональное скорости транспортного средства. Сигналы с датчиков давления в приводе тормозов 3, начала торможения 4 и замедления автомобиля 5 поступают на блок определения достижения максимально возможного замедления 6, который фиксирует максимально возможное замедление в момент достижения установившегося значения замедления при продолжающемся росте давления в приводе тормозов или при максимально возможной величине давления (авторское свидетельство 737274, кл. B 60 T 17/22, G 01 M 17/00, 1980 г. ) для данных дорожных условий. Сигнал с выхода данного блока поступает на третий вход блока 11 вычисления порогового значения замедления.

Следовательно, напряжение на выходе блока 11 зависит от величины передаточного отношения трансмиссии, скорости движения транспортного средства и от максимально возможного замедления в данных дорожных условиях.

Чем больше передаточное отношение трансмиссии, тем меньше напряжение на выходе блока 11 вычисления порогового значения замедления. Чем больше скорость движения транспортного средства, тем меньше напряжение на выходе данного блока, и чем больше максимально возможное замедление, тем больше напряжение на выходе блока 11.

Напряжение с выхода блока 11 вычисления порогового значения замедления поступает на второй вход компаратора 9, на первый вход которого поступает напряжение с выхода дифференциатора 7. Таким образом, чем больше передаточное отношение трансмиссии и скорость движения автомобиля, тем при меньшей величине напряжения, пропорционального угловому замедлению коленчатого вала двигателя, срабатывает компаратор 9 и сигнал с его выхода поступает на вход элемента 2И 12.

При одновременном наличии сигналов на входах элемента 2И 12 на его выходе появляется сигнал и загораются фонари сигналов торможения транспортного средства.

Похожие патенты RU2147007C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Ноздричев А.В.
  • Васильев В.И.
  • Грачев В.В.
  • Шарыпов А.В.
RU2143353C1
Устройство для контроля торможения двигателем транспортного средства 1991
  • Васильев Валерий Иванович
  • Грачев Виктор Васильевич
  • Шарыпов Александр Владимирович
SU1787835A1
Устройство контроля торможения двигателем транспортного средства 1986
  • Шарыпов Александр Владимирович
  • Васильев Валерий Иванович
  • Грачев Виктор Васильевич
  • Коротков Федор Аркадьевич
SU1316875A1
Стенд для диагностирования технического состояния трансмиссии транспортных средств 1985
  • Гернер Валерий Самойлович
  • Зарецкий Захар Аркадьевич
  • Климпуш Орест Дмитриевич
  • Рубцов Валерий Александрович
SU1237939A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА К ДИЗЕЛЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Жаров С.П.
  • Васильев В.И.
  • Глазырин А.В.
  • Грачев В.В.
RU2011552C1
Стенд для диагностирования технического состояния трансмиссии транспортных средств 1987
  • Гернер Валерий Самойлович
  • Зарецкий Захар Аркадьевич
  • Климпуш Орест Дмитриевич
  • Рубцов Виталий Александрович
  • Щедрин Дмитрий Яковлевич
SU1460641A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ФРИКЦИОНОВ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Вершинина О.Г.
  • Васильев В.И.
  • Шарыпов А.В.
  • Осипов Г.В.
RU2234071C1
Стенд для диагностирования технического состояния транспортных средств 1990
  • Ганин Анатолий Евгеньевич
SU1744563A1
Устройство автоматического управления двигателем в процессе его обкатки 1991
  • Васильев Валерий Иванович
  • Грачев Виктор Васильевич
  • Свежанинов Борис Борисович
SU1813897A1
Стенд для диагностирования технического состояния транспортных средств 1988
  • Ганин Анатолий Евгеньевич
SU1543280A1

Реферат патента 2000 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Применение: электрооборудование транспортных средств. Устройство содержит датчик частоты вращения коленчатого вала, датчик скорости транспортного средства, делитель напряжения, дифференциатор, три компаратора, блок памяти, формирователь управляющих импульсов, два элемента 2И, блок контроля скорости изменения входного сигнала и блок вычисления порогового значения замедления, первый, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу делителя напряжения, к выходу датчика скорости транспортного средства и к выходу блока определения достижения максимально возможного замедления, причем к первому входу последнего подключен датчик давления в приводе тормозов, ко второму - датчик начала торможения, а к третьему - датчик замедления автомобиля. Цель изобретения: повышение эффективности контроля торможения двигателем и своевременности включения сигнальных ламп. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 147 007 C1

Устройство для контроля торможения двигателем транспортного средства, содержащее датчик частоты вращения коленчатого вала, подсоединенный выходом к первому входу делителя напряжения и дифференциатору, выход которого подключен к совместно соединенным первому входу третьего компаратора, входу блока памяти, первому входу второго компаратора и первому входу первого компаратора, причем выходы первого и второго компараторов подключены к соответствующим входам элемента 2И, а второй вход блока памяти через формирователь управляющих импульсов соединен с выходом второго элемента 2И, первый вход которого подсоединен к выходу третьего компаратора, а второй через блок контроля скорости изменения входного сигнала - к выходу делителя напряжения, второй вход которого соединен с выходом датчика скорости транспортного средства, отличающееся тем, что оно снабжено блоком вычисления порогового значения замедления, первый, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу делителя напряжения, к выходу датчика скорости транспортного средства и к выходу блока определения достижения максимально возможного замедления, причем к первому входу последнего подключен датчик давления в приводе тормозов, ко второму - датчик начала торможения, а к третьему - датчик замедления автомобиля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2147007C1

Устройство для контроля торможения двигателем транспортного средства 1991
  • Васильев Валерий Иванович
  • Грачев Виктор Васильевич
  • Шарыпов Александр Владимирович
SU1787835A1
Устройство контроля торможения двигателем транспортного средства 1986
  • Шарыпов Александр Владимирович
  • Васильев Валерий Иванович
  • Грачев Виктор Васильевич
  • Коротков Федор Аркадьевич
SU1316875A1
JP 08310296 A, 26.11.96
БИОРАЗЛАГАЕМЫЕ УСТРОЙСТВА НА ОСНОВЕ КРЕМНИЯ ДЛЯ ДОСТАВКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ АГЕНТОВ 2011
  • Эштон Пол
  • Кэнхэм Лейх Т.
  • Барнетт Кристиан
RU2640918C2

RU 2 147 007 C1

Авторы

Васильев В.И.

Грачев В.В.

Ноздричев А.В.

Шарыпов А.В.

Даты

2000-03-27Публикация

1999-01-27Подача