ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Российский патент 2000 года по МПК C08L95/00 C04B26/26 

Описание патента на изобретение RU2148063C1

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для строительства поверхностной обработки дорожных одежд, а также для приготовления холодных смесей, при строительстве и ремонте дорожных покрытий.

В этих целях широко используются вязкие дорожные битумы, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 22245-90.

Выпускаемые нефтеперерабатывающими заводами вязкие дорожные битумы для использования при поверхностной обработке и для холодных смесей, нередко требуют разжижения, имеют помимо всего невысокую устойчивость при повышенных и низких температурах и отличаются плохими адгезионными свойствами.

С целью разжижения вязких битумов в последнее время в составе вяжущих широко используют различные разжижители, поверхностно-активные вещества и полимерные добавки.

Известно вяжущее, включающее битум и кубовый остаток дистилляции нафтеновых кислот, асфальт деасфальтизации гудрона и диалкилнафталин (см. а.с. N 1201261, С 04 В 26/26, С 08 L 95/00). Недостатком указанного модифицированного вяжущего является невысокая температура хрупкости (-17...-15oC) и размягчения (47...47,5oC).

Известно также вяжущее для дорожного строительства с высокой температурой размягчения (47-78oС) и хорошим сцеплением с минеральным материалом (а.с. 724542, 1980). Однако битумную основу этого вяжущего составляет не битум нефтяной дорожный, а редко встречающийся асфальтит (25-45%) в сочетании с экстрактом селективной очистки масел (58-71%). Наиболее близким к заявляемому по технической сущности является вяжущее (а.с. СССР N 1669890, С 04 В 26/26, 15.08.91. ), включающее битум и модификатор, содержащий раствор каучука в сланцевом масле и триэтаноламин при следующем соотношении сланцевого масла, триэтаноламина и каучука: 8-10 : 0,05-0,1 : 1.

Однако основным недостатком известного вяжущего является усложненная технология приготовления, повышенная энергоемкость процесса, а также недостаточно высокие сцепные свойства вяжущих, что особенно важно при устройстве поверхностных обработок и производстве работ при неблагоприятных погодных условиях.

Задача, решаемая изобретением, - упрощение технологии приготовления модифицированного вяжущего, повышение сцепления его с каменными материалами и снижение токсичности.

Сущность изобретения заключается в том, что вяжущее для дорожного строительства, включающее битум, масляный раствор каучука и триэтаноламин, дополнительно содержит нефтяной гудрон - сырье для производства нефтяных битумов, а в качестве битума нефтяной дорожный вязкий битум, в качестве масляного раствора каучука масляный раствор синтетического полибутадиенового каучука СВБ-М при следующем соотношении компонентов, мас. %:
масляный раствор синтетического полибутадиенового каучука СВБ-М - 1,0 - 2,5
триэтаноламин (ТЭА) - 1,0 - 3,0
нефтяной гудрон - 22,0-28,0
нефтяной дорожный вязкий битум - остальное
Введение нефтяного гудрона разжижает исходный нефтяной дорожный вязкий битум марки БНД-60/90, улучшает его подвижность, облегчает розлив битумного вяжущего, делает его более пластичным, значительно более пожаробезопасным.

Сочетание вводимых компонентов-нефтяного гудрона, СВБ-М и триэтаноламина позволяет разжижать вяжущее при повышенных температурах 140 - 150oC и усиливает процессы структурообразования битумного вяжущего на стадии его перехода в твердую фазу. При этом упрощается технология приготовления вяжущего: все компоненты вводятся одновременно, время перемешивания их с битумом составляет 1-2 минуты, улучшаются его механические характеристики, растяжимость при 25oC, понижается температура хрупкости, повышается сцепление вяжущего с минеральными материалами. От изменения этих характеристик повышается и трещиностойкость асфальтобетонных покрытий и сопротивляемость их к воздействию динамических нагрузок при низких температурах.

Анализ известных технических решений показал, что применение в составе вяжущего некоторых разжижителей, полимерных добавок на основе каучуков известно. Известно также модифицирование нефтяного битума поверхностно-активными веществами аминного характера. Однако применение разжижителя на основе нефтяного гудрона в сочетании с комплексным модификатором, представляющим собой высокомолекулярный каучук и триэтаноламин, обеспечивает вяжущему такие свойства, которые он проявляет в заявленном решении, а именно: упрощенную технологию приготовления вяжущего с высокими физико-механическими показателями. Таким образом, данный состав компонентов придает вязким дорожным битумам новые свойства и упрощает технологию приготовления модифицированного вяжущего.

Характеристика исходных материалов
1. Битум. В работе использовался вязкий нефтяной дорожный битум марки БНД 60/90, наиболее часто применяемый в дорожном строительстве. В таблице 1 приведены физико-механические показатели вяжущего.

2. Нефтяной гудрон (сырье для производства вязких нефтяных дорожных битумов) отобран на Егорлыкском асфальтобетонном заводе. По показателям свойств удовлетворяет требованиям ТУ 38-101583 (сырье для производства нефтяных, вязких дорожных битумов). В таблице 2 приведены его физико-механические показатели.

3. СВБ-М - синтетический высокомолекулярный полибутадиеновый каучук модифицированный, марки 1 по ТУ 38.303- 02-81-95 представляет собой полибутадиен с преимущественным содержанием винильных звеньев. Продукт получается путем полимеризации бутадиена в растворе под действием катализаторов смешанного типа с последующим выделением каучука из раствора и его модернизации различными маслами (индустриальным, минеральным и др.).

В работе использовался масляный раствор полибутадиенового каучука, содержащего 47% винильных звеньев с вязкостью по Муни не менее 25 у.е. с концентрацией каучука 18 мас. %.

4. Триэтаноламин технический (ТЭА) 8211. Качество соответствует ТУ 6-02-916-79 изм. 1,2,3. Физико-механические показатели представлены в таблице 3. Пример: Для экспериментальной проверки заявляемого состава были подготовлены 5 вариантов составов смесей ингредиентов (см. таблицу 4).

В качестве битума использовался нефтяной вязкий дорожный битум БНД 60/90, в качестве модификатора - использовалась комплексная добавка - масляный раствор СВБ-М и триэтаноламин (ТЭА) и дополнительно - нефтяной гудрон. Смесь разогревалась до 140-150oC и перемешивалась 1-2 мин до однородного состояния. Полученное разжиженное модифицированное вяжущее испытывали в соответствии с ГОСТ 11501-11512. Результаты сравнительных испытаний приведены в таблице 4.

Из данных таблицы 4 следует, что вяжущее, полученное на основе нефтяных вязких дорожных битумов и модифицированное комплексной добавкой СВБ-М в сочетании с ТЭА и дополнительно с нефтяным гудроном, удовлетворяет требованиям ГОСТ 22245-90 на битумы нефтяные дорожные вязкие и обладает большей подвижностью (марка битума стала БНД 130/200) и более высокими показателями по температуре хрупкости, интервалу пластичности и по адгезионным свойствам по сравнению с чистым битумом и прототипом. Время приготовления составляет всего 1-2 минуты.

Использование предлагаемого изобретения позволяет:
- повысить качество асфальтобетона при устройстве поверхностной обработки асфальтобетонных покрытий;
- повысить качество асфальтобетонных смесей при высоких и низких температурах;
- повысить адгезию вяжущего к минеральным материалам кислого характера;
- сократить время приготовления модифицированного вяжущего;
- понизить токсичные свойства вяжущего.

Похожие патенты RU2148063C1

название год авторы номер документа
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 1997
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Андриади Юрий Георгиевич
  • Углова Евгения Владимировна
  • Мардиросова Изабелла Вартановна
  • Пронин Владимир Викторович
  • Меркулова Светлана Александровна
RU2119464C1
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2000
  • Илиополов С.К.
  • Болдырев В.И.
  • Мардиросова И.В.
  • Углова Е.В.
  • Котов В.Л.
  • Задорожний Д.В.
RU2186044C1
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 1998
  • Илиополов С.К.
  • Безродный О.К.
  • Мардиросова И.В.
  • Углова Е.В.
  • Хуртакова В.А.
  • Кучеров В.А.
RU2149848C1
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 1997
  • Илиополов С.К.
  • Андриади Ю.Г.
  • Мардиросова И.В.
  • Углова Е.В.
  • Пронин В.В.
  • Кучеров В.А.
RU2119465C1
ВИБРОУПЛОТНЯЕМАЯ ГОРЯЧАЯ АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 2001
  • Илиополов С.К.
  • Котов В.Л.
  • Мардиросова И.В.
  • Углова Е.В.
  • Пронин В.В.
  • Вислобоков Е.М.
RU2196751C1
КАТИОННАЯ БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2003
  • Илиополов С.К.
  • Мардиросова И.В.
  • Горелов С.В.
  • Каклюгин А.В.
  • Дьяков К.А.
  • Чубенко Е.Н.
  • Заднепровская И.А.
RU2241012C1
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 2001
  • Илиополов С.К.
  • Болдырев В.И.
  • Мардиросова И.В.
  • Углова Е.В.
  • Дьяков К.А.
  • Шитиков С.В.
RU2196750C1
СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ АСФАЛЬТОБЕТОНА 1999
  • Илиополов С.К.
  • Максименко В.А.
  • Углова Е.В.
  • Мардиросова И.В.
  • Шитиков С.В.
  • Кучеров В.А.
RU2160237C1
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ РЕМОНТА ВЛАЖНОГО АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ 2007
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Мардиросова Изабелла Вартановна
  • Чернов Сергей Анатольевич
  • Каклюгин Александр Викторович
  • Дьяков Константин Анатольевич
  • Черных Дмитрий Сергеевич
  • Строев Дмитрий Александрович
RU2340641C1
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПЛАСТОБЕТОНОВ 2009
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Мардиросова Изабелла Вартановна
  • Черных Дмитрий Сергеевич
  • Булатов Динар Джавдатович
  • Каклюгин Александр Викторович
  • Чернов Сергей Анатольевич
  • Чан Нгок Хинг
  • Леконцев Евгений Валерьевич
RU2418019C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 148 063 C1

Реферат патента 2000 года ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства поверхностной обработки и приготовления холодных смесей. Сущность изобретения заключается в том, что вяжущее для дорожного строительства, включающее битум, масляный раствор каучука и триэтаноламин, дополнительно содержит нефтяной гудрон - сырье для производства нефтяных битумов, а в качестве битума нефтяной дорожный вязкий битум, в качестве масляного раствора каучука масляный раствор синтетического полибутадиенового каучука СВБ-М при следующем соотношении компонентов, мас.%: масляный раствор синтетического полибутадиенового каучука СВБ-М 1,0-2,5, триэтаноламин (ТЭА) 1,0-3,0, нефтяной гудрон 22,0-28,0, нефтяной дорожный вязкий битум - остальное. Технический результат - упрощение технологии приготовления модифицированного вяжущего, повышение сцепления его с каменными материалами и снижение токсичности. 4 табл.

Формула изобретения RU 2 148 063 C1

Вяжущее для дорожного строительства, включающее битум, масляный раствор каучука и триэтаноламин, отличающееся тем, что оно содержит в качестве битума нефтяной дорожный вязкий битум, в качестве масляного раствора каучука масляный раствор синтетического полибутадиенового каучука СВБ-М и дополнительно нефтяной гудрон - сырье для производства нефтяных битумов при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Масляный раствор синтетического полибутадиенового каучука СВБ-М - 1,0 - 2,5
Триэтаноламин - 1,0 - 3,0
Нефтяной гудрон - 22,0 - 28,0
Нефтяной дорожный вязкий битум - Остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148063C1

Вяжущее 1982
  • Самедова Фазиля Ибрагим Кызы
  • Аллахвердиев Али-Паша Али-Мурад Оглы
  • Рамазанов Энвер Рамазан Оглы
SU1201261A1
Способ приготовления битумно-каучукового вяжущего 1988
  • Янчук Валерий Антонович
  • Брюхно Галина Сергеевна
  • Бесперстова Татьяна Михайловна
  • Данилов Борис Николаевич
  • Спасский Виктор Павлович
  • Молодыка Анатолий Васильевич
SU1669890A1
Способ приготовления вяжущего 1988
  • Лузан Валентина Ивановна
  • Кучма Михаил Иванович
  • Тарасенко Леонид Петрович
SU1694606A1
Способ получения полимербитумного материала 1988
  • Донченко Сергей Анатольевич
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Шабалина Людмила Николаевна
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Надоненко Петр Павлович
  • Кампанеец Валентина Георгиевна
  • Харитонов Николай Викторович
  • Пищаева Зоя Михайловна
  • Сюняев Загидулла Исхакович
  • Абросимов Александр Алексеевич
SU1664804A1
Вяжущее для дорожных смесей 1976
  • Руденский Андрей Владимирович
  • Солонович Фаина Алексеевна
  • Родэ Вадим Витальевич
  • Фонская Наталья Геннадиевна
SU707944A1
Способ приготовления вяжущего для дорожного строительства 1988
  • Лаврухин Виталий Петрович
  • Меркушов Николай Васильевич
  • Мищенко Владимир Николаевич
  • Новиков Виталий Федорович
  • Сальникова Галина Николаевна
SU1671671A1
GB 1426296 A, 25.02.1976.

RU 2 148 063 C1

Авторы

Илиополов С.К.

Безродный О.К.

Углова Е.В.

Мардиросова И.В.

Меркулова С.А.

Кучеров В.А.

Шитиков С.В.

Даты

2000-04-27Публикация

1998-06-30Подача