ВИНТОВАЯ ПАРА С ТРЕНИЕМ КАЧЕНИЯ Российский патент 2000 года по МПК F16H25/22 

Описание патента на изобретение RU2148746C1

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах.

Известная многозаходная винтовая пара с трением качения (Павлов Б.И. Шариковые механизмы в приборостроении, Ленинград, Машиностроение, 1968, стр. 38 - 56, 86 - 89) имеет шарики, заложенные между витками винта и гайки. Витки на винте и гайке выполнены в виде винтовых канавок с одинаковым числом заходов. Кинематический шаг винтовой пары равен шагу винтовой канавки, умноженному на число заходов винта.

Недостаток винтовой пары заключается в том, что шарики, заложенные между витками винта и гайки, непрерывно перемещаются вдоль оси винта и выходят за пределы гайки. Для обеспечения непрерывного потока шариков в пределах гайки в этих конструкциях требуется устройство для возврата шариков.

Также известна многозаходная винтовая пара с трением качения (авт. свид. СССР 121323), в которой гайка выполнена в виде набора колец, жестко установленных в одном корпусе. Кольца снабжены на внутренних поверхностях беговыми дорожками, каждая из которых взаимодействует с шариками. Шарики помещены между витками резьбы винта по одному в каждом заходе и заключены в сепаратор. Недостаток конструкции - низкая долговечность винтовой пары и затруднительная сборка из-за наличия сепаратора. Другой недостаток - ограничена кинематическая возможность винтовой пары, так как применение сепаратора требует увеличение числа заходов резьбы винта.

Наиболее близким аналогом является винтовая пара (Турпаев А.И. Винтовые механизмы и передачи. Москва, Машиностроение, 1982, стр. 118), которая содержит многозаходный винт с резьбовыми канавками, сечение которого в плоскости, перпендикулярной его оси, имеет звездообразную форму с равномерно расположенными по окружности выступами для удержания шариков, гайку с беговыми дорожками, выполненными на ее внутренней поверхности и взаимодействующими с шариками, помещенными между витками резьбы, при этом беговые дорожки на гайке выполнены в виде замкнутых кольцевых проточек. Недостаток устройства - возможность проскальзывания шарика как относительно резьбовых канавок винта, так и беговых дорожек гайки.

Задачей изобретения является повышение долговечности, упрощение сборки и расширение кинематических возможностей винтовой пары с трением качения, а также увеличение передаваемых усилий.

Задача решается тем, что в винтовой паре с трением качения, содержащей винт с резьбовыми канавками, сечение которого в плоскости, перпендикулярной его оси, имеет звездообразную форму с равномерно расположенными по окружности выступами для удержания шариков, и гайку с беговыми дорожками, выполненными на ее внутренней поверхности и взаимодействующими с шариками, помещенными между витками резьбы, угол наклона винтовой линии резьбовых канавок равен двум углам трения.

Предлагаемое решение иллюстрируется графическими материалами, где на фиг. 1 изображено расположение шариков в плоскостях, перпендикулярных оси винта (для наглядности шарики расположены в одной плоскости); на фиг. 2 изображен продольный разрез винтовой пары.

Винтовая пара с трением качения состоит из винта 1 с резьбовыми канавками "а", гайки 2, на внутренней поверхности которой выполнены кольцевые беговые дорожки "б". В беговых дорожках установлены шарики 3, размещенные между витками резьбы винта. В поперечных плоскостях шарики 3 удерживаются в необходимом положении равномерно расположенными выступами "в" резьбы винта.

Винтовая пара с трением качения работает следующим образом. При повороте винта 1 шарики 3, размещенные между витками резьбы винта, воздействуют на беговые дорожки и перемещают гайку 2 в осевом направлении. При этом шарики 3 за счет равномерно расположенных выступов резьбы винта располагаются таким образом, что каждый из них находится в контакте с беговой дорожкой гайки 2 и резьбовой канавкой винта 1. Этим компенсируются погрешности изготовления беговых дорожек гайки 2 и резьбовых канавок винта 1. (В винтовых парах с сепаратором взаимное расположение шариков определяется сепаратором).

Угол наклона винтовой линии выбирается исходя из условия отсутствия проскальзывания шарика как относительно резьбовых канавок винта 1, так и беговых дорожек гайки 2.

Похожие патенты RU2148746C1

название год авторы номер документа
ШАРИКОВИНТОВОЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 2003
  • Грязев В.П.
  • Дульнев В.А.
  • Степанов Л.В.
  • Зудов А.Л.
  • Бурлаков Б.В.
RU2246057C2
ШАРИКОВИНТОВОЙ ПРИВОД 2001
  • Шипунов А.Г.
  • Березин С.М.
  • Швец Л.М.
  • Дульнев В.А.
  • Бурлаков Б.В.
  • Игнатов А.В.
RU2225551C2
Многозаходная винтовая пара с трением качения 1958
  • Мерперт М.П.
  • Рейбах Ю.С.
SU121323A1
РОЛИКОВЫЙ ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ 1998
  • Шипунов А.Г.
  • Березин С.М.
  • Швец Л.М.
  • Дульнев В.А.
  • Бурлаков Б.В.
RU2152548C1
МНОГОЗАХОДНАЯ ВИНТОВАЯ ПАРА С ТРЕНИЕМ КАЧЕНИЯ 1990
  • Васильев Г.В.
RU2044198C1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Мозоров С.Д.
  • Мозоров Д.С.
  • Мозоров И.Д.
RU2115810C1
ВРАЩАЮЩИЙСЯ СТАБИЛИЗАТОР УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ 2015
  • Колоницкий Евгений Константинович
  • Образумов Владимир Иванович
  • Песин Анатолий Фридрихович
RU2601889C1
РОЛИКОВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ 1998
  • Шипунов А.Г.
  • Березин С.М.
  • Швец Л.М.
  • Дульнев В.А.
  • Бурлаков Б.В.
RU2148745C1
ШАРИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Панин А.А.
  • Шумилов В.П.
  • Литвяк В.А.
RU2184289C2
РОЛИКО-ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ 2016
  • Насыров Арслан Равгатович
  • Штейнфельд Виктор Олегович
RU2631096C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 148 746 C1

Реферат патента 2000 года ВИНТОВАЯ ПАРА С ТРЕНИЕМ КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах. Винтовая пара содержит винт с резьбовыми канавками. Сечение винта в плоскости, перпендикулярной его оси, имеет звездообразную форму с равномерно расположенными по окружности выступами для удержания шариков. Гайка имеет беговые дорожки, выполненные на ее внутренней поверхности и взаимодействующие с шариками, помещенными между винтами резьбы. Угол наклона винтовой линии резьбовых канавок равен двум углам трения. Изобретение позволяет повысить долговечность механизма, упростить сборку и расширить кинематические возможности винтовой пары. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 148 746 C1

Винтовая пара с трением качения, содержащая винт с резьбовыми канавками, сечение которого в плоскости, перпендикулярной его оси, имеет звездообразную форму с равномерно расположенными по окружности выступами для удержания шариков, гайку с беговыми дрожками, выполненными на ее внутренней поверхности в виде замкнутых кольцевых проточек и взаимодействующими с шариками, помещенными между витками резьбы, отличающаяся тем, что угол наклона винтовой линии резьбовых канавок равен двум углам трения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148746C1

Турпаев А.И
Винтовые механизмы и передачи
- М.: Машиностроение, 1982, с.93, 118
МНОГОЗАХОДНАЯ ВИНТОВАЯ ПАРА С ТРЕНИЕМ КАЧЕНИЯ 1990
  • Васильев Г.В.
RU2044198C1
US 5373754 A, 20.12.94.

RU 2 148 746 C1

Авторы

Шипунов А.Г.

Березин С.М.

Швец Л.М.

Дульнев В.А.

Бурлаков Б.В.

Даты

2000-05-10Публикация

1998-07-28Подача