Область техники. Изобретение относится к области мерзлотоведения и может быть использовано для предохранения вечномерзлых оснований сооружений от многолетнего протаивания, а также для ограничения поступления тепла в летнее время в заглубленные холодильники.
Уровень техники. При строительстве сооружений в районах распространения льдистых вечномерзлых грунтов происходит нарушение естественного термодинамического равновесия между вечномерзлыми грунтами и атмосферным воздухом, следствием этого является многолетнее протаивание и просадки вечномерзлых грунтов. Для предупреждения деформаций сооружений применяются различные технические решения: сохранение мохорастительного покрова в основании насыпей, теплоизоляция, устраиваемая под насыпью, теплоизоляция откоса насыпи и др. [Инструкция по изысканию, проектированию и строительству автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты ВСН 84-75. М., 1976].
В последние годы разработаны технические решения для предупреждения многолетнего протаивания и просадок полотна железных дорог, построенных на марях на БАМе и в южной Якутии: очистка полотна дороги от снега, его окраска, солнцезащитные навесы, охлаждающие трубы и др. [В.Г.Кондратьев. Изменение геокриологических условий при сооружении и эксплуатации железнодорожного пути и некоторые способы обеспечения его устойчивости на сильнольдистых грунтах // Материалы первой конференции геокриологов России, книга 3, М., 1996] .
При возведении полотна железных и автомобильных дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов для защиты от многолетнего протаивания при техногенном нарушении напочвенных покровов применяется укладка слоя теплоизоляции. В качестве теплоизоляции используют мох, торф или плиты твердого пенопласта [Справочник по строительству на вечномерзлых грунтах. Под ред. Ю. Я.Велли и др., Л., Стройиздат, 1977]. Это решение принято нами за прототип.
Сущность изобретения. В перечисленных технических решениях не учитывается, по нашему мнению, охлаждение вечномерзлых грунтов с поверхности в летнее время испарением. Принятый в мерзлотоведении термин "мохорастительный покров" не отражает механизм теплового взаимодействия напочвенных покровов с атмосферой. Наибольшее охлаждающее воздействие оказывают сфагнумы за счет поглощения большого количества влаги и последующего испарения. При техногенном нарушении напочвенные покровы уничтожаются, следствием этого являются высыхание поверхности и повышение ее температуры в летнее время, что приводит к многолетнему протаиванию вечномерзлых грунтов. В изобретении предлагается способность сфагнумов в процессе жизнедеятельности поглощать большое количество влаги и, испаряя ее, охлаждать поверхность, использовать для защиты льдистых вечномерзлых грунтов от многолетнего протаивания. Способность сфагнумов в летнее время охлаждать поверхность можно использовать для ограничения поступления тепла в подземные холодильники.
Перечень чертежей.
Фиг. 1. Предохранение вечномерзлых грунтов основания от протаивания при строительстве автодороги, где 1 - подушка живого сфагнума; 2 - отсыпка из торфа; 3 - насыпь из обломочного грунта; 4 - дорожное покрытие; 5 - основание насыпи.
Фиг. 2. Ограничение поступления тепла в летнее время через перекрытие в подземный холодильник, где 1 - подушка живого сфагнума; 2 - отсыпка из торфа; 6 - подземный холодильник.
Фиг. 3. Предохранение вечномерзлых грунтов основания здания от многолетнего протаивания при строительстве здания по принципу 1, где 1 - подушка живого сфагнума; 2 - отсыпка из торфа; 7 - вентилируемое подполье; 8 - верхняя граница вечномерзлых грунтов.
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения.
Многолетние исследования, проводимые в Магаданской области, показали, что напочвенные покровы из сфагнума интенсивно испаряют воду и охлаждают поверхность. Материалы этих исследований частично опубликованы [В.Д.Каргаполов. Исследование влияния мохового покрова на температурный режим вечномерзлых грунтов // Материалы первой конференции геокриологов России, книга 4. М. , 1966]. Исследования показали, что в местах, где сфагнумы на торфяниках летом влажные, мерзлые грунты залегают на глубине около 0,5 м от поверхности. Если поверхность земли сухая (травяной покров, мелкий кустарник, другие виды мхов и лишайники), мерзлые грунты залегают на глубине около 2 м и более. Следовательно, сфагнумы, увлажняя поверхность, за счет испарения охлаждают ее и удерживают верхнюю поверхность мерзлых грунтов в теплое время года на небольшой глубине.
Мы предлагаем следующие технические решения.
При строительстве дороги на вечномерзлых грунтах (фиг. 1) на основание 5 отсыпают насыпь 3, которую с обеих сторон засыпают торфом 2. Торф обильно увлажняют, и сверху укладывают подушки живого сфагнума 1. Площадь, свободная от сфагнума (дорожное покрытие и обочины), должна быть минимальной.
При строительстве подземных холодильников (фиг. 2) для ограничения потока тепла в холодильник 6 через перекрытие над ним выполняется насыпь из торфа 2, торф обильно смачивается и на него укладываются подушки живого сфагнума 1.
При строительстве зданий на вечномерзлых грунтах по принципу 1 (фиг. 3) для предохранения вечномерзлых грунтов от многолетнего протаивания и удержания верхней поверхности мерзлых грунтов 8 в проектном положении под вентилируемым подпольем делают насыпь из торфа 2, торф увлажняют и на него укладывают подушки живого сфагнума 1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2022 |
|
RU2780999C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ НАСЫПИ ИЗ НЕКОНДИЦИОННЫХ ГРУНТОВ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ | 2016 |
|
RU2647517C1 |
Способ защиты мерзлого основания насыпи дорожного полотна от негативного влияния обводнения | 2020 |
|
RU2753329C2 |
ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2003 |
|
RU2256030C2 |
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2004 |
|
RU2256032C1 |
Способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера с повышенными экологическими требованиями | 2002 |
|
RU2221101C2 |
ВОДООТВОДНАЯ КАНАВА | 2003 |
|
RU2245957C1 |
КОМПЛЕКТ ТЕПЛОЗАЩИТНЫЙ ДЛЯ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2008 |
|
RU2346199C1 |
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ | 2018 |
|
RU2705656C1 |
Способ сооружения насыпи на слабом основании | 1990 |
|
SU1773976A1 |
Предложен способ предохранения вечномерзлых грунтов от многолетнего протаивания. Для уменьшения потока тепла летом через поверхность, нарушенную в процессе производственной деятельности, предлагается на поверхность отсыпать слой торфа, смочить его водой и покрыть подушками живого сфагнума, который обладает способностью поглощать большое количество влаги из воздуха и, испаряя ее, охлаждать поверхность. Технический результат: обеспечение защиты вечномерзлых грунтов от протаивания. 3 ил.
Способ предохранения вечномерзлых грунтов от многолетнего протаивания при техногенном нарушении напочвенных покровов с помощью мха, отличающийся тем, что нарушенную поверхность напочвенного покрова засыпают торфом, смачивают водой и покрывают подушками мха, в качестве которого используют живой сфагнум.
ВЕЛЛИ Ю.Я | |||
и др | |||
Справочник по строительству на вечномерзлых грунтах | |||
- Л.: Стройиздат, Лен.отд., 1977, с.97, 98, 106, 114 | |||
Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах | 1981 |
|
SU1010889A1 |
Весы с автоматическим уравновешиванием | 1987 |
|
SU1534327A1 |
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания | 1917 |
|
SU96A1 |
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов | 1917 |
|
SU97A1 |
Авторы
Даты
2000-07-20—Публикация
1997-05-30—Подача