Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции сиденья члена экипажа.
Известны шарнирные энергогасящие сиденья и опоры к ним, содержащие поверочные элементы, выполненные в виде рам, и энергопоглощающие устройства, выполненные в виде цилиндров, длина которых под действием избыточной нагрузки изменяется одновременно с деформацией цилиндра, вызываемой перемещающимся штоком.
Такими примерами могут служить устройства, описанные в патентах США N 5.125.598. М кл. B 64 D 25/04 и N 5.125.578, М кл. B 60 N 2/42.
Эти технические решения предназначены, в основном, для применения в пассажирских сиденьях, где не предусмотрена регулировка под рост сидящего.
Известно кресло члена экипажа летательного аппарата по авторскому свидетельству СССР N 1420851, М кл. B 64 D 25/04, содержащее трубчатые направляющие, корпус сиденья, установленный на направляющих посредством верхних и нижних ползунов, поперечную балку, соединяющую верхние части направляющих, амортизаторы, гасящие энергию, установленные между поперечной балкой и корпусом кресла, и механизм регулирования по высоте с подпружиненными штырями, взаимодействующими с отверстиями в направляющих, и с поддерживающим сиденья пружинным механизмом, встроенным в трубчатые направляющие.
Судя по описанию, это техническое решение предназначено для использования на рабочих местах экипажей, подверженных повышенной вибрации, с креплением сиденья концами направляющих непосредственно к полу и к стенке кабины.
Его недостатком является повышенная металлоемкость и массивность конструкции, обусловленные наличием трубчатых направляющих и силовых балок со сложными узлами стыковки элементов конструкции.
Наиболее близким по технической сущности решением является энергогасящее сиденье по патенту Германии N 2918280, М кл. В 64 D 11/06, которое содержит основание с направляющими, корпусом, опирающийся на направляющие верхними и нижними ползунами механизм гашения энергии, выполненный в виде цилиндра с последовательно разрушающимся трубчатым элементом, жестко закрепленного на основании сиденья в плоскости его симметрии, и механизм регулировки сиденья по высоте с встроенным в указанный цилиндр подпружиненным штоком и с закрепленным на цилиндре подпружиненным штырем, взаимодействующим с отверстиями в штоке.
Встроенная в основание жесткая, нагруженная в центре пролета балка, удерживающая цилиндр механизма гашения энергии и регулировки сиденья по высоте, а также трубчатые направляющие, заделанные в массивном основании, повышают металлоемкость и жесткость конструкции, снижая способность противостоять динамическим нагрузкам в условиях деформации пола кабины во время аварийной посадки летательного аппарата.
Задачей настоящего предлагаемого изобретения является снижение металлоемкости сиденья члена экипажа и повышение его надежности в условиях аварийной посадки летательного аппарата.
Эта задача решается путем усовершенствования энергогасящего сиденья члена экипажа, содержащего основание с направляющими, корпус, опирающийся на направляющие основания посредством верхних и нижних ползунов, механизм стопорения с закрепленными на корпусе подпружиненными штырями, взаимодействующими с отверстиями в элементах, размещенных на основании, закрепленный на основании пружинный механизм, поддерживающий корпус во время регулировки сиденья по высоте, и механизм гашения энергии.
В заявленном сиденье механизм гашения энергии выполнен в виде ножей (пластин с заостренными кромками), закрепленных на направляющих основания с возможностью перемещения вдоль них со срезанием продольных выступов, выполненных в пазах направляющих.
Основание выполнено с боковыми стойками, нижними концами встроенными в направляющие и соединенными с ними посредством срезных штифтов, стойки выполнены с отверстиями под штырь механизма стопорения (в аналогичных сиденьях отверстия под штыри механизма стопорения выполнены в самих направляющих). В заявленном сиденье, благодаря переносу отверстий с направляющих на стойки, обеспечивается возможность беспрепятственного перемещения стоек совместно с корпусом сиденья по направляющим после среза штифтов.
Ножи закреплены на стойках перед торцами направляющих, направляющие выполнены с пазами под ползун, размещенными с наружной стороны основания, и пазами под стойки, размещенными с внутренней стороны основания.
Пазы под стойки выполнены с продольными выступами, расположенными торцами напротив режущих кромок ножей.
Пружинный механизм выполнен в виде цилиндров с подпружиненными штоками.
Благодаря применению нового механизма гашения энергии, в совокупности с другими отличительными признаками, опорные узлы сиденья совмещены с направляющими, сами направляющие выполнены с открытым профилем сечения и охвачены снаружи непосредственно стенками основания корпуса с опорными ползунами без силовой металлической балки. Сам корпус может иметь коробчатую форму из композиционного материала.
Сущность заявленного устройства поясняется следующими эскизами, где показаны:
фиг. 1 - общий вид сиденья;
фиг. 2 - вид А на фиг. 1;
фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2;
фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 2.
Заявленное сиденье содержит основание 1, закрепленное на полу кабины летательного аппарата, с направляющими 2 и корпус 3 сиденья, опирающийся на направляющие 2 основания верхними и нижними ползунами 4, которые вставлены в пазы 5, расположенные с внутренней стороны основания 1. В пазы 6 направляющих 2, расположенные с внутренней стороны основания 1, вставлены нижними концами стойки 7 и соединены с направляющими при помощи срезных штифтов 8. Стойки 7 выполнены с отверстиями 9, по которым производится стопорение сиденья в выбранном по высоте положении при помощи подпружиненных штырей 10 механизма стопорения 11, связанного с управляющей рукояткой 12 при помощи тросовой проводки 13.
Стойки 7 на верхних концах соединены между собой при помощи распорки 14 и с корпусом 3 через пружинный механизм, состоящий из двух цилиндров 15. Цилиндр 15 содержит шток 16 с пружиной 17.
На стойках 7 у торцов направляющих 2 закреплены ножи 18 механизма гашения энергии, режущие кромки которых расположены в непосредственной близости от торцов направляющих 2 в плоскости основания продольного выступа 19 в пазу 6.
Работа заявленного устройства осуществляется следующим образом.
При аварийном приземлении летательного аппарата под действием ускорения на сиденье с членом экипажа перегрузка достигает предельно допустимой величины и под действием эксплуатационной нагрузки происходит срез штифтов 8, и освобожденный от связи корпус 3 сиденья перемещается по направляющим 2 основания 1 на опорных ползунах 4 вместе со стойками 7, находящимися в зацеплении со штырями 10 механизма стопорения 11. Ножи 18, зацепленные на стойках 7, врезаются в продольные выступы 19 в пазах 6 направляющих 2 и продолжают срезание выступов 19 до полной остановки корпуса 3 сиденья, снижая инерционную нагрузку на тело сидящего за счет гашения энергии удара.
В штатной эксплуатации сиденья, когда необходимо произвести регулировку положения корпуса 3 под рост сидящего, член экипажа расстопоривает корпус 3, нажимая на управляющую рукоятку 12. При этом подпружиненные штыри 10, связанные с рукояткой 12 через тросовую проводку 13, выдвигаются из отверстий 9 в стойках 7 и корпус 3 сиденья освобождается для перемещения по направляющим 2 вниз - под действием силы тяжести тела сидящего и вверх - под действием пружин 17 пружинного механизма. Таким образом, благодаря переносу отверстий 9 под штыри стопорения 10 на стойки 7, обеспечивается возможность беспрепятственного перемещения стоек 7 совместно с корпусом 3 сиденья по направляющим 2 после среза штифта 8.
За счет более рациональной связи между силовыми элементами сиденья, а также за счет повышенной податливости направляющих и корпуса сиденья достигается снижение металлоемкости конструкции и повышение ее надежности в условиях аварийной посадки летательного аппарата.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ СДВИЖНОГО КРЕСЛА | 2000 |
|
RU2198115C2 |
ЛЕГКОРАЗЪЕМНЫЙ УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КРЕСЛА НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ | 1999 |
|
RU2182102C2 |
МЕХАНИЗМ СТОПОРЕНИЯ КРАНА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2011 |
|
RU2480376C1 |
ДВЕРНОЙ ЗАМОК | 1999 |
|
RU2156348C1 |
ОТСЕК КАБИНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СО СБОРНО-РАЗБОРНЫМ ТРАПОМ-НАСТИЛОМ | 1999 |
|
RU2160210C1 |
ОТСЕК ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПИЛОНАМИ ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКИ | 1999 |
|
RU2176970C2 |
РАБОЧЕЕ МЕСТО ЧЛЕНА ЭКИПАЖА В КАБИНЕ САМОЛЕТА | 1999 |
|
RU2183579C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОИСКОВО-ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ВОДЕ | 2009 |
|
RU2399559C1 |
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ СДВОЕННЫЙ КЛАПАННЫЙ | 1999 |
|
RU2176339C2 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2011 |
|
RU2500582C2 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции сиденья члена экипажа. Энергогасящее сиденье члена экипажа летательного аппарата содержит основание с направляющими, на которые посредством верхних и нижних ползунов опирается корпус, механизм стопорения с закрепленными на корпусе подпружиненными штырями, установленный на основании пружинный механизм, поддерживающий корпус во время регулировки сиденья по высоте, и механизм гашения. Механизм гашения энергии выполнен в виде ножей, закрепленных на направляющих основания с возможностью перемещения вдоль них со срезом продольных выступов в пазах направляющих. Основание снабжено боковыми стойками, нижними концами встроенными в направляющие и соединенными с ними посредством срезных штифтов. Стойки выполнены с отверстиями под штыри механизма стопорения. Ножи закреплены на стойках перед торцами направляющих, которые выполнены с пазами под ползуны, размещенными с наружной стороны основания и с пазами под стойки, расположенными с внутренней стороны основания. Пазы под стойки выполнены с продольными выступами, расположенными торцами напротив режущих кромок ножей. Цилиндры пружинного механизма закреплены верхними концами на стойках, а нижними концами - на корпусе сиденья. За счет более рациональной связи между силовыми элементами энергогасящего сиденья, а также за счет повышенной податливости направляющих и корпуса сиденья достигается снижение металлоемкости конструкции и повышение ее надежности в условиях аварийной посадки аппарата. 4 ил.
Энергогасящее сиденье члена экипажа летательного аппарата, содержащее основание с направляющими, корпус, опирающийся на направляющие основания посредством верхних и нижних ползунов, механизм стопорения с закрепленными на корпус подпружиненными штырями, закрепленный на основании пружинный механизм, поддерживающий корпус, и механизм гашения энергии, отличающееся тем, что основание снабжено боковыми стойками, которые нижними концами встроены в направляющие и соединены с ними посредством срезных штифтов, при этом в боковых стойках выполнены отверстия под штыри механизма стопорения; направляющие выполнены с пазами под ползуны, размещенными с наружной стороны основания и с пазами под стойки, размещенными с внутренней стороны основания, причем пазы под стойки имеют продольные выступы; пружинный механизм выполнен в виде цилиндров с подпружиненными штоками, а механизм гашения энергии выполнен в виде ножей, которые закреплены на стойках напротив продольных выступов в пазах направляющих с возможностью перемещения вместе со стойками и со срезанием продольных выступов в пазах.
DE 2918280 A1, 22.11.1979 | |||
SU 1264502 A, 07.01.1985 | |||
Кресло члена экипажа летательного аппарата | 1986 |
|
SU1336436A1 |
КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2095289C1 |
US 4423848, 03.01.1984 | |||
US 4523730, 18.06.1985 | |||
Способ получения п-нитрофенилхлорметилкарбинола и п-нитрофенилбромметилкарбинола | 1954 |
|
SU99677A2 |
Авторы
Даты
2000-08-20—Публикация
1998-10-14—Подача