Изобретение относится к присадкам к топливу, в частности к очищающим присадкам, а также к топливам, включающим их.
Известна очищающая присадка к топливу, включающая по меньшей мере одно содержащее аминогруппу вещество в качестве детергента и по меньшей мере один простой полиэфирный спирт в качестве носителя (см. международную заявку WO N 91/03529, кл. С 10 L 1/18, опубл. в 1993 г.)
Однако данная очищающая присадка приводит к повышению необходимого октанового числа, вызываемого отложением топлива или присадки на деталях двигателя.
Кроме того, она обладает неудовлетворительной способностью к смешиванию детергента с носителем, из-за чего часто образуются мутные смеси, которые нельзя добавлять к топливу.
А после длительного хранения в этих смесях часто наблюдается разделение фаз.
Известна очищающая присадка к топливу, выбранная в качестве ближайшего аналога, содержащая по меньшей мере один амин, полиамин или алканоламин, имеющие углеводородный остаток со средней мол.м. 500-10000, и по меньшей мере одно простое полиэфирное соединение при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Амин, полиамин или алканоламин - 15-95
Простой полиэфирамин - 5-85
(см. патент РФ N 2112014, кл. С 10 L 1/22: 10/00, опубл. 27.05.98 г.)
Данная присадка позволяет устранить указанные выше недостатки.
Однако данная присадка способна существенно уменьшить количество отложений только в топливной системе и практически не уменьшает количество отложений на поверхности деталей внутрицилиндрового пространства.
Таким образом, техническим результатом, на решение которого направлено данное изобретение, является создание очищающей присадки, способной эффективно снизить количество отложений не только в топливной системе, но и на поверхности деталей внутрицилиндрового пространства, в том числе и на поршневых кольцах.
Еще одним техническим результатом, достигаемым с помощью данного изобретения, является создание топлива, снабженного данной присадкой, обеспечивающего эффективное ремонтно-профилактическое воздействие на двигатель, имеющий отложения в топливной системе и на деталях внутрицилиндрового пространства, в том числе и на поршневых кольцах.
Указанный первый технический результат достигается тем, что в известной присадке к топливу, содержащей азот и/или кислородсодержащее поверхностно-активное вещество, согласно изобретению в качестве поверхностно-активного вещества она содержит соединения карбоновых кислот формулы R1-COOH, где R1 - содержит 12-18 атомов углерода с низкомолекулярными аминами формулы R2 - N(-R3)2, где R2 = H-, CH3-, C2H5-; R3 = CH3-; С2H5-; С3H7-; C4H9 - в сочетании с жидкими азот - и/или кислородсодержащими веществами с молекулярной массой от 46 до 500 у.е., способными растворяться в воде при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Карбоновые кислоты - 20-60
Низкомолекулярные амины жидкие азот- и/или кислородсодержащие вещества - Остальное
Второй технический результат достигается тем, что в известном топливе для двигателей внутреннего сгорания на основе углеводородного топлива, содержащего по крайней мере одну очищающую присадку, согласно изобретению в качестве очищающей присадки оно содержит присадку, используемую для решения первого технического результата, в количестве от 1,5 до 20% от объема топлива.
Экспериментально установлено, что использование в качестве поверхностно-активного вещества соединения карбоновых кислот формулы R1 - COOH, где R1 - содержит 12-18 атомов углерода, с низкомолекулярными аминами формулы R2 - N -(-R3)2; где R3 = H-, CH3-; C2H5-; R3 = CH3-; С2H5-; С3H7-; C4H9- в сочетании с жидкими азот- и/или кислородсодержащими веществами с мол. м. от 46 до 500 у.е., способными растворяться в воде в заявляемых количествах, позволяет не только промывать отложения в топливной системе, но и отложения на поверхностях деталей внутрицилиндрового пространства.
Это объясняется тем, что заявляемые соединения, используемые в качестве поверхностно-активных веществ, и именно в заявляемых количествах, хорошо растворяют малополярные смолистые вещества, содержащиеся в отложениях двигателей внутреннего сгорания, и способны переводить в растворимое состояние сильно окисленные компоненты смолистых отложений.
Кроме того, данные поверхностно-активные вещества способствуют растворению в топливах (бензиновом и дизельном топливе) жидких водорастворимых веществ, выполняющих функцию растворителей, а также растворению и удерживанию во взвешенном состоянии отмытых отложений.
Использование в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания на основе углеводородного топлива, содержащего именно 1,5-20% от его объема заявляемую очищающую присадку, позволяет обеспечить ремонтно-профилактическое воздействие на двигатель, имеющий отложения в топливной системе и на деталях внутрицилиндрового пространства, в том числе и на поршневых кольцах.
Это достигается опять же за счет указанной выше способности очищающей присадки взаимодействовать с вышеуказанными отложениями.
Совокупность существенных признаков заявляемых объектов "вещество" имеет отличия от ближайшего аналога и не следует явным образом из изученного уровня техники, следовательно, объекты соответствуют критериям "новизна" и "изобретательский уровень".
Данные объекты могут найти широкое применение при техническом обслуживании автомобильной и автотракторной техники различного назначения, что свидетельствует об их "промышленной применимости".
Очищающую присадку для топлива получают следующим образом.
В емкость загружают заявляемые компоненты в заявляемых количествах и смесь перемешивают.
Топливо получают разбавлением полученной смеси очищающей присадки бензином А-76 в количестве 1,5-20% от объема топлива.
Примеры конкретного выполнения сведены в таблицу.
При этом добавление присадки к топливу в количестве от 1,5 до 2,5% от объема топлива обеспечивает очистку топливной системы двигателя в процессе эксплуатации, а в количестве 15-20% обеспечивает очистку топливной системы и деталях внутрицилиндрового пространства в стационарных условиях.
Использование присадки к топливу в количестве более 2,5, но менее 15% позволяет производить очистку топливной системы в стационарных условиях в течение более продолжительного времени, чем при использовании присадки в больших количествах.
Изобретение относится к присадкам к топливу, в частности к очищающим присадкам, а также к топливам, включающим их. Присадка к топливу содержит 20-60% соединений карбоновых кислот формулы R1- COOH, где R1 - содержит 12-18 атомов углерода, с 10-40% низкомолекулярных аминов формулы R2 - N(R3)2, где R2 = H-; CH3-; C2H5-; R3 = CH3-; C2H5-; C3H7; C4H9- и жидкие азот- и/или кислородсодержащие вещества с мол.м. 46 - 500 у.е., способные растворяться в воде - остальное. Топливо содержит эту присадку в количестве 1,5-20 об. %. Присадка способна эффективно снизить количество отложений не только в топливной системе, но и на поверхности деталей внутрицилиндрового пространства, в том числе и на поршневых кольцах. 2 c.п. ф-лы, 1 табл.
Карбоновые кислоты - 20 - 60
Низкомолекулярные амины - 10 - 40
Жидкие азот- и/или кислородсодержащие вещества - Остальное
2. Топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе углеводородного топлива, содержащее по крайней мере одну очищенную присадку, отличающееся тем, что в качестве очищающей присадки оно содержит присадку по п.1 в количестве 1,5 - 20% от объема топлива.
ОЧИЩАЮЩАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ И ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЗАЖИГАНИЕМ, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ЕЕ | 1994 |
|
RU2112014C1 |
Огнетушитель | 0 |
|
SU91A1 |
US 4684373 А, 04.08.1987 | |||
US 4357148 А, 02.11.1982. |
Авторы
Даты
2000-08-27—Публикация
1999-11-10—Подача