СПОСОБ ОЧИСТКИ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F02B77/04 

Описание патента на изобретение RU2169280C1

Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, в частности к очистке системы смазки ДВС автомобилей.

Использование широко известных очищающих присадок, добавляемых в отработавшее моторное масло для очистки систем смазки двигателей внутреннего сгорания не позволяет достаточно эффективно осуществлять данную очистку из-за невысокого моющего действия известных присадок.

Известен способ очистки системы смазки автомобиля, выбранный в качестве ближайшего аналога, предусматривающий добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение 5-10 минут, остановку двигателя и слив отработавшего масла /см. журнал "За рулем", от 09 сентября 1999 г., стр. 19/.

В данном способе в качестве очищающей присадки используется очиститель системы смазки /ОСС/ "Гарант".

Моющее действие ОСС обусловлено высокой поверхностной активностью и способностью стабилизировать частицы отложений во всем объеме очистителя.

Однако использование в данном способе известного очистителя системы смазки способствует возможному разрушению адсорбированных слоев поверхностно-активных веществ и высокомолекулярных веществ /трибослоев/ на приработанных, тяжелонагруженных трущихся парах при воздействии сильных поверхностно-активных веществ известной присадки.

Сформировавшиеся на поверхности трущихся пар трибослои, состоящие из химически сорбированных окисленных и полимеризованных компонентов работающего масла, эффективно снижают трение. Удаление этих слоев под действием сильных поверхностно-активных веществ присадки может привести к усилению износа трущихся пар в период до формирования новых трибослоев.

Таким образом, техническим результатом, на решение которого направлено данное изобретение, является создание способа, обеспечивающего эффективное удаление отложений без риска разрушения трибослоев на приработанных тяжелонагруженных трущихся парах.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе очистки системы смазки двигателя внутреннего сгорания, предусматривающего добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки в количестве 5-15% от объема масла, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение не более 10 минут, остановку двигателя и слив отработавшего масла, согласно изобретению, в качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60-80 мас.% ароматических углеводородов, 10-20 мас. % циклоалканов и 10-20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав:
Температура начала кипения, oC - 60-80
Температура отгона 10% жидкости, oC - 80-90
Температура отгона 40% жидкости, oC - 110-130
Температура отгона 70% жидкости, oC - 160-210
Температура отгона 90% жидкости, oC - 190-250
Температура конца кипения, oC - 210-260
Использование в качестве очищающей присадки именно заявляемой смеси углеводородов и именно в заявляемом количестве позволяет эффективно удалить отложения в системе смазки двигателя внутреннего сгорания автомобиля без риска разрушения трибослоев на приработанных тяжелонагруженных трущихся парах.

Это достигается за счет того, что использование ароматических углеводородов, входящих в ее состав, позволяет эффективно растворять и диспергировать отложения. Легкокипящие фракции присадки при рабочей температуре масла образуют паровые пузырьки, эффективно диспергирующие отложения в застойных зонах за счет кавитационного воздействия и обеспечивают удаление их вместе с отработавшим маслом. При этом используемая смесь углеводородов исключает разрушение сформировавшихся химически сорбированных трибослоев.

Совокупность существенных признаков заявляемого объекта "способ" имеет отличия от прототипа и не следует явным образом из изученного уровня техники, что свидетельствует о его "новизне" и "изобретательском уровне".

Данный способ может найти широкое применение при эксплуатации и техническом обслуживании автомобильной и автотракторной техники различного назначения, что свидетельствует о его "промышленной применимости".

Способ осуществляется следующим образом.

В заливную горловину масляной системы двигателя внутреннего сгорания автомобиля или трактора перед заменой отработавшего моторного масла заливают очищающую присадку в количестве 5-15% от объема масла.

Затем осуществляют запуск двигателя внутреннего сгорания и его работу на холостом ходу в течение 5-15 минут, после чего двигатель выключают /останавливают/ и выполняют слив отработавшего масла.

В качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60-70 мас. % ароматических углеводородов, 10-20 мас.% циклоалканов и 10-20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав:
Температура начала кипения, oC - 60-80
Температура отгона 10% жидкости, oC - 80-90
Температура отгона 40% жидкости, oC - 110-130
Температура отгона 70% жидкости, oC - 160-210
Температура отгона 90% жидкости, oC - 190-250
Температура конца кипения, oC - 210-260
Пример N 1. В заливную горловину масляной системы ДВС заливают очищающую присадку - фракцию газового конденсата с интервалом температур 70-220oC, в количестве 10% от объема отработавшего масла и дают ему поработать 10 минут в режиме холостого хода, после чего отработавшее масло с присадкой сливают.

Пример N 2. Способ осуществляют, как в примере N 1. В качестве очищающей присадки используют смесь /в количестве 5% от объема отработавшего масла/, содержащую 50% объемных сольвента каменноугольного, 40% объемных сольвента C-4 и 10% объемных сольвента C-2. Далее способ осуществляется, как в примере N 1.

Предлагаемая в данном способе очищающая присадка более экономична по сравнению с известными за счет более простого состава.

Похожие патенты RU2169280C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЧИСТКИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Лаврик Алексей Александрович
RU2727285C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ОТ ОТЛОЖЕНИЙ 1999
  • Мухортов И.В.
  • Лаврик А.А.
RU2166111C1
ОЧИЩАЮЩАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ И ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Лаврик Алексей Александрович
RU2491326C2
Способ очистки камеры сгорания и цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания 2022
  • Лаврик Алексей Александрович
RU2799507C1
СПОСОБ ЭКСПРЕСС-ОЧИСТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПАРОМ 2022
  • Лисенков Денис Викторович
RU2816384C1
ОЧИЩАЮЩАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ И ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Мухортов И.В.
  • Лаврик А.А.
RU2155212C1
ОЧИЩАЮЩИЙ СОСТАВ 2001
  • Колобухов А.А.
  • Лаврик А.Н.
  • Лаврик А.А.
  • Теребов А.С.
RU2220191C2
ДЕТЕРГЕНТНО-ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ МАСЛУ 2000
  • Аптекман Александр Григорьевич
  • Беклемышев В.И.(Ru)
  • Болгов В.Ю.(Ru)
  • Махонин И.И.(Ru)
RU2161182C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ СМАЗОЧНО-ОЧИЩАЮЩИЙ И ОХЛАЖДАЮЩИЙ СОСТАВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ ТРУЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ 2002
  • Афанасьев М.М.
  • Купливацкий В.П.
  • Боднарчук Б.В.
RU2217481C1
Способ консервации дизельного двигателя внутреннего сгорания 2021
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Жерновников Дмитрий Николаевич
  • Вязинкин Виктор Сергеевич
  • Забродская Алла Владимировна
  • Нагдаев Владимир Константинович
  • Кошелев Александр Викторович
  • Вигдорович Михаэль
  • Гаврилин Александр Валентинович
RU2778398C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ОЧИСТКИ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Техническим результатом, на решение которого направлено данное изобретение, является создание способа, обеспечивающего эффективное удаление отложений без риска разрушения трибослоев на приработанных тяжелонагруженных трущихся парах. Указанный технический результат достигается тем, что в способе очистки системы смазки ДВС, предусматривающем добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки в количестве 5-15% от объема масла, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение не более 10 мин, остановку двигателя и слив отработавшего масла, в качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60-80 мас.% ароматических углеводородов, 10-20 мас.% циклоалканов и 10-20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав,oC: температура начала кипения 60-80; температура отгона 10% жидкости 80-90; температура отгона 40% жидкости 110-130; температура отгона 70% жидкости 160-210; температура отгона 90% жидкости 190-250; температура конца кипения 210-260.

Формула изобретения RU 2 169 280 C1

Способ очистки системы смазки двигателя внутреннего сгорания, предусматривающий добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки в количестве 5 - 15% от объема масла, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение не более 10 мин, остановку двигателя и слив отработавшего масла, отличающийся тем, что в качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60 - 80 мас.% ароматических углеводородов, 10 - 20 мас.% циклоалканов и 10 - 20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав:
Температура начала кипения, °С - 60 - 80
Температура отгона 10% жидкости, °С - 80 - 90
Температура отгона 40% жидкости, °С - 110 - 130
Температура отгона 70% жидкости, °С - 160 - 210
Температура отгона 90% жидкости, °С - 190 - 250
Температура конца кипения, °С - 210 - 260

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2169280C1

РЯБИНИН Н.А
Не убивайте чистое масло старой грязью, За pyлем, 1999, № 9, с
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора 1921
  • Андреев Н.Н.
  • Ландсберг Г.С.
SU19A1
US 5238712 А, 24.08.1993
US 5154775 A, 13.10.1992
US 5232513 A, 03.08.1993
US 3797507 A, 19.03.1974
Способ промывки системы смазки дизельного двигателя 1984
  • Фешков Виктор Андреевич
  • Гусев Владимир Константинович
  • Гусаров Владимир Иванович
  • Пургин Борис Александрович
  • Вазлина Людмила Вульфовна
SU1172617A1
Способ безразборной очистки двигателя внутреннего сгорания 1982
  • Головин Анатолий Александрович
  • Меркурьев Юрий Николаевич
  • Иливанов Владимир Алексеевич
SU1060801A1

RU 2 169 280 C1

Авторы

Мухортов И.В.

Лаврик А.А.

Даты

2001-06-20Публикация

1999-11-10Подача