ЭЛЕКТРОПРИВОД Российский патент 2000 года по МПК H02P7/42 

Описание патента на изобретение RU2155438C1

Электропривод относится к области электротехники и может использоваться в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки.

Известны электроприводы, содержащие двигатель, преобразовать частоты и датчик скорости в виде формирования ЭДС вращения [1].

Недостатком их является сложность конструкции, включающей в себя низкочастотные трансформаторы и дроссели, включенные совместно с измерительным резистором в цепь статора двигателя. Это, кроме того, понижает КПД устройства.

Наиболее близким к предлагаемому из известных устройств является электропривод, содержащий двигатель, силовые обмотки которого через измерители тока подключены к выходу преобразователя частоты, и формирователь ЭДС в виде измерительных обмоток двигателя [2].

Недостатком известного устройства является неточность формирования скоростного сигнала из-за наличия взаимоиндуктивной связи между силовыми и измерительными обмотками, что ухудшает точность привода в процессе работы (в частности, при увеличении момента нагрузки).

Цель изобретения - повышение точности поддержания скорости вращения.

Указанная цель достигается тем, что электропривод, содержащий двигатель, силовые обмотки которого через измерителя тока подключены к выходу преобразователя частоты, на который подан инициирующий сигнал с выхода блока сравнения, на первый вход которого подается сигнал управления, а на второй - сигнал с выхода датчика скорости, включающего в себя формирователь ЭДС в виде измерительных обмоток двигателя, снабжен вычитающим устройством и устройством дифференцирования, вход которого подключен к выходу измерителя тока, а выход - к первому входу вычитающего устройства, второй вход которого связан с выходом формирователя ЭДС, причем выход вычитающего устройства является выходом датчика скорости. При этом дифференцирующее устройство выполнено в виде дифференцирующего RC-контура, параметры R и C которого выбраны так, что обеспечивается равенство
RоRC = M,
где
Uит - выходное напряжение измерителя тока;
I - ток статора двигателя;
M - взаимная индуктивность силовой и измерительной обмоток двигателя.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого электропривода.

Электропривод содержит двигатель 1 с формирователем 2 ЭДС (в виде измерительных обмоток), преобразователь 3 частоты, выполненный как усилитель мощности, охваченный обратной связью по току статора посредством измерителя 4 тока, устройство 5 дифференцирования сигнала с выхода измерителя 4 тока, вычитающее устройство 6, на соответствующие входы которого поданы сигналы U2 с выхода формирователя 2 ЭДС и U5 - c выхода устройства 5 дифференцирования, блок 7 сравнения, на первый 8 вход которого подан сигнал управления UΩ, а на второй 9 - сигнал UE с выхода вычитающего устройства 6, пропорциональный скорости вращения Ω.
Электропривод работает следующим образом.

При подаче на вход блока 7 сравнения напряжения UΩ на его выходе образуется сигнал Δ U = UΩ - UE, который инициирует преобразователь 3 частоты, а он формирует в статоре двигателя 1 ток I. Последний начинает вращаться, и на его обмотках образуются напряжения переменного тока (из схемы замещения электрической машины) соответственно:
на силовой обмотке -
U1 = Ir + рIL + E1
где r, L и E - активное сопротивление, индуктивность и ЭДС силовой обмотки, p - оператор;
на измерительной обмотке -
U2 = pIM+E,
где M - взаимная индуктивность измерительной и силовой обмоток, E - ЭДС измерительной обмотки. E = CeΩ, где Ce - коэффициент пропорциональности.

Одновременно с этим на выходе измерителя 4 тока возникает напряжение Uит, пропорциональное току I : U4 = Uит = RоI, а на выходе устройства 5 дифференцирования - напряжение U5, пропорциональное производной от величины Uит:
U5 = pkUит = pkRоI
Напряжения U2 и U5 подаются на соответствующие входы вычитающего устройства 6, на выходе которого образуется напряжение
U6 = U2 - U5 = E + pI(M - kRо).

Поскольку величина M - kR0 < M, то влияние второго члена в выражении для U6 уменьшается, а поэтому точность формирования сигнала, пропорционального скорости вращения, увеличивается.

Если значение kRо = M, то значение
U6 = UE = E = CeΩ,
и сигнал с датчика скорости формируется без погрешности.

Устройство дифференцирования может быть выполнено как дифференцирующий RC-контур, на выходе которого образуется напряжение

где R и C - параметры контура, а
Полагая (что имеет место при дифференцировании), будем иметь (пренебрегая за малостью значением R в знаменателе):
U'5 = pIRоRC.

Тогда выражение для U6 примет вид:
U6 = E + pI(M - RоRC),
и при равенстве RоRC = M будем иметь:

Таким образом, за счет уменьшения (а в принципе, и исключения) влияния взаимной индуктивности между силовыми и измерительными обмотками двигателя повышается точность отработки заданной скорости приводом под нагрузкой.

Макет предлагаемого устройства мощностью 270 Вт (Un = 27 B, Iн = 10 А) был испытан при намотке силовой и измерительной обмоток в параллель. Испытания подтвердили возможность полной компенсации влияния взаимной индуктивности на коэффициент передачи датчика скорости.

Литература
1. Авт. свид. СССР N 284868 Бюл. изобр. N 35, 1971 г.

2. Авт. свид. СССР N 675568 кл. H 02 P 7/42 Бюл. изобр. N 27, 1979 г.

Похожие патенты RU2155438C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОПРИВОД 1999
  • Бродовский В.Н.
  • Каржавов Б.Н.
  • Рыбкин Ю.П.
RU2155437C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 1995
  • Бродовский В.Н.
  • Каржавов Б.Н.
  • Петухов В.П.
  • Рыбкин Ю.П.
RU2087068C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 1992
  • Бродовский В.Н.
  • Желябовский А.А.
  • Каржавов Б.Н.
  • Рыбкин Ю.П.
  • Синев В.И.
RU2061299C1
ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ 1995
  • Бродовский В.Н.
  • Каржавов Б.Н.
  • Петухов В.П.
  • Рыбкин Ю.П.
RU2112309C1
СПОСОБ ВЗАИМНОЙ УСТАНОВКИ СИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 1994
  • Буторин Н.В.
  • Иванов Е.С.
  • Пятков М.И.
RU2079954C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД 2008
  • Каржавов Борис Николаевич
  • Буторин Николай Вячеславович
  • Бродовский Владимир Николаевич
RU2392730C1
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1990
  • Михеев Ю.Ф.
  • Лапа А.Е.
  • Пахомов С.Л.
  • Янущик И.А.
  • Мельников Б.А.
  • Нисневич М.З.
RU2012991C1
СИНХРОННЫЙ АГРЕГАТ 1991
  • Бродовский В.Н.
  • Желябовский А.А.
  • Каржавов Б.Н.
  • Петухов В.П.
  • Рыбкин Ю.П.
  • Синев В.И.
RU2076437C1
СПОСОБ ВЗАИМНОЙ УСТАНОВКИ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СИНУСНО-КОСИНУСНОГО ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ТРАНСФОРМАТОРА 1994
  • Буторин Н.В.
  • Иванов Е.С.
  • Пятков М.И.
RU2079964C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫХОДНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА СИНУСОИДАЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ 1996
  • Бродовский В.Н.
  • Каржавов Б.Н.
  • Петухов В.П.
RU2103794C1

Реферат патента 2000 года ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение может быть использовано в следящих системах регулирования. Технический результат заключается в повышении точности регулирования скорости. Электропривод содержит датчик скорости, выполненный в виде устройства вычитания, и преобразователь сигнала, вход которого подключен к выходу измерителя тока, а выход - к первому входу вычитающего устройства, второй вход которого связан с выходом формирователя ЭДС. Выход устройства вычитания является выходом датчика скорости. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 155 438 C1

Электропривод, содержащий двигатель, силовые обмотки которого через измерители тока подключены к выходу преобразователя частоты, на который подан инициирующий сигнал с выхода блока сравнения, на первый вход которого подается сигнал управления, а на второй - сигнал с выхода датчика скорости, включающего в себя формирователь ЭДС в виде измерительных обмоток двигателя, отличающийся тем, что он снабжен вычитающим устройством и устройством дифференцирования, вход которого подключен к выходу измерителя тока, а выход - к первому входу вычитающего устройства, второй вход которого связан с выходом формирователя ЭДС, причем выход вычитающего устройства образует выход датчика скорости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2155438C1

Электропривод с машиной переменного тока 1976
  • Бродовский Владимир Николаевич
  • Вейнгер Александр Меерович
  • Дацковский Лев Ханинович
  • Жилин Анатолий Семенович
  • Иванов Евгений Серафимович
  • Шакарян Юрий Гевондович
SU675568A1
Электропривод переменного тока 1981
  • Бродовский Владимир Николаевич
  • Иванов Евгений Серафимович
  • Сковорода-Лузин Юрий Сергеевич
  • Туровский Валерий Яковлевич
SU1014117A1
Частотно-управляемый электропривод 1981
  • Павленко Михаил Алексеевич
  • Стародубов Юрий Борисович
  • Шорин Александр Алексеевич
  • Евневич Игорь Владимирович
SU1010714A1
ВСЕСОЮЗНАЯ I w;'3f; 0
  • В. Г. Яцук
SU372633A1
Поворотный механизм навески трактора 1974
  • Резвов Константин Михайлович
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Александров Юрий Алексеевич
  • Нейченко Владимир Григорьевич
  • Шподаренко Иван Пантелеймонович
  • Курганский Леонид Иванович
  • Башков Владимир Александрович
  • Беликов Андрей Петрович
SU511886A1

RU 2 155 438 C1

Авторы

Бродовский В.Н.

Каржавов Б.Н.

Рыбкин Ю.П.

Даты

2000-08-27Публикация

1999-07-01Подача