Электропривод относится к области электротехники и может использоваться в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки.
Известны электроприводы, содержащие двигатель, преобразовать частоты и датчик скорости в виде формирования ЭДС вращения [1].
Недостатком их является сложность конструкции, включающей в себя низкочастотные трансформаторы и дроссели, включенные совместно с измерительным резистором в цепь статора двигателя. Это, кроме того, понижает КПД устройства.
Наиболее близким к предлагаемому из известных устройств является электропривод, содержащий двигатель, силовые обмотки которого через измерители тока подключены к выходу преобразователя частоты, и формирователь ЭДС в виде измерительных обмоток двигателя [2].
Недостатком известного устройства является неточность формирования скоростного сигнала из-за наличия взаимоиндуктивной связи между силовыми и измерительными обмотками, что ухудшает точность привода в процессе работы (в частности, при увеличении момента нагрузки).
Цель изобретения - повышение точности поддержания скорости вращения.
Указанная цель достигается тем, что электропривод, содержащий двигатель, силовые обмотки которого через измерителя тока подключены к выходу преобразователя частоты, на который подан инициирующий сигнал с выхода блока сравнения, на первый вход которого подается сигнал управления, а на второй - сигнал с выхода датчика скорости, включающего в себя формирователь ЭДС в виде измерительных обмоток двигателя, снабжен вычитающим устройством и устройством дифференцирования, вход которого подключен к выходу измерителя тока, а выход - к первому входу вычитающего устройства, второй вход которого связан с выходом формирователя ЭДС, причем выход вычитающего устройства является выходом датчика скорости. При этом дифференцирующее устройство выполнено в виде дифференцирующего RC-контура, параметры R и C которого выбраны так, что обеспечивается равенство
RоRC = M,
где
Uит - выходное напряжение измерителя тока;
I - ток статора двигателя;
M - взаимная индуктивность силовой и измерительной обмоток двигателя.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемого электропривода.
Электропривод содержит двигатель 1 с формирователем 2 ЭДС (в виде измерительных обмоток), преобразователь 3 частоты, выполненный как усилитель мощности, охваченный обратной связью по току статора посредством измерителя 4 тока, устройство 5 дифференцирования сигнала с выхода измерителя 4 тока, вычитающее устройство 6, на соответствующие входы которого поданы сигналы U2 с выхода формирователя 2 ЭДС и U5 - c выхода устройства 5 дифференцирования, блок 7 сравнения, на первый 8 вход которого подан сигнал управления UΩ, а на второй 9 - сигнал UE с выхода вычитающего устройства 6, пропорциональный скорости вращения Ω.
Электропривод работает следующим образом.
При подаче на вход блока 7 сравнения напряжения UΩ на его выходе образуется сигнал Δ U = UΩ - UE, который инициирует преобразователь 3 частоты, а он формирует в статоре двигателя 1 ток I. Последний начинает вращаться, и на его обмотках образуются напряжения переменного тока (из схемы замещения электрической машины) соответственно:
на силовой обмотке -
U1 = Ir + рIL + E1
где r, L и E - активное сопротивление, индуктивность и ЭДС силовой обмотки, p - оператор;
на измерительной обмотке -
U2 = pIM+E,
где M - взаимная индуктивность измерительной и силовой обмоток, E - ЭДС измерительной обмотки. E = CeΩ, где Ce - коэффициент пропорциональности.
Одновременно с этим на выходе измерителя 4 тока возникает напряжение Uит, пропорциональное току I : U4 = Uит = RоI, а на выходе устройства 5 дифференцирования - напряжение U5, пропорциональное производной от величины Uит:
U5 = pkUит = pkRоI
Напряжения U2 и U5 подаются на соответствующие входы вычитающего устройства 6, на выходе которого образуется напряжение
U6 = U2 - U5 = E + pI(M - kRо).
Поскольку величина M - kR0 < M, то влияние второго члена в выражении для U6 уменьшается, а поэтому точность формирования сигнала, пропорционального скорости вращения, увеличивается.
Если значение kRо = M, то значение
U6 = UE = E = CeΩ,
и сигнал с датчика скорости формируется без погрешности.
Устройство дифференцирования может быть выполнено как дифференцирующий RC-контур, на выходе которого образуется напряжение
где R и C - параметры контура, а
Полагая (что имеет место при дифференцировании), будем иметь (пренебрегая за малостью значением R в знаменателе):
U'5 = pIRоRC.
Тогда выражение для U6 примет вид:
U6 = E + pI(M - RоRC),
и при равенстве RоRC = M будем иметь:
Таким образом, за счет уменьшения (а в принципе, и исключения) влияния взаимной индуктивности между силовыми и измерительными обмотками двигателя повышается точность отработки заданной скорости приводом под нагрузкой.
Макет предлагаемого устройства мощностью 270 Вт (Un = 27 B, Iн = 10 А) был испытан при намотке силовой и измерительной обмоток в параллель. Испытания подтвердили возможность полной компенсации влияния взаимной индуктивности на коэффициент передачи датчика скорости.
Литература
1. Авт. свид. СССР N 284868 Бюл. изобр. N 35, 1971 г.
2. Авт. свид. СССР N 675568 кл. H 02 P 7/42 Бюл. изобр. N 27, 1979 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1999 |
|
RU2155437C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1995 |
|
RU2087068C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1992 |
|
RU2061299C1 |
ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ | 1995 |
|
RU2112309C1 |
СПОСОБ ВЗАИМНОЙ УСТАНОВКИ СИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 1994 |
|
RU2079954C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД | 2008 |
|
RU2392730C1 |
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1990 |
|
RU2012991C1 |
СИНХРОННЫЙ АГРЕГАТ | 1991 |
|
RU2076437C1 |
СПОСОБ ВЗАИМНОЙ УСТАНОВКИ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СИНУСНО-КОСИНУСНОГО ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ТРАНСФОРМАТОРА | 1994 |
|
RU2079964C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫХОДНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА СИНУСОИДАЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 1996 |
|
RU2103794C1 |
Изобретение может быть использовано в следящих системах регулирования. Технический результат заключается в повышении точности регулирования скорости. Электропривод содержит датчик скорости, выполненный в виде устройства вычитания, и преобразователь сигнала, вход которого подключен к выходу измерителя тока, а выход - к первому входу вычитающего устройства, второй вход которого связан с выходом формирователя ЭДС. Выход устройства вычитания является выходом датчика скорости. 1 ил.
Электропривод, содержащий двигатель, силовые обмотки которого через измерители тока подключены к выходу преобразователя частоты, на который подан инициирующий сигнал с выхода блока сравнения, на первый вход которого подается сигнал управления, а на второй - сигнал с выхода датчика скорости, включающего в себя формирователь ЭДС в виде измерительных обмоток двигателя, отличающийся тем, что он снабжен вычитающим устройством и устройством дифференцирования, вход которого подключен к выходу измерителя тока, а выход - к первому входу вычитающего устройства, второй вход которого связан с выходом формирователя ЭДС, причем выход вычитающего устройства образует выход датчика скорости.
Электропривод с машиной переменного тока | 1976 |
|
SU675568A1 |
Электропривод переменного тока | 1981 |
|
SU1014117A1 |
Частотно-управляемый электропривод | 1981 |
|
SU1010714A1 |
ВСЕСОЮЗНАЯ I w;'3f; | 0 |
|
SU372633A1 |
Поворотный механизм навески трактора | 1974 |
|
SU511886A1 |
Авторы
Даты
2000-08-27—Публикация
1999-07-01—Подача