Изобретение относится к системам зажигания с накоплением энергии в индуктивности и может быть использовано на двигателях внутреннего сгорания с бесконтактными магнитоэлектрическими датчиками момента зажигания.
Известна бесконтактная система зажигания [1], содержащая катушку зажигания, дополнительный резистор, коммутатор и датчик импульсов. Коммутатор данной системы выполнен в виде усилителя с положительной обратной связью, повышающей чувствительность коммутатора к датчику импульсов и обеспечивающей многократное искрообразование при пуске двигателя и на малых частотах вращения коленчатого вала, что ухудшает условия воспламенения рабочей смеси при работе двигателя на средних и высоких частотах вращения коленчатого вала двигателя, а для работы транзисторного коммутатора необходим датчик импульсов, поэтому другим недостатком данной системы является использование в случае выхода из строя коммутатора или датчика импульсов резервного коммутирующего устройства (аварийного вибратора), выполненного на электромагнитном реле и имеющего низкий ресурс.
Изобретение направлено на улучшение условий воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя и расширение функциональных возможностей системы.
Решение поставленной задачи достигается тем, что коммутатор выполнен в виде автогенератора с управляемой положительной обратной связью и в нее дополнительно введен включатель, подключенный между корпусом и цепью положительной обратной связи.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемая система зажигания отличается схемой построения коммутатора и наличием дополнительного включателя и это позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "новизна".
Способность заявляемой системы зажигания работать в режиме многократного искрообразования на всех режимах работы ДВС улучшает условия воспламенения рабочей смеси. Выполнение коммутатора в виде автогенератора с управляемой положительной обратной связью позволяет обеспечить его работу в двух режимах: от датчика импульсов и режима непрерывного искрообразования, что расширяет функциональные возможности системы. Все это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемой системы зажигания критерию "существенные отличия".
На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемой системы зажигания; на фиг. 2 - один из вариантов схемной реализации предлагаемой системы зажигания.
Система зажигания содержит коммутатор 1, выполненный в виде автогенератора 2 с цепью 3 управляемой положительной обратной связи. Цепь 3 положительной обратной связи подключена и управляется, или датчиком импульсов 4, или дополнительным включателем 5. Нагрузкой автогенератора 2 является первичная цепь системы зажигания, состоящая из первичной обмотки катушки зажигания 6 и дополнительного резистора 7. Питание системы зажигания осуществляется от аккумуляторной батареи 8 через выключатель 9. Вторичная обмотка катушки зажигания 6 подключена к свече зажигания 10.
Автогенератор 2 коммутатора 1 (на фиг. 2) выполнен на двух транзисторах 11 и 12 и резисторах 20, 21. Цепь 3 положительной управляемой обратной связи выполнена в виде моста Вина на двух конденсаторах 13 и 14 и двух резисторах 15 и 16. Для управления цепью 3 положительной обратной связи от датчика импульсов 4 введен транзистор 17, коллектор которого соединен с цепью 3 положительной обратной связи и одним выводом дополнительного включателя 5, а база - через ограничительный резистор 20 и выпрямительный диод 18 - с датчиком импульсов 4. Эмиттер транзистора 17 и другой вывод включателя 5 соединены с корпусом.
Система зажигания работает в двух режимах и управляется, или датчиком импульсов 4, или включателем 5.
При включенном включателе 5 система зажигания работает в режиме непрерывного искрообразования (режиме вибратора). В этом случае элементы цепи 3 обратной связи конденсатор 14 и резистор 16 соединяются с корпусом, и автогенератор 2 при включенном выключателе 9 работает в автоколебательном режиме, периодически прерывая ток первичной обмотки катушки зажигания 6. При этом на свече зажигания 10 под действием импульсов высокого напряжения вторичной обмотки катушки зажигания 6 возникают искровые разряды с частотой прерывания тока первичной обмотки.
Такой режим используется в случае выхода из строя датчика импульсов, что не требует дополнительного электромеханического аварийного вибратора, имеющего малый ресурс.
При выключенном включателе 5 система зажигания работает во втором режиме и управляется от датчика импульсов 4. В данном случае при включенном выключателе 9 элементы цепи 3 обратной связи (конденсатор 14 и резистор 16) соединяются с корпусом через открытый транзистор 17, который открывается в свою очередь от положительных импульсов датчика 4. Поэтому при положительных импульсах датчика 4 автогенератор 2, прерывая ток первичной обмотки катушки зажигания 6, вырабатывает "пачку" искр на свече зажигания 10. Частота искр в "пачке" определяется частотой автогенератора 2, а длительность "пачки" - длительностью положительных импульсов датчика 4.
Таким образом, в данном режиме на один импульс датчика вырабатывается несколько искр при всех режимах работы двигателя, что улучшает условия воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. А наличие двух режимов работы коммутатора расширяет функциональные возможности системы, так как позволяет использовать коммутатор в качестве вибратора при выходе из строя датчика импульсов, при этом ресурс системы зажигания не уменьшается.
Источники информации
(I) Бесконтактная батарейная система зажигания, техническое описание и инструкция по эксплуатации. - Старый Оскол, 1984.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2157915C2 |
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ | 1999 |
|
RU2163307C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЭЛЕКТРОННОГО КОММУТАТОРА СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2105896C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2289721C2 |
ВИБРАТОР ДЛЯ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ | 1997 |
|
RU2138679C1 |
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2136954C1 |
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2157917C2 |
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ | 2001 |
|
RU2189491C1 |
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2362041C1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1990 |
|
SU1776106A1 |
Система зажигания предназначена для двигателей внутреннего сгорания с бесконтактными магнитоэлектрическими датчиками момента зажигания. Система зажигания содержит катушку зажигания, дополнительный резистор, коммутатор и датчик импульсов, коммутатор выполнен в виде автогенератора с управляемой положительной обратной связью и в нее дополнительно введен включатель, подключенный между корпусом и цепью положительной обратной связи. Технический результат - улучшение воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя и расширение функциональных возможностей системы. 2 ил.
Бесконтактная система зажигания, содержащая катушку зажигания, дополнительный резистор, коммутатор и датчик импульсов, отличающаяся тем, что коммутатор выполнен в виде автогенератора с управляемой положительной обратной связью и в нее дополнительно введен включатель, подключенный между корпусом и цепью положительной обратной связи.
Бесконтактная батарейная система зажигания, техническое описание и инструкция по эксплуатации | |||
- Старый Оскол, 1984 | |||
Бесконтактная система зажигания | 1976 |
|
SU748027A1 |
Бесконтактная система зажигания двигателей внутреннего сгорания | 1973 |
|
SU555230A1 |
Батарейная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1332952A2 |
Бесконтактная система зажигания | 1986 |
|
SU1442688A1 |
Авторы
Даты
2000-10-20—Публикация
1999-01-18—Подача