Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к средствам передвижения на колесно-гусеничном ходу, в основном спецтехнике, и может быть использовано для повышения проходимости по слабонесущим грунтам и преодоления препятствий типа лестничных маршей общего пользования.
В настоящее время специальная техника устанавливается на автомобильные либо гусеничные шасси. Спецтехника на базе автомобильных шасси обладает большой маневренностью, скоростью и возможностью перемещения по дорогам общего пользования. При этом она обладает ограниченной проходимостью по сравнению с техникой на гусеничных шасси. Гусеничные шасси, в отличии от автомобильных, обладают большей проходимостью, но имеют небольшую скорость перемещения и им запрещено перемещаться по дорогам общего пользования. Известны случаи использования колесно-гусеничных машин, которые при движении по дорогам общего пользования используют колесный движитель, а при выезде на грунт со слабой несущей способностью перемещаются по нему на гусеницах.
Так известно транспортное средство, пригодное для использования на дорогах и бездорожье (см. патент DE 69014772 (Т2), МПК B60F 5/00; B62D 49/06; B62D 55/04, 1995-04-13), оснащенное рамой (1) (здесь и далее позиции соответствуют описанию в патенте DE) с колесами (2, 3), приводимыми в движение двигателем (9) транспортного средства, под которым рама (1) с каждой стороны между передними и задние колеса (2, 3), предусмотрена вспомогательная рама 4, каждая из которых снабжена направляющими колесами (5, 6) с приводом от гидравлических двигателей с направляющими на них гусеницами (7), и с возможностью вертикального перемещения относительно указанной рамы (1) транспортного средства с помощью подъемных цилиндров (8), расположенных вблизи ее оконечностей и приспособленных для отдельного приведения в действие для контакта указанных гусениц (7) с днищем, средства управления (11…14) для управления подачей жидкости к подъемным цилиндрам (8) и приводным двигателям гусениц (7) таким образом, что: - вспомогательные рамы (4) могут быть заблокированы в полностью втянутом и выдвинутом положении должность; и - в промежуточном положении, когда колеса (2, 3) остаются в контакте с днищем, упомянутые вспомогательные рамы (4) поддерживаются под давлением, позволяющим гусеницам (7) следовать неровностям днища, скорость гусеницы затем адаптируется к скорости колеса.
Недостатком этого устройства является его сложность.
Известно транспортное средство повышенной проходимости (патент RU 2147284 С1, ΜΠΚ Β62D 55/04, 10.04.2000), содержащее разгруженный кузов, подвешенный на раме, на которой размещены силовая установка, привод с одним или двумя ведущими мостами, колеса и по меньшей мере один гусеничный ход, расположенный на дополнительной складывающейся раме, включающий направляющие и опорные катки, огибаемые гусеницей, натяжное колесо и приспособление для перемещения гусеничного хода относительно колес в вертикальной плоскости. Рама транспортного средства выполнена в виде сплошной платформы U-образного поперечного сечения, а направляющие катки установлены на платформе и скреплены шарнирно с соответствующими крайними опорными катками посредством стоек, связанных с поворотным механизмом. По меньшей мере одна стойка, скрепляющая направляющий каток с соответствующим крайним опорным катком, выполнена телескопической, два соседних опорных катка связаны телескопическим звеном, один направляющий каток выполнен подвижным в плоскости платформы транспортного средства параллельно продольной оси, а стойки связаны шарнирно дополнительной тягой. Привод каждой гусеницы осуществлен от карданного вала через коробку отбора мощности. Приводным может быть направляющее натяжное колесо, либо один из направляющих катков.
Недостаток его в том, что при передвижении в распутицу колесами и гусеницами одновременно поворачивающий момент только от управляемых колес недостаточен для поворота транспортного средства, в особенности спецтехники.
Известно колесно-гусеничное транспортное средство, содержащее управляемые колеса, колесные и гусеничные движители, главную передачу ведущего моста их привода, дифференциал привода ведущих колес полуосями, рулевое устройство с гидроусилителем и рулевой сошкой (патент RU 2407668 С2, МПК B62D 55/04, B62D 11/18, 27.12.2010) С правого и с левого борта к водилу дифференциала прикреплены оси с сателлитами планетарных редукторов, солнечная шестерня каждого из которых соединена с трубчатой полуосью привода ведущей звездочки гусеницы своего борта, а эпициклы связаны кинематически с гидравлическим реверсивным мотором, сообщенным маслопроводами с регулируемым реверсивным насосом, имеющим возможность работать при противоположных вращениях его вала, связанного кинематически со вторичным валом коробки переключения передач колесно-гусеничного транспортного средства, причем звено регулирования рабочего объема насоса связано кинематически с рулевой сошкой. Каждой позиции руля 59 однозначно соответствует величина рабочего объема насоса 48, отношение величины масляного потока от насоса 48 и отношение частоты вращения вала мотора 45 к частоте вращения вторичного вала КПП 29.
Основными недостатками этого, принимаемого за прототип, технического решения являются:
- сложная кинематическая схема трансмиссии, которая отличатся от трансмиссии серийно выпускающегося шасси грузового автомобиля;
- трансмиссия не является универсальной и соответственно, не может быть использована на другом типе (другой марке) шасси;
- высокая стоимость и низкая надежность - как следствие первых двух недостатков.
Техническим результатом изобретения является создание колесно-гусеничного шасси грузового автомобиля любой модели и колесной формулы без доработки его трансмиссии с расширением диапазона регулировки скоростей и тяговых усилий, а так же дистанционным управлением движением шасси с пульта.
Указанный технический результат достигается в колесно-гусеничном шасси транспортного средства повышенной проходимости, содержащем колесное шасси с коробкой отбора мощности, передним и задним мостами, тем, что на колесном шасси между мостами установлен автономный гусеничный движитель, включающий закрепленную на основании колесного шасси опорную раму, на которой закреплены насосы гидростатической трансмиссии с их приводом и две телескопические опоры с насосом их управления, на нижних концах которых установлены гусеничные тележки, каждая из которых содержит механизм натяжения и гидромотор-редуктор хода гусеницы.
Кроме того, насосы гидростатической трансмиссии и управления телескопическими опорами подключены к коробке отбора мощности.
Кроме того, гусеничные тележки установлены на нижних концах телескопических опор шарнирно.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 приведен общий вид колесно-гусеничного шасси транспортного средства повышенной проходимости.
На фиг. 2 показана примерная монтажная схема размещения элементов автономного гусеничного движителя на колесном шасси.
На фиг. 3 показано расположение автономного движителя в режиме колесного хода.
На фиг. 4 показано расположение автономного движителя в режиме гусеничного (комбинированного) хода.
На фиг. 5 показана опорная рама.
На фиг. 6 показаны телескопические опоры с гусеничными тележками.
На фиг. 7 показано расположение насоса управления телескопическими опорами на коробке отбора мощности.
На фиг. 8 показано расположение насосов гидростатической трансмиссии и их привода на опорной раме.
Представленный на чертежах вариант выполнения колесно-гусеничного шасси транспортного средства повышенной проходимости приведен, прежде всего, в целях иллюстрации и не должен быть истолкованы как ограничение объема притязаний.
Колесно-гусеничное шасси транспортного средства повышенной проходимости, содержит колесное шасси 1 с коробкой отбора мощности 2, передним 3 и задним 4 мостами. На колесном шасси 1 между мостами 3 и 4 установлен автономный гусеничный движитель 5, включающий закрепленную на основании колесного шасси 1 опорную раму 6, на которой закреплены две телескопические опоры 7 и 8 с насосом 9 их управления, на нижних концах которых установлены гусеничные тележки 10 и 11, каждая из которых содержит механизм натяжения 12 и гидромотор-редуктор 13 хода гусеницы 14, а также насосы 15 и 16 гидростатической трансмиссии с их приводом 17. Эти насосы 15 и 16 гидростатической трансмиссии и управления 9 телескопическими опорами 7 и 8 подключены к коробке отбора мощности 2. Гусеничные тележки 10 и 11 установлены на нижних концах телескопических опор 7 и 8 шарнирно.
Такая совокупность конструктивных признаков колесно-гусеничного шасси обеспечивает возможность использование стандартного шасси грузового автомобиля любой модели и колесной формулы без доработки его трансмиссии. При этом гидропривод автономного гусеничного движителя расширяет диапазон регулировки скоростей и тяговых усилий и обеспечивает дистанционное управление движением шасси с пульта.
Колесно-гусеничное шасси может быть изготовлено на базе любого автомобильного колесного шасси 1. На основание (раму) колесного шасси 1 устанавливается опорная рама 6 (см. фиг. 5), к которой крепятся телескопические опоры 7 и 8 (см. фиг. 6) с шарнирно закрепленными на них гусеничными тележками 10 и 11. Выдвижение телескопических опор осуществляется с помощью гидравлической системы, привод которой, насос 9 (см. фиг. 7) расположен на коробке отбора мощности 2, установленной на коробке переключения передач колесного шасси 1. Управление движением гусеничного хода осуществляется с помощью гидростатической трансмиссии системы насосов 15 и 16 (см. фиг. 8), которые вместе с их приводом 17 установлены на опорной раме 6.
Работает колесно-гусеничное шасси следующим образом.
В режиме колесного хода (см. фиг. 3) телескопические опоры 7 и 8 находятся в крайнем верхнем положении и между гусеничными тележками 10 и 11 и дорогой существует дорожный просвет, достаточный для перемещения по дорогам общего пользования и пересеченной местности.
В режиме гусеничного хода (см. фиг. 4) телескопические опоры 7 и 8 находятся в крайнем нижнем положении. При таком положении опор передний(ние) мост(ы) вывешиваются и колесно-гусеничное шасси движется за счет гусеничного движителя.
Использование для привода гусеничного движителя гидростатической трансмиссии позволяет обеспечивать:
- регулировку скоростей и тяговых усилий колесно-гусеничного шасси в широком диапазоне.
- управление движением колесно-гусеничного шасси с помощью пульта дистанционного управления (не показан).
Гусеничный движитель 5 является автономным модулем. В его составе имеется все необходимое для его работы, включая систему управления. Его насосы необходимо подключить к коробке отбора мощности, имеющейся на каждом серийном колесном шасси грузового автомобиля.
Таким образом, гусеничный движитель 5, для создания колесно-гусеничного шасси, может устанавливаться на серийное шасси грузового автомобиля (любой модели и с любой колесной формулой), без какой либо доработки его трансмиссии, с расширением диапазона регулировки скоростей и тяговых усилий, а так же дистанционным управлением движением шасси с пульта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 1998 |
|
RU2147284C1 |
Тележка гусеничная сменная для трактора | 2017 |
|
RU2658505C1 |
Модуль колёсно-гусеничного движителя и шасси с двумя модулями | 2022 |
|
RU2784225C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2346870C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2016 |
|
RU2641951C1 |
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2407668C2 |
ШАССИ СНЕГОБОЛОТОХОДА | 2015 |
|
RU2599852C1 |
КОЛЁСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ИНВАЛИДА | 2013 |
|
RU2542220C1 |
Гусеничный мотоцикл | 2023 |
|
RU2821602C1 |
Способ временного повышения проходимости наземного транспортного средства с базовым шасси и самоходной эвакокапсулой | 2017 |
|
RU2675482C1 |
Изобретение относится к средствам передвижения на колесно-гусеничном ходу. Колесно-гусеничное шасси транспортного средства повышенной проходимости содержит колесное шасси с коробкой отбора мощности, передним и задним мостами. На колесном шасси между мостами установлен автономный гусеничный движитель, включающий закрепленную на основании колесного шасси опорную раму, на которой закреплены насосы гидростатической трансмиссии с их приводом и две телескопические опоры с насосом их управления. На нижних концах телескопических опор установлены гусеничные тележки, каждая из которых содержит механизм натяжения и гидромотор-редуктор хода гусеницы. Насосы гидростатической трансмиссии и управления телескопическими опорами подключены к коробке отбора мощности. Гусеничные тележки установлены на нижних концах телескопических опор шарнирно. Достигается расширение диапазона регулировки скоростей и тяговых усилий. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
1. Колесно-гусеничное шасси транспортного средства повышенной проходимости, содержащее колесное шасси с коробкой отбора мощности, передним и задним мостами, отличающееся тем, что на колесном шасси между мостами установлен автономный гусеничный движитель, включающий закрепленную на основании колесного шасси опорную раму, на которой закреплены насосы гидростатической трансмиссии с их приводом и две телескопические опоры с насосом их управления, на нижних концах которых установлены гусеничные тележки, каждая из которых содержит механизм натяжения и гидромотор-редуктор хода гусеницы.
2. Колесно-гусеничное шасси по п. 1, отличающееся тем, что насосы гидростатической трансмиссии и управления телескопическими опорами подключены к коробке отбора мощности.
3. Колесно-гусеничное шасси по п. 1, отличающееся тем, что гусеничные тележки установлены на нижних концах телескопических опор шарнирно.
DE 69014772 D1, 19.01.1995 | |||
CA 3113485 A1, 30.09.2021 | |||
JP S 50104316 U, 28.08.1975 | |||
0 |
|
SU164065A1 | |
Способ получения соды | 1934 |
|
SU47293A1 |
Авторы
Даты
2023-01-11—Публикация
2022-05-25—Подача