ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ Российский патент 2000 года по МПК B64C15/12 B64C29/04 

Описание патента на изобретение RU2159196C2

Изобретение относится к авиационной и космической технике.

Известен летательный аппарат с вертикальным взлетом, имеющий корпус, реактивные двигатели, привод изменения положения двигателей, систему управления. Двигатели установлены на консолях поворотно и имеют горизонтальные и вертикальные оси вращения. Он раскрыт в патенте РФ 2095283, кл. B 64 C 29/00. Управление полетом такого летательного аппарата осуществляется по командам системы управления путем поворота блоков реактивных двигателей, перемещающихся по корпусу летательного аппарата.

Однако известный летательный аппарат с вертикальным взлетом сложен в эксплуатации из-за наличия на нем большого количества оборудования, в частности двигателей на нем размещено не менее 12. К тому же указанный летательный аппарат имеет низкое аэродинамическое качество, высокое лобовое сопротивление. Невозможность использования всех двигателей в крейсерском полете не позволит такому летательному аппарату развивать сверхзвуковую скорость.

Также известен летательный аппарат с вертикальным взлетом, имеющий корпус, реактивные двигатели, привод изменения положения двигателей, систему управления. Двигатели установлены на консолях поворотно и имеют горизонтальные и вертикальные оси вращения. Он раскрыт в заявке Франции 2104709 А, кл. B 64 C 29/00, опубл. 21.04.1972. Управление полетом такого летательного аппарата осуществляется по командам системы управления путем поворота блоков реактивных двигателей.

Недостатком указанного летательного аппарата является его недостаточная маневренность.

Целью предлагаемого изобретения является расширение маневренности летательного аппарата, в частности обеспечения возможности выполнять полет килем вперед.

Предлагаемый летательный аппарат с вертикальным взлетом содержит корпус, реактивные двигатели, привод изменения положения реактивных двигателей и крыльев, систему управления. Реактивные двигатели установлены на консолях поворотно и имеют горизонтальные и вертикальные оси вращения. При этом реактивные двигатели установлены на консолях поворотно с возможностью вращения на триста шестьдесят градусов. Летательный аппарат также содержит крылья, установленные на консолях и выполненные поворотными с возможностью вращения на триста шестьдесят градусов независимо от реактивных двигателей.

На приведенных графических материалах изображено следующее:
- на фиг. 1 - летательный аппарат с вертикальным взлетом в положении взлета на пусковой установке, когда его продольная ось расположена вертикально;
- на фиг. 2 - летательный аппарат с вертикальным взлетом в положении взлета на пусковой установке, когда его продольная ось расположена горизонтально;
- на фиг.3 - летательный аппарат с вертикальным взлетом в горизонтальном полете, вид сбоку;
- на фиг.4 - летательный аппарат с вертикальным взлетом в горизонтальном полете, вид сверху;
- на фиг.5 - горизонтальный полет летательного аппарата с вертикальным взлетом килем вперед;
- на фиг.6 - двигатель и крыло при полете в атмосфере в горизонтальном полете;
- на фиг.7 - двигатель и крыло при вертикальном взлете в атмосфере.

Предложенный летательный аппарат содержит (см.фиг. 1) корпус 1, реактивные двигатели 2, установленные на консолях 3, приводы 4 поворота реактивных двигателей 2 и крыльев 7, расположенные в корпусе 1, оси 6 вращения реактивных двигателей 2 и крыльев 7. Имеется киль 5.

В положении, показанном на фиг.2, летательный аппарат может взлетать с любой площадки, с корабля без пусковой установки, а также производить вертикальную посадку. Поворотные реактивные двигатели устанавливают параллельно продольной оси летательного аппарата для создания максимальной подъемной силы. После набора высоты реактивные двигатели 2 с помощью привода 4 поворота поворачиваются вокруг осей 6 и летательный аппарат переходит в горизонтальный полет. Управление по курсу осуществляется поворотом реактивных двигателей 2 вместе с килем 5 вокруг оси 11.

Летательный аппарат вертикального взлета имеет возможность реверсивного движения. Если после набора высоты реактивные двигатели 2 повернуть назад на 180 градусов, то летательный аппарат полетит килем 5 вперед.

При горизонтальном полете в атмосфере продольная ось двигателя расположена вдоль оси летательного аппарата, а крыло 7 с осью 9 установлено под углом атаки 10. При полете в атмосфере крыло 7, находящееся в потоке под углом атаки, создает подъемную силу.

При вертикальном взлете в атмосфере оси 8 реактивного двигателя и 9 крыла совпадают для уменьшения сопротивления среды.

В качестве двигателей могут быть использованы турбореактивные (для полетов в атмосфере) или жидкостно-реактивные двигатели (для полетов в атмосфере и космосе).

Раскрытая конструкция летательного аппарата позволяет достичь указанного вначале технического результата - способности выполнять полет килем вперед.

Похожие патенты RU2159196C2

название год авторы номер документа
ТРЕХСРЕДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2020
  • Григорьев Сергей Васильевич
RU2743310C1
ПЯТНАДЦАТИМЕСТНОЕ ТРЁХСРЕДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2022
  • Григорьев Сергей Васильевич
RU2791582C1
Трансформируемый самолет-амфибия вертикального взлета и посадки 2017
  • Григорьев Сергей Васильевич
RU2662311C1
АЭРОПОЕЗД С ПИТАНИЕМ ОТ ТРОЛЛЕЯ (ВАРИАНТЫ) 2018
  • Семенов Дахир Курманбиевич
RU2692345C1
ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2023
  • Черанев Сергей Васильевич
RU2818261C1
Конвертоплан 2017
  • Арефьев Александр Дмитриевич
  • Присяжнюк Сергей Прокофьевич
  • Храбан Александр Владимирович
  • Черепанов Андрей Сергеевич
RU2657706C1
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ С НЕСУЩИМ ВИНТОМ СО СВОРАЧИВАЮЩИМИСЯ УБИРАЕМЫМИ ЛОПАСТЯМИ 2019
  • Золотухин Виктор Антонович
RU2727787C1
КОНВЕРТОПЛАН С РЕАКТИВНЫМ ПРИВОДОМ РОТОРОВ, УПРАВЛЯЕМЫЙ РОТОРАМИ ПОСРЕДСТВОМ АВТОМАТОВ ПЕРЕКОСА ЧЕРЕЗ РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ, НЕ ТРЕБУЮЩИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ 2013
  • Бормотов Андрей Геннадьевич
  • Ошкуков Иван Александрович
RU2570241C2
КОНВЕРТОПЛАН 2011
  • Гайнутдинов Владимир Григорьевич
  • Крикун Константин Георгиевич
  • Левшонков Никита Викторович
RU2456208C1
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 1999
  • Рогов А.П.
  • Бетенев П.М.
RU2162809C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 159 196 C2

Реферат патента 2000 года ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ

Изобретение относится к авиационной и космической технике. Летательный аппарат содержит корпус (1), реактивные двигатели (2), привод изменения положения двигателей и крыльев, систему управления. Реактивные двигатели (2) установлены на консолях (3) и имеют горизонтальные и вертикальные оси (6) вращения. Реактивные двигатели (2) установлены с возможностью вращения на 360o. Летательный аппарат имеет крылья (7), установленные на консолях. Крылья выполнены поворотными с возможностью вращения на 360o независимо от реактивных двигателей. Изобретение позволяет выполнять летательному аппарату полет килем вперед. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 159 196 C2

1. Летательный аппарат с вертикальным взлетом, содержащий корпус, реактивные двигатели, привод изменения положения реактивных двигателей и крыльев, систему управления, при этом реактивные двигатели установлены на консолях поворотно и имеют горизонтальные и вертикальные оси вращения, отличающийся тем, что реактивные двигатели установлены на консолях поворотно с возможностью вращения на 360o. 2. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что содержит крылья, установленные на консолях, выполненные поворотными с возможностью вращения на 360o независимо от реактивных двигателей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2159196C2

ПРЕПАРАТ "ГЕМПОТИН" ДЛЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ ЦЕЛЕЙ 1996
  • Тетерев И.И.
RU2104709C1
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1993
  • Сысоев Анатолий Петрович
RU2094329C1
US 3033490 A, 08.05.1962
МАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ И СПОСОБ ЕГО ВЗЛЕТА 1997
  • Мухамедов Фатидин Абдурахманович
RU2115593C1
US 2866608 A, 30.12.1958
US 3250496 A, 10.05.1966.

RU 2 159 196 C2

Авторы

Козьминых С.В.

Даты

2000-11-20Публикация

1998-12-07Подача