ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА Российский патент 2000 года по МПК B64F1/22 

Описание патента на изобретение RU2160690C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания самолетов.

Известно устройство для транспортировки и маневрирования самолета, содержащее транспортное средство, на раме которого установлена грузовая платформа с откидной рампой, механизм подъема рампы в виде силового цилиндра с рычагом, соединенным с рампой, и механизмами фиксации носовых колес шасси самолета на грузовой платформе в виде прижимных рычагов с приводом от силового цилиндра [1].

Устройство имеет сложную конструкцию, большие габариты и вес в связи с тем, что вся вертикальная нагрузка, приходящая на переднюю стойку шасси, полностью воспринимается тягачом. Оно не позволяет регулировать сцепной вес тягача в зависимости от конкретных условий буксирования.

Известно также устройство для буксировки, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, и тяги с захватами, взаимодействующими с задними стойками шасси [2].

Это устройство недостаточно эффективно в работе из-за значительных затрат времени на его переналадку в зависимости от типа буксируемого самолета и низких тяговых качеств по сцеплению, определяемых лишь собственной массой тягача.

Наиболее близким к заявляемому устройству является устройство для буксировки самолета, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, и тяги с захватами, взаимодействующие с задними стойками шасси [3]. При этом водило смонтировано в передней части тягача и выполнено в виде упора-амортизатора, а тягач снабжен механизмами регулирования длины тяг и фиксации их в рабочем положении.

Однако это устройство предполагает применение специальных тягачей, высота которых позволяет им размещаться под фюзеляжем самолета, и не обеспечивает увеличение сцепных качеств буксировщика.

Техническим результатом, достигаемым предлагаемым устройством, является повышение тягово-сцепных качеств буксировщика при равномерном вертикальном нагружении ведущих мостов.

Это достигается тем, что оно снабжено закрепленным на водиле дополнительным захватом, взаимодействующим с передней стойкой шасси самолета. Водило выполнено в виде рамы и соединено с передней стойкой шасси самолета в двух отстоящих друг от друга по высоте местах указанными захватами, выполненными быстродействующими, а с тягачом - через направляющую, на подвижной части которой установлена шаровая опора, взаимодействующая с рычагом, поворотным в горизонтальной плоскости и имеющим управляемые упоры. При этом параллельно направляющей смонтированы силовые гидроцилиндры, а между водилом и буфером смонтирован посредством шарнирных креплений дополнительный гидроцилиндр. Кроме того, шаровая опора размещена внутри опорного периметра рамы тягача, а дополнительный гидроцилиндр - вне его.

Сущность заявляемого устройства пояснена чертежами, где на фиг. 1 - вид с боку; на фиг. 2 - 3 изображено взаимодействие элементов устройства; на фиг. 4 - вид сверху; на фиг. 5 - гидросхема устройства.

Тяговый агрегат включает тягач 1, бускируемый самолет 2 и тягово-сцепное устройство 3 (фиг. 1). Тягово-сцепное устройство 3 содержит раму-водило 4, соединенное с передней стойкой 5 шасси самолета 2 нижним 6 и дополнительным (верхним) 7 захватами, которые выполнены быстросоединяемыми. В передней части рамы-водила 4 смонтирована направляющая 8, подвижная часть 9 которой заканчивается шаровой опорой 10. Между направляющей 8 и шаровой опорой 10 установлены силовые гидроцилиндры 11 (фиг. 3). Шаровая опора 10 соединена шарнирно с рамой 12 тягача 1 через поворотный рычаг 13 (фиг. 4), движение которого ограничено управляемыми упорами 14. Поворотный рычаг 13 взаимодействует с рамой 12 через сектор 15. Между буфером рамы 12 тягача 1 на шаровых шарнирных креплениях установлен дополнительный гидроцилиндр 16 (фиг. 1, 5). Каждый из гидроцилиндров (фиг. 5) 11 и 16 управляется золотником 17 и 18 от насоса 19. Давление в каждом гидроцилиндре поддерживается автоматически напорными клапанами 20 и 21.

Тягово-сцепное устройство работает в двух режимах в зависимости от конкретных условий эксплуатации.

На первом режиме догрузка тягача 1 добавочным сцепным весом осуществляется внутри опорного периметра его рамы через шаровую опору 10.

В этом случае тягач 1 подъезжает к самолету 2 задним ходом. Оператор тягача 1 устанавливает поворотный рычаг 13 по оси рамы регулируемыми упорами 14 и золотником 17 переводит гидроцилиндры 11 в фиксированное (запертое) положение, а дополнительным гидроцилиндром 16 через золотник 18 обеспечивает сочленение рамы-водила 4 в двух точках 6 и 7 (фиг. 2) с передней стойкой 5 шасси самолета. Операция осуществляется по командам второго оператора, находящегося непосредственно у стойки 5 шасси самолета 2. После сочленения второй оператор осуществляет фиксацию рамы-водила 4 на передней стойке 5 шасси быстросоединяемыми захватами 6 и 7. Затем оператор тягача 1 золотником 18 переводит дополнительный гидроцилиндр 16 в плавающее положение, а золотником 17 подает масло от насоса 19 в бесштоковую полость гидроцилиндров 11. Штоки гидроцилиндров 11 начинают выдвигаться, и направляющая 8 вместе с рамой-водилом 4 начинает подниматься вверх вместе с передней стойкой 5 шасси самолета. В результате происходит частичное вывешивание передней стойки 5 шасси самолета за счет работы гидроцилиндров 11 и догрузки тягача 1 добавочным сцепным весом через шаровую опору 10 и сектор 15 внутри опорного периметра его рамы (фиг. 4).

После достижения в бесштоковой полости гидроцилиндров 11 заданного давления напорный клапан 20 открывается и рост давления масла прекращается. В дальнейшем настройка напорного клапана 20 обеспечивает соответствующую догрузку тягача 1 добавочным сцепным весом и автоматическое его поддерживание на заданном уровне. Далее оператор тягача 1 управляемыми упорами 14 освобождает поворотный рычаг 13 и начинает операцию буксирования самолета 2.

При прямолинейном движении агрегата (тягач 1, самолет 2 и тягово-сцепное устройство 3) шаровая опора 10 находится по оси тягача 1 и вертикальная догрузка равномерно распределяется между правыми и левыми колесами тягача 1. На повороте рычаг 13 смещается к центру поворота на расстояние "а", ограниченное регулируемыми упорами 14. В результате вертикальная догрузка через шаровую опору 10 начинает сильнее нагружать внутренние к центру поворота колеса тягача 1 и тем самым частично компенсирует перераспределение вертикальных нагрузок на внутренние и внешние колеса, вызванное действием центробежных сил при повороте.

После завершения буксировки и для облегчения заталкивания самолета 2 к месту стоянки задним ходом оператор тягача 1 управляемыми упорами 14 переводит рычаг 13 в центральное положение. В этом случае движение задним ходом происходит по схеме полуприцепа в агрегате с одним вертикальным шарниром (шаровая опора 10). Установив самолет на место стоянки, оператор тягача 1 через золотник 17 снимает давление в бесштоковой полости гидроцилиндров 11 и опускает с их помощью переднюю стойку 5 самолета 2 на бетон, а затем фиксирует гидроцилиндры 11. Второй оператор размыкает быстросоединяемые захваты 6 и 7 (фиг. 2) и разъединяет тягач 1 и самолет 2. Оператор тягача 1 дополнительным гидроцилиндром 16 переводит раму-водило 4 в транспортное положение и отъезжает от самолета 2. Далее цикл повторяется аналогичным образом.

На втором режиме догрузка тягача 1 осуществляется вне его опорного периметра дополнительным гидроцилиндром 16. Для этого тягач 1 задним ходом подъезжает к самолету 2. Оператор тягача 1 устанавливает поворотный рычаг 13 по оси рамы с помощью управляемых упоров 14, а гидроцилиндры 11 фиксирует в запертом положении на все время работы. Манипулируя золотником 18, оператор тягача 1 сочленяет нижний быстросоединяемый захват 6 с передней стойкой 5 шасси самолета, а второй оператор фиксирует его. Затем оператор тягача 1 управляемыми упорами 14 освобождает поворотный рычаг 13 и подает масло от насоса 19 золотником 18 в бесштоковую полость гидроцилиндра 16. В результате происходит частичное вывешивание передней стойки 5 шасси самолета и догрузка тягача добавочным сцепным весом вне опорного периметра тягача 1. Напорный клапан 21 автоматически поддерживает давление в бесштоковой полости гидроцилиндра 16, обеспечивая заданную степень увеличения сцепного веса тягача 1. В дальнейшем все операции цикла осуществляются аналогично описанному выше, но при фиксированном положении гидроцилиндров 11. Шаровые шарнирные крепления гидроцилиндра 16 обеспечивают ему все необходимые перемещения.

Догрузку вне опорного периметра гидроцилиндром 16 рекомендуется применять в летний период по сухому и мокрому бетону, а догрузку внутри опорного периметра - в осенне-зимний период по заснеженной поверхности бетона и в гололед.

Источники информации
1. А.С. СССР N 1711665, МПК6 B 64 F 1/22, от 10.02.88, опубл. 7.02.1992, бюл. 5.

2. Патент ФРГ N 1481899, МПК6 B 64 F 1/22, опубл. 1973.

3. А. С. СССР N 10033491, МПК6 B 64 F 1/22, от 8.05.84, опубл. 7.01.85, бюл. 1.

Похожие патенты RU2160690C1

название год авторы номер документа
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 1999
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
RU2160691C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2000
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
  • Марченков Л.Л.
RU2177899C2
АВТОМАТИЧЕСКИЙ УВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРОВЩИКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2002
  • Великанов Алексей Викторович
  • Великанов Александр Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Бердичевский Олег Алексеевич
RU2271316C2
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ ТЯГАЧОМ С АВТОМАТИЧЕСКИМ УВЕЛИЧИТЕЛЕМ СЦЕПНОГО ВЕСА 2007
  • Великанов Алексей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Носов Евгений Викторович
RU2335436C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2001
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Карпов Леонид Витальевич
  • Медведков Станислав Юрьевич
RU2302979C2
СКРЕПЕР С ДОГРУЖАЮЩИМ УСТРОЙСТВОМ 2000
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
  • Косенко А.А.
  • Гаврилов А.В.
RU2182948C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2010
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Нилова Валентина Ивановна
RU2470841C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2010
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Зацепин Владимир Васильевич
  • Руденко Сергей Викторович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
RU2450958C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СКРЕПЕРА 2003
  • Нилов В.А.
  • Косенко А.А.
  • Нилова В.И.
  • Летуновский К.П.
RU2244071C1
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2005
  • Великанов Алексей Викторович
  • Великанов Александр Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Пожидаев Сергей Евгеньевич
RU2289532C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 160 690 C1

Реферат патента 2000 года ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания самолетов. Тягово-сцепное устройство буксировщика содержит тягач, водило, соединенное с рамой тягача и несущее на свободном конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета. Устройство снабжено закрепленным на водиле дополнительным захватом, взаимодействующим с передней стойкой шасси самолета. Водило выполнено в виде рамы и соединено с передней стойкой шасси самолета в двух отстоящих друг от друга по высоте местах указанными захватами, выполненными быстросоединяемыми, а с тягачом - через направляющую, на подвижной части которой установлена шаровая опора, взаимодействующая с рычагом, поворотным в горизонтальной плоскости и имеющим управляемые упоры. Параллельно направляющей смонтированы силовые гидроцилиндры, а между водилом и буфером тягача смонтирован посредством шаровых шарнирных креплений дополнительный гидроцилиндр. Возможна догрузка тягача добавочным сцепным весом как внутри опорного периметра, так и вне его. Технический результат, достигаемый предложенным устройством, заключается в повышении тягово-сцепных качеств буксировщика. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 160 690 C1

1. Тягово-сцепное устройство буксировщика, содержащее тягач, водило, соединенное с рамой тягача и несущее на свободном конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета, отличающееся тем, что оно снабжено закрепленным на водиле дополнительным захватом, взаимодействующим с передней стойкой шасси самолета, водило выполнено в виде рамы и соединено с передней стойкой шасси самолета в двух отстоящих друг от друга по высоте местах указанными захватами, выполненными быстросоединяемыми, а с тягачом - через направляющую, на подвижной части которой установлена шаровая опора, взаимодействующая с рычагом, повторным в горизонтальной плоскости и имеющим управляемые упоры, при этом параллельно направляющей смонтированы силовые гидроцилиндры, а между водилом и буфером тягача смонтирован посредством шаровых шарнирных креплений дополнительный гидроцилиндр. 2. Тягово-сцепное устройство буксировщика по п.1, отличающееся тем, что шаровая опора размещена внутри опорного периметра рамы тягача, а дополнительный гидроцилиндр вне его.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2160690C1

Устройство для буксировки самолета 1973
  • Колесников Сергей Васильевич
  • Звягинцев Александр Иванович
  • Струков Евгений Алексеевич
  • Козырев Вячеслав Зотикович
SU452527A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Долганов Сергей Ефимович
  • Фокеев Владимир Сергеевич
  • Воробьев Владимир Семенович
RU2097283C1
US 4955777, 11.09.1990
US 3586187, 22.06.1971
Способ термического осушения связного грунта 1977
  • Абрамов Сергей Козьмич
  • Воронцов Виталий Иванович
  • Забейда Михаил Андреевич
  • Луговой Виктор Петрович
SU649787A1
DE 3302771 A1, 08.02.1984
ТЕПЛОГЕНЕРАТОР 2001
  • Паюсов М.А.
RU2267068C2

RU 2 160 690 C1

Авторы

Нилов В.А.

Великанов А.В.

Даты

2000-12-20Публикация

1999-07-05Подача