УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ Российский патент 2012 года по МПК B64F1/22 

Описание патента на изобретение RU2450958C1

Изобретение относится к устройствам для наземного обслуживания самолетов, в частности для их буксирования.

Известно устройство для буксировки [Патент ФРГ, №1481899, М.кл5. B64F 1/22, опубл. 1973], содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, и тяги с захватами, взаимодействующие с задними стойками шасси.

Однако это устройство недостаточно эффективно в работе из-за длительности процесса переналадки его в зависимости от типа буксируемого самолета и из-за низких тяговых качеств по сцеплению колесных движителей тягача с опорной поверхностью.

Известно устройство для буксировки самолетов [Патент 2139227 RU C1, МКИ6 B64F 1/22. Устройство для буксировки самолетов. / Борисенков В.А., Терехов А.А., Великанов А.В. (RU) - №98116240/28; Заявлено 24.08.98; Опубл. 10.10.99; Бюл. №28.], включающее тягач с шарнирно закрепленным в его задней части водилом, управляемым силовым гидроцилиндром, которое взаимодействует с передней стойкой самолета.

Устройство обеспечивает увеличение тягово-сцепных качеств тягача за счет частичного или полного вывешивания передней стойки шасси самолета. Однако оно создает значительные нагрузки, изгибающие раму тягача за счет большой консоли водила, а гидросистема тягача при частичном вывешивании передней стойки шасси затрачивает на поддержание этого процесса энергию двигателя.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является устройство для эвакуации самолетов [Патент 2316454 RU C1, МКИ7 B64F 1/22. Устройство для эвакуации самолетов. / Великанов А.В., Лазарев С.В., Нилов В.А. и др. (RU) - №2006114492/11; Заявлено 27.04.2006; Опубл. 10.02.2008; Бюл. №4.], включающее тягач с закрепленной с ним тележкой, выполненной в виде рамы, снабженной вилкообразным захватом, взаимодействующим с передней стойкой шасси самолета, и имеющей силовой привод.

Такое устройство резко снижает нагрузки, изгибающие раму тягача, однако оно не позволяет полностью вывешивать переднюю стойку шасси, что затрудняет применение устройства при низких значениях коэффициента сцепления колес тягача с опорной поверхностью (заснеженное или обледенелое покрытие).

Изобретение направлено на уменьшение нагрузок, изгибающих раму тягача, при сохранении возможности полного вывешивания передней стойки шасси для максимального увеличения сцепного веса тягача. Это достигается тем, что тележка горизонтальным шарниром присоединена к водилу, при этом само водило и подкосы для удержания ее в рабочем положении соединены с тягачом вертикальными шарнирами, а между тягачом и тележкой для поворота последней установлен гидроцилиндр, который присоединен к тягачу универсальным шарниром.

Сущность заявляемого устройства пояснена чертежами, где на фиг.1 дан общий вид устройства при минимальных нагрузках, изгибающих раму тягача; на фиг.2 устройство изображено при максимальной догрузке тягача; на фиг.3 приведен вид устройства сверху.

Устройство для буксировки самолетов включает тягач 1, водило 2 с подкосами 3 и тележку 4 с опорными колесами 5 (фиг.1). Водило 2 и подкосы 3 соединены с тягачом 1 вертикальными шарнирами 6 и 7, а с тележкой 4 - поперечным шарниром 8. Для подъема передней стойки 9 шасси самолета на тележке 4 смонтирован механизм подъема 10 (фиг.2), включающий шарнирно закрепленный к тележке 4 рычаг 11, снабженный вилкообразным захватом 12 (фиг.3) и управляемый гидроцилиндром 13. Между тележкой 4 и тягачом 1 установлен гидроцилиндр 14, присоединенный к тягачу 1 универсальным шарниром 15. Опорные колеса 5 установлены с возможностью изменения длины тележки 4 за счет перестановки фиксирующих пальцев 16.

Устройство работает следующим образом. Устройство предусматривает два режима буксирования: буксирование по чистому покрытию, обладающему высоким коэффициентом сцепления, и буксирование по заснеженному покрытию с низким коэффициентом сцепления, особенно при начале движения.

В первом случае до начало буксирования проверяют, находится ли гидроцилиндр 14 в плавающем положении (если нет, то устанавливают гидроцилиндр 14 в плавающее положение). Затем устанавливают необходимую длину тележки 4 за счет перестановки фиксирующих пальцев 16 (фиг.1), которая обеспечивает достаточный сцепной вес тягачу для буксирования самолета с конкретным взлетным весом. Затем тягач 1 подъезжает к самолету так, чтобы его передняя стойка 9 шасси оказалась вблизи вилкообразного захвата 12 (фиг.3), и производят захват передней стойки 9 шасси вилкообразным захватом 12 и посредством механизма подъема 10 производят гидроцилиндром 13 подъем передней стойки 9 шасси до полного отрыва от опорной поверхности. После чего гидроцилиндр 13 запирают на все время буксирования самолета.

После вывешивания передней стойки 9 шасси ее вес распределяется между опорными колесами 5 и поперечным шарниром 8 обратно пропорционально их расстоянию от передней стойки 9 шасси (плечи «b-a» и «c», фиг.1). Вертикальная нагрузка R, действующая на поперечный шарнир 8, меньше веса, приходящегося на переднюю стойку 9 шасси Gcm, и целиком передается на тягач 1, увеличивая его сцепной вес. При этом существенно уменьшается изгибающий момент, действующий на тягач 1 (как за счет уменьшения консоли «а<б», так и за счет меньшей величины догрузки «R<Gcm»).

Движение тягач 1 начинает с увеличенным сцепным весом, при минимальных изгибающих его раму нагрузках. Динамические нагрузки при начале движения тягача 1, в ходе транспортирования и при торможении воспринимаются водилом 2, которое выполнено в виде двустороннего амортизатора. Наличие в устройстве вертикальных шарниров 6 и 7 обеспечивает высокую маневренность при буксировании. Все отмеченные особенности повышают эксплуатационные качества буксировщика.

Буксирование по заснеженному покрытию с низким коэффициентом сцепления, особенно при начале движения, требует большего сцепного веса тягача. Поэтому перед началом буксировки максимально удлиняют длину тележки 4 за счет перестановки фиксирующих пальцев 16. Затем увеличивают сцепной вес тягача 1 описанным выше образом и с помощью гидроцилиндра 14 приподнимают тележку 4 вместе с передней стойкой 9 шасси до отрыва опорных колес 5 (появляется зазор «d», фиг.2), поворачивая тележку 4 относительно поперечного шарнира 8. В этом случае догрузка тягача 1 добавочным сцепным весом становится максимальной («R=Gcm»), тягач 1 преодолевает участок с низким коэффициентом сцепления, однако в это время на тягач 1 действует максимальный изгибающий момент («R×в»). После преодоления такого участка (или после набора скорости) гидроцилиндр 14 переводят в плавающее положение, догрузка тягача и изгибающие нагрузки становятся меньше («a<в», «R<Gcm», фиг.1).

Предлагаемое устройство позволяет осуществлять буксирование самолетов с разной степенью увеличения их сцепного веса без затрат на это дополнительной энергии двигателя и при минимальных изгибающих нагрузках. Возможна кратковременная работа при максимальной догрузке тягача и значительных изгибающих тягач нагрузках. В целом устройство обеспечивает при работе буксировщика минимальные энергетические затраты и рациональное нагружение его трансмиссии и металлоконструкций.

Похожие патенты RU2450958C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ САМОЛЕТОВ 2006
  • Великанов Алексей Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Пожидаев Сергей Евгеньевич
  • Гуков Кирилл Петрович
  • Носов Евгений Викторович
RU2316454C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ 2011
  • Великанов Алексей Викторович
  • Зацепин Владимир Васильевич
  • Великанова Лариса Алексеевна
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Руденко Сергей Викторович
RU2487061C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ УВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРОВЩИКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2001
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Абрамов Роман Евгеньевич
  • Пантелеев Павел Тихонович
RU2302980C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2001
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Карпов Леонид Витальевич
  • Медведков Станислав Юрьевич
RU2302979C2
СПОСОБ БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2010
  • Великанов Алексей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Носов Евгений Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Голомазов Евгений Валерьевич
  • Елфимов Виталий Владимирович
RU2505460C2
МАЛОГАБАРИТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2011
  • Великанов Алексей Викторович
  • Германович Александр Семенович
  • Великанова Нина Алексеевна
  • Проскурин Роман Александрович
RU2483988C1
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ ТЯГАЧОМ С АВТОМАТИЧЕСКИМ УВЕЛИЧИТЕЛЕМ СЦЕПНОГО ВЕСА 2007
  • Великанов Алексей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Носов Евгений Викторович
RU2335436C1
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ САМОЛЕТОВ 2011
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Михайлов Максим Андреевич
  • Теньков Роман Станиславович
  • Черкашин Алексей Юрьевич
RU2487062C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2000
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
  • Марченков Л.Л.
RU2177899C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УВЕЛИЧЕНИЯ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРОВЩИКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2008
  • Великанов Алексей Викторович
  • Федоров Николай Юрьевич
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Носов Евгений Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
RU2370417C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 450 958 C1

Реферат патента 2012 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ

Изобретение относится к устройствам для наземного обслуживания самолетов, в частности для буксирования самолетов. Устройство для буксировки самолетов включает тягач (1), водило (2) с подкосами (3) и тележку (4) с опорными колесами (5). Водило (2) и подкосы (3) соединены с тягачом (1) вертикальными шарнирами (6, 7), а с тележкой (4) - поперечным шарниром (8). Для подъема передней стойки (9) самолета на тележке (4) смонтирован механизм подъема (10), включающий шарнирно закрепленный к тележке (4) рычаг (11), снабженный вилкообразным захватом (12) и управляемый гидроцилиндром (13). Между тележкой (4) и тягачом (1) установлен гидроцилиндр (14), присоединенный к тягачу (1) универсальным шарниром (15). Опорные колеса (5) установлены с возможностью изменения длины тележки (4) за счет перестановки фиксирующих пальцев (16). Водило (2) выполнено в виде двустороннего амортизатора. Достигается уменьшение нагрузок, изгибающих раму тягача, при сохранении возможности полного вывешивания передней стойки шасси для максимального увеличения сцепного веса тягача. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 450 958 C1

1. Устройство для буксировки самолетов, включающее водило, тягач с закрепленной к нему тележкой с опорными колесами, выполненной в виде охватывающей переднюю стойку шасси самолета рамы и снабженной механизмами захвата и подъема, отличающееся тем, что тележка горизонтальным шарниром присоединена к водилу, при этом само водило и подкосы для удержания ее в рабочем положении соединены с тягачом вертикальными шарнирами, а между тягачом и тележкой для поворота последней установлен гидроцилиндр, который присоединен к тягачу универсальным шарниром.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что водило выполнено в виде двустороннего амортизатора.

3. Устройство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что тележка выполнена с возможностью изменения длины (от опорных колес до горизонтального шарнира).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2450958C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ САМОЛЕТОВ 2006
  • Великанов Алексей Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Пожидаев Сергей Евгеньевич
  • Гуков Кирилл Петрович
  • Носов Евгений Викторович
RU2316454C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫВОДА СО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ САМОЛЕТА С РАЗРУШЕННЫМИ ПОКРЬ[ШКАМЙ 0
SU234162A1
DE 4426519 A1, 08.02.1996
US 3662911 A, 16.05.1972
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2008
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Хуснутдинов Ринат Фаитович
  • Толмачев Александр Анатольевич
  • Великанов Алексей Викторович
RU2361786C1
US 4130210 A, 19.12.1978.

RU 2 450 958 C1

Авторы

Нилов Владимир Александрович

Великанов Алексей Викторович

Лазарев Сергей Викторович

Зацепин Владимир Васильевич

Руденко Сергей Викторович

Лиховидов Дмитрий Викторович

Иванищев Павел Иванович

Даты

2012-05-20Публикация

2010-09-30Подача