УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА Российский патент 2012 года по МПК B64F1/22 

Описание патента на изобретение RU2470841C2

Изобретение относится к наземному обеспечению полетов самолетов (ВС), в частности к их буксированию тягачами.

Известно устройство для буксировки ВС [1], включающее буксировщик, ВС и соединяющее их водило. Устройство широко применяется на практике, однако его эксплуатация сопряжена со значительным расходом топлива, как при буксировке, так и при совершении холостого пробега. Это обусловлено применением значительного по массе балласта, всегда находящегося на шасси буксировщика для обеспечения ему необходимого сцепного веса.

Известно устройство для буксировки ВС [2], включающее буксировщик, водило, несущее на конце захват для взаимодействия с передней стойкой шасси ВС, силовой гидроцилиндр, установленный между рамой буксировщика и захватом водила. Устройство позволяет повышать сцепной вес буксировщика за счет вывешивания передней стойки шасси ВС и обеспечивает устойчивое и всесезонное буксирование ВС.

Наиболее близким из известных устройств является тягово-сцепное устройство буксировщика [3], включающее буксировщик, водило, несущее на конце захват для взаимодействия с передней стойкой шасси ВС и выполненное в виде гидроцилиндра, уравнительный блок и трос, который посредством захватов соединен с задними стойками шасси ВС, силовой гидроцилиндр, установленный между рамой буксировщика и захватом.

Такое устройство позволяет буксировщику работать экономично без балласта и осуществлять разгон и торможение всего агрегата при значительных динамических нагрузках. Однако устройство не обеспечивает плавное, регулируемое по ускорению трогание ВС, независимо от состояния аэродромного покрытия (сухой или мокрый цементобетон, заснеженное или обледенелое покрытие). Это связано со значительными изменениями в этих условиях коэффициента сцепления буксировщика с покрытием.

Изобретение направлено на обеспечение регулирования начальной скорости движения ВС, повышение стабильности разгона всего агрегата, независимо от состояния поверхности движения.

Это достигается тем, что уравнительный блок присоединен к буксировщику разгонными гидроцилиндрами, при этом сам буксировщик снабжен противоугонными башмаками, водило снабжено амортизатором, а его захват имеет ограничители перемещения троса в поперечном направлении.

Сущность изобретения пояснена чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид устройства; на фиг.2 дан вид сверху на устройство; на фиг.3, 4, 5 приведены особенности конструкции; на фиг.6 показана гидравлическая схема устройства.

Устройство для буксировки ВС включает (фиг.1) буксировщик 1, ВС 2, соединенные водилом 3, на конце которого смонтировано захватное устройство 4 (фиг.3), соединенное с передней стойкой 5 шасси пальцем 6. Между буксировщиком 1 и захватным устройством 4 установлены гидроцилиндры 7. Задние стойки 8 шасси ВС 2 захватами 9 соединены с тросом 10, взаимодействующим с уравнительным блоком 11 и проходящим через ограничители 12 (фиг.5), установленные на захватном устройстве 4. Уравнительный блок 11 смонтирован на каретке 13, к которой присоединены разгонные гидроцилиндры 14, закрепленные на буксировщике 1, снабженном противоугонными башмаками 15. Водило 3 снабжено амортизатором 16. Управление разгонными гидроцилиндрами 14 и гидроцилиндрами 7 осуществляется посредством гидрораспределителей 17 и 18 (фиг.6), напорных золотников 19 и 20, обратного управляемого клапана 21, дросселя 22 и клапана подпитки 23.

Устройство работает следующим образом. Оператор подгоняет буксировщик 1 задним ходом к передней стойке 5 шасси ВС 2, затем захватное устройство 4 водила 3 и шток гидроцилиндра 7 пальцем 6 (фиг.3) закрепляют на передней стойке 5 шасси, а трос 10 захватами 9 соединяют с задними стойками 8 шасси. Под колеса буксировщика 1 устанавливают противоугонные башмаки 15 (фиг.1). Оператор буксировщика 1 гидрораспределителем 17 подает жидкость через обратный управляемый клапан 21 (фиг.6) в штоковую полость разгонных гидроцилиндров 14. Происходит натяжение троса 10, приводящее ВС 2 в движение (движение самого буксировщика 1 ограничено противоугонными башмаками 15). Одновременно начинает перемещаться шток водила 3, который в конце хода, сжимая амортизатор 16 (фиг.4), сообщает движение самому буксировщику 1. Тогда оператор переводит гидрораспределитель 17 в нейтральное положение и приводит буксировщик 1 в движение за счет ведущих колес, обеспечивая тем самым продолжение разгона всего агрегата и дальнейшее буксирование ВС 2. При этом противоугонные башмаки 15 убирают.

Развиваемое буксировщиком 1 тяговое усилие передается ВС 2 через запертые разгонные гидроцилиндры 14 (напорный золотник 19 и обратный управляемый клапан 21 закрыты), каретку 13, уравнительный блок 11, трос 10 и захваты 9. После начала движения буксировщиком 1 оператор гидрораспределителем 18 подает жидкость в бесштоковую полость гидроцилиндра 7, который через палец 6 вывешивает переднюю стойку 5 шасси в соответствии с настройкой напорного клапана 20, увеличивая сцепной вес буксировщика 1. Дальнейший разгон агрегата (буксировщик 1 и ВС 2) и буксирование ВС 2 осуществляется при повышенных тягово-сцепных качествах буксировщика 1.

Для уменьшения тормозного пути агрегата устройством предусмотрена возможность подтормаживания за счет тормозных устройств ВС 2. При этом тормозное усилие от задних основных стоек 8 шасси через захваты 9, трос 10, уравнительный блок 11, каретку 13 передается на жидкость, запертую в штоковой полости разгонных гидроцилиндров 14 обратным управляемым клапаном 21 и напорным золотником 19. Для смягчения слишком резкого торможения служит дроссель 22 и регулируемый напорный золотник 19. Обратный клапан 23 при этом обеспечивает подпитку бесштоковых полостей разгонных гидроцилиндров 14. При этом передняя стойка 5 шасси полностью разгружена от действия разгонных гидроцилиндров 14, тягового усилия буксировщика 1 и значительной тормозной нагрузки ВС 2.

Для небольшого уменьшения скорости всего агрегата предусмотрена возможность торможения за счет тормозных устройств буксировщика 1. В этом случае после подтормаживания буксировщика 1 ВС 2 продолжает движение, трос 10 ослабевает, а передняя стойка 5 шасси через палец 6, захватное устройство 4 водила 3 воздействует на амортизатор 16. В результате происходит плавное уменьшение скорости ВС 2.

При повороте буксировщика 1 относительно ВС 2 благодаря размещению троса 10 в ограничителях 12 (фиг.5), которые расположены в непосредственной близости от передней стойки 5 шасси, практически не изменяется суммарная длина троса 10, а сам он не трется о переднюю стойку 5 шасси.

Предлагаемое устройство позволяет подводить энергию, необходимую для разгона ВС, не только посредством колесного движителя буксировщика, но и минуя его, что обеспечивает плавный, регулируемый разгон ВС независимо от состояния аэродромного покрытия (снег, гололед). После разгона ВС его буксирование устройство производит при повышенном сцепном весе буксировщика. В результате предлагаемое устройство обеспечивает регулирование начальной скорости движения ВС, повышает стабильность разгона всего агрегата, независимо от состояния поверхности буксирования, а само буксирование производится при увеличенном сцепном весе буксировщика.

Источники информации

1. Авиационная наземная техника: Справочник / В.Е.Канарчук, Г.М.Гелетуха, В.В.Запорожец. - М.: Транспорт, 1989. - 278 с. (с.59-60, рис.27).

2. Патент 2139227 RU C1, МКИ6 В64F 1/22. Устройство для буксировки самолетов / Борисенков В.А., Терехов А.А., Великанов А.В. (RU) - №98116240/28; Заявлено 24.08.98; Опубл. 10.10.99; Бюл. №28.

3. Патент 2160691 RU C1, МКИ7 В64F 1/22. Тягово-сцепное устройство буксировщика / Нилов В.А., Великанов А.В. (RU) - №99114544/28; Заявлено 05.07.1999; Опубл. 20.12.2000; Бюл. №35.

Похожие патенты RU2470841C2

название год авторы номер документа
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2000
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
  • Марченков Л.Л.
RU2177899C2
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 1999
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
RU2160691C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2016
  • Дьяков Денис Евгеньевич
  • Великанов Алексей Викторович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Саяпин Игорь Владимирович
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
  • Ефремов Иван Сергеевич
  • Гаевой Иван Андревич
  • Гордеев Виталий Александрович
RU2654240C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2001
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Карпов Леонид Витальевич
  • Медведков Станислав Юрьевич
RU2302979C2
СПОСОБ БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2010
  • Великанов Алексей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Носов Евгений Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Голомазов Евгений Валерьевич
  • Елфимов Виталий Владимирович
RU2505460C2
Малогабаритный буксировщик воздушных судов с дистанционным управлением 2015
  • Дьяков Денис Евгеньевич
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Носов Евгений Викторович
  • Германович Александр Семенович
  • Плахотин Александр Александрович
RU2645175C2
Способ буксировки самолетов с использованием малогабаритного буксировщика с дистанционным управлением 2016
  • Дьяков Денис Евгеньевич
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Носов Евгений Викторович
  • Плахотин Александр Александрович
  • Германович Александр Семенович
  • Заикин Андрей Владимирович
RU2618611C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 1999
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
RU2160690C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2010
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Зацепин Владимир Васильевич
  • Руденко Сергей Викторович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
RU2450958C1
МАЛОГАБАРИТНЫЙ БУКСИРОВЩИК БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ САМОЛЕТНОГО ТИПА С АВТОМАТИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ 2020
  • Великанов Алексей Викторович
  • Артыщенко Степан Владимирович
  • Дьяков Денис Евгеньевич
  • Макогонов Владислав Валерьевич
RU2744085C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 470 841 C2

Реферат патента 2012 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Изобретение относится к наземным средствам аэродромно-технического обеспечения. Устройство для буксировки воздушного судна включает буксировщик, водило, несущее на конце захват для крепления к передней стойке шасси воздушного судна, уравнительный блок и трос, соединяемый посредством захватов с основными стойками шасси. Водило выполнено в виде гидроцилиндра и снабжено амортизатором. Уравнительный блок присоединен к буксировщику разгонными гидроцилиндрами. Захват водила имеет ограничители перемещения троса в поперечном направлении. Буксировщик снабжен противоугонными башмаками. Обеспечивается регулирование начальной скорости движения воздушного судна и повышается стабильность разгона независимо от состояния поверхности буксирования. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 470 841 C2

Устройство для буксировки воздушного судна, включающее буксировщик, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси воздушного судна, и выполненное в виде гидроцилиндра, уравнительный блок и трос, который посредством захватов соединен с задними стойками шасси воздушного судна, силовой гидроцилиндр, установленный между рамой буксировщика и захватом, отличающееся тем, что уравнительный блок присоединен к буксировщику разгонными гидроцилиндрами, при этом сам буксировщик снабжен противоугонными башмаками, водило снабжено амортизатором, а его захват имеет ограничители перемещения троса в поперечном направлении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2470841C2

ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 1999
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
RU2160691C1
Маятниковая подвеска железнодорожного транспортного средства 1983
  • Балашов Анатолий Васильевич
  • Березин Василий Витальевич
  • Добрынин Лев Константинович
  • Кокорев Артемий Иванович
  • Червова Лидия Васильевна
SU1081044A1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2000
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
  • Марченков Л.Л.
RU2177899C2
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 1999
  • Никулин П.И.
  • Терехов А.А.
  • Великанов А.В.
RU2172707C2
Зубчатая муфта 1973
  • Гриценко Яков Иванович
  • Белов Вениамин Сергеевич
SU523207A1

RU 2 470 841 C2

Авторы

Нилов Владимир Александрович

Великанов Алексей Викторович

Иванищев Павел Иванович

Нилова Валентина Ивановна

Даты

2012-12-27Публикация

2010-07-27Подача