Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания.
Известны различные конструкции газотурбинных двигателей, состоящих из корпуса с рабочими камерами, вала, ротора турбины с лопатками, центробежного компрессора, систем питания и зажигания рабочей смеси [1, 2].
Однако конструкции этих двигателей сложные, и их турбины работают в тяжелых условиях, что уменьшает ресурс их эксплуатации.
Наиболее близким по технической сути к заявленному объекту является газотурбинный двигатель с количеством камер сгорания кратным четырем и с количеством лопаток ротора, равным половине количества камер сгорания [3].
К недостаткам этого газотурбинного двигателя следует отнести также достаточно сложную конструкцию, меньшую удельную мощность, отнесенную к весу и габаритам, и надежность в эксплуатации.
Цель настоящего изобретения - устранение указанных выше недостатков двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что количество камер сгорания кратно трем, двигатель оснащен круговым теплообменником с выхлопными патрубками, равным количеству камер сгорания, и двухступенчатым компрессором, первая из которых расположена по всей окружности, а вторая состоит из двух симметрично расположенных относительно друг друга секторов по 90o с каналами для прохождения нагнетаемого воздуха первой ступени, отобрав тепло у ротора и корпуса, уже подогретым поступает в камеры сгорания. Рабочий торец ротора выполнен плоским.
На фиг. 1 изображен газотурбинный двигатель со стороны задней крышки с шестью камерами сгорания.
На фиг. 2 показан разрез двигателя.
На фиг. 3 схематично показано расположение камер сгорания и ротора с правым вращением.
Газотурбинный двигатель, изображенный на фигурах, состоит из следующих сборочных единиц и деталей: корпуса 1 с камерами сгорания 2, крышки 3 с теплообменником 4 и выхлопными патрубками 5, ротора 6 с валом 7, систем питания и зажигания рабочей смеси (не показаны), двухступенчатого компрессора с первой ступенью 8, расположенной по всей окружности, и второй ступенью 9, состоящей из двух симметрично расположенных друг относительно друга секторов по 90o каждый с окнами 10, примыкающих к камерам сгорания 2 по каналам перехода 11, а также по 1/4 окружности рабочих лопаток турбины 12, стольких же глухих сторон выступов 13, сквозных полостей 14 и 15, входных окон 16 и окна сопла 17.
Работу предложенного двигателя рассмотрим на примере камеры сгорания, которая оснащена свечей зажигания, но на фигуре не показана.
При начале вращения вала 7 воздух через сквозную полость 14 корпуса 1 проходит к первой ступени компрессоров 8, а из него через теплообменник 4 по сквозной полости 15 вокруг камер 2 поступает во вторую ступень компрессора 9, а затем через нагнетающее окно 10 и совмещенное с ним входное окно 16 попадает в камеру сгорания 2, очищая ее от остатков продуктов сгорания, вытесняя их в окно-сопло 17, а затем между лопатками турбины 12 и через выхлопной патрубок 5 - в атмосферу. При дальнейшем вращении вала 7 окно-сопло 17 этой камеры перекрывается глухой стороной ротора 13, а воздух через совмещенные окна 10 и 16 продолжает поступать в камеру 2. В следующий поворот ротора окна 10 и 16 уже не совмещаются, а окном 16 камера 2 сообщается с предыдущей через окно - сопло 17 каналом перехода 11. Это сообщение используется при работающем двигателе для воспламенения топлива без системы зажигания, а в данный момент в прыснутое топливо воспламеняется от системы зажигания и сгорает при таком положении ротора 6, когда камера 2 полностью закрыта, а в следующий момент поворота ротора 6 камера сообщается окном - соплом 17 каналом 11 с окном 16 последующей камеры 2 по ходу вращения ротора 6, чтобы повысить в ней давление и температуру, необходимую для воспламенения топлива. При дальнейшем повороте вала 7 к окну-соплу 17 камеры 2 подходят рабочие лопатки турбины 12 и сгоревшая горючая смесь, создавшая высокое давление, совершает работу, газы же, отдав свою энергию, через патрубок 5 проходят зону теплообменника 4, отдают в нем часть своего тепла и удаляются в атмосферу
На фиг. 3 камеры сгорания обозначены римскими цифрами I - VI, на каждую из которых приходится 60o. На этой же фигуре видно, что когда в камерах I и IV происходит продувка, в камерах II и V - начало рабочего хода, а в камерах III и VI происходит повышение давления и температуры.
Макетный образец предложенного двигателя подтвердил простоту его конструкции по сравнению с прототипом, более эффективную систему охлаждения и высокие рабочие параметры, т.е. имеет более высокий коэффициент полезного действия.
Источники информации:
1. Джадж А. Газотурбинные двигатели малой мощности. Москва. Издательство иностранной литературы. 1963, с.83.
2. Коссов М. А. , Окунев М.Ю. Автомобильные газотурбинные двигатели. Москва. НИИАвтопром. 1971, с.7.
3. Заявка РФ N 95103582 A1, кл. F 02 С 5/12, опубл. 20.01.1997.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1995 |
|
RU2096639C1 |
ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2617222C2 |
ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ПУГТД) | 2011 |
|
RU2478804C2 |
ДВУХРЯДНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2017 |
|
RU2673838C2 |
ДВУХВАЛЬНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2685170C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2626278C2 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2608426C2 |
ТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2291305C2 |
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2623588C2 |
ТРАНСПОРТНЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ ДВУХВАЛЬНЫЙ И ТРЕХВАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛИ (ВАРИАНТЫ) | 1997 |
|
RU2126906C1 |
Изобретение предназначено для использования в энергомашиностроении и на транспорте. Двигатель содержит корпус, камеры сгорания с соплами, вал, ротор турбины с лопатками, центробежный компрессор с по меньшей мере двумя ступенями, системы подачи и зажигания горючей смеси и теплообменник с выхлопными патрубками. Причем количество камер сгорания кратно трем, одна ступень компрессора расположена по всей окружности, а вторая выполнена в виде двух симметрично расположенных друг относительно друга секторов с центральным углом по 90o каждый, причем ротор выполнен с глухим выступом, расположенным с возможностью перекрытия сопел камер сгорания. Изобретение обеспечивает упрощение конструкции, увеличение удельной мощности и надежности в эксплуатации. 3 ил.
Газотурбинный двигатель, содержащий корпус, камеры сгорания с соплами, вал, ротор турбины с лопатками, центробежный компрессор с по меньшей мере двумя ступенями, системы подачи и зажигания горючей смеси и теплообменник с выхлопными патрубками, отличающийся тем, что количество камер сгорания кратно трем, одна ступень компрессора расположена по всей окружности, а вторая выполнена в виде двух симметрично расположенных друг относительно друга секторов с центральным углом по 90o каждый, причем ротор выполнен с глухим выступом, расположенным с возможностью перекрытия сопел камер сгорания.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
RU 95103582 A1, 20.01.1997 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
КОССОВ М.А., ОКУНЕВ М.Ю | |||
Автомобильные газотурбинные двигатели | |||
- М.: НИИАвтопром, 1971, с | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
ДЖАДЖ А | |||
Газотурбинные двигатели малой мощности | |||
- М.: Издательство иностранной литературы, 1963, с | |||
Пуговица | 0 |
|
SU83A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Способ преобразования тепловой энергии в работу | 1988 |
|
SU1560749A1 |
Авторы
Даты
2001-01-10—Публикация
1997-03-18—Подача