Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности для проведения глубинных исследований скважин.
Известны каротажные подъемники (авт. св. СССР N 1578324, 1990; N 1668650, 1991; E 21 B 47/00), содержащие транспортное средство, на шасси которого размещены кабина водителя, кабина оператора, агрегатный отсек.
Известные подъемники обеспечивают безопасность работы с лебедочным механизмом на скважине и комфортные условия для обслуживающего персонала в процессе работы на скважине в различных климатических условиях.
Однако следует учесть, что комплексное исследование скважин включает и радиоактивный каротаж, то есть, возникает необходимость доставки к исследуемому объекту контейнеров с источниками радиоактивных излучений.
В конструкциях известных каротажных подъемников отсутствуют устройства и отсек для транспортировки контейнеров с источниками радиоактивных излучений.
В связи с этим существует необходимость привлечения специального автотранспорта с защитным оборудованием и дистанционным инструментом, что приводит к дополнительным транспортным и материальным расходам.
Кроме того, известные подъемники не имеют аэродинамического устройства - обтекателя воздуха, снижающего лобовое сопротивление подъемника при передвижениях, что с учетом больших расстояний между объектами исследований, приводит к повышенному расходу топлива, потребляемого двигателем подъемника.
Известен каротажный подъемник фирмы ETECON (рекламный проспект - Сервисный центр ЗАО Союзпромгеофизика, Россия, г. Тверь, 1700000, Волоколамское шоссе, 49), взятый за прототип.
У данного каротажного подъемника на шасси высокой грузоподъемности размещены кабина водителя и кунг, разделенный на помещение для работы машиниста и лебедочный отсек.
Комплектация данного подъемника предусматривает наличие оборудования всеми современными устройствами для обеспечения самых высоких эксплуатационных, эргономических и климатических характеристик, кроме того, для обеспечения высоких эксплуатационных характеристик он снабжен обтекателем воздуха, установленным на крыше кабины водителя.
Недостатком данного каротажного подъемника является то, что обтекатель воздуха, установленный на крыше кабины водителя, используется только как аэродинамическое устройство для снижения лобового сопротивления от встречного потока воздуха при движении, а также отсутствие упаковочного транспортного комплекта для перевозки радиоактивных источников, что ограничивает функциональные возможности подъемника.
Поставленная задача решается следующим образом.
Каротажный подъемник, содержащий транспортное средство, на шасси которого размещены кабина водителя и кунг, разделенный на помещение для работы машиниста и лебедочный отсек, оборудованные всеми необходимыми климатическими и эксплуатационными устройствами, лебедочный отсек дополнительно снабжен упаковочным транспортным комплектом для перевозки радиоактивных источников, размещенным под нижним основанием лебедочного отсека за последним колесом транспортного средства.
Верхняя часть передней панели кунга выполнена изогнутой в виде выступа над кабиной водителя и повторяет по форме обтекатель воздуха, при этом внутренняя полость которого образует нишу-стеллаж в помещении для работы машиниста с изотермической изоляцией стенок. Верхняя часть задней панели лебедочного отсека выполнена со скосом, на котором установлено дополнительное аэродинамическое устройство изменения откоса пограничного слоя воздуха, в котором между поверхностью скоса и крышей обтекателя размещена заслонка, шарнирно прикрепленная к боковым стенкам. Сопоставительный анализ предлагаемого технического решения с известными каротажными подъемниками и прототипом позволяет выделить следующие существенные отличия и преимущества.
Наличие упаковочного транспортного комплекта для перевозки радиоактивных источников обеспечивает комплексные исследования скважин, в том числе и радиоактивными методами без привлечения специальных технических средств и дополнительного персонала, что значительно снижает материальные и транспортные расходы, расширяя при этом функциональное назначение каротажного подъемника.
На практике доставка радиоактивных источников к скважине осуществляется контейнерами на специально выделенном автотранспорте с привлечением ответственных сопровождающих лиц, кроме того, по прибытии на место контейнер переносится и хранится в специально оборудованном месте, то есть в каждом случае необходимо обустраивать на скважине помещение для хранения радиоактивных источников. Это приводит к повышенным материальным затратам и затратам рабочего времени и отвлечению персонала от работ, непосредственно связанных с исследованием скважин, задержке скважины в процессе исследования. Наличие упаковочного транспортного контейнера для перевозки радиоактивных источников в составе каротажного подъемника решает перечисленные проблемы.
Выполнение передней панели кунга выступающей над кабиной водителя, повторяя форму обтекателя воздуха, позволяет отказаться от применения отдельно выполненного обтекателя. Внутренняя полость такого обтекателя воздуха выполняет функцию ниши-стеллажа в помещении для работы машиниста, который может быть использован для размещения аппаратуры или личных вещей обслуживающего персонала, то есть расширяется внутреннее пространство помещения для работы машиниста.
При этом обеспечиваются все энергонометрические характеристики обтекателя воздуха, снижающего лобовое сопротивление подъемника встречному потоку воздуха, и расширяет функциональные возможности подъемника.
Выполнение задней панели кунга со скошенной верхней частью, на которой установлено дополнительное аэродинамическое устройство, позволяет повысить энергонометрические показатели каротажного подъемника по сравнению с прототипом. Плотный пограничный слой воздуха на крыше кунга, образующийся при движении подъемника, создает разреженный вихревой поток воздуха за задней панелью кунга, что ведет к повышению лобового сопротивления подъемника. В предлагаемом техническом решении дополнительное аэродинамическое устройство изменяет направление потока воздуха, обтекающего крышу кунга по задней панели вниз, и способствует уменьшению разрешения воздуха при движении подъемника.
На чертеже представлен каротажный подъемник в транспортном положении. Стрелками показаны направления воздушного потока.
Каротажный подъемник содержит транспортное средство, на шасси 1 которого размещены кабина водителя 2 и кунг 3, разделенный на помещение для работы машиниста и лебедочный отсек (на чертеже не показано). Под нижним основанием лебедочного отсека за последним колесом транспортного средства установлен транспортный комплект для перевозки радиоактивных источников 5. Передняя панель кунга 3 выполнена изогнутой в виде полого выступа над кабиной водителя 2 и является обтекателем воздуха 6. Внутренняя полость обтекателя воздуха 6 сообщается с помещением для работы машиниста, образуя грузовую нишу-стеллаж. Стенки ниши - стеллажа выполнены с изотермической изоляцией 7. Верхняя часть задней панели кунга 3 выполнена со скосом 8, на котором установлено дополнительное аэродинамическое устройство 9. Аэродинамическое устройство 9 состоит из боковых 10 и верхней 11 панелей, образующих в совокупности с поверхностью скоса 8 входное и выходное сопла. Между боковыми панелями 10 над скосом 8 под панелью 11 шарнирно установлена заслонка 12.
Каротажный подъемник работает следующим образом.
В хранилище радиоактивных источников излучений в упаковочный транспортный комплект 4 вкладывается радиоактивный источник 5 с соблюдением необходимых мер безопасности и предосторожности. По прибытии на место производства работ источник 5 из транспортного комплекта 4 извлекается и переносится на специально отведенное место снаряжения скважинной аппаратуры.
По окончании работ радиоактивный источник 5 извлекается из скважинного прибора и вкладывается обратно в упаковочный транспортный комплект 4.
При передвижениях каротажного подъемника посредством аэродинамических устройств, установленных в каротажном подъемнике, происходит снижение лобового сопротивления встречному потоку воздуха за счет оптимально выбранной конфигурации выступа на передней панели кунга и придания аэродинамических характеристик как обтекателя, где встречный поток воздуха Ф плавно огибает наружные поверхности и устремляется по наклонной плоскости обтекателя 6 на крышу кунга, образуя пограничный поток воздуха Фпогр, который, перемещаясь по крыше, проходит через аэродинамическое устройство 9 и устремляется вниз. Воздушный поток откидывает на некоторый угол вверх заслонку 12 и раскрывает входное сопло аэродинамического устройства 9. Поток Фпогр, преломляясь о поверхность заслонки 12, изменяет направление и устремляется вниз под некоторым углом к наружной поверхности задней панели кунга и образует поток рассеяния Фр, что способствует снижению завихрения воздушного потока. Чем плотнее скоростной поток воздуха, тем плотней и пограничный воздух, который на больший угол преломляет заслонку 12 и тем под большим углом преломления рассеивается поток Фр. Аэродинамическое устройство 9 в совокупности с передним обтекателем воздуха 6 при больших скоростях передвижения подъемника значительно снижают лобовое сопротивление подъемника встречному потоку воздуха, что приводит к экономии топлива, потребляемого силовым двигателем.
Внутренняя полость обтекателя воздуха 6 сообщается с внутренней полостью помещения для работы машиниста, а нижняя панель обтекателя, выполненная как грузонесущее основание, служит нишей для размещения различной аппаратуры и личных вещей обслуживающего персонала.
Внутренняя полость обтекателя 6 функционально увеличивает внутренний объем помещения для работы машиниста.
Кроме того, наличие упаковочного транспортного комплекта для перевозки радиоактивных источников в данном каротажном подъемнике расширяет функциональные возможности последнего.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С РАДИОАКТИВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИЗЛУЧЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СКВАЖИН И УСТРОЙСТВО ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2001 |
|
RU2185641C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА СКВАЖИННЫХ ПРИБОРОВ | 1994 |
|
RU2087668C1 |
ПЕРЕДВИЖНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 2014 |
|
RU2547742C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
Высокомобильный армейский многоцелевой автомобиль | 1988 |
|
SU1839908A1 |
АВТОМОБИЛЬ АВАРИЙНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ | 2001 |
|
RU2196627C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАЗЕМНОЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ | 2018 |
|
RU2697003C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ АКУСТИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ В СКВАЖИННОМ ПРИБОРЕ | 2002 |
|
RU2210091C1 |
БРОНИРОВАННАЯ БЕСКАПОТНАЯ КАБИНА С ПРОТИВОМИННОЙ ЗАЩИТОЙ | 2013 |
|
RU2517935C1 |
МНОГОСЕКЦИОННЫЙ КАРОТАЖНЫЙ ЗОНД ДЛЯ СКВАЖИННОГО ПРИБОРА | 2006 |
|
RU2305766C1 |
Используется в нефтегазовой промышленности для проведения глубинных исследований скважин. Под нижним основанием лебедочного отсека за последним колесом транспортного средства установлен транспортный комплект для перевозки радиоактивных источников. Передняя панель кунга выполнена изогнутой в виде полого выступа над кабиной водителя и является обтекателем воздуха. Внутренняя полость обтекателя сообщается с помещением для работы машиниста, образуя нишу-стеллаж. Стенки обтекателя воздуха выполнены с изотермической изоляцией. Верхняя часть задней панели кунга выполнена со скосом, на котором установлено дополнительное аэродинамическое устройство. Расширяются функциональные возможности и улучшаются эксплуатационные характеристики. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Каротажный подъемник: Рекламный проспект фирмы ETECON | |||
- Сервисный центр ЗАО Союзпромгеофизика, Тверь, 1989 | |||
Каротажный подъемник | 1988 |
|
SU1578324A1 |
Устройство для спуска и подъема скважин-НыХ пРибОРОВ | 1979 |
|
SU848572A1 |
Прибор с двумя призмами | 1917 |
|
SU27A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА СКВАЖИННЫХ ПРИБОРОВ | 1994 |
|
RU2087668C1 |
US 5850879 A, 22.12.1998 | |||
ЗАПОРОЖЕЦ В.М | |||
Геофизические методы исследования скважин | |||
- М.: Недра, 1983, с.51 | |||
Прибор, автоматически записывающий пройденный путь | 1920 |
|
SU110A1 |
Авторы
Даты
2001-03-27—Публикация
1999-09-27—Подача