АВТОМОБИЛЬ АВАРИЙНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Российский патент 2003 года по МПК A62C27/00 

Описание патента на изобретение RU2196627C1

Изобретение относится к транспортным средствам специального назначения, в частности для доставки бригады и аварийно-восстановительных средств и инструмента для проведения работ по устранению аварии на инженерно-технических коммуникациях метрополитена.

Оперативное проведение трудоемких работ по устранению последствий аварии и других неотложных работ во многом зависит от оснащения аварийно-восстановительной бригады современными оборудованием, средствами механизации, запасными частями и другим снаряжением.

Из патентно-технической литературы известны описания многочисленных конструкций аварийно-спасательных и аварийно-ремонтных транспортных средств, как например "Пожарно-спасательный автомобиль" (см. заявку на получение французского патента на изобретение за 2662943 по классу А 62 С 27/00), который снабжен разнообразным оборудованием для тушения загоревшихся транспортных средств и проникновения спасателей внутрь. Автомобиль имеет несущее шасси с отдельной кабиной и кунгом (фургоном) с боковыми рольставнями. Кунг разделен на отсеки с полками для размещения ящиков с техническими средствами пожаротушения и спасательных работ. Отличительным признаком заявленного автомобиля является то, что он снабжен выдвижным коробом на шарнирной системе со спаренным механизмом, фиксирующей выдвинутый короб в горизонтальном или повернутом положении.

Однако, из-за отсутствия отдельного источника электрического тока на известном автомобиле невозможно использовать инструменты с электрическими приводами. Известный автомобиль бесполезен в случае затопления водой или содержимым канализационной системы служебных или жилых помещений. Кроме того, укладка средств оборудования и инструмента в ящики, вдвигаемые в отсеки, приводит к потере времени на поиск необходимого инструмента, что нетерпимо в экстремальной обстановке.

Известна также мобильная огнетушительная установка (см. патент Японии 5-27435 по классу А 62 С 27/00 и В 60 Р 3/00, опубликован в 1993 г.), выполненная в виде автомобиля, на шасси которого укреплена кабина и кунг, содержащие рабочие модули в виде вращающихся цилиндров с камерами для размещения оборудования и инструмента. Все модули соединены с приводом, позволяющим перемещать и фиксировать модули в двух положениях: пределах кунга и выдвинутых наружу из камер.

В условиях ограниченного пространства, заполненного машинами и людьми, выдвигающиеся из камер кунга модули могут затруднить перемещение персонала около автомобиля.

В Англии в конце 80-х годов были построены и приняты к эксплуатации аварийно-спасательные автомобили с шасси Мерседес-1625 (см. журнал "Fire " за 1991 г., vol. 83, 1029, с. 47), на котором установлены кабина и кунг, используемый для размещения гидравлических ножниц, расширителей, домкратов и другого оборудования. Кунг разделен на отсеки, перекрываемые рольставнями. Предусмотрен бортовой дизельный электрогенератор для питания электроприводного инструмента: дисковых и цепных пил, лебедки с тяговым усилием до 6 т. В задней части кузова кунга смонтированы подъемный кран и телескопическая штанга с прожекторной установкой.

Из-за ограниченности объема решаемых задач английские аварийно-спасательные автомобили не получили распространения.

Наиболее близким по технической сущности заявляемому автомобилю является автомобиль для аварийно-спасательных работ и особенно пожаротушения, принятый в качестве прототипа настоящего изобретения (см. заявку на получение европейского патента ЕР 0755235 В1 по классу А 62 С 27/00, опубл. 12.11.97 г.), на шасси которого установлены кабины для водителя и членов аварийной бригады и кунг для размещения оборудования и инструмента, а также генератора электрического тока (или насосов) и также веществ, локализирующих очаги горения. Отсеки кунга могут быть перекрыты эластичными рольставнями, снабженными замковыми механизмами. Электрический генератор установлен на поворотной вокруг вертикальной оси платформе и может приводиться в действие от мотора автомобиля или от осей колес. На крыше кунга предусмотрен люк для проникновения внутрь и окно в вертикальной стенке, разделяющей кунг от кабины членов бригады. Имеется отдельный отсек для резервуара.

Существенным недостатком прототипа является ограниченность числа решаемых проблем, возникающих при аварии, усугубляемых своей непредсказуемостью. Предложение автора известного изобретения -прототипа вращать электрический генератор от осей колес автомобиля технически несостоятельно ввиду сложности механизмов передачи вращения, которые отсутствуют на чертежах и в описании прототипа. Люк на крыше является также неудачным решением для аварийно-спасательного средства: так, чтобы попасть в люк, нужно вначале подняться на крышу автомобиля, а проникновение через люк даже двух членов бригады одновременно невозможно. В случае необходимости разрушения препятствий из легированной стали или других высокопрочных материалов прототип бессилен. Не предусмотрена возможность транспортирования оборудования или средств, которые из-за своей длины не могут быть размещены внутри кунга. Поворотная платформа, на которой установлен электрический генератор, хотя и обеспечивает всесторонний доступ к генератору, но приведет к неустранимой вибрации генератора.

Целью настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей автомобилей аварийно-технической службы и обеспечение в случае необходимости свободного доступа членов аварийной бригады ко всем механизмам внутри и снаружи кунга при производстве аварийно-восстановительных работ с применением электро-гидроинструмента и оборудования.

Указанная цель достигается тем, что на шасси от грузового автомобиля установлены кабины для водителя и пяти членов аварийной бригады и кунг с отсеками, закрываемые подпружиненными эластичными рольставнями. Один из отсеков выполнен сквозным в поперечном направлении автомобиля и сообщен с другим отсеком в своей средней части. Причем другой отсек простирается в продольном направлении и образует в плане со сквозным поперечным отсеком фигуру в форме "Т". На полу кунга у выходов сквозного поперечного отсека установлены дизельный электрогенератор и сварочный аппарат, а у выхода продольного отсека - высоконапорный центробежный насос с двумя выбросами. В отдельных отсеках размещены рукава и катушки напорного шланга для промывки канализационных систем. Сзади кунга снаружи смонтирована телескопическая штанга для прожекторной установки. Имеется переносный гидрант для подсоединения к городскому водопроводу и воздействующего на очаг пожара. С помощью гидранта можно осуществить также промывку канализационной системы. На крыше кунга закреплены полые цилиндры для перевозки высоконапорных шлангов большого диаметра. Изобретение охарактеризовано всеми признаками, представленными в пунктах 1-10 формулы.

Сущность изобретения выражена на чертежах, где изображено:
Фиг.1 - левый борт автомобиля с открытыми отсеками.

Фиг.2 - правый борт автомобиля с открытыми отсеками.

Фиг.3 - вид автомобиля сверху.

Фиг.4 - продольное сечение кунга горизонтальной плоскостью по линии А-А.

Автомобиль аварийно-технической службы содержит кабины 1 для водителя и пяти членов аварийной бригады. Кунг 2 разделен на отсеки 3-6, закрываемые в походном положении подпружиненными эластичными рольставнями с замковыми механизмами (на чертеже не изображены). Отсек 3 сквозной в поперечном направлении и сообщен в его средней части с отсеком 4, простирающимся вдоль продольной оси автомобиля так, что отсеки 3 и 4 в плане образуют фигуру в виде буквы "Т". На одном выходе сквозного поперечного отсека 3 установлен бортовой дизельный электрогенератор 9 с двумя выходными напряжениями 380/220 В, а на другом выходе - электросварочный аппарат 10. На выходе отсека 4 у задней стенки кунга установлен высоконапорный пожарный центробежный насос 11 (НЦПВ 20/200 В) с двумя выбросами (см. фиг.4). Отсек 5 разделен на две части полкой 12 с бортовой решеткой для размещения свернутых в бухты шлангов 13, а нижнее отделение этого отсека предназначено для перевозки погружных насосов, удерживаемых у стенки отсека 5 эластичными хомутами 14. В отсеке 6 предусмотрена полка с бортовым ограждением для пожарных рукавов 15. Под полкой установлен прозрачный ящик 16 из пластмассы для облегчения поиска уложенных в него метизов и инструмента. Рядом с ящиком 16 в отсеке 6 съемно закреплен гидрант 17. В отсеке 3 (см. фиг.4) предусмотрено гнездо 18 для укладки бухты 19 (см. фиг.2) напорного шланга, предназначенного для промывки канализационных систем водой от высоконапорного центробежного насоса 11. В отсеке 7 имеется полка, приспособленная для удержания электрошлифовального инструмента 20 с абразивным наконечником, а на задней стенке этого отсека карман 21 для запасного диска. В нижнем отделении отсека 7 посредством хомутов 22 с быстроразъемными пряжками закреплены в походном положении погружные насосы 23 типа "Гном". Отсек 8 предназначен для размещения осветительного оборудования, например переносных фонарей 24 автономного питания и прожекторной установки 25 для телескопической штанги 26, используемых для освещения места работы. В заднюю стенку отсека 8 вмонтированы подпружиненные захваты 27 для съемного закрепления ножниц 28.

К крыше кунга 2 сверху жестко прикреплены полые цилиндры 29 и 30 с торцевыми крышками для размещения предметов, которые по своим размерам не могут быть введены в отсеки 3-8, как например штанги для пробивки систем канализации, направляющие для спиралей и высоконапорные штанги большого диаметра, из-за которого их невозможно свернуть в бухты.

Снизу отсеков 3, 6 и 8 в корпусе кунга 2 предусмотрены проемы для выдвижных ящиков 31-34, в которые можно уложить различный инструмент: бензопилу "Партнер", отбойный молоток, спирали для прочистки канализационных линий, гидродомкраты, гидроразжимы, шлифовальную машину, а также различные предметы: средства защиты от поражения электрическим током (галоши, перчатки, коврики), крепеж (болты, гайки и т.п.), расходные материалы (пакля, электроды, метизы и т. д.).

Внутри объединенных отсеков 3 и 4 установлен дизель 35 для привода электрогенератора 9 и бак 36 емкостью 1,2 м3 с водой, без которой центробежный насос 11 не может быть запущен в работу, а также электрические провода (на чертежах не изображены) от электропривода 9 к розеткам, укрепленным на стенках отсеков 3-8 в соответствии с напряжениями для электроприводного инструмента.

Сзади кунга 2 прикреплена вертикальная лестница 37 для подъема членов бригады на крышу кунга, на которой предусмотрено ограждение 38 по периметру кунга 2, а на самой крыше закреплены подпружиненные захваты (на чертежах не изображены) для переносной лестницы 39, которую можно использовать для спуска в колодцы инженерных систем.

Таким образом, в условиях стесненного габарита сооружений, например метрополитена, или в районе интенсивного движения городского транспорта, предлагаемая инструкция автомобиля позволяет осуществлять свободный доступ к любому оборудованию внутри кунга и быстро извлекать необходимый инструмент и приспособления, подключать их к источникам электрического тока или гидрожидкости. Комплект оборудования подобран так, что аварийная бригада в состоянии осуществить широкий спектр аварийно-восстановительных работ на инженерно-технических объектах метрополитена и города, включающих откачку воды, промывку канализационных систем и восстановительные операции, а также ликвидировать очаги возгорания.

Похожие патенты RU2196627C1

название год авторы номер документа
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 2013
  • Тетерин Иван Михайлович
  • Алешков Михаил Владимирович
  • Ищенко Андрей Дмитриевич
  • Роенко Владимир Васильевич
  • Пряничников Виктор Алексеевич
  • Храмцов Сергей Петрович
  • Пряничников Александр Владимирович
  • Кармес Алексей Петрович
RU2548828C1
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАЗЕМНОЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ 2018
  • Пацкин Георгий Александрович
  • Анфилов Сергей Николаевич
  • Тараканов Юрий Васильевич
RU2697003C1
АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ 2006
  • Полозков Сергей Петрович
  • Герасимов Николай Борисович
  • Хлызов Михаил Юрьевич
RU2304994C1
Компоновочная схема пожарной автоцистерны 2020
  • Шахманов Фанис Фаритович
RU2733352C1
СПОСОБ БЕЗОПАСНОГО СЛЕДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЭКСТРЕННОЙ СЛУЖБЫ К МЕСТУ ВЫЗОВА В УСЛОВИЯХ ЗАДЫМЛЕНИЯ И АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2020
  • Таранцев Александр Алексеевич
  • Малыгин Игорь Геннадьевич
  • Комашинский Владимир Ильич
RU2756194C1
Мобильный рельсосварочный комплекс 2023
  • Булочников Роман Анатольевич
  • Жуков Сергей Анатольевич
RU2802979C1
МАСТЕРСКАЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ГИДРОПРИВОДА ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН 2024
  • Коробейников Максим Сергеевич
  • Жигайло Валерий Викторович
  • Гальчанский Олег Михайлович
  • Уталиев Карим Николаевич
RU2826889C1
НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Липсман Давид Лазорович
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Синицын Денис Игоревич
  • Хитров Владимир Анатольевич
RU2407658C1
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА, РАМА ОПОРНОГО ОСНОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА НЕЙ ЦИСТЕРНА, ПОДЪЕМНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО, ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА И СИСТЕМА ЕЕ ВЫДВИГАНИЯ 2005
  • Черемахин Александр Владимирович
RU2292928C1
СИЛОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСТРЕННЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 2002
  • Базилевич В.М.
  • Иванов М.В.
  • Снопок Ю.Г.
RU2229962C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 196 627 C1

Реферат патента 2003 года АВТОМОБИЛЬ АВАРИЙНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Изобретение относится к транспортным средствам специального назначения, и в частности для доставки бригады и аварийно-восстановительных средств и инструмента для проведения работ по устранению аварии на инженерно-технических коммуникациях метрополитена. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей автомобилей аварийно-технической службы и обеспечение в случае необходимости свободного доступа членов аварийной бригады ко всем механизмам внутри и снаружи кунга при производстве аварийно-восстановительных работ с применением электрогидроинструмента и оборудования. Цель достигается тем, что на шасси грузового автомобиля установлены кабины для водителя и пяти членов бригады и кунг с отсеками, закрываемые рольставнями. Один из отсеков выполнен сквозным в поперечном направлении и сообщен с продольным отсеком, имеющим выход через заднюю стенку кунга. Оба отсека: сквозной поперечный и продольный в плане образуют фигуру в форме буквы Т. На противоположных выходах сквозного отсека по полу кунга установлены электрический дизельный генератор и электросварочный аппарат, а у выхода продольного отсека высоконапорный центробежный насос с двумя выбросами. На крыше кунга укреплены полые цилиндры для размещения шлангов высоконапорных и большого диаметра, не позволяющего свернуть шланг в бухту. Сзади кунга смонтирована телескопическая штанга для прожекторной установки. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 196 627 C1

1. Автомобиль аварийно-технической службы, на шасси которого установлены многоместные кабины для водителя и членов аварийной бригады и кунг, разделенный на отсеки, перекрываемые снаружи гибкими подпружиненными рольставнями с замковыми механизмами, отсеки приспособлены для размещения оборудования и инструмента, а также генератора электрического тока, насоса и резервуара с водой, отличающийся тем, что один из отсеков выполнен сквозным в поперечном направлении от одного борта автомобиля до другого и сообщен в своей средней части с примыкающим к нему вторым отсеком, простирающимся вдоль продольной оси автомобиля с выходом через заднюю стенку кунга, образуя со сквозным поперечным отсеком в плане фигуру в форме буквы Т, у противоположных выходов сквозного поперечного отсека на полу кунга установлены бортовой дизельный электрогенератор с двумя выходными напряжениями 380/220 В и электросварочный аппарат, а у выхода продольного отсека на полу кунга - высоконапорный пожарный центробежный насос с двумя выбросами. 2. Автомобиль по п. 1, отличающийся тем, что к крыше кунга сверху жестко прикреплены пустотелые цилиндры с торцевыми съемными крышками для размещения и перевозки длинномерных приспособлений и высоконапорных шлангов большого диаметра. 3. Автомобиль по п. 1 или 2, отличающийся тем, что снабжен вертикальной лестницей, прикрепленной слева и сзади кунга для подъема на крышу, на которой установлено ограждение по периметру крыши кунга. 4. Автомобиль по п. 1, отличающийся тем, что на крыше предусмотрены подпружиненные захваты для переносной лестницы. 5. Автомобиль по п. 1, отличающийся тем, что полки в отсеках с их наружной стороны снабжены решетками для удержания свернутых в бухты шлангов и пожарных рукавов, а на стенках отсеков укреплены эластичные хомуты для временной фиксации переносных насосов. 6. Автомобиль по п. 1, отличающийся тем, что снабжен съемным прозрачным ящиком. 7. Автомобиль по п. 6, отличающийся тем, что прозрачный ящик изготовлен из пластмассы. 8. Автомобиль по п. 6 или 7, отличающийся тем, что прозрачный ящик разделен на секции прозрачными перегородками из той же пластмассы. 9. Автомобиль по п. 1, отличающийся тем, что под отсеками предусмотрены проемы для выдвижных ящиков. 10. Автомобиль по п. 1, отличающийся тем, что сзади кунга с его правой стороны укреплена телескопическая штанга для прожекторной установки, перевозимой отдельно в одном из отсеков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2196627C1

ЕР 0755285 В1, 28.07.1998
Устройство для крепления настройки пожарного автомобиля на раме транспортного средства содержащее надрамник для размещения на нем надстройки включающей цистерну, кузов и насосный агрегат 1973
  • Яковенко Юрий Федорович
  • Зенков Валентин Васильевич
SU545503A1
Пожарно-спасательный автомобиль для аэродрома 1973
  • Эглит Юлиан Янович
  • Бурдман Григорий Сергеевич
  • Воронин Георгий Дмитриевич
  • Вейнберг Исай Петрович
  • Кравченко Константин Иванович
  • Аблапохин Николай Иванович
  • Курчаков Юрий Алексеевич
SU552977A1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ КОНСЕРВИРОВАННОГО ПРОДУКТА "ШНИЦЕЛЬ НАТУРАЛЬНЫЙ РУБЛЕНЫЙ" 2008
  • Квасенков Олег Иванович
RU2363340C1
Рабочий орган погрузчика кормов 1978
  • Ткач Василий Денисович
  • Бойко Анатолий Иванович
  • Миньковский Владимир Фалькович
  • Мудрук Алексей Северианович
  • Луговой Михаил Александрович
SU685196A1
ВОЛОКНИСТАЯ МАССА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУМАГИ, 0
  • Б. А. Смирнова, Н. Н. Колосов, Е. Я. Яечко, А. А. Выродов,
  • А. С. Хламекко, С. А. Глотов, Б. Г. Яблоков, М. Я. Скузо, Л. Д. Фом А. И. Возов, Ю. Н. Федоров, В. Н. Неманихин Ю. Н. Приходька
  • Красногородский Экспериментальный Бумажный Комбинат
  • Ленинградское Государственное Конструкторско Технологическое
  • Бюро Проектированию Счетных Машин
SU308136A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 196 627 C1

Авторы

Лобанов И.Ю.

Россовский В.Г.

Громов В.Е.

Шунов Ю.С.

Даты

2003-01-20Публикация

2001-06-28Подача