Изобретение относится к транспортным средствам специального назначения, в частности для доставки бригады и аварийно-восстановительных средств и инструмента для проведения работ по устранению аварии на инженерно-технических коммуникациях метрополитена.
Оперативное проведение трудоемких работ по устранению последствий аварии и других неотложных работ во многом зависит от оснащения аварийно-восстановительной бригады современными оборудованием, средствами механизации, запасными частями и другим снаряжением.
Из патентно-технической литературы известны описания многочисленных конструкций аварийно-спасательных и аварийно-ремонтных транспортных средств, как например "Пожарно-спасательный автомобиль" (см. заявку на получение французского патента на изобретение за 2662943 по классу А 62 С 27/00), который снабжен разнообразным оборудованием для тушения загоревшихся транспортных средств и проникновения спасателей внутрь. Автомобиль имеет несущее шасси с отдельной кабиной и кунгом (фургоном) с боковыми рольставнями. Кунг разделен на отсеки с полками для размещения ящиков с техническими средствами пожаротушения и спасательных работ. Отличительным признаком заявленного автомобиля является то, что он снабжен выдвижным коробом на шарнирной системе со спаренным механизмом, фиксирующей выдвинутый короб в горизонтальном или повернутом положении.
Однако, из-за отсутствия отдельного источника электрического тока на известном автомобиле невозможно использовать инструменты с электрическими приводами. Известный автомобиль бесполезен в случае затопления водой или содержимым канализационной системы служебных или жилых помещений. Кроме того, укладка средств оборудования и инструмента в ящики, вдвигаемые в отсеки, приводит к потере времени на поиск необходимого инструмента, что нетерпимо в экстремальной обстановке.
Известна также мобильная огнетушительная установка (см. патент Японии 5-27435 по классу А 62 С 27/00 и В 60 Р 3/00, опубликован в 1993 г.), выполненная в виде автомобиля, на шасси которого укреплена кабина и кунг, содержащие рабочие модули в виде вращающихся цилиндров с камерами для размещения оборудования и инструмента. Все модули соединены с приводом, позволяющим перемещать и фиксировать модули в двух положениях: пределах кунга и выдвинутых наружу из камер.
В условиях ограниченного пространства, заполненного машинами и людьми, выдвигающиеся из камер кунга модули могут затруднить перемещение персонала около автомобиля.
В Англии в конце 80-х годов были построены и приняты к эксплуатации аварийно-спасательные автомобили с шасси Мерседес-1625 (см. журнал "Fire " за 1991 г., vol. 83, 1029, с. 47), на котором установлены кабина и кунг, используемый для размещения гидравлических ножниц, расширителей, домкратов и другого оборудования. Кунг разделен на отсеки, перекрываемые рольставнями. Предусмотрен бортовой дизельный электрогенератор для питания электроприводного инструмента: дисковых и цепных пил, лебедки с тяговым усилием до 6 т. В задней части кузова кунга смонтированы подъемный кран и телескопическая штанга с прожекторной установкой.
Из-за ограниченности объема решаемых задач английские аварийно-спасательные автомобили не получили распространения.
Наиболее близким по технической сущности заявляемому автомобилю является автомобиль для аварийно-спасательных работ и особенно пожаротушения, принятый в качестве прототипа настоящего изобретения (см. заявку на получение европейского патента ЕР 0755235 В1 по классу А 62 С 27/00, опубл. 12.11.97 г.), на шасси которого установлены кабины для водителя и членов аварийной бригады и кунг для размещения оборудования и инструмента, а также генератора электрического тока (или насосов) и также веществ, локализирующих очаги горения. Отсеки кунга могут быть перекрыты эластичными рольставнями, снабженными замковыми механизмами. Электрический генератор установлен на поворотной вокруг вертикальной оси платформе и может приводиться в действие от мотора автомобиля или от осей колес. На крыше кунга предусмотрен люк для проникновения внутрь и окно в вертикальной стенке, разделяющей кунг от кабины членов бригады. Имеется отдельный отсек для резервуара.
Существенным недостатком прототипа является ограниченность числа решаемых проблем, возникающих при аварии, усугубляемых своей непредсказуемостью. Предложение автора известного изобретения -прототипа вращать электрический генератор от осей колес автомобиля технически несостоятельно ввиду сложности механизмов передачи вращения, которые отсутствуют на чертежах и в описании прототипа. Люк на крыше является также неудачным решением для аварийно-спасательного средства: так, чтобы попасть в люк, нужно вначале подняться на крышу автомобиля, а проникновение через люк даже двух членов бригады одновременно невозможно. В случае необходимости разрушения препятствий из легированной стали или других высокопрочных материалов прототип бессилен. Не предусмотрена возможность транспортирования оборудования или средств, которые из-за своей длины не могут быть размещены внутри кунга. Поворотная платформа, на которой установлен электрический генератор, хотя и обеспечивает всесторонний доступ к генератору, но приведет к неустранимой вибрации генератора.
Целью настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей автомобилей аварийно-технической службы и обеспечение в случае необходимости свободного доступа членов аварийной бригады ко всем механизмам внутри и снаружи кунга при производстве аварийно-восстановительных работ с применением электро-гидроинструмента и оборудования.
Указанная цель достигается тем, что на шасси от грузового автомобиля установлены кабины для водителя и пяти членов аварийной бригады и кунг с отсеками, закрываемые подпружиненными эластичными рольставнями. Один из отсеков выполнен сквозным в поперечном направлении автомобиля и сообщен с другим отсеком в своей средней части. Причем другой отсек простирается в продольном направлении и образует в плане со сквозным поперечным отсеком фигуру в форме "Т". На полу кунга у выходов сквозного поперечного отсека установлены дизельный электрогенератор и сварочный аппарат, а у выхода продольного отсека - высоконапорный центробежный насос с двумя выбросами. В отдельных отсеках размещены рукава и катушки напорного шланга для промывки канализационных систем. Сзади кунга снаружи смонтирована телескопическая штанга для прожекторной установки. Имеется переносный гидрант для подсоединения к городскому водопроводу и воздействующего на очаг пожара. С помощью гидранта можно осуществить также промывку канализационной системы. На крыше кунга закреплены полые цилиндры для перевозки высоконапорных шлангов большого диаметра. Изобретение охарактеризовано всеми признаками, представленными в пунктах 1-10 формулы.
Сущность изобретения выражена на чертежах, где изображено:
Фиг.1 - левый борт автомобиля с открытыми отсеками.
Фиг.2 - правый борт автомобиля с открытыми отсеками.
Фиг.3 - вид автомобиля сверху.
Фиг.4 - продольное сечение кунга горизонтальной плоскостью по линии А-А.
Автомобиль аварийно-технической службы содержит кабины 1 для водителя и пяти членов аварийной бригады. Кунг 2 разделен на отсеки 3-6, закрываемые в походном положении подпружиненными эластичными рольставнями с замковыми механизмами (на чертеже не изображены). Отсек 3 сквозной в поперечном направлении и сообщен в его средней части с отсеком 4, простирающимся вдоль продольной оси автомобиля так, что отсеки 3 и 4 в плане образуют фигуру в виде буквы "Т". На одном выходе сквозного поперечного отсека 3 установлен бортовой дизельный электрогенератор 9 с двумя выходными напряжениями 380/220 В, а на другом выходе - электросварочный аппарат 10. На выходе отсека 4 у задней стенки кунга установлен высоконапорный пожарный центробежный насос 11 (НЦПВ 20/200 В) с двумя выбросами (см. фиг.4). Отсек 5 разделен на две части полкой 12 с бортовой решеткой для размещения свернутых в бухты шлангов 13, а нижнее отделение этого отсека предназначено для перевозки погружных насосов, удерживаемых у стенки отсека 5 эластичными хомутами 14. В отсеке 6 предусмотрена полка с бортовым ограждением для пожарных рукавов 15. Под полкой установлен прозрачный ящик 16 из пластмассы для облегчения поиска уложенных в него метизов и инструмента. Рядом с ящиком 16 в отсеке 6 съемно закреплен гидрант 17. В отсеке 3 (см. фиг.4) предусмотрено гнездо 18 для укладки бухты 19 (см. фиг.2) напорного шланга, предназначенного для промывки канализационных систем водой от высоконапорного центробежного насоса 11. В отсеке 7 имеется полка, приспособленная для удержания электрошлифовального инструмента 20 с абразивным наконечником, а на задней стенке этого отсека карман 21 для запасного диска. В нижнем отделении отсека 7 посредством хомутов 22 с быстроразъемными пряжками закреплены в походном положении погружные насосы 23 типа "Гном". Отсек 8 предназначен для размещения осветительного оборудования, например переносных фонарей 24 автономного питания и прожекторной установки 25 для телескопической штанги 26, используемых для освещения места работы. В заднюю стенку отсека 8 вмонтированы подпружиненные захваты 27 для съемного закрепления ножниц 28.
К крыше кунга 2 сверху жестко прикреплены полые цилиндры 29 и 30 с торцевыми крышками для размещения предметов, которые по своим размерам не могут быть введены в отсеки 3-8, как например штанги для пробивки систем канализации, направляющие для спиралей и высоконапорные штанги большого диаметра, из-за которого их невозможно свернуть в бухты.
Снизу отсеков 3, 6 и 8 в корпусе кунга 2 предусмотрены проемы для выдвижных ящиков 31-34, в которые можно уложить различный инструмент: бензопилу "Партнер", отбойный молоток, спирали для прочистки канализационных линий, гидродомкраты, гидроразжимы, шлифовальную машину, а также различные предметы: средства защиты от поражения электрическим током (галоши, перчатки, коврики), крепеж (болты, гайки и т.п.), расходные материалы (пакля, электроды, метизы и т. д.).
Внутри объединенных отсеков 3 и 4 установлен дизель 35 для привода электрогенератора 9 и бак 36 емкостью 1,2 м3 с водой, без которой центробежный насос 11 не может быть запущен в работу, а также электрические провода (на чертежах не изображены) от электропривода 9 к розеткам, укрепленным на стенках отсеков 3-8 в соответствии с напряжениями для электроприводного инструмента.
Сзади кунга 2 прикреплена вертикальная лестница 37 для подъема членов бригады на крышу кунга, на которой предусмотрено ограждение 38 по периметру кунга 2, а на самой крыше закреплены подпружиненные захваты (на чертежах не изображены) для переносной лестницы 39, которую можно использовать для спуска в колодцы инженерных систем.
Таким образом, в условиях стесненного габарита сооружений, например метрополитена, или в районе интенсивного движения городского транспорта, предлагаемая инструкция автомобиля позволяет осуществлять свободный доступ к любому оборудованию внутри кунга и быстро извлекать необходимый инструмент и приспособления, подключать их к источникам электрического тока или гидрожидкости. Комплект оборудования подобран так, что аварийная бригада в состоянии осуществить широкий спектр аварийно-восстановительных работ на инженерно-технических объектах метрополитена и города, включающих откачку воды, промывку канализационных систем и восстановительные операции, а также ликвидировать очаги возгорания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | 2013 |
|
RU2548828C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАЗЕМНОЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ | 2018 |
|
RU2697003C1 |
АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ | 2006 |
|
RU2304994C1 |
Компоновочная схема пожарной автоцистерны | 2020 |
|
RU2733352C1 |
СПОСОБ БЕЗОПАСНОГО СЛЕДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЭКСТРЕННОЙ СЛУЖБЫ К МЕСТУ ВЫЗОВА В УСЛОВИЯХ ЗАДЫМЛЕНИЯ И АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2020 |
|
RU2756194C1 |
Мобильный рельсосварочный комплекс | 2023 |
|
RU2802979C1 |
МАСТЕРСКАЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ГИДРОПРИВОДА ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН | 2024 |
|
RU2826889C1 |
НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2407658C1 |
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА, РАМА ОПОРНОГО ОСНОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА НЕЙ ЦИСТЕРНА, ПОДЪЕМНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО, ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА И СИСТЕМА ЕЕ ВЫДВИГАНИЯ | 2005 |
|
RU2292928C1 |
СИЛОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСТРЕННЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ | 2002 |
|
RU2229962C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам специального назначения, и в частности для доставки бригады и аварийно-восстановительных средств и инструмента для проведения работ по устранению аварии на инженерно-технических коммуникациях метрополитена. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей автомобилей аварийно-технической службы и обеспечение в случае необходимости свободного доступа членов аварийной бригады ко всем механизмам внутри и снаружи кунга при производстве аварийно-восстановительных работ с применением электрогидроинструмента и оборудования. Цель достигается тем, что на шасси грузового автомобиля установлены кабины для водителя и пяти членов бригады и кунг с отсеками, закрываемые рольставнями. Один из отсеков выполнен сквозным в поперечном направлении и сообщен с продольным отсеком, имеющим выход через заднюю стенку кунга. Оба отсека: сквозной поперечный и продольный в плане образуют фигуру в форме буквы Т. На противоположных выходах сквозного отсека по полу кунга установлены электрический дизельный генератор и электросварочный аппарат, а у выхода продольного отсека высоконапорный центробежный насос с двумя выбросами. На крыше кунга укреплены полые цилиндры для размещения шлангов высоконапорных и большого диаметра, не позволяющего свернуть шланг в бухту. Сзади кунга смонтирована телескопическая штанга для прожекторной установки. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.
ЕР 0755285 В1, 28.07.1998 | |||
Устройство для крепления настройки пожарного автомобиля на раме транспортного средства содержащее надрамник для размещения на нем надстройки включающей цистерну, кузов и насосный агрегат | 1973 |
|
SU545503A1 |
Пожарно-спасательный автомобиль для аэродрома | 1973 |
|
SU552977A1 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ КОНСЕРВИРОВАННОГО ПРОДУКТА "ШНИЦЕЛЬ НАТУРАЛЬНЫЙ РУБЛЕНЫЙ" | 2008 |
|
RU2363340C1 |
Рабочий орган погрузчика кормов | 1978 |
|
SU685196A1 |
ВОЛОКНИСТАЯ МАССА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУМАГИ, | 0 |
|
SU308136A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
2003-01-20—Публикация
2001-06-28—Подача