СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2001 года по МПК B61F5/08 

Описание патента на изобретение RU2165863C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к железнодорожному транспорту для соединения рамы тележки с надрессорным брусом.

В настоящее время разработаны (см., например, патент РФ N 2120873, В 61 F 5/08 от 27.10.98 г. или патент РФ N 2151077, В 61 F 5/08) поводковые устройства, имеющие нелинейное изменение жесткости в процессе их работы.

Однако в них не рассмотрен вопрос по исключению возможности возникновения резонанса при действии на поводок переменной нагрузки.

Возникновение явления резонанса при совпадении частоты собственных колебаний системы элементов транспортного средства, в которой поводок выполняет функцию упругой связи, с частотой изменения внешних периодических сил сопровождается резким возрастанием амплитуды колебаний, что приводит к снижению долговечности элементов транспортного средства, т.е. к снижению его эксплуатационных характеристик.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение заключается в устранении возможности возникновения явления резонанса.

Указанный результат достигается тем, что в способе повышения эксплуатационных характеристик транспортного средства, заключающемся в том, что для соединения элементов транспортного средства используют поводок с изменяемой нелинейной жесткостью, изменяют частоту собственных колебаний системы элементов транспортного средства, в которой поводок выполняет функцию упругой связи, в соответствии со следующей зависимостью:
P = [a+b[(Δ+δ/2)с+(Δ-δ/2)с]/m]0,5, (1)
где m - приведенная к поводку масса элементов центрального подвешивания и кузова вагона;
a, b, с - коэффициенты, определяющие характер нелинейности жесткости поводка (вид упругой характеристики поводка).

Указанные коэффициенты в каждом конкретном случае могут иметь свои значения, обусловленные особенностями конструкции самого поводка, формой и материалом используемых в нем упругодемпфирующих элементов.

Определяются коэффициенты по известным методикам для расчета коэффициентов функции, описывающей какую-либо закономерность изменения параметра.

Для конкретного поводка, используемого в железнодорожных тележках, коэффициенты имеют следующие значения:
а = 218;
b = 1,69 · 10-5;
c = 7,45;
δ - перемещение элемента (надрессорного бруса), связанного с поводком, вдоль транспортного средства (железнодорожной тележки);
Δ - преднатяг упругодемпфирующего элемента поводка.

Сущность предлагаемого способа повышения эксплуатационных характеристик транспортного средства заключается в следующем.

В технике известно явление резонанса, которое заключается в том, что при совпадении частоты собственных колебаний конструкции с частотой изменения внешних периодических сил происходит резкое возрастание амплитуд колебаний, которое может привести к полному разрушению конструкции.

Для того чтобы исключить возможность возникновения резонанса при действии внешних периодических возмущающих сил, конструкция поводка, выполняющего роль упругой связи в колеблющейся системе, выполнена таким образом, что частота собственных колебаний системы является переменной величиной и определяется из выражения:
P = [C(δ)/m]1/2, (2)
где m - приведенная масса колеблющейся системы;
C( δ ) - жесткость поводка, нелинейно изменяющаяся под действием приложенной нагрузки и определяемая из выражения:

где Δ - преднатяг упругодемпфирующих элементов поводка;
δ деформация поводка (упругодемпфирующих элементов поводка) под действием внешней периодической возмущающей силы (перемещение элемента связанного с поводком).

После подстановки выражения (3) в (2) получаем:

Способ предотвращения возникновения резонанса от воздействия внешней периодической возмущающей силы заключается в следующем.

При совпадении в какой-либо момент времени частоты воздействия внешней силы и собственной частоты, амплитуда колебаний системы (в данном случае - деформация поводка (δ) начнет возрастать.

Одновременно с этим, в соответствии с выражением (4), собственная частота колебаний системы увеличится и станет отличаться от частоты воздействия внешней возмущающей силы, тем самым устраняя саму причину возникновения резонанса.

Похожие патенты RU2165863C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ КРОНШТЕЙНОВ ДЛЯ УСТАНОВКИ ПОВОДКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. СПОСОБ УСТАНОВКИ ПОВОДКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. ПОВОДОК 1999
  • Дергачев Э.П.
  • Гомзин А.А.
RU2151077C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ РАБОТАЮЩИХ НА СЖАТИЕ ЭЛАСТИЧНЫХ УПРУГИХ И УПРУГО-ДЕМПФИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ПОВОДКОВОЕ УСТРОЙСТВО. ЛЮЛЕЧНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТАНОВКИ НАДРЕССОРНОЙ БАЛКИ. АМОРТИЗИРУЮЩИЙ БЛОК (ВАРИАНТЫ) 1997
  • Дергачев Э.П.
  • Завгородний В.И.
RU2120873C1
ПОВОДОК 2001
  • Дергачев Э.П.
  • Завгородний В.И.
RU2207273C1
БУКСОВОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ ТЕЛЕЖКИ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Дергачёв Эдуард Петрович
  • Дергачёв Эдуард Эдуардович
RU2376182C2
ПОВОДОК ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Дергачёв Эдуард Петрович
  • Дергачёв Эдуард Эдуардович
  • Кузнецов Алексей Николаевич
RU2352485C1
ПОВОДОК ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Дергачев Эдуард Петрович
  • Дергачев Эдуард Эдуардович
  • Кузнецов Алексей Николаевич
RU2345919C1
УПРУГОДЕМПФИРУЮЩИЙ БЛОК 2002
  • Дергачев Э.П.
  • Завгородний В.И.
RU2217632C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Дергачев Э.П.
RU2226265C1
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ГАСИТЕЛЯ КОЛЕБАНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Дергачев Э.П.
  • Завгородний В.И.
RU2245263C2
УПРУГОДЕМПФИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ 1998
  • Дергачев Э.П.
RU2143615C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: транспортное машиностроение, железнодорожный транспорт. Сущность изобретения: для соединения элементов транспортного средства используют поводок с измеряемой нелинейно жесткостью и измеряют частоту собственных колебаний системы элементов транспортного средства, в которой поводок выполняет функцию упругой связи в соответствии с выражением P = [a+b[Δ+δ/2)с+(Δ-δ/2)с]/m]0,5, где m - приведенная к поводку масса элементов центрального подвешивания и кузова вагона; a, b, c - коэффициенты, определяющие характер нелинейности жесткости поводка; δ - перемещение элемента, связанного с поводком, вдоль транспортного средства; Δ - преднатяг упругодемпфирующего элемента поводка. Изобретение устраняет возможность возникновения явления резонанса. 1 з.п.ф-лы.

Формула изобретения RU 2 165 863 C1

1. Способ повышения эксплуатационных характеристик транспортного средства, заключающийся в том, что для соединения элементов транспортного средства используют поводок с изменяемой нелинейно жесткостью, отличающийся тем, что изменяют частоту собственных колебаний системы элементов транспортного средства, в которой поводок выполняет функцию упругой связи в соответствии со следующей зависимостью:
P = [a+b[Δ+δ/2)с+(Δ-δ/2)с]/m]0,5,
где m - приведенная к поводку масса элементов центрального подвешивания и кузова вагона;
a, b, с - коэффициенты, определяющие характер нелинейности жесткости поводка,
δ - перемещение элемента, связанного с поводком, вдоль транспортного средства;
Δ - преднатяг упругодемпфирующего элемента поводка.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что а = 218; в = 1,69·10-5; с = 7,45.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2165863C1

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ РАБОТАЮЩИХ НА СЖАТИЕ ЭЛАСТИЧНЫХ УПРУГИХ И УПРУГО-ДЕМПФИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ПОВОДКОВОЕ УСТРОЙСТВО. ЛЮЛЕЧНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТАНОВКИ НАДРЕССОРНОЙ БАЛКИ. АМОРТИЗИРУЮЩИЙ БЛОК (ВАРИАНТЫ) 1997
  • Дергачев Э.П.
  • Завгородний В.И.
RU2120873C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ КРОНШТЕЙНОВ ДЛЯ УСТАНОВКИ ПОВОДКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. СПОСОБ УСТАНОВКИ ПОВОДКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. ПОВОДОК 1999
  • Дергачев Э.П.
  • Гомзин А.А.
RU2151077C1
RU 95108424/28 А, 10.01.1997
RU 96105121/28, 10.11.1997.

RU 2 165 863 C1

Авторы

Гомзин А.А.

Даты

2001-04-27Публикация

2000-07-18Подача