Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к железнодорожному транспорту для соединения рамы тележки с надрессорным брусом.
В настоящее время разработаны (см., например, патент РФ N 2120873, В 61 F 5/08 от 27.10.98 г. или патент РФ N 2151077, В 61 F 5/08) поводковые устройства, имеющие нелинейное изменение жесткости в процессе их работы.
Однако в них не рассмотрен вопрос по исключению возможности возникновения резонанса при действии на поводок переменной нагрузки.
Возникновение явления резонанса при совпадении частоты собственных колебаний системы элементов транспортного средства, в которой поводок выполняет функцию упругой связи, с частотой изменения внешних периодических сил сопровождается резким возрастанием амплитуды колебаний, что приводит к снижению долговечности элементов транспортного средства, т.е. к снижению его эксплуатационных характеристик.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение заключается в устранении возможности возникновения явления резонанса.
Указанный результат достигается тем, что в способе повышения эксплуатационных характеристик транспортного средства, заключающемся в том, что для соединения элементов транспортного средства используют поводок с изменяемой нелинейной жесткостью, изменяют частоту собственных колебаний системы элементов транспортного средства, в которой поводок выполняет функцию упругой связи, в соответствии со следующей зависимостью:
P = [a+b[(Δ+δ/2)с+(Δ-δ/2)с]/m]0,5, (1)
где m - приведенная к поводку масса элементов центрального подвешивания и кузова вагона;
a, b, с - коэффициенты, определяющие характер нелинейности жесткости поводка (вид упругой характеристики поводка).
Указанные коэффициенты в каждом конкретном случае могут иметь свои значения, обусловленные особенностями конструкции самого поводка, формой и материалом используемых в нем упругодемпфирующих элементов.
Определяются коэффициенты по известным методикам для расчета коэффициентов функции, описывающей какую-либо закономерность изменения параметра.
Для конкретного поводка, используемого в железнодорожных тележках, коэффициенты имеют следующие значения:
а = 218;
b = 1,69 · 10-5;
c = 7,45;
δ - перемещение элемента (надрессорного бруса), связанного с поводком, вдоль транспортного средства (железнодорожной тележки);
Δ - преднатяг упругодемпфирующего элемента поводка.
Сущность предлагаемого способа повышения эксплуатационных характеристик транспортного средства заключается в следующем.
В технике известно явление резонанса, которое заключается в том, что при совпадении частоты собственных колебаний конструкции с частотой изменения внешних периодических сил происходит резкое возрастание амплитуд колебаний, которое может привести к полному разрушению конструкции.
Для того чтобы исключить возможность возникновения резонанса при действии внешних периодических возмущающих сил, конструкция поводка, выполняющего роль упругой связи в колеблющейся системе, выполнена таким образом, что частота собственных колебаний системы является переменной величиной и определяется из выражения:
P = [C(δ)/m]1/2, (2)
где m - приведенная масса колеблющейся системы;
C( δ ) - жесткость поводка, нелинейно изменяющаяся под действием приложенной нагрузки и определяемая из выражения:
где Δ - преднатяг упругодемпфирующих элементов поводка;
δ деформация поводка (упругодемпфирующих элементов поводка) под действием внешней периодической возмущающей силы (перемещение элемента связанного с поводком).
После подстановки выражения (3) в (2) получаем:
Способ предотвращения возникновения резонанса от воздействия внешней периодической возмущающей силы заключается в следующем.
При совпадении в какой-либо момент времени частоты воздействия внешней силы и собственной частоты, амплитуда колебаний системы (в данном случае - деформация поводка (δ) начнет возрастать.
Одновременно с этим, в соответствии с выражением (4), собственная частота колебаний системы увеличится и станет отличаться от частоты воздействия внешней возмущающей силы, тем самым устраняя саму причину возникновения резонанса.
Использование: транспортное машиностроение, железнодорожный транспорт. Сущность изобретения: для соединения элементов транспортного средства используют поводок с измеряемой нелинейно жесткостью и измеряют частоту собственных колебаний системы элементов транспортного средства, в которой поводок выполняет функцию упругой связи в соответствии с выражением P = [a+b[Δ+δ/2)с+(Δ-δ/2)с]/m]0,5, где m - приведенная к поводку масса элементов центрального подвешивания и кузова вагона; a, b, c - коэффициенты, определяющие характер нелинейности жесткости поводка; δ - перемещение элемента, связанного с поводком, вдоль транспортного средства; Δ - преднатяг упругодемпфирующего элемента поводка. Изобретение устраняет возможность возникновения явления резонанса. 1 з.п.ф-лы.
P = [a+b[Δ+δ/2)с+(Δ-δ/2)с]/m]0,5,
где m - приведенная к поводку масса элементов центрального подвешивания и кузова вагона;
a, b, с - коэффициенты, определяющие характер нелинейности жесткости поводка,
δ - перемещение элемента, связанного с поводком, вдоль транспортного средства;
Δ - преднатяг упругодемпфирующего элемента поводка.
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ РАБОТАЮЩИХ НА СЖАТИЕ ЭЛАСТИЧНЫХ УПРУГИХ И УПРУГО-ДЕМПФИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ПОВОДКОВОЕ УСТРОЙСТВО. ЛЮЛЕЧНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТАНОВКИ НАДРЕССОРНОЙ БАЛКИ. АМОРТИЗИРУЮЩИЙ БЛОК (ВАРИАНТЫ) | 1997 |
|
RU2120873C1 |
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ КРОНШТЕЙНОВ ДЛЯ УСТАНОВКИ ПОВОДКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. СПОСОБ УСТАНОВКИ ПОВОДКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. ПОВОДОК | 1999 |
|
RU2151077C1 |
RU 95108424/28 А, 10.01.1997 | |||
RU 96105121/28, 10.11.1997. |
Авторы
Даты
2001-04-27—Публикация
2000-07-18—Подача