СПОСОБ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ МЕЖДУ КОРПУСОМ И ВАЛОМ Российский патент 2001 года по МПК F16J15/00 

Описание патента на изобретение RU2167353C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для сборки гидропневмоагрегатов с уплотнительными кольцами радиального сжатия, требующих высокой степени герметичности и надежности уплотнения полостей.

Известен способ установки вала с уплотнительными кольцами, включающий установку уплотнительных колец на вал и перемещение вала с кольцами в отверстии корпуса, имеющего радиальные подводящие отверстия, канавки и проточки [1].

Указанный способ позволяет установить вал с уплотнительными кольцами в отверстие корпуса, но не гарантирует надежность герметизации при больших скоростях установки вала и большом количестве уплотнительных колец из-за возможного срезания колец на радиальных подводящих отверстиях, канавках и проточках в отверстии корпуса.

Наиболее близким к предложенному способу - прототипом является способ установки уплотнительных колец между корпусом и валом [2], включающий установку уплотнительных колец на вал, нанесение смазки на элементы конструкции, захолаживание вала и корпуса до температуры выше температуры замерзания смазки, установку вала в корпус, удаление жидкости из корпуса.

Указанный способ позволяет обеспечить установку вала с уплотнительными кольцами в отверстие корпуса без повреждения колец, обеспечивая высокую надежность герметизации. Однако необходимость захолаживать сосуд с нейтральной жидкостью, необходимость заглушать все подводящие отверстия корпуса заглушками с уплотнениями усложняет технологический процесс и увеличивает трудозатраты.

Техническим результатом настоящего изобретения является улучшение технологичности и снижение трудоемкости.

Технический результат достигается тем, что в известном способе установки уплотнительных колец между корпусом и валом, включающем установку уплотнительных колец на вал, нанесение смазки на элементы конструкции, захолаживание вала и корпуса до температуры выше температуры замерзания смазки, установку вала в корпус, удаление жидкости из корпуса, в отличие от прототипа, перед захолаживанием вал с уплотнительными кольцами устанавливают в технологическую оправку, в которой выполнено цилиндрическое отверстие, размеры которого соответствуют размерам отверстия корпуса, причем захолаживание вала производят совместно с оправкой до температуры ниже температуры восстановления эластичных свойств материала уплотнительных колец, затем перед установкой вала в корпус снимают технологическую оправку.

Температура захолаживания должна обеспечить свободное извлечение вала с кольцами из оправки, для этого температура должна быть выше температуры замерзания смазки и, в то же время, для свободной установки вала с кольцами в отверстие корпуса температура захолаживания должна обеспечить фиксацию радиальной деформации колец после извлечения из оправки, для этого температура захолаживания должна быть ниже температуры восстановления эластичных свойств материала уплотнительного кольца.

Предложенный способ позволяет улучшить технологичность за счет отказа от сосуда с нейтральной жидкостью и устранения технологических заглушек с уплотнениями, а также снизить трудоемкость за счет уменьшения времени захолаживания из-за уменьшения массы захолаживаемых деталей и уменьшения времени сушки за счет устранения заполнения полости корпуса нейтральной жидкостью.

Осуществление заявляемого способа поясняется с помощью графических материалов. На фиг. 1 представлен вал с уплотнительными кольцами, на фиг. 2 представлен вал с кольцами, помещенный в оправку, на фиг. 3 представлен вал с уплотнительными кольцами, установленный в корпус.

Устройство для осуществления предложенного способа включает вал 1 с уплотнительными кольцами 2, технологическую оправку 3 с цилиндрическим отверстием, имеющим такой же диаметр, как и отверстие корпуса 4, что, очевидно, обеспечивает установку вала 1 с уплотнительными кольцами 2 в корпус 4, а длину L большую, чем расстояние H между крайними точками колец 2, максимально разнесенных вдоль оси вала 1, т.к. только при такой длине обеспечивается радиальная деформация всех уплотнительных колец.

Способ осуществляют следующим образом: на вал 1 устанавливают уплотнительные кольца 2 (фиг. 1), смазывают кольца 2 и посадочные поверхности вала 1, оправки 3 и корпуса 4 смазкой, заводят вал 1 с кольцами 2 в отверстие оправки 3 (фиг. 2), обеспечивая на заходной фаске радиальную деформацию колец 2 в размер отверстия корпуса 4. Затем захолаживают вал 1 с оправкой 3, например жидким азотом, для устранения эластического восстановления и фиксации радиальной деформации колец 2 после снятия технологической оправки, а корпус 4 захолаживают для устранения нагрева при установке вала. После этого снимают оправку 3 с вала 1 и устанавливают вал 1 с кольцами 2 в отверстие корпуса 4 (фиг. 3), причем для предотвращения нагрева сборки на воздухе возможно дополнительное охлаждение корпуса, например твердой углекислотой, при этом в процессе сборки на поверхности деталей образуется конденсат; для удаления образовавшегося конденсата производят сушку полученной сборки.

Устранение сосуда с нейтральной жидкостью и технологических заглушек с уплотнениями позволяет улучшить технологичность способа. Уменьшение времени захолаживания и времени сушки позволяет снизить трудоемкость.

Литература
1. Т. М.Башта. Машиностроительная гидравлика, М., Машгиз, 1963 г., стр. 589-591, фиг. 432.

2. Патент РФ N 1652709, кл. F 16 J 15/00, 1991 г.

Похожие патенты RU2167353C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ МЕЖДУ КОРПУСОМ И ВАЛОМ 2004
  • Чеканов Владислав Витальевич
RU2280204C2
СПОСОБ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ МЕЖДУ КОРПУСОМ И ВАЛОМ 2003
  • Чеканов В.В.
RU2243432C2
СПОСОБ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ МЕЖДУ КОРПУСОМ И ВАЛОМ И ОПРАВКА ДЛЯ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ МЕЖДУ КОРПУСОМ И ВАЛОМ 2011
  • Чеканов Владислав Витальевич
RU2463502C1
СПОСОБ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕЖДУ КОРПУСОМ И ВАЛОМ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕЖДУ КОРПУСОМ И ВАЛОМ 2008
  • Чеканов Владислав Витальевич
RU2386872C2
СПОСОБ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕЖДУ КОРПУСОМ И ВАЛОМ 2012
  • Чеканов Владислав Витальевич
RU2479769C1
СПОСОБ ЗАПУСКА КРИОГЕННОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА С РАЗГРУЗОЧНОЙ ПОЛОСТЬЮ, СООБЩАЮЩЕЙСЯ СО ВХОДОМ В НАСОС, И КРИОГЕННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС 1999
  • Катунцев Н.П.
  • Ковзун Л.З.
RU2171917C1
СПОСОБ УСТАНОВКИ ВАЛА С УПЛОТНИТЕЛЬНЫМИ КОЛЬЦАМИ В ОТВЕРСТИЕ КОРПУСА С КАНАЛАМИ, СОЕДИНЯЮЩИМИ НАРУЖНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ КОРПУСА С ОТВЕРСТИЕМ 1992
  • Сунгуров Ю.В.
  • Чеканов В.В.
RU2061918C1
ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 2000
  • Белоусов Н.И.
RU2174193C1
ДУБЛИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1999
  • Белоусов Н.И.
RU2160389C1
ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 2000
  • Белоусов Н.И.
RU2176035C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 167 353 C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ УСТАНОВКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕЦ МЕЖДУ КОРПУСОМ И ВАЛОМ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для сборки гидропневмоагрегатов с уплотнительными кольцами радиального сжатия, требующих высокой степени герметичности и надежности уплотнения полостей. Способ установки уплотнительных колец между корпусом и валом включает установку уплотнительных колец на вал, нанесение смазки на элементы конструкции, захолаживание вала и корпуса до температуры выше температуры замерзания смазки, установку вала в корпус, удаление жидкости из корпуса. Перед захолаживанием вал с уплотнительными кольцами устанавливают в технологическую оправку, в которой выполнено цилиндрическое отверстие. Размеры отверстия соответствуют размерам отверстия корпуса, причем захолаживание вала производят совместно с оправкой до температуры ниже температуры восстановления эластичных свойств материала уплотнительных колец. Перед установкой вала в корпус снимают технологическую оправку. Устранение сосуда с нейтральной жидкостью и технологических заглушек с уплотнениями позволяет улучшить технологичность способа. Уменьшение времени захолаживания и времени сушки позволяет снизить трудоемкость. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 167 353 C1

Способ установки уплотнительных колец между корпусом и валом, включающий установку уплотнительных колец на вал, нанесение смазки на элементы конструкции, захолаживание вала и корпуса до температуры выше температуры замерзания смазки, установку вала в корпус, удаление жидкости из корпуса, отличающийся тем, что перед захолаживанием вал с уплотнительными кольцами устанавливают в технологическую оправку, в которой выполнено цилиндрическое отверстие, размеры которого соответствуют размерам отверстия корпуса, причем захолаживание вала производят совместно с оправкой до температуры ниже температуры восстановления эластичных свойств материала уплотнительных колец, затем перед установкой вала в корпус снимают технологическую оправку.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2167353C1

Способ установки уплотнительных колец 1989
  • Чеканов Владислав Витальевич
SU1652709A1
Способ сборки уплотнительных соединений 1980
  • Шерешевский Александр Николаевич
  • Погорелов Борис Владимирович
  • Рабинович Леонид Аврамович
SU885661A1
US 3605239 A, 20.09.1971
DE 1478798 A, 11.09.1969
БАШТА Т.М
Машиностроительная гидравлика
- М.: Машгиз, 1963, с.589-591.

RU 2 167 353 C1

Авторы

Чеканов В.В.

Даты

2001-05-20Публикация

1999-11-30Подача