БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F02P3/04 F02P5/145 

Описание патента на изобретение RU2172425C2

Изобретение относится к бесконтактным транзисторным системам зажигания с накоплением энергии в индуктивности и может быть использовано на транспортных средствах и энергетических установках с бесконтактными магнитоэлектрическими датчиками момента зажигания.

Известная бесконтактная система зажигания [1], содержащая распределитель с магнитоэлектрическим датчиком, транзисторный коммутатор, катушку зажигания, дополнительный резистор и свечи зажигания. Недостатком данной системы является отсутствие в распределителе вакуумного регулятора опережения зажигания, что не обеспечивает оптимального угла опережения зажигания на различных режимах работы двигателя внутреннего сгорания.

Наиболее близкой по технической сущности является бесконтактная система зажигания [2] , содержащая распределитель с магнитоэлектрическим датчиком, транзисторный коммутатор, катушку зажигания, дополнительный резистор и свечи зажигания, в которой отмеченный недостаток предыдущей системы устранен введением механического вакуумного регулятора опережения зажигания. Однако данное решение усложняет конструкцию распределителя в целом и имеет низкую точность регулирования угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель.

Изобретение направлено на повышение точности регулирования угла опережения зажигания и упрощение конструкции распределителя зажигания.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в систему зажигания дополнительно введены три резистора, конденсатор и потенциометр, подвижный контакт которого связан с осью дроссельной заслонки карбюратора; причем последовательно соединенные два резистора и потенциометр образуют одну ветвь моста, а последовательно соединенные конденсатор и третий резистор - вторую ветвь моста, и обе ветви включены между выводами обмотки датчика импульсов, а в диагональ моста между средней точкой соединения третьего резистора и конденсатора и соединенной с корпусом средней точкой между первым резистором и двумя крайними выводами потенциометра включен вход транзисторного коммутатора, а подвижный контакт потенциометра соединен с другим выводом второго резистора.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемая система зажигания отличается введением дополнительных элементов: трех резисторов, конденсатора и потенциометра; схемой их включения в систему зажигания и связью с дроссельной заслонкой карбюратора.

Наличие указанных элементов и схема их включения в предлагаемой системе зажигания позволяют сделать вывод о ее соответствии критерию "новизна".

Способность заявленной системы зажигания изменять угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель путем сдвига фазы сигнала от датчика импульсов повышает точность регулирования угла опережения зажигания и исключает механический вакуумный регулятор опережения зажигания, что упрощает конструкцию распределителя зажигания. Все это позволяет сделать вывод о соответствии заявленной системы зажигания критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 представлена схема предлагаемой бесконтактной системы зажигания; на фиг. 2 представлена векторная диаграмма напряжений на дополнительных элементах системы зажигания и на входе коммутатора.

Система зажигания содержит катушку зажигания 1, дополнительный резистор 2, свечу зажигания 3, транзисторный коммутатор 4, распределитель с бесконтактным магнитоэлектрическим датчиком 5, к выводам обмотки которого подключены последовательно соединенные резисторы 7, 8 и потенциометр 9, образующие одну ветвь моста; и последовательно соединенные конденсатор 10 и резистор 11, образующие вторую ветвь моста.

В диагональ моста между средней точкой соединения резистора 11 и конденсатора 10 и соединенной с корпусом средней точкой между резистором 7 и двумя крайними выводами потенциометра 9 включен вход 12 транзисторного коммутатора 4, а подвижный контакт потенциометра 9 соединен с другим выводом резистора 8 и связан с осью дроссельной заслонки карбюратора. Питание системы осуществляется от бортовой сети через плюсовую клемму 13.

Система зажигания работает следующим образом. Напряжение с обмотки датчика импульсов 5 поступает на две ветви моста, образованных последовательно соединенными резисторами 7, 8 и потенциометром 9 и последовательно соединенными конденсатором 10 и резистором 11. На вход 12 коммутатора 4 напряжение подается с диагонали моста: со средних точек соединения конденсатора 10 и резистора 11 и потенциометра 9 и резистора 7. Последняя точка соединена с корпусом.

При этом напряжение датчика 5 равно сумме падений напряжений (см. фиг. 2) U1 на резисторе 7 и U2 - на резисторе 8 и потенциометре 9. Напряжения Uc на конденсаторе 10 и UR на резисторе 11 складываются векторно под углом 90o и также будут равны напряжению датчика 5. При этом напряжение, поступаемое на вход коммутатора 4, будет равно UBX, так как оно снимается с диагонали моста. Соотношение между величинами напряжений U1 и U2 будет зависеть от положения подвижного контакта потенциометра 9, который связан с осью дроссельной заслонки. При закрытой дроссельной заслонке сопротивление потенциометра 9 будет равно нулю, при этом напряжения U1 и U2 по величине будут близки друг к другу и сдвиг фазы UBX относительно напряжения датчика будет равен Φ1. При открытии дроссельной заслонки сопротивление потенциометра 9 будет вначале увеличиваться до середины хода подвижного контакта потенциометра 9, а затем вновь уменьшаться. При увеличении сопротивления потенциометра 9 напряжение U2 будет увеличиваться и поэтому напряжение UBX2 будет соответствовать меньший фазовый сдвиг Φ2. Сигналом UBX, поступаемым на вход 12 коммутатора 4, переключается коммутатор 4 и прерывается ток первичной обмотки катушки зажигания 1, при этом в свече 3 возникает искровой разряд под действием высокого напряжения вторичной обмотки катушки зажигания 1. При повороте дроссельной заслонки изменение фазового сдвига напряжения UBX вначале увеличивает угол опережения зажигания (при работе двигателя внутреннего сгорания на частичных нагрузках), а затем уменьшает и при полностью открытой дроссельной заслонке (максимальной нагрузке на двигатель) угол опережения будет вновь минимальным.

Таким образом, предлагаемая схема бесконтактной системы зажигания позволяет изменять угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель внутреннего сгорания электрическим способом, что позволяет повысить точность регулирования угла опережения зажигания и исключить механический вакуумный регулятор опережения зажигания, что упрощает конструкцию распределителя зажигания в целом.

Похожие патенты RU2172425C2

название год авторы номер документа
БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Рогачев В.Д.
  • Тулупов Л.Л.
  • Васильев Ю.А.
RU2157916C2
БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Рогачев В.Д.(Ru)
  • Аль Насер Сухель Фуад
RU2157915C2
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МОМЕНТОМ ЗАЖИГАНИЯ 1999
  • Данов Б.А.
  • Идрис С.А.
RU2157918C2
БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
  • Лукина Надежда Владимировна
RU2289721C2
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ 2001
  • Рогачев В.Д.
RU2189491C1
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Волков Степан Степанович
  • Вакуленко Евгений Сергеевич
  • Филев Александр Владимирович
  • Шевченко Николай Павлович
RU2362041C1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ 1999
  • Рогачев В.Д.(Ru)
  • Аль Насер Сухель Фуад
RU2163307C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЭЛЕКТРОННОГО КОММУТАТОРА СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Дмитриев В.В.
  • Рогачев В.Д.
  • Трифонов С.М.
  • Белов А.Б.
  • Морозов С.В.
RU2105896C1
ВИБРАТОР ДЛЯ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ 1997
  • Рогачев В.Д.(Ru)
  • Аль Насер Сухель Фуад
RU2138679C1
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Гармаш Ю.В.
  • Титов Е.И.
  • Латахин А.В.
RU2157917C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 172 425 C2

Реферат патента 2001 года БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Бесконтактная система зажигания для двигателя внутреннего сгорания, используемая на транспортных средствах, содержит дополнительный резистор, катушку зажигания и свечи зажигания, транзисторный коммутатор и распределитель с магнитоэлектрическим датчиком, три дополнительных резистора, конденсатор и потенциометр, подвижный контакт которого связан с осью дроссельной заслонки карбюратора, причем последовательно соединенные два резистора и потенциометр образуют одну ветвь моста, последовательно соединенные конденсатор и третий резистор - вторую ось моста, и обе ветви моста включены между выводами обмотки датчика импульсов, а в диагональ моста между средней точкой соединения третьего резистора и конденсатора и соединенной с корпусом средней точкой между первым резистором и двумя крайними выводами потенциометра включен вход транзисторного коммутатора, а подвижный контакт потенциометра соединен с другим выводом второго резистора. Настоящее изобретение направлено на повышение точности регулирования угла опережения зажигания и упрощение конструкции распределителя зажигания. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 172 425 C2

Бесконтактная система зажигания, содержащая дополнительный резистор, катушку и свечи зажигания, транзисторный коммутатор и распределитель с магнитоэлектрическим бесконтактным датчиком, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены три резистора, конденсатор и потенциометр, подвижный контакт которого связан с осью дроссельной заслонки карбюратора, причем последовательно соединенные два резистора и потенциометр образуют одну ветвь моста, последовательно соединенные конденсатор и третий резистор - вторую ветвь моста, и обе ветви включены между выводами обмотки датчика импульсов, а в диагональ моста между средней точкой соединения третьего резистора и конденсатора и соединенной с корпусом средней точкой между первым резистором и двумя крайними выводами потенциометра включен вход транзисторного коммутатора, а подвижный контакт потенциометра соединен с другим выводом второго резистора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2172425C2

АКИМОВ С.В
и др
Электрическое и электронное оборудование автомобилей
- М.: Машиностроение, 1988, с
Халат для профессиональных целей 1918
  • Семов В.В.
SU134A1
БЕЛА БУНА
Электроника на автомобиле
- М.: Транспорт, 1979, с
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Способ повышения электрической прочности пробитых фарфоровых запальных свечей для двигателей внутреннего горения 1935
  • Лапшин А.А.
SU46092A1
DE 4342932 А1, 22.06.1985.

RU 2 172 425 C2

Авторы

Рогачев В.Д.

Васильев Ю.А.

Даты

2001-08-20Публикация

1999-07-12Подача