СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОХРАНЫ ПОДВИЖНЫХ И НЕПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Российский патент 2001 года по МПК B60R25/00 G08B25/10 G08G1/123 

Описание патента на изобретение RU2174923C1

Изобретение относится к радиоэлектронным системам, используемым для мониторинга и обеспечения безопасности подвижных и стационарных объектов, преимущественно транспортных средств (ТС), а также строений, квартир, гаражей, людей и пр., и предназначенным для обеспечения оперативного реагирования на попытки несанкционированного воздействия на эти объекты, эффективного взаимодействия различных служб безопасности, дорожных и транспортных служб, а также для информационного обеспечения указанных служб и владельцев движимого и недвижимого имущества необходимыми данными из внешних информационных источников.

Известна система охраны, навигации и мониторинга стационарных и мобильных объектов, содержащая, в частности, установленные на каждом объекте охранные датчики, аудиоаппаратуру, видеокамеру, навигационный узел и подключенный к ним процессор, предназначенный для обработки полученной информации, а также диспетчерский центр, связанный радиоканалом с установленными на объектах процессорами и выполненный с возможностью получения от них информационных сигналов о местоположении, перемещении объектов и с возможностью централизованного управления движением группы объектов, сбора и хранения данных о движении в течение заданного интервала времени (RU 2122239 Cl, G 08 В 25/10, 20.11.98).

Недостаток известной системы заключается в низкой эффективности охраны и мониторинга, обусловленной применением ограниченной по дальности и неразветвленной сети радиосвязи. Кроме того, известная система не позволяет дистанционно блокировать и разблокировать двигатели охраняемых транспортных средств (ТС), а также осуществлять взаимодействие с другими центрами информационного обслуживания и непосредственно с владельцами движимого и недвижимого имущества.

Известна также система мониторинга, информационного обслуживания и охраны объектов от несанкционированного воздействия, содержащая телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, содержащей операторский блок передачи данных и установленные на объектах абонентские приемники, выполненные с возможностью запуска передатчиков маячкового типа при приеме по пейджинговой сети связи маячковых кодов, а также территориально распределенные на улично-дорожной сети стационарные приемопередатчики (ретрансляторы), выполненные с возможностью приема сигналов тревоги от передатчиков маячкового типа и с возможностью передачи сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций, связанных с информационным центром, содержащим последовательно включенные блок приема и блок первичной обработки, выходы которого подключены, соответственно, к блоку регистрации и к блоку отображения (DE 4415052 A1, В 60 R 25/00, 02.11.95).

Недостатки указанной системы заключаются в отсутствии взаимодействия с внешними информационными источниками и в низкой точности определения местоположения подвижных объектов, например угнанных транспортных средств.

Указанные недостатки устраняются в системе мониторинга, информационного обслуживания и охраны транспортных средств от несанкционированного воздействия по патенту Российской Федерации N 2155684, выданному по заявке N 2000108187/28 от 05.04.2000 г.

Это достигается тем, что в системе мониторинга, информационного обслуживания и охраны объектов от несанкционированного воздействия, содержащей телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, содержащей операторский блок передачи данных и установленные на объектах абонентские приемники, связанные с датчиками несанкционированного воздействия на объект и выполненные с возможностью активации иммобилайзеров, а также с возможностью запуска передатчиков маячкового типа при срабатывании датчиков несанкционированного воздействия на объект или приеме по пейджинговой сети связи блокирующего и маячкового кодов, соответственно, а также территориально распределенные на улично- дорожной сети стационарные приемопередатчики, выполненные с возможностью приема сигналов тревоги от передатчика маячкового типа при попадании несущего его объекта в зону действия ретранслятора и с возможностью передачи сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций, связанных с информационным центром, содержащим последовательно включенные блок приема и блок первичной цифровой обработки, выходы которого подключены соответственно к блоку регистрации и к блоку отображения, при этом стационарные приемопередатчики выполнены с возможностью пеленгации передатчиков маячкового типа и измерения мощности принимаемых от них сигналов, а в информационный центр введены блок приема и обработки сообщений из внешних информационных источников, блок формирования информационных сообщений, блок вторичной обработки, входы которого подключены к выходам блока первичной цифровой обработки, блока регистрации, блока отображения и блока приема и обработки сообщений из внешних информационных источников, и выполненный с возможностью определения координат объектов по совокупности данных о местоположении стационарных приемопередатчиков, принявших от передатчиков маячкового типа сигналы тревоги, мощности которых превышают заданный уровень, и передавшим их через базовую станцию в информационный центр, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, а также с возможностью определения и учета количества включений передатчика маячкового типа для осуществления финансовых расчетов с абонентом, при этом блок формирования информационных сообщений через формирователь голосовых сообщений подключен к территориально-распределенной сети центров оперативного реагирования, абонента снабжены транспондерными карточками (ТК), на которых в определенных полях нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например краской, секретные коды: блокирующий, маячковый и расчетный, становящиеся визуально доступными при снятии защитного покрытия, а в цифровой памяти ТК зафиксирован идентификационный код абонента системы, а узел управления иммобилайзером выполнен с возможностью дистанционного считывания идентификационного кода с ТК при внесении последней в специально отведенную зону, при этом установленные на объектах передатчики маячкового типа выполнены с возможностью передачи кода постановки объекта на охрану и кода регистрации абонента в информационном центре, информационный центр выполнен с возможностью подсчета количества включений передатчиков маячкового типа и автоматического прекращения охраны объекта по окончании периода действия ТК или при количестве включений, превышающем номинал данной ТК, стационарные приемопередатчики, выполняющие роль ретрансляторов-пеленгаторов, установлены на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других объектах жилищно-коммунального хозяйства, а также на объектах недвижимого имущества абонентов, например владельцев ТС, узел управления иммобилайзером выполнен с возможностью перепрограммирования абонентом своего идентификационного кода при изменении идентификационного кода ТК, центры оперативного реагирования выполнены с возможностью регистрации и протоколирования голосовых сообщений, поступающих из информационного центра, а также с возможностью определения местоположения сил и средств оперативного реагирования - пеших нарядов и патрульных автомобилей на улично-дорожной сети и с возможностью вызова ближайшего к включенному передатчику маячкового типа пешего наряда или патрульного автомобиля и управления ими в процессе сближения с объектом, излучающим сигнал тревоги, при этом средства оперативного реагирования выполнены с возможностью измерения полярных координат передатчика маячкового типа, излучающего сигнал тревоги.

Описанная выше система выбрана в качестве прототипа.

Недостатками системы-прототипа являются:
- низкая производительность (количество обслуживаемых объектов в единицу времени), обусловленная необходимостью управления сетью ретрансляторов из единого информационного центра;
- сложность обеспечения физической безопасности и защиты информации в системе, вследствие концентрации всех данных в едином информационном центре.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков, а именно увеличение производительности системы при одновременном упрощении ее, повышении надежности и безопасности работы в реальных условиях, расширении возможностей коммерческого использования системы.

Поставленная задача решается путем децентрализации операций по обработке, хранению и распределению информации об объектах и абонентах системы при сохранении централизованной процедуры сбора информации.

Для этого в известной системе мониторинга, информационного обслуживания и охраны подвижных и неподвижных объектов от несанкционированного воздействия (далее, в системе), содержащей телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, включающей в себя абонентский блок передачи данных и связанные с ним по радиоэфиру абонентские приемники, установленные на объектах абонентов системы, каждый из которых связан с датчиками несанкционированного воздействия на объект, с блоком запуска передатчика маячкового типа и с блоком управления исполнительным устройством охранной системы, например иммобилайзером, подключенным к исполнительному устройству охранной системы, и выполненным с возможностью включения и выключения исполнительного устройства охранной системы, например иммобилайзера, при приеме по пейджинговой сети связи специальных кодов либо при внесении в специально отведенную зону транспондерной карточки, в цифровой памяти которой зафиксирован идентификационный код абонента системы, а на поверхности в определенных полях нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например краской, секретные коды, визуально доступные только при снятии защитного покрытия, а также территориально распределенную сеть ретрансляторов- пеленгаторов, установленных на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других стационарных объектах, выполненных с возможностью приема кодовых посылок от передатчика маячкового типа при нахождении несущего его объекта в зоне действия данного ретранслятора-пеленгатора и с возможностью передачи принятых сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций территориально распределенной сети базовых станций, а также информационный центр, содержащий последовательно соединенные блок приема информации и блок первичной цифровой обработки, блок вторичной обработки, блок формирования информационных сообщений и формирователь голосовых сообщений, связанный с территориально распределенной сетью центров оперативного реагирования, а также блок приема и обработки сообщений из внешних информационных источников, входы которого соединены по каналам связи с внешними информационными источниками, первый выход которого связан с соответствующим входом блока вторичной обработки, а второй выход - с вторым входом блока формирования информационных сообщений, блок регистрации и блок отображения, входы которых соединены с соответствующими выходами блока первичной цифровой обработки, а выходы - с соответствующими входами блока вторичной обработки, выполненного с возможностью определения координат объектов по совокупности данных о местоположении ретрансляторов-пеленгаторов, принявших от передатчиков маячкового типа сигналы, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, а также с возможностью определения и учета количества включений передатчиков маячкового типа для осуществления финансовых расчетов с абонентами системы и автоматического прекращения обслуживания абонента по окончании периода действия транспондерной карточки или при количестве включений, превышающем номинал данной транспондерной карточки, при этом установленные на объектах абонентов системы передатчики маячкового типа выполнены с возможностью передачи кода постановки объекта на охрану и кода регистрации абонента в системе, блок управления исполнительным устройством охранной системы выполнен с возможностью перепрограммирования идентификационного кода абонентом системы при изменении идентификационного кода его транспондерной карточки, центры оперативного реагирования выполнены с возможностью регистрации и протоколирования голосовых сообщений, а также с возможностью определения местоположения сил и средств оперативного реагирования - пеших нарядов и патрульных автомобилей на улично-дорожной сети и с возможностью вызова ближайшего к излучающему передатчику маячкового типа пешего наряда или патрульного автомобиля и управления ими в процессе сближения с объектом, излучающим сигнал тревоги, при этом средства оперативного реагирования выполнены с возможностью измерения полярных координат передатчика маячкового типа, излучающего сигнал, дополнительно введены n - 1 информационных центров, образующих территориально распределенную сеть из n информационных центров, где n - количество операторов системы, а также диспетчерский центр, в состав которого включены последовательно соединенные дополнительный блок приема, дополнительный блок первичной цифровой обработки, блок формирования информационных сообщений диспетчерского центра и формирователь голосовых сообщений диспетчерского центра, выход которого подключен к территориально распределенной сети центров оперативного реагирования, при этом каждая из базовых станций подключена к соответствующему входу дополнительного блока приема, находящегося в диспетчерском центре, а каждый дополнительный выход блока формирования информационных сообщений диспетчерского центра соединен с входом блока приема соответствующего информационного центра, в каждом информационном центре второй выход блока формирования информационных сообщений подключен к пейджинговой сети связи, а второй выход формирователя голосовых сообщений - к телефонной сети связи и передачи данных.

На фиг. 1 представлена функциональная схема предложенной системы мониторинга, информационного обслуживания и охраны подвижных и неподвижных объектов от несанкционированного воздействия.

На фиг. 2 изображена функциональная схема каждого из n входящих в состав указанной системы информационных центров.

На чертежах использованы следующие обозначения: телефонная сеть 1 связи и передачи данных, операторский блок 2 передачи данных, пейджинговая сеть связи 3, абонентский приемник 4, блок 5 управления исполнительным устройством охранной системы, исполнительное устройство 6 охранной системы, блок 7 запуска передатчика маячкового типа, передатчик 8 маячкового типа, датчики 9 несанкционированного воздействия на объект, ретранслятор-пеленгатор 10, территориально распределенная сеть 11 ретрансляторов-пеленгаторов, базовая станция 12, территориально-распределенная сеть 13 базовых станций, диспетчерский центр 14, дополнительный блок приема 15, дополнительный блок 16 первичной цифровой обработки, транспондерная карточка 17, блок 18 формирования информационных сообщений диспетчерского центра, формирователь 19 голосовых сообщений диспетчерского центра, территориально распределенная сеть 20 центров оперативного реагирования, центры оперативного реагирования 21, территориально распределенная сеть 22 информационных центров, информационные центры 23, внешние информационные источники 24, блок приема 25, блок первичной цифровой обработки 26, блок отображения 27, блок 28 определения координат объектов, блок 29 вторичной обработки, блок регистрации 30, блок 31 определения и учета количества включений передатчика маячкового типа, блок 32 формирования информационных сообщений, формирователь 33 голосовых сообщений, блок 34 приема и обработки сообщений из внешних информационных источников.

Телефонная сеть 1 связи и передачи данных подключена к пейджинговой сети связи 3. В последнюю входят операторский блок 2 передачи данных, связанный через антенны пейджинговой сети связи с установленными на объектах абонентскими приемниками 4, выполненными с возможностью автоматического срабатывания по сигналам от датчиков 9 несанкционированного воздействия на объект и запуска передатчиков 8 маячкового типа с помощью блока 7 запуска передатчиков маячкового типа при приеме по пейджинговой сети связи 3 маячкового кода, а также с возможностью активации с помощью блока 5 управления исполнительного устройства охранной системы, исполнительного устройства 6 охранной системы, например иммобилайзера для блокирования или разблокирования двигателя в случае получения от абонентского приемника 4 соответствующего блокирующего кода, предварительно записанного в блок 5 управления исполнительным устройством охранной системы или при внесении транспондерной карточки 17 в зону действия антенны блока 5 управления исполнительным устройством охранной системы.

В состав операторского блока 2 передачи данных входят операторы пейджинговой сети связи, в качестве которых могут быть использованы как сотрудники пейджингового узла связи, так и компьютер, оснащенный специальной программой обработки и передачи сообщений.

Стационарные ретрансляторы-пеленгаторы 10 территориально рассредоточены на улично-дорожной сети, зданиях и других объектах городской инфраструктуры, образуя территориально распределенную сеть 11 ретрансляторов-пеленгаторов, и выполнены с возможностями приема сигналов тревоги от передатчика 8 маячкового типа, пеленгации излучений передатчиков 8 маячкового типа и измерения мощностей принимаемых от них сигналов, а также с возможностью передачи сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций 12 территориально-распределенной сети 13 базовых станций, связанных с диспетчерским центром 14. В диспетчерском центре 14 дополнительный блок приема 15, дополнительный блок 16 первичной цифровой обработки, блок 18 формирования информационных сообщений диспетчерского центра и формирователь 19 голосовых сообщений диспетчерского центра включены последовательно, а с выходами последнего соединена территориально распределенная сеть 20 центров оперативного реагирования, состоящая из центров 21 оперативного реагирования. Каждый дополнительный выход блока 18 формирования информационных сообщений диспетчерского центра соединен с входом блока 25 приема, входящего в состав соответствующего информационного центра 23. В отличие от системы-прототипа, содержащей только один информационный центр, состав оборудования которого представлен на фиг. 2, в предлагаемой системе используется n информационных центров, где n - количество операторов системы. При этом под оператором системы подразумевается юридическое или физическое лицо, предоставляющее услуги системы (информационные и/или охранные) определенному кругу абонентов системы.

Функциональные схемы всех информационных центров 23 идентичны друг другу.

Сбор информации от всех абонентов системы осуществляется с помощью ретрансляторов-пеленгаторов 10 и базовых станций 12 в едином диспетчерском центре 14. В отличие от прототипа, в предлагаемом изобретении эта информация подвергается только первичной цифровой обработке (в дополнительном блоке 16 первичной цифровой обработки), после чего с помощью блока 18 формирования информационных сообщений диспетчерского центра и формирователя 19 голосовых сообщений диспетчерского центра перераспределяется по информационным центрам 23 и центрам оперативного реагирования 21, в соответствии с адресными сообщениями об абонентах системы и с начальными целеуказаниями, формируемыми в диспетчерском центре 14. При этом в каждом информационном центре 23 выход блока 25 подключен ко входу приема блока 26 первичной цифровой обработки, соответствующие выходы которого соединены с входами блока регистрации 30 и блока отображения 27, выходы которых подключены к соответствующим входам блока 29 вторичной обработки. Блок 29 вторичной обработки представляет собой процессор для цифровой обработки кодированной информации. В его состав входят блок 28 определения координат объектов и блок 31 определения и учета количества включений передатчика маячкового типа. Блок 31 предназначен для финансовых расчетов с абонентами системы (указанные расчеты осуществляются по тем же принципам, что и в известных системах сотовой связи "Билайн", МТС и др. ). Координаты объекта в блоке 28 определяются так же, как и в системе-прототипе, по совокупности данных о местоположении стационарных ретрансляторов-пеленгаторов 10, принявших от передатчиков 8 маячкового типа сигналы, мощности которых превышают заданный порог, и по измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них. Выбор конкретных алгоритмов цифровой обработки информации в процессорах 28 и 31 не является существенным для данного изобретения.

В том случае когда охраняемый объект является стационарным (квартира, гараж и т.п.), код местоположения объекта передается непосредственно в кодовой посылке, излучаемой установленным на этом объекте передатчиком 8 маячкового типа. Соответственно дополнительных расчетов для определения местоположения объекта не требуется.

Блок 32 формирования информационных сообщений и формирователь голосовых сообщений 33 аналогичны соответствующим блокам в системе-прототипе, однако имеют вторые выходы для подключения соответственно к пейджинговой сети связи 3 и к телефонной сети связи и передачи данных 1.

Конкретная техническая реализация каналов связи базовых станций 12 с диспетчерским центром 14 и блока 18 формирования информационных сообщений диспетчерского центра, с блоками 25 приема, находящимися в информационных центрах 23 территориально распределенной сети 22 информационных центров, также не является существенным признаком для данного изобретения.

Это могут быть выделенные каналы телефонной сети, оптоволоконные каналы, каналы связи через радиомодемы, сеть Интернет и др.

Предложенная система мониторинга, информационного обслуживания и охраны подвижных и неподвижных объектов от несанкционированного воздействия работает следующим образом.

Для постановки объекта движимого или недвижимого имущества под охрану абонент системы сообщает по телефонной сети 1 связи и передачи данных в операторский блок 2 передачи данных адрес пейджера (индивидуальный номер) и блокирующий код.

В тестовом режиме и в режиме тревоги, оператору пейджинговой сети сообщаются также маячковый и расчетный коды. Оператор пейджинговой связи в блоке 2, входящем в пейджинговую сеть связи 3, принимает указанные сообщения и посылает их через антенну пейджинговой сети связи 3 в радиоэфир.

На объекте, находящемся в зоне действия пейджинговой сети связи 3, эти коды воспринимаются абонентским приемником 4, также входящим в пейджинговую сеть связи 3. Блокирующий код направляется в блок 5 управления исполнительным устройством охранной системы, который включает исполнительные устройства 6 охранной системы, например автомобильный иммобилайзер.

При приеме абонентским приемником 4 маячкового кода с помощью блока 7 запуска передатчика маячкового типа запускается установленный на объекте передатчик 8 маячкового типа. С помощью его антенны в эфир передаются кодовые посылки, содержащие идентификационные признаки объекта (например, марку, цвет и государственный номер автомобиля) и расчетный код для учета финансовых затрат абонента системы.

Излучение передатчиком 8 маячкового типа указанных кодовых посылок производится и в тех случаях, когда, вследствие несанкционированного воздействия на объект, например при угоне ТС, сработали датчики 9 несанкционированного воздействия на объект и на абонентский приемник 4 поступил от них сигнал для запуска передатчика 8 маячкового типа с помощью блока 7 запуска передатчика маячкового типа.

Кодовые посылки, излученные передатчиком 8 маячкового типа, принимаются находящимися в зоне досягаемости излучения передатчика 8 ретрансляторами-пеленгаторами 10 территориально распределенной сети 11 ретрансляторов-пеленгаторов. В ретрансляторах-пеленгаторах 10 осуществляются пеленгация источников излучения и измерение мощностей принимаемых сигналов. Соответствующие кодовые посылки ретранслируются ретрансляторами-пеленгаторами 10, по крайней мере, на одну из базовых станций 12 территориально распределенной сети 13 базовых станций. От базовой станции 12 кодовые посылки передаются - по проводам или по радиоэфиру - в диспетчерский центр 14, где они поступают через дополнительный блок приема 15 в дополнительный блок 16 первичной цифровой обработки.

В дополнительном блоке приема 15 диспетчерского центра 14 осуществляется селекция принятых кодовых посылок, которые могут содержать тестовую информацию, различные виды сигналов тревоги, соответствующих, например, несанкционированному проникновению в автомобиль, жилище и т.п., а также индивидуальный код идентификационных признаков объекта, например автомобиля с заблокированным двигателем и код его принадлежности соответствующему абоненту. После селекции в дополнительном блоке приема 15 указанная кодовая информация подвергается первичной цифровой обработке по заданным алгоритмам, реализуемым программным путем в дополнительном блоке 16 первичной цифровой обработки. Конкретный вид указанных алгоритмов не является предметом данного изобретения.

Для деактивации исполнительного устройства 6 охранной системы объекта, например автомобильного иммобилайзера, в блок 5 управления исполнительным устройством охранной системы вводится указанный на транспондерной карточке (ТК) 17 секретный разблокирующий код, который сравнивается с хранящимся в блоке 5 идентификационным кодом абонента системы.

При их совпадении исполнительное устройство 6 деактивируется, что позволяет абоненту системы воспользоваться своим транспортным средством.

Деактивация исполнительного устройства 6 может быть произведена также посредством ТК 17. Для этого ТК 17 помещается абонентом системы в специально отведенную зону для дистанционного считывания идентификационного кода в блоке 5 управления исполнительным устройством охранной системы. Для считывания данного кода в блоке 5 вырабатываются и - с помощью специальной антенны, формирующей зону считывания, - излучаются электромагнитные сигналы, которые активируют цифровую память ТК 17. В простейшем случае ТК 17 может быть элементом с переменной (изменяющейся в соответствии с идентификационным кодом) нагрузкой для генератора, входящего в состав блока 5 управления исполнительным устройством охранной системы.

Для изменения разблокирующего кода абонент системы заменяет ТК 17 и перепрограммирует идентификационный код в блоке 5 управления исполнительным устройством охранной системы автомобиля так, как, например, это делается в охранных системах типа BLACK BUG.

После первичной обработки в дополнительном блоке 16 первичной цифровой обработки информация об идентификационных признаках объекта и абонента системы, а также о местоположении ретрансляторов- пеленгаторов 10, принявших сигналы от передатчика 8 маячкового типа, поступает последовательно в блок 18 формирования информационных сообщений диспетчерского центра (для пересылки в территориально распределенную сеть 22 информационных центров) и в формирователь 19 голосовых сообщений диспетчерского центра (для пересылки их в территориально распределенную сеть 20 центров оперативного реагирования).

Все информационные центры 23 в рассматриваемой системе имеют одинаковую функциональную схему и работают по единому алгоритму. При этом каждый информационный центр 23, обслуживая только свой круг абонентов, свою часть зоны действия системы, имеет доступ ко всей информации об обслуживаемой системой территории, в части, касающейся решаемой им функциональной задачи и списка зарегистрированных в системе абонентов.

С выходов блока 18 формирования информационных сообщений диспетчерского центра информация об объекте поступает на входы блока 25 приема информационного центра 23, обслуживающего данного абонента системы, и далее, в блок 26 первичной цифровой обработки.

Местоположение объекта, подвергшегося несанкционированному воздействию, отображается в блоке отображения 27 в виде метки на экране монитора, если это стационарный объект с известным адресом, например квартира, офис и т.п., либо в виде "соты" - замкнутой геометрической фигуры (круга, эллипса, прямоугольника и т.п.), если это подвижный объект (человек, автомобиль и т.п.). Эта фигура позиционируется относительно известной точки нахождения на местности ретранслятора-пеленгатора 10, принявшего и переизлучившего сигнал тревоги. Например, в указанной точке может находиться центр окружности, радиус которой соответствует дальности действия передатчика 8 маячкового типа, установленного на борту угнанного ТС. Результаты пеленгации передатчика 8 с близлежащих ретрансляторов-пеленгаторов 10 могут отображаться в виде прямых лучей, образующих секторы. Величины углов при вершинах указанных секторов соответствуют ошибкам пеленгации передатчиков 8 маячкового типа.

Определение координат каждого передатчика 8 маячкового типа, излучающего сигнал тревоги, осуществляется в блоке 28 определения координат объектов, входящем в состав блока 29 вторичной обработки. Такое определение может быть проведено, например, алгоритмическим путем, или вручную - оператором диспетчерского центра 14 при подведении курсора к прогнозируемой точке нахождения цели.

В алгоритмах определения координат используется совокупность данных о местоположении ретрансляторов-пеленгаторов 10, принявших от передатчика 8 маячкового типа сигналы тревоги, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них.

Если объект с включенным передатчиком 8 маячкового типа, например ТС, находится в движении (двигатель такого ТС заблокирован, но не исключена, например, возможность буксировки ТС), то траектория перемещения ТС отслеживается блоком 29 вторичной обработки. При этом используются известные алгоритмы автосопровождения, применяемые, например, в радиолокации. Траектория перемещения ТС фиксируется в долговременной памяти блока 29 вторичной обработки и, при необходимости, может быть вызвана на экран в блоке отображения 27 и зафиксирована в памяти блока регистрации 30.

По специальному заявлению абонента системы сигнал тревоги может быть отменен, и в этом случае траектория сбрасывается с сопровождения.

В любом случае начальная точность определения координат движущегося объекта невелика и составляет несколько десятков или даже сотен метров, что, однако, вполне достаточно для первичной локализации этого объекта на улично-дорожной сети и выработки первичного "целеуказания" средствам оперативного реагирования.

Блок 31 определения и учета количества включений передатчика маячкового типа, находящийся в блоке 29 вторичной обработки, запускается по расчетному коду. Из ячейки памяти вышеуказанного блока 31 считывается число, соответствующее оплаченному абонентом системы количеству включений передатчика 8 маячкового типа, с номером, определяемым расчетным кодом (указанным на ТК 17 абонента системы). При совпадении этого числа с количеством реально поступивших в информационный центр 23 сообщений от данного передатчика 8 соответствующий ему абонент системы автоматически предупреждается о возможности снятия его с охраны.

Техническая реализация каналов связи абонента системы с информационным центром 23, в частности, алгоритм получения сведений о координатах угнанного и заблокированного ТС, либо какой-либо справочной информации, а также информации об изменениях в идентификационных признаках объекта охраны или о количестве оплаченных обращений в информационный центр 23 не является предметом настоящего изобретения. Техническое исполнение указанных операций не вызывает каких-либо затруднений и может быть осуществлено, например, с использованием телефона, пейджинговой сети, электронной почты или сети Интернет. Обратная связь в данном случае реализуется с помощью входящего в состав каждого информационного центра 23 блока 32 формирования информационных сообщений и формирователя 33 голосовых сообщений, подключенного к телефонной сети 1 связи и передачи данных.

При получении в каком-либо из информационных центров 23 подтверждения о факте несанкционированного воздействия на объект охраны от абонента системы адресная информация об этом объекте, сформированная в блоке 29 вторичной обработки (географические координаты, идентификационные признаки, данные об абоненте системы и др.), а также вспомогательная информация, например данные о текущей транспортной ситуации в городе, поступающие из внешних информационных источников 24 через блок 34 приема и обработки сообщений из внешних информационных источников, поступают в блок 32 формирования информационных сообщений. Данные о состоянии транспортной ситуации в городе, о ведущихся ремонтных работах на улично-дорожной сети, картосхема улиц и прочая информация, необходимая для прогнозирования маршрутов движения подвижных объектов, поступает, кроме того, из блока 34 приема и обработки сообщений из внешних информационных источников в блок 29 вторичной обработки. Выходные сигналы блока 32 формирования информационных сообщений запускают формирователь 33 голосовых сообщений, от которого в территориально распределенную сеть 20 центров оперативного реагирования поступает голосовое сообщение. При этом для подачи голосового сообщения выбирается ближайший к объекту охраны центр 21 оперативного реагирования. В указанном центре 21 это сообщение регистрируется как официальное заявление владельца, по которому, согласно "Закону о милиции" (1991 г.), незамедлительно должны быть предприняты оперативные действия.

Как правило, такие действия осуществляются мобильными нарядами милиции. Для поиска ТС, эти наряды оснащаются индивидуальными пеленгационными средствами, позволяющими определять полярные координаты бортового передатчика 8 маячкового типа (дальность, пеленг) в собственной системе координат. Поиск ими заблокированного ТС осуществляется в ограниченной зоне (соте), местоположение и размеры которой определяются координатами, полученными в блоке 28 определения координат объектов по результатам совместной обработки данных о местоположении ближайших к ТС ретрансляторов-пеленгаторов 10, запеленговавших это ТС, измеренным значениям пеленгов и мощностей принятых сигналов.

Роль центров 21 оперативного реагирования могут выполнять дежурные части (ДЧ) милиции, сетью которых обычно охвачен весь город. Как известно, ДЧ располагают парком патрульных автомобилей, несущих круглосуточное дежурство на контролируемой территории.

Благодаря существенному ограничению начальной зоны поиска и оперативной автоматизированной передаче информации об объекте поиска на патрульные машины, может быть обеспечено достаточно малое (единицы минут) время реагирования.

Передача информационных сообщений из каждого информационного центра 23 в территориально распределенную сеть 20 центров оперативного реагирования позволяет осуществлять оперативное управление мобильными группами, участвующими в поиске ТС, что также существенно ускоряет процесс поиска и перехвата ТС, подвергшегося несанкционированному воздействию злоумышленников.

Увеличение (по сравнению с системой-прототипом) количества информационных центров 23 позволяет значительно упростить процедуру управления телекоммуникационными средствами предложенной системы, поскольку информационные сообщения поступают по радиоэфиру в основном в одном направлении - "снизу-вверх" и их интенсивность относительно невелика. Процесс же управления сетью в направлении "сверху-вниз" децентрализован и осуществляется, в основном, на ограниченных сегментах сети, соответствующих зонам действия различных операторов системы.

При этом база данных с персональными сведениями об абонентах системы и их движимом и недвижимом имуществе, территориально распределена по различным операторам системы, что существенно облегчает решение задач обеспечения безопасности и ограничения доступа к информации.

В то же время, благодаря наличию в системе единого диспетчерского центра 14, обеспечивающего централизованный сбор информации по всей телекоммуникационной сети, предложенная система сохраняет все достоинства системы-прототипа по сравнению с другими системами-аналогами: в системе обеспечивается взаимодействие с внешними информационными источниками и достигается высокая точность определения местоположения подвижных объектов охраны.

Похожие патенты RU2174923C1

название год авторы номер документа
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИГНАЛЬНАЯ ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА 2003
  • Качанов С.А.
  • Косарев С.А.
  • Райгородский Ю.В.
  • Сластин В.В.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2228861C1
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ 2004
  • Герасимчук А.Н.
  • Низдрань С.Я.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2243113C1
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 2000
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Ефимцев А.А.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2155684C1
ИНФОРМАЦИОННО-ОХРАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ 2004
  • Низдрань С.Я.
  • Шептовецкий А.Ю.
  • Яцык М.В.
RU2244641C1
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И ОХРАНЫ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 2007
  • Цыганков Александр Кузьмич
  • Иванов Игорь Вячеславович
RU2352996C1
СПОСОБ РАДИОПОИСКА УГНАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2007
  • Герасимчук Александр Николаевич
  • Грибок Владимир Петрович
  • Косарев Сергей Александрович
  • Райгородский Юрий Витальевич
  • Харченко Геннадий Александрович
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2320505C1
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ, НАВИГАЦИИ И МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2001
  • Ефимцев А.А.
  • Лаврентьев М.А.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
  • Яцык М.В.
RU2175920C1
СПОСОБ РАДИОПОИСКА И ПЕРЕХВАТА УГНАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2004
  • Герасимчук А.Н.
  • Грибок В.П.
  • Косарев С.А.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2253578C1
СПОСОБ РАДИОПОИСКА УГНАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2006
  • Герасимчук Александр Николаевич
  • Грибок Владимир Петрович
  • Косарев Сергей Александрович
  • Райгородский Юрий Витальевич
  • Харченко Геннадий Александрович
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2320504C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОХРАНЫ ПОДВИЖНЫХ И НЕПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2000
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Ефимцев А.А.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2159190C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 174 923 C1

Реферат патента 2001 года СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОХРАНЫ ПОДВИЖНЫХ И НЕПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Изобретение относится к охранным системам. В случае ее использования для транспортных средств (ТС) по пейджинговой сети связи блокируются двигатели и запускаются передатчики маячкового типа. Приемопередатчики на улично-дорожной сети принимают сигналы от передатчиков, осуществляют их пеленгацию, измеряют мощность сигналов и передают информацию на базовые станции. Последние связаны с диспетчерским центром, где информация подвергается первичной обработке. В информационных центрах, каждый из которых обслуживает только свой круг абонентов, определяются координаты ТС и учитывается количество включений его передатчика для финансовых расчетов. Предусмотрены прием и обработка информационными центрами сообщений из внешних информационных источников и передача сообщений в территориально распределенную сеть центров оперативного реагирования на факты несанкционированного воздействия на охраняемые объекты. Владелец ТС снабжен транспондерной карточкой, на которой нанесены секретные блокирующий, маячковый и расчетный коды, а в цифровой памяти зафиксирован идентификационный код. Последний дистанционно считывается с карточки для разблокирования двигателя. Система характеризуется повышенными производительностью, надежностью и безопасностью, а также расширенными возможностями коммерческого использования. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 174 923 C1

Система мониторинга, информационного обслуживания и охраны подвижных и неподвижных объектов от несанкционированного воздействия, содержащая телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, включающей в себя операторский блок передачи данных и связанные с ним по радиоэфиру абонентские приемники, каждый из которых связан с датчиками несанкционированного воздействия на объект, с блоком запуска передатчика маячкового типа и с блоком управления исполнительным устройством охранной системы, который выполнен с возможностью включения и выключения исполнительного устройства охранной системы объекта при срабатывании датчиков несанкционированного воздействия на объект, при приеме по пейджинговой сети связи соответствующих кодов либо при внесении в отведенную зону транспондерной карточки, в цифровой памяти которой зафиксирован идентификационный код абонента системы, а на поверхности в определенных полях нанесены защищенные покрытием одноразового применения, например, краской, секретные коды, визуально доступные только при снятии защитного покрытия, а также территориально распределенную сеть ретрансляторов-пеленгаторов, состоящую из ретрансляторов-пеленгаторов, установленных на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других стационарных объектах городской инфраструктуры и выполненных с возможностью приема кодовых посылок от передатчика маячкового типа при нахождении несущего его объекта в зоне действия ретранслятора-пеленгатора и передачи принятых сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций территориально распределенной сети базовых станций, информационный центр, содержащий последовательно соединенные блок приема информации, блок первичной цифровой обработки, блок вторичной обработки, блок формирования информационных сообщений и формирователь голосовых сообщений, связанный с территориально распределенной сетью центров оперативного реагирования, блок приема и обработки сообщений от внешних информационных источников, входы которого соединены по каналам связи с внешними информационными источниками, первый выход связан с соответствующим входом блока вторичной обработки, а второй выход - с вторым входом блока формирования информационных сообщений, блок регистрации и блок отображения, входы которых соединены с соответствующими выходами блока первичной цифровой обработки, а выходы - с соответствующими входами блока вторичной обработки, выполненного с возможностью определения координат объектов по совокупности данных о местоположении ретрансляторов-пеленгаторов, принявших от установленных на этих объектах передатчиков маячкового типа сигналы, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, а также с возможностью определения и учета количества включений передатчиков маячкового типа для осуществления финансовых расчетов с абонентами системы и автоматического оповещения абонента о возможности прекращения охраны объекта по окончании периода действия транспортной карточки или при количестве включений, превышающем номинал данной транспондерой карточки, и центры оперативного реагирования, входящие в вышеуказанную сеть оперативного реагирования, при этом установленные на объектах передатчики маячкового типа выполнены с возможностью передачи кода постановки объекта под охрану и кода регистрации абонента в системе, блок управления исполнительным устройством охранной системы выполнен с возможностью перепрограммирования абонентом идентификационного кода при изменении идентификационного кода его транспондерной карточки, центры оперативного реагирования выполнены с возможностью регистрации и протоколирования голосовых сообщений, а также с возможностью определения местоположения сил и средств оперативного реагирования - пеших нарядов и патрульных автомобилей на улично-дорожной сети и с возможностью вызова ближайшего к излучающему сигнал тревоги передатчику маячкового типа пешего наряда или патрульного автомобиля и управления ими в процессе сближения с указанным объектом, несущим указанный передатчик маячкового типа, при этом средства оперативного реагирования выполнены с возможностью измерения полярных координат излучающего передатчика маячкового типа, отличающаяся тем, что в систему дополнительно введены n - 1 информационных центров, образующих территориально распределенную сеть из n информационных центров, где n - количество операторов системы, а также диспетчерский центр, содержащий последовательно соединенные дополнительный блок приема, дополнительный блок первичной цифровой обработки, блок формирования информационных сообщений диспетчерского центра и формирователь голосовых сообщений диспетчерского центра, выход которого подключен к территориально распределенной сети центров оперативного реагирования, при этом каждая из базовых станций подключена к соответствующему входу дополнительного блока приема, находящегося в диспетчерском центре, а каждый дополнительный выход блока формирования информационных сообщений диспетчерского центра соединен со входом блока приема соответствующего информационного центра, в каждом информационном центре второй выход блока формирования информационных сообщений подключен к пейджинговой сети связи, а второй выход формирователя голосовых сообщений - к телефонной сети связи и передачи данных.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2174923C1

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 2000
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Ефимцев А.А.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2155684C1
DE 4415052 A1, 02.11.1995
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ, НАВИГАЦИИ И МОНИТОРИНГА 1998
  • Артемов Г.Н.
  • Басков С.М.
  • Васильев Е.Н.
  • Ильин Г.В.
  • Канашин В.А.
  • Константинов И.И.
  • Куликов В.Ю.
  • Мальченко В.А.
  • Рачинский А.Г.
  • Севастьянов Е.В.
RU2122239C1
RU 94039172 A1, 10.09.1996.

RU 2 174 923 C1

Авторы

Ефимцев А.А.

Лаврентьев М.А.

Харченко Г.А.

Шептовецкий А.Ю.

Яцык М.В.

Даты

2001-10-20Публикация

2001-02-13Подача