Изобретение относится к области транспорта, а именно к устройствам для повышения проходимости транспортных средств.
Известно колесо с выдвижными зацепами, содержащее зацепы, механизм привода, включающий в себя кольцо и обойму, при этом выдвижение и закрепление зацепов производится при остановке транспорта и вручную (патент Германии N 834055, кл. 63 d 22/01, 1952 г.).
Наиболее близким к предлагаемому является колесо с выдвижными зацепами, содержащее зацепы, расположенные на периферии обоймы, установленной на ободе колеса, одни из концов которых изогнуты и шарнирно закреплены на планшайбе, установленной на диске колеса (патент Германии N 1159295, кл. 63 d 22/02, 1963 г.,взят за прототип).
Недостатком такого устройства является то, что выдвижение зацепов по глубине не регулируется и удержание их в выдвинутом состоянии происходит постоянно в процессе движения трактора гидравликой с затратой энергии.
Техническим решением задачи является создание регулируемых из кабины по глубине самовыдвижных зацепов.
Поставленная задача достигается тем, что в колесе с выдвижными зацепами, включающем выдвижные зацепы, расположенные по периферии обоймы, установленной на ободе колеса, одни из концов которых изогнуты и шарнирно закреплены на планшайбе, установленной на диске колеса, обойма закреплена с возможностью вращения на ободе посредством прижимного кольца и имеет отверстия для защелок, установленных на прижимном кольце, предназначенных для фиксации зацепов, при этом стержни защелок кинематически связаны с установленным в кабине рычагом управления, соединенным с тормозом обоймы.
Новизна заявляемого технического решения обусловлена постановкой зацепов сворачивающимися и разворачивающимися на колесе крутящим моментом последнего, при этом зацепы снабжены установленными на прижимном кольце защелками для фиксации их из кабины на необходимую глубину, что позволяет без использования дополнительной энергии производить выдвижение зацепов и фиксацию их из кабины на необходимую глубину.
По данным патентной и научно-технической литературы не выявлена заявляемая совокупность признаков, направленная на достижение поставленной задачи, что позволяет сделать вывод о существенности заявляемых признаков.
Сущность изобретения поясняется чертежами:
фиг. 1 - вид колеса с выдвигающимися зацепами;
фиг. 2 - разрез колеса с устройством в поперечно-вертикальной плоскости;
фиг. 3 - защелка с гнездами;
фиг. 4 - разрез колеса со скольжением обоймы по диску колеса.
Колесо содержит выдвижные зацепы 1, эксцентрично и шарнирно закрепленные изогнутым концом на планшайбе 2, поставленной вместо балласта на диске 3 колеса. Другие концы вставлены в сухари 4, расположенные равномерно на обойме 5, закрепленной с возможностью вращения на ободе 6 прижимным кольцом 7 с установленными на нем защелками 8. Стержни 9 защелок, предназначенные для отверстий 10, связанны с тягами 12 с ровными плечами двуплечих рычагов 13, установленных на планшайбе. Изогнутые плечи имеют ролики 14, воспринимающие действие выжимного кольца 16 через тяги 17, установленные на чулках 18 полуосей и имеющие подпружинные наконечники 20, перемещающиеся над упором 21 и контактирующие с одним плечом трехплечего рычага 22, связанного тягой с рычагом управления 23 и с тормозом 24 обоймы.
При движении транспортных средств, к примеру возьмем трактор, по поверхности с твердым покрытием зацепы 1 находятся в завернутом состоянии и фиксируются защелками 8 в первых отверстиях 10 обоймы 5 в таком положении, что концы зацепов не касаются поверхности, не мешают движению трактора.
При въезде на мягкую поверхность (на поле) трактор опирается (зависает) на спаренных или одинарных пневмошинах. При недостаточном сцеплении с почвой или при надобности использования дополнительных зацепов выдвигаем их, нажимая на рычаг 23, который воздействует на трехплечий рычаг 22, передающий движение в двух направлениях.
В первом направлении - на стержни 9 защелок через тяги 12, рычаги 13, выжимное кольцо 16, тяги 15 и наконечники 20, последние, в конце хода опираясь на упоры 21, соскакивают с плеч рычагов 22, обеспечивая возврат стержней 9, которые благодаря наличию скошенных поверхностей под пружинами перекашиваются и зависают на обойме 5 за отверстиями 10 (фиг.3, поз. II).
И во втором направлении - на тормоз 24 обоймы 5, обеспечивающей притормаживание ее и вращение относительно колеса. В момент приостановления обоймы 5 тормозом колесо вместе с прижимным кольцом 7 и защелками 8 вращается, поворачивает зацепы 1, подвигая стержни 9 защелок к следующим отверстиям 10 и ими фиксирует зацепы. Дальнейшее выдвижение зацепов обеспечивается вначале возвратом рычага 23 в исходное положение, необходимое для зацепления рычага 22 за наконечники 20, и новым нажатием. Такое многократное движение рычагом 23 из кабины обеспечивает мелкоступенчатое выдвижение зацепов на нужную величину. Максимальное выдвижение и вдвижение зацепов ограничено упорами 11 на обойме 5 в прижимное кольцо 7.
При пробуксовывании колес на мягкой среде, которая, действуя на концы зацепов, поворачивает обойму 5 даже при выключенных защелках, поэтому притормаживание обоймы производим с незначительным усилием.
Убирание зацепов (сворачивание, заталкивание их почвой) проводится при движении трактора задним ходом. При этом односторонние защелки не мешают движению обоймы. Для окончательного вдвижения зацепов необходимо нажать на рычаг 23, т.е. притормозить обойму, и при повороте колеса на менее 1/2 оборота обойма 5 повернется до упора, и зафиксируется в первых отверстиях защелками при вдвинутых зацепах.
Зацепы выполнены с загнутыми концами с целью поворота их при складывании на большой угол (наматывание), что обеспечивает выдвижение их на значительную величину.
Колеса с выдвижными зацепами могут найти применение на тракторах, тягачах, снегоходах, амфибиях, как с одинарными, так и спаренными пневмошинами.
Тракторы, имеющие колеса с выдвижными зацепами, могут найти применение на увлажненных почвах, в рисовых чеках, выполняя энергоемкие работы со значительно меньшим буксованием колес, а регулирование заглубления зацепов обеспечит оптимальный режим движения.
Изобретение относится к транспорту, а именно к устройствам для повышения проходимости транспортных средств. Колесо включает выдвижные зацепы, расположенные по периферии обоймы, установленной на ободе колеса. Одни из концов зацепов изогнуты и шарнирно закреплены на планшайбе, установленной на диске колеса. Обойма закреплена с возможностью вращения на ободе посредством прижимного кольца и имеет отверстия для защелок, установленных на прижимном кольце, предназначенных для фиксации зацепов. Стержни защелок кинематически связаны с установленным в кабине рычагом управления, соединенным с тормозом обоймы. В результате увеличивается эффективность работы устройства. 4 ил.
Колесо с выдвижными зацепами, включающее выдвижные зацепы, расположенные по периферии обоймы, установленной на ободе колеса, одни из концов которых изогнуты и шарнирно закреплены на планшайбе, установленной на диске колеса, отличающееся тем, что обойма закреплена с возможностью вращения на ободе посредством прижимного кольца и имеет отверстия для защелок, установленных на прижимном кольце, предназначенных для фиксации зацепов, при этом стержни защелок кинематически связаны с установленным в кабине рычагом управления, соединенным с тормозом обоймы.
DE 1159295 А, 12.12.1963 | |||
Способ получения полимерных покры-Тий | 1979 |
|
SU834055A1 |
Счетная линейка | 1926 |
|
SU4138A1 |
Колесо транспортного средства | 1989 |
|
SU1826949A3 |
Авторы
Даты
2001-12-10—Публикация
1999-06-03—Подача