Изобретение относится к технической физике, измерительной технике и технике воздухоплавания, а именно к измерителям высотно-скоростных параметров (ВСП) полета, и может быть использовано в летных испытаниях летательной техники в части оценки погрешностей измерения ВСП.
Известен скоростной способ [1] определения аэродинамических погрешностей восприятия статического давления, заключающийся в измерении воздушной скорости на режимах горизонтального установившегося полета с выдерживанием высоты и скорости при движении со взаимно-противоположными курсовыми углами, определении истинного числа M, определении погрешности измерения числа М, оценке относительной погрешности измерения статического давления δP/P(M,α) в зависимости от числа M и угла атаки α. Однако для реализации данного способа необходимо дополнительно знать значения температуры воздуха на высоте полета. Вторым условием является принятие гипотезы отсутствия потерь полного давления.
Известен барометрический способ [2] определения аэродинамических погрешностей измерения ВСП (прототип), заключающийся в непосредственном сравнении измеряемого и истинного значений статического давления δ Pа = Pизм - Pист. При этом истинное атмосферное давление на высотах полета hг-hга < 500 м определяется из уравнения статики атмосферы на основании граничных атмосферных условий на уровне hга аэродрома (значений статического давления Pа и температуры Tа и значений относительной геометрической высоты (hг-hга) полета. На высотах hг-hга > 500 м для определения истинного статического давления из уравнения статики атмосферы необходимо знать фактическое изменение температуры в зависимости от высоты. Для чего проводят зондирование атмосферы с помощью шара-зонда. В некоторых случаях для определения истинного давления используют также самолет-зондировщик или самолет-эталон. Вместе с тем, даже использование шара-зонда часто по техническим или экономическим возможностям является затруднительным. Использование же данных зондирования, проводимых метеослужбами на больших расстояниях от места проведения летных испытаний, может давать большие погрешности в значениях истинного статического давления. К существенным погрешностям могут приводить и изменения состояния атмосферы за время от момента зондирования до выполнения режимов полета в летных испытаниях, что снижает точность измерения ВСП.
Целью изобретения является повышение точности измерения высотно-скоростных параметров полета летательного аппарата за счет повышения точности определения аэродинамических поправок, погрешностей, восприятия статического давления приемника воздушных давлений.
Поставленная цель достигается тем, что в летных испытаниях самолета определяют зависимость погрешностей восприятия статического давления от числа Маха полета на заданных скоростях и углах атаки на высотах менее 500 м барометрическим методом. Производят определение истинного давления Pист из уравнения статики атмосферы и атмосферных условий на уровне аэродрома hга и относительной высоты полета Δhг = hг - hга. При этом измеряют текущие значения восприятия статического давления Pизм, геометрическую высоту hг, температуру воздуха T, определяют аэродинамическую погрешность
δPH1 = Pизм - Pист.
Согласно изобретению, на высотах более 500 м выполняют квазистационарные режимы полета с выдерживаем высоты Hi в диапазоне Hi ± 500 м при вариациях скорости полета и угла атаки, из условия постоянства атмосферного давления за время выполнения режимов на высоте Hi производят измерение параметров, при этом значения истинного статического давления Piист(Hi) определяют с погрешностью не более 0.01Pi. Затем при наземной обработке измерений аппроксимируют и определяют функции аэродинамической относительной погрешности ПВД в зависимости от числа М и угла атаки на высотах менее 500 м - δPH1/PH1 (M, α), на высотах Hi более 500 м с точностью до постоянной величины consti - δPHi/PHi (M, α), а при условии непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне M, α (M<1) определяют приведенную функцию аэродинамических относительных погрешностей ПВД в эксплуатационном диапазоне для различных высот к истинной относительной аэродинамической погрешности для всего диапазона числа M и углов атаки δPH/PH(M, α) по следующим формулам:
δPH1/PH1(M,α) = δPH/PH(M,α) - для высоты менее 500 м, (1)
δPHi/PHi(M,α) = δPH/PH(M,α)+consti - для высот более 500 м, (2)
- для всего диапазона M, α (M < 1), (3)
где f1(α),f2(α) - полиномы от α с коэффициентами, определяемыми из условия минимума ср. кв. отклонения от математического ожидания экспериментальных значений погрешностей восприятия статического давления.
При |δP/P(M,α)|<0,01 для определения куска функции δPi/Pi(M,α) с точностью до константы в эксплутационном на высоте hгi диапазоне значений чисел M истинное статическое давление на высоте выполнения режимов hгi определяют с точностью ~ 0,01Pi, где Pi - истинное давление на высоте hгi, тогда искомая функция δPi/Pi(M,α) будет иметь вид:
δPi/Pi(M,α) = δP/P(M,α)+const+ε(M,α),
где переменная составляющая ε(M,α) будет пренебрежимо малой величиной ≈ 10-4.
В данном случае при определении функции δ Pi/Pi в качестве истинного может быть, например, взято значение измеряемого статического давления на режимах горизонтального установившегося полета с наименьшими значениями числа M, приведенное к средней геометрической высоте hгiср. полета по всем режимам, выполненным на данной высоте. При этом измеряемые в каждом режиме значения статического давления должны быть также приведены к средней высоте hгiср.. Приведение осуществляется на основании уравнения статики атмосферы.
Следует отметить, что для уменьшения погрешности определения функции δP/P (M, α) в эксплутационном диапазоне значений M, α в летных испытаниях необходимо предусмотреть режимы, обеспечивающие полноту вариаций угла атаки при фиксированных значениях числа M. Варьирование значений α при фиксированных M может быть осуществлено путем проведения летных испытаний с различными весами самолета (Gmin . .. Gmax), выполнения специальных режимов с перегрузкой: в виде виражей, движения по кругу в горизонтальной плоскости; горок, синусоидального движения в вертикальной плоскости и т.д.
Структура функциональной зависимости (3):
где f1(α), f2(α) определяют в летном эксперименте, получаются на основании решения аэродинамической задачи оценки малых возмущений, вызываемых движением тонкого тела в установившемся потоке газа, и определяют физический характер зависимости относительной погрешности δP/P (M, α) от числа M и угла атаки. Использование структуры зависимости (3) повышает точность определения искомой относительной погрешности δP/P (M, α), в особенности при ограниченном объеме экспериментальных данных.
На фиг. 1 показана относительная погрешность δP1/P1 (M, α), определенная барометрическим методом в виде экспериментальных точек и аппроксимаций при углах атаки α = 1, 4, 7 градусов соответственно.
На фиг. 2 показаны куски функций δPi/Pi (M, α), определенные с точностью до констант.
На фиг. 3 показана полная функциональная зависимость δP/P (M, α), определенная путем сращивания полученных кусков с функцией δP1/P1 (M, α) из условия непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне M, α (M < 1).
Для пояснения рассмотрим пример реализации способа по данным летного эксперимента на летающей лаборатории ИЛ-76.
В летных испытаниях в 5 полетах были выполнены режимы горизонтального установившегося полета на высотах hг = 200 м, hг = 6000 м, hг = 9000 м, hг = 12000 м, с различными фиксированными значениями скорости в эксплутационном диапазоне для каждой высоты.
В эксперименте измерялись воспринимаемые значения давления плитами статического давления, установленными на боковой поверхности фюзеляжа самолета.
На фиг. 1 показана функциональная зависимость δP1/P1 (M, α), определенная барометрическим методом по данным выполненных режимов на высоте hг = 200 м в виде экспериментальных точек и аппроксимаций при углах атаки = 1, 4, 7 градусов соответственно.
На фиг. 2 показаны куски функций δPi/Pi (M, α), определенные с точностью до констант Ci из условия постоянства статического давления на высотах hгi = 6000 м, 8500 м, 9000 м, 12000 м во время выполнения режимов полета с различными скоростями на данных высотах соответственно.
На фиг. 3 показана полная функциональная зависимость δP/P (M, α) во всем эксплуатационном диапазоне чисел M, α, определенная путем сращивания полученных кусков с функцией δP1/P1 (M, α) из условия непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне M, α (M < 1):
Литература
1. М.Г. Котик и др. Летные испытания самолетов. Машиностроение. Москва. 1965. 68 стр.
2. М.Г. Котик и др. Летные испытания самолетов. Машиностроение. Москва. 1965. 70 стр.
Изобретение предназначено для оценки погрешностей измерения высотно-скоростных параметров. Техническим результатом является повышение точности определения аэродинамических погрешностей приемников воздушных давлений (ПВД). На высотах не более 500 м измеряют текущие значения восприятия статического давления, высоты, температуры воздуха, атмосферного давления при изменении геометрической высоты. Определяют истинное давление из уравнения статики атмосферы, атмосферных условий на уровне аэродрома и относительной высоты полета. Затем производят измерение параметров при выполнении квазистационарных режимов полета на различных высотах более 500 м и вариациях скорости полета и угла атаки. В послеполетной обработке погрешностей их аппроксимируют и определяют функции относительной аэродинамической погрешности ПВД в зависимости от числа М, угла атаки на высотах менее 500 м, более 500 м, на разных высотах с точностью до постоянной величины, а также при условии непрерывности и дифференцируемости во всем диапазоне числа М, угла атаки определяют приведенную функцию относительных погрешностей от различных высот полета к аэродинамической относительной погрешности для всего диапазона скоростей, числа М и угла атаки по формулам, приведенным в описании. 3 ил.
Способ определения аэродинамических погрешностей приемника воздушных давлений в летных испытаниях самолета, включающий выполнение полетов на высотах не более 500 м на заданных скоростях (числах Маха) и углах атаки α, измерение текущих значений восприятия статического давления Ризм, геометрической высоты Н, температуры воздуха Т, определение изменения атмосферного давления при изменении геометрической высоты полета из уравнения статики атмосферы, определение истинного давления Рист из уравнения статики атмосферы, атмосферных условий на уровне аэродрома и относительной высоты полета, определение аэродинамических погрешностей ПВД δРн на заданных скоростях (числах М) и углах атаки:
δРн1=Ризм-Рист,
отличающийся тем, что выполняют квазистационарные режимы полетов на различных высотах более 500 м с выдерживанием высоты Нi в диапазоне Нi±500 м при вариациях скорости полета и угла атаки, из условия постоянства атмосферного давления за время выполнения полетов на высоте Hi производят измерения параметров, при этом значения истинного статического давления Рiист(Нi) определяют с погрешностью не более 0,01Рiист, после чего при наземной обработке измерений, аппроксимируют и определяют функции относительной аэродинамической погрешности ПВД в зависимости от числа Маха и угла атаки на высотах менее 500 м - δРн1/Рн1(М, α), на высотах более 500 м с точностью до постоянной величины consti - δРнi/Рнi (М, α), при условии непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне М, α (М<1) определяют приведенную функцию аэродинамических относительных погрешностей ПВД от различных высот к истинной относительной аэродинамической погрешности для всего диапазона числа М и углов атаки δРн/Рн (М, α) по следующим формулам:
δPн1/Pн1(M,α) = δPн/Pн(M,α) - для высоты менее 500 м,
δPнi/Pнi(M,α) = δPн/Pн(M,α)+consti - для высот более 500 м,
для всего диапазона М, α(М<1),
где f1(α), f2(α) - полиномы от α с коэффициентами, определяемыми из условия минимума ср. кв. отклонения от математического ожидания экспериментальных значений погрешностей восприятия статического давления.
КОТИК М.Г | |||
и др | |||
Летные испытания самолетов | |||
- М.: Машиностроение, 1965, с.70 | |||
Измеритель параметров воздушного потока на летательных аппаратах | 1989 |
|
SU1679391A1 |
Устройство для измерения скорости и температуры воздушного потока с борта самолета | 1984 |
|
SU1296948A1 |
Авторы
Даты
2001-12-27—Публикация
1999-06-30—Подача