Изобретение относится к системам трубопроводов для водоснабжения и канализации.
Одной из важнейших проблем отведения сточных вод является нарушение стыкового соединения железобетонных канализационных труб, возникающее в процессе эксплуатации из-за движения грунтовых масс и возникновения растягивающих усилий по длине трубы.
Прототипом заявляемого технического решения является соединительный узел железобетонных канализационных труб, состоящий из раструба на одной трубе и хвостовика на другой с уплотнением между ними [1].
Недостатком прототипа является частое возникновение разрывов трубопровода в местах соединения труб. Это приводит к попаданию в сточные воды грунта, проникновению сточных вод в грунт, что, в свою очередь, приводит к интенсивному росту корней растений в направлении разрыва канализационного трубопровода, так как в этом месте возникает питательная для них среда. Через поврежденные участки труб корни деревьев проникают в полость трубопровода, где интенсивно развиваются. Это приводит к нарушению режима потока сточной жидкости, вызывающему образование пробок и засоров.
В основу изобретения поставлена задача предотвращения разъединения труб, что позволяет повысить надежность канализационных трубопроводов.
Сущность изобретения заключается в том, что соединительный узел канализационных железобетонных труб содержит раструб, хвостовик и уплотнение, в раструбе выполнены гнезда, хвостовик имеет выступы, в которых выполнены гнезда, при этом гнезда раструба и выступов хвостовика расположены попарно симметрично и диаметрально противоположно друг другу, в них сделаны выпуски стержней арматуры, а гнезда выступов хвостовика совмещены с гнездами раструба, в которых выпуски стержней арматуры соединены между собой.
В результате обеспечивается надежное соединение труб между собой и предотвращается их разъединение при возможных подвижках грунта, в котором уложен трубопровод. При этом труба более плотно соединена с раструбной частью, что, в свою очередь, обеспечивает более герметичное соединение железобетонных труб. Это позволяет предотвратить истечение сточной жидкости из трубопровода, а также проникновение корней растений в полость трубопровода.
Схема соединительного узла железобетонных канализационных труб представлена на фиг.1, на фиг.2 изображен раструб, на фиг.3 - раструб в разрезе, на фиг.4 - хвостовик, на фиг.5 - хвостовик в разрезе.
Соединительный узел состоит из раструба 1 одной трубы, снабженного гнездами 2, в которых сделаны выпуски арматуры 3. Хвостовик 4 другой трубы выполнен с выступами 5, в их гнезда выпущена арматура 6. Между соединяемыми трубами установлено уплотнение 7.
Соединительный узел работает следующим образом. В раструб 1 трубы вставляют хвостовик 4 присоединяемой трубы, при этом выпуски арматуры 3 и 6 совмещаются. Зазор между внутренней поверхностью раструба 1 и наружной поверхностью хвостовика 4 заполняют уплотнителем 7. Выпуски арматуры 3 и 6 соединяют между собой, после чего гнезда 2 заполняют цементно-песчаным раствором. Необходимость выпуска стержней арматуры стыкуемых труб обусловлена тем, что, соединенные между собой, они воспринимают растягивающие усилия не только в пределах одного звена, но и по всей длине трубопровода. Это позволяет предотвратить расстыковку труб в узле и их соединения между собой. В результате сточные воды, транспортируемые трубопроводом, не загрязняют грунтовое пространство в зоне пролегания, а корни растений лишены возможности проникновения через стыковые узлы между звеньями трубопровода в его полость к питательной среде. Это позволяет предотвратить нарушение режима движения сточных вод, уменьшение их транспортирующей способности и образование засорных пробок.
Рабочая арматура расположена в теле бетонного сечения трубы. При этом диаметры раструба и хвостовика стыкуемых труб не равны между собой. Этим обусловлена необходимость создания выступов с гнездами на хвостовике и гнезд на раструбе, где производится соединение арматурных стержней между собой.
Выпуски стержней арматуры сделаны симметрично и диаметрально противоположно. Количество выпусков арматуры зависит от диаметра трубы, расчетных нагрузок и составляет не менее одной пары.
Попарно симметричное расположение стержней арматуры объясняется необходимостью равномерного распределения нагрузки на рабочую арматуру трубопровода. Это позволяет предотвратить образование перекосов в соединительном узле и его разгерметизацию.
Стержни арматуры выпущены в гнезда выступов хвостовика, что обусловлено удобством создания защитного слоя из цементно-песчаного раствора для предотвращения коррозии арматуры.
Источники информации:
1. Калицун В. И. Основы гидравлики, водоснабжения и канализации.- М.: Изд-во литературы по строительству. 1972, с.202, рис.III.17.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМЕННЫЙ КЛАПАННЫЙ УЗЕЛ | 2000 |
|
RU2183781C2 |
СМЕННЫЙ КЛАПАННЫЙ УЗЕЛ | 2000 |
|
RU2178851C2 |
РЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ | 1991 |
|
RU2011482C1 |
СПОСОБ УЛАВЛИВАНИЯ ТОНКОДИСПЕРСНОЙ, ПНЕВМОКОНИОЗООПАСНОЙ ПЫЛИ В ГОРНОЙ ВЫРАБОТКЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2198295C2 |
РЕЗЕЦ | 1994 |
|
RU2078646C1 |
РЕЗЕЦ | 1994 |
|
RU2078647C1 |
КЛАПАН ПОПУТНОГО ДАВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2175044C2 |
РЕЗЕЦ | 1992 |
|
RU2036749C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ АККОМОДАЦИИ ГЛАЗА | 1993 |
|
RU2066970C1 |
ОТРЕЗНОЙ РЕЗЕЦ | 1995 |
|
RU2078648C1 |
Изобретение относится к системам трубопроводов. Технический результат заключается в предотвращении разъединения труб и повышении надежности канализационных трубопроводов. Узел содержит раструб, хвостовик и уплотнение. В раструбе выполнены гнезда. Хвостовик имеет выступы, в которых выполнены гнезда. При этом гнезда раструба и выступов хвостовика расположены попарно симметрично и диаметрально противоположно друг другу и в них сделаны выпуски стержней арматуры. Гнезда выступов хвостовика совмещены с гнездами раструба, в которых выпуски стержней арматуры соединены между собой. 5 ил.
Соединительный узел железобетонных канализационных труб, содержащий раструб, хвостовик и уплотнение, отличающийся тем, что в раструбе выполнены гнезда, хвостовик имеет выступы, в которых выполнены гнезда, при этом гнезда раструба и выступов хвостовика расположены попарно симметрично и диаметрально противоположно друг другу, в них сделаны выпуски стержней арматуры, а гнезда выступов хвостовика совмещены с гнездами раструба, в которых выпуски стержней арматуры соединены между собой.
КАЛИЦУН В.И | |||
и др | |||
Основы гидравлики, водоснабжения и канализации | |||
- М.: Издательство литературы по строительству, 1972, с.202-203, рис.III.17 | |||
0 |
|
SU155069A1 | |
Блокировочное соединение канализационных труб с возможностью их взаимного углового отклонения | 1975 |
|
SU745382A3 |
Способ сооружения раструбногоТРубОпРОВОдА | 1978 |
|
SU804797A1 |
Цифровое устройство для измерения длины проката | 1972 |
|
SU679786A1 |
DE 4141238 A1, 27.05.1992 | |||
ПЛИТА СБОРНОГО ПОКРЫТИЯ | 2001 |
|
RU2208081C2 |
КАЛИЦУН В.И | |||
и др | |||
Основы гидравлики, водоснабжения и канализации | |||
- М.: Издательство литературы по строительству, 1972 , с | |||
Система механической тяги | 1919 |
|
SU158A1 |
Авторы
Даты
2002-02-20—Публикация
2000-05-15—Подача