Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей наземного и авиационного назначений.
Известен компрессор газотурбинного двигателя, недостатком которого является низкий кпд компрессора вследствие увеличенных радиальных зазоров между периферийными торцами рабочих лопаток и рабочими кольцами компрессора, т.к. на рабочих кольцах отсутствует истираемое покрытие [1].
Наиболее близкой к заявляемой является конструкция компрессора газотурбинного двигателя, в которой для уменьшения радиальных зазоров между рабочими лопатками и внутренними поверхностями рабочих колец на последние наносят мягкое истираемое покрытие, например алюмографитовое [2].
Недостатком такой конструкции является снижение кпд компрессора с увеличением ресурса, т.к. мягкое покрытие с увеличением наработки двигателя подвергается износу из-за абразивного воздействия частиц либо в результате выветривания.
Для повышения экономичности компрессоры современных газотурбинных двигателей выполняются с большой степенью сжатия: например, суммарная степень сжатия компрессоров двигателя ПС-90А достигает 35, а температура воздуха на выходе из компрессора более 600oС. С увеличением давления воздуха возрастает концентрация посторонних частиц на единицу объема этого воздуха, и поэтому в компрессорах с высокой степенью сжатия возрастает абразивный износ поверхностей, особенно мягких истираемых покрытий. Кроме того, абразивному износу и выветриванию способствует высокая температура воздуха и высокие скорости в проточной части компрессора.
Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении кпд двигателя за счет уменьшения эрозионного износа истираемого покрытия рабочего кольца компрессора.
Сущность изобретения заключается в том, что в компрессоре газотурбинного двигателя с истираемым покрытием внутренней поверхности статорного рабочего кольца согласно изобретению за одно целое с рабочим кольцом со стороны входа в компрессор вне зоны возможного контакта с рабочей лопаткой выполнен защитный козырек, при этом
Δ1 = 0,1...0,3δ, Δ2 = 0,6...2δ,
где δ - радиальный зазор между периферийным торцем пера рабочей лопатки компрессора и внутренней поверхностью истирающегося покрытия рабочего кольца;
Δ1 - высота выступа истираемого покрытия рабочего кольца в проточную часть компрессора;
Δ2 - глубина утопания истираемого покрытия в рабочее кольцо.
Выступ Δ1 истираемого покрытия рабочего кольца в проточную часть компрессора выполнен для первоначальной приработки рабочей лопатки и истираемого покрытия и служит для компенсации искажения геометрии деталей при работе двигателя, например для парирования овализации рабочих колец статора на работающем двигателе.
При Δ1<0,1δ размер Δ1 будет недостаточен для парирования овализации рабочих колец статора на работающем двигателе, а при Δ1>0,3δ велика вероятность резкого ухудшения кпд компрессора, поскольку произойдет быстрый износ незащищенного гребешком покрытия, что приведет к увеличению радиального зазора и снижению кпд.
Величина глубины утопания покрытия в рабочее кольцо Δ2 была выбрана из расчета максимального врезания рабочей лопатки в истираемое покрытие в случае, например, экстренной остановки двигателя и сопровождающего ее интенсивного охлаждения наружных корпусов компрессора.
При Δ2<0,6δ глубина утопания покрытия может оказаться недостаточной при экстренной остановке двигателя, что приведет к заклиниванию ротора компрессора о его статор и их повреждению.
В случае Δ2>2δ толщина покрытия будет излишней, что послужит причиной его скалывания.
Выполнение защитного козырька за одно целое с рабочим кольцом со стороны входа в компрессор вне зоны возможного контакта с рабочей лопаткой позволяет исключать лобовое столкновение и динамическое воздействие посторонних частиц и струй воздуха с покрытием, существенно снижая износ покрытия.
На фиг. 1 показан продольный разрез компрессора заявляемой конструкции. На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.
Компрессор 1 газотурбинного двигателя состоит из статора 2 с рабочими кольцами 3 и направляющими аппаратами 4, а также из ротора 5 с рабочими лопатками 6. На внутренней поверхности 7 рабочих колец 3, на кольцевые или винтовые канавки 8 нанесено истираемое покрытие 9, например, на основе алюмографита.
Для уменьшения абразивного износа посторонними частицами 10 и выветривания покрытие 9 со стороны входа в компрессор, т.е. со стороны набегающего на рабочую лопатку воздушного потока 11, защищено козырьком 12, относительно внутренней поверхности 13 которого истираемое покрытие 9 выступает в сторону проточной части 14 компрессора 1 на величину Δ1 и утопает в рабочее кольцо 3 на глубину Δ2.
Защитный козырек 12 выполнен за одно целое с рабочим кольцом 3. Перо 15 рабочих лопаток 6 имеет периферийный торец 16, которым лопатка 6 может контактировать с покрытием 9 на рабочей длине зоны L. Защитный козырек 12 расположен вне зоны возможного контакта с рабочей лопаткой 6. Козырек 12 выполнен вне зоны L.
Устройство работает следующим образом.
При работе двигателя посторонние частицы 10, которые перемещаются вместе с воздушным потоком 11 по проточной части 14 компрессора 1, воздействуют на внутреннюю поверхность 17 истираемого покрытия 9 только по касательной. Козырек 12 защищает покрытие 9 от лобового столкновения частиц 10 и исключает скалывание этого покрытия 9. Кроме того, козырек 12 защищает покрытие 9 от дополнительного воздействия воздушного потока 11, учитывая, что скорость воздуха в проточной части 14 компрессора 1 может достигать 200 м/сек (720 км/час).
Кроме того, данная конструкция повышает надежность двигателя, т.к. исключает необходимость компенсации снижения кпд и тяги двигателя путем повышения температуры газа перед турбиной.
Источники информации
1. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1989, стр. 66, рис. 3.10.
2. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1989, стр. 122.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТУПЕНЬ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА | 2007 |
|
RU2347110C1 |
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2175404C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2414613C1 |
ВЕНТИЛЯТОР ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2239727C2 |
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2179647C2 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2324833C2 |
НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА | 1999 |
|
RU2168656C1 |
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2156381C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2204043C2 |
СТАТОР ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1992 |
|
RU2036333C1 |
Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей наземного и авиационного назначений и позволяет повысить кпд двигателя за счет уменьшения эрозионного износа истираемого покрытия рабочего кольца компрессора. Сущность изобретения: в компрессоре газотурбинного двигателя с истираемым покрытием внутренней поверхности статорного рабочего кольца за одно целое с рабочим кольцом со стороны входа в компрессор вне зоны возможного контакта с рабочей лопаткой выполнен защитный козырек, при этом Δ1 = 0,1...0,3δ, Δ2 = 0,6...2δ, где δ - радиальный зазор между периферийным торцем пера рабочей лопатки компрессора и внутренней поверхностью истирающегося покрытия рабочего кольца; Δ1 - высота выступа истираемого покрытия рабочего кольца в проточную часть компрессора; Δ2 - глубина утопания истираемого покрытия в рабочее кольцо. 2 ил.
Компрессор газотурбинного двигателя с истираемым покрытием внутренней поверхности статорного рабочего кольца, отличающийся тем, что за одно целое с рабочим кольцом со стороны входа в компрессор вне зоны возможного контакта с рабочей лопаткой выполнен защитный козырек, при этом
Δ1 = 0,1...0,3δ, Δ2 = 0,6...2δ,
где δ - радиальный зазор между периферийным торцем пера рабочей лопатки компрессора и внутренней поверхностью истираемого покрытия рабочего кольца;
Δ1 - высота выступа истираемого покрытия рабочего кольца в проточную часть компрессора;
Δ2 - глубина утопания истираемого покрытия в рабочее кольцо.
ВЬЮНОВ А.С | |||
Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей | |||
- М.: Машиностроение, 1989, с | |||
Схема обмотки ротора для пуска в ход индукционного двигателя без помощи реостата, с применением принципа противосоединения обмоток при трогании двигателя с места | 1922 |
|
SU122A1 |
СПОСОБ СБОРКИ МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ВИХРЕВОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2006683C1 |
СПОСОБ ЗАМЕНЫ ПОВРЕЖДЕННЫХ ЛОПАТОК РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1992 |
|
RU2034177C1 |
Способ волочения труб на короткой оправке | 1985 |
|
SU1294407A1 |
КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ ДЕГИДРОГЕНИЗАЦИИ ПАРАФИНА | 2003 |
|
RU2323043C2 |
US 4900221 A, 13.02.1990. |
Авторы
Даты
2002-07-27—Публикация
2000-09-18—Подача