Изобретение относится к криогенной технике, а именно к установкам сжижения природного газа, в частности метана, для газонаполнительных станций транспортных средств.
Известна установка сжижения природного газа, содержащая подающую и возвратную магистрали, компрессор высокого давления, первый и второй метановые противоточные теплообменники, первый и второй сепараторы, состоящие из газовой и жидкостной частей, первое и второе расширительные устройства, при этом первое расширительное устройство расположено между вторым метановым противоточным теплообменником и первым сепаратором, а второе расширительное устройство - между первым и вторым сепараторами (см. патент США 4147525, МПК F 25 J 3/06, 1979).
Недостатком указанной установки является низкая эффективность, сложность конструкции, низкая эксплуатационная надежность, взрыво- и пожароопасность из-за использования в качестве охлаждающего агента воздуха и снижение надежности из-за замерзания воды в теплообменниках.
Техническим результатом данного изобретения является повышение эффективности и экономичности установки для сжижения метана, снижение расхода энергии за счет использования кинетической энергии струи сжижаемого метана, обеспечение простоты конструкции, низкой стоимости, эксплуатационной надежности, долговечности и улучшения условий труда, техники безопасности работы обслуживающего персонала на газонаполнительных станциях транспортных средств, улучшение экологической обстановки за счет отсутствия выбросов метана в атмосферу и экономия метана.
Технический результат достигается тем, что установка сжижения метана, преимущественно, для газонаполнительной станции транспортных средств, содержит подающую и возвратную магистрали, компрессор высокого давления, первый и второй метановые противоточные теплообменники, первый и второй сепараторы, состоящие из газовой и жидкостной частей, первое и второе расширительные устройства, при этом первое расширительное устройство расположено между вторым метановым противоточным теплообменником и первым сепаратором, а второе расширительное устройство - между первым и вторым сепараторами, установка дополнительно снабжена независимым фреоновым рефрижераторным циклом, расположенным на подающей магистрали между первым и вторым метановыми противоточными теплообменниками и циркуляционной магистралью, первое расширительное устройство выполнено в виде эжектора, в котором осуществляют охлаждение метана при расширении до давления 5 атм с температуры не выше 210 К до не ниже 135 К или до давления 12 атм с температуры не выше 210 К до не ниже 154 К, возвратная магистраль начинается на газовой части первого сепаратора, проходит через второй и первый метановые противоточные теплообменники и соединяется со входом в компрессор высокого давления, а циркуляционная магистраль начинается на газовой части второго сепаратора и соединяется с приемной камерой эжектора, на циркуляционной магистрали установлены расходомер и регулирующая арматура, при этом по циркуляционной магистрали в приемную камеру эжектора возвращается газовая фаза метана в количестве не более 10% от общего количества метана, поступающего в сопло эжектора по подающей магистрали, установка дополнительно снабжена, по меньшей мере, одним устройством заправки транспортных средств.
Устройство заправки транспортных средств содержит раздаточную емкость с газовым выходом, по меньшей мере, один питающий трубопровод, заправочный трубопровод, рециркуляционные трубопроводы газовых выходов раздаточной емкости и метановой емкости транспортного средства, жидкостная часть второго сепаратора соединена питающим трубопроводом с раздаточной емкостью, раздаточная емкость выполнена с возможностью подключения к метановой емкости транспортного средства посредством заправочного трубопровода, а рециркуляционные трубопроводы газовых выходов раздаточной емкости и метановой емкости транспортного средства соединены с циркуляционной магистралью.
На чертеже изображена схема установки сжижения метана.
Установка сжижения метана, преимущественно, для газонаполнительной станции транспортных средств содержит подающую и возвратную магистрали 1 и 2, компрессор 3 высокого давления, первый и второй метановые противоточные теплообменники 4 и 5, первый и второй сепараторы 6 и 7, состоящие из газовой и жидкостной частей, первое расширительное устройство, выполненное в виде эжектора 8, второе расширительное устройство, выполненное в виде дросселя 9, при этом эжектор 8 расположен между вторым метановым противоточным теплообменником 5 и первым сепаратором 6, а дроссель 9 - между первым и вторым сепараторами 6 и 7, установка дополнительно снабжена независимым фреоновым рефрижераторным циклом, содержащим испаритель 10, расположенный на подающей магистрали 1 между первым и вторым метановыми противоточными теплообменниками 4 и 5 и циркуляционной магистралью 11. В эжекторе 8 осуществляют охлаждение метана при расширении до давления 5 атм с температуры не выше 210 К до не ниже 135 К или до давления 12 атм с температуры не выше 210 К до не ниже 154 К. Возвратная магистраль 2 начинается на газовой части первого сепаратора 6, проходит через второй и первый метановые противоточные теплообменники 5 и 4 и соединяется со входом в компрессор 3 высокого давления, а циркуляционная магистраль 11 начинается на газовой части второго сепаратора 7 и соединяется с приемной камерой эжектора 8. На циркуляционной магистрали 11 установлены расходомер 12 и регулирующая арматура (позиция на схеме не показана), при этом по циркуляционной магистрали 11 в приемную камеру эжектора 8 возвращают газовую фазу метана в количестве не более 10% по массе от общего количества метана, поступающего в сопло эжектора 8 по подающей магистрали 1.
Установка дополнительно снабжена, по меньшей мере, одним устройством заправки транспортных средств. Устройство заправки транспортных средств содержит раздаточную емкость 13 с газовым выходом, по меньшей мере, один питающий трубопровод 14, заправочный трубопровод 15, рециркуляционные трубопроводы 16 и 17 газовых выходов раздаточной емкости 13 и метановой емкости 18 транспортного средства, жидкостная часть второго сепаратора 7 соединена питающим трубопроводом 14 с раздаточной емкостью 13, раздаточная емкость 13 выполнена с возможностью подключения к метановой емкости 18 транспортного средства посредством заправочного трубопровода 15, а рециркуляционные трубопроводы 16 и 17 газовых выходов раздаточной емкости 13 и метановой емкости 18 транспортного средства соединены с циркуляционной магистралью 11. При необходимости и для повышения удобства эксплуатации на питающих и заправочном трубопроводах 14 и 15 могут быть установлены подающие насосы 19 и 20 и расходомеры (на чертеже не показаны).
Установка работает следующим образом.
Метан, поступающий из газовой магистрали низкого давления, сжимают в компрессоре 3 до давления 250 атм и частично охлаждают. Температура на выходе из компрессора равна примерно 300 К. Затем метан по подающей магистрали 1 направляют в первый метановый противоточный теплообменник 4, где охлаждают до температуры, равной около 280 К, за счет теплообмена с обратным потоком газообразного холодного метана, после указанного теплообменника метан дополнительно охлаждают в испарителе 10 до температуры, равной 238 К, за счет кипения жидкого фреона.
Фреоновые охлаждающие машины и рефрижераторные циклы взрыво- и пожаробезопасны, имеют высокие удельные характеристики охлаждения. Даже при больших концентрациях в воздухе, наиболее часто используемых фреонов, они безопасны для обслуживающего персонала, т.к. не токсичны, совершенно не воспламеняются и не взрывоопасны. При наличии утечек метана в рефрижераторный цикл, поскольку разница давлений в испарителе 10 и в подающей магистрали 1 очень велика (более 200 атм), он не будет образовывать взрыво- и пожароопасных смесей с фреоном. Холодильная машина фреонового рефрижераторного цикла высокоэффективна, надежна и проста в эксплуатации. Поэтому изобретение позволяет повысить безопасность, эксплуатационную надежность и упростить условия эксплуатации установки.
После испарителя 10 метан направляют во второй метановый противоточный теплообменник 5, где охлаждают до температуры не более 210 К обратным потоком газообразного метана. Затем метан направляют в эжектор 8, где происходят охлаждение метана при расширении и смешении с циркулирующей газовой фазой до температуры, равной 135 или 154 К, и снижение давления до 5 или 12 атм соответственно. За счет использования кинетической энергии струи эжектора 8 происходит компримирование циркуляционной части потока метана до давления в возвратной магистрали 2, чем повышаются эффективность и экономичность ожижения метана.
Из эжектора 8 метан поступает в первый сепаратор 6, где происходит его разделение на ожиженную и газовые фазы, при этом из газовой части сепаратора 6 газовую фазу возвращают в цикл ожижения на вход компрессора 3 высокого давления через второй и первый метановые противоточные теплообменники 5 и 4, а ожиженная фаза поступает в дроссель 9, где происходит снижение давления до 3 атм, после чего сжиженный метан направляют во второй сепаратор 7, из газовой части которого газовую фазу метана по циркуляционной магистрали 11 подают в приемную камеру эжектора 8 в количестве, равном не более 10% от общего количества метана, подаваемого в сопло эжектора 8 после второго метанового противоточного теплообменника 5, при этом расход метана определяется показаниями расходомера 12, а регулирование осуществляется с помощью общеизвестной регулирующей арматуры (позиция на схеме не показана). Ожиженный метан из жидкостной части сепаратора 7 по питающему трубопроводу 14 направляют в раздаточную емкость 13, а посредством заправочных трубопроводов 15 осуществляют заправку транспортных средств сжиженным метаном. Газообразный метан из раздаточной емкости 13 и метановой емкости 18 транспортного средства по рециркуляционным трубопроводам 16 и 17 направляют в циркуляционную магистраль 11 эжектора 8, возвращая в цикл ожижения.
Постоянная откачка эжектором 8 метана через рециркуляционные трубопроводы 16 и 17 из газовых выходов раздаточной емкости 13 и метановой емкости 18 транспортного средства предотвращает возможность критического увеличения давления в них, что повышает безопасность работы установки и снижает вероятность выбросов метана в атмосферу при заправке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СЖИЖЕНИЯ МЕТАНА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2001 |
|
RU2180081C1 |
Способ удаления тяжелых углеводородов при сжижении природного газа и устройство для его осуществления | 2017 |
|
RU2640050C1 |
СПОСОБ СЖИЖЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2023 |
|
RU2808708C1 |
СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ НИЗКОКИПЯЩИХ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДНОГО ГАЗА ПРИ ЕГО СЖИЖЕНИИ В ЗАМКНУТОМ КОНТУРЕ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2355959C1 |
УСТАНОВКА СЖИЖЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА | 2011 |
|
RU2495341C2 |
ХОЛОДНАЯ СВЕЧА | 2001 |
|
RU2206833C1 |
ДРЕНАЖНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХОЛОДНЫХ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО, ГОРЮЧИХ ГАЗОВ | 2001 |
|
RU2206832C1 |
СПОСОБ СЖИЖЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА НА АВТОГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ | 2005 |
|
RU2295678C2 |
СПОСОБ СЖИЖЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА | 2004 |
|
RU2258186C1 |
Комплекс сжижения природного газа с модулем удаления инертов (варианты) | 2019 |
|
RU2715805C1 |
Изобретение относится к криогенной технике, а именно к установкам сжижения природного газа, в частности метана, для газонаполнительных станций транспортных средств. Установка содержит подающую и возвратную магистрали, компрессор высокого давления, первый и второй метановые противоточные теплообменники, первый и второй сепараторы, состоящие из газовой и жидкостной частей, первое и второе расширительные устройства, при этом первое расширительное устройство расположено между вторым метановым противоточным теплообменником и первым сепаратором, а второе расширительное устройство - между первым и вторым сепараторами, установка дополнительно снабжена независимым фреоновым рефрижераторным циклом, расположенным на подающей магистрали между первым и вторым метановыми противоточными теплообменниками и циркуляционной магистралью, первое расширительное устройство выполнено в виде эжектора, в котором осуществляют охлаждение метана при расширении до давления 5 атм или 12 атм с температуры не более 210 К до 135 К или 154 К соответственно, возвратная магистраль начинается на газовой части первого сепаратора, проходит через второй и первый метановые противоточные теплообменники и соединяется с входом в компрессор высокого давления, а циркуляционная магистраль начинается на газовой части второго сепаратора и соединяется с приемной камерой эжектора, на циркуляционной магистрали установлены расходомер и регулирующая арматура, при этом по циркуляционной магистрали в приемную камеру эжектора возвращается газовая фаза метана в количестве не более 10% от общего количества метана, поступающего в сопло эжектора по подающей магистрали, установка дополнительно снабжена по меньшей мере одним устройством заправки транспортных средств. Техническим результатом данного изобретения является повышение эффективности и экономичности установки для сжижения метана, снижение расхода энергии за счет использования кинетической энергии струи сжижаемого метана, обеспечение простоты конструкции, низкой стоимости, эксплуатационной надежности, долговечности и улучшения условий труда, техники безопасности работы обслуживающего персонала на газонаполнительных станциях транспортных средств, улучшение экологической обстановки за счет отсутствия выбросов метана в атмосферу и экономия метана. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
US 4147525, 03.04.1979 | |||
Способ сжижения газа | 1988 |
|
SU1576813A1 |
SU 690255 A, 08.10.1979 | |||
СПОСОБ БЕСШОВНОГО СОЕДИНЕНИЯ ТКАНЕЙ РАНЫ ПРИ КОЖНО-ПЛАСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ | 2000 |
|
RU2162298C1 |
Устройство для прижима приборов в скважине | 1984 |
|
SU1208202A1 |
Авторы
Даты
2002-02-27—Публикация
2001-06-07—Подача