Изобретение относится к области защиты металлических поверхностей от трения и коррозии, в частности стальных канатов из проволоки без покрытия в процессе их изготовления и эксплуатации.
Известна смазка "Эласкон" (Германия) на основе высоковязких продуктов нефтепереработки с добавками ингибиторов и стабилизаторов (рекламный листок).
Недостатками ее являются высокая стоимость и недостаточная адгезия на стальных канатах.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является смазка "Торсиол" [ГОСТ 20458-89], включающая нефтяные масла И-20А и ЦН-6, церезин и торфяные и буроугольные воски.
Недостатками этой смазки являются неудовлетворительные низкотемпературные свойства, недостаточная адгезия на стальных канатах, сложность регулирования составом температуры каплепадения.
Задачей изобретения является создание смазки с хорошими низкотемпературными свойствами и адгезией, эластичной в широком интервале температур.
Технический результат достигается тем, что смазка для стальных канатов содержит нефтяной битум, атактический полипропилен (АПП), синтетические жирные кислоты, гидроксид натрия и нефтяной мазут при следующих соотношениях компонентов, маc.%:
Битум нефтяной - 20-30
Атактический полипропилен - 8-12
Синтетические жирные кислоты - 4-6
Гидроксид натрия - 0,4-0,6
Мазут нефтяной - Остальное
Для приготовления смазки используют следующие реагенты: битум нефтяной ГОСТ 10585-75, атактический полипропилен ТУ 6-05-190281, синтетические жирные кислоты ТУ 38.1071231-89, гидроксид натрия ГОСТ 2263-79, мазут нефтяной ГОСТ 10585-75.
Нефтяной битум обеспечивает высокую адгезию к поверхностям канатов, химическую стабильность и атмосферостойкость. Соли жирных кислот способствуют структурированию смесей на основе мазута и битума. Введение АПП повышает адгезионную способность смазки и улучшает реологические свойства за счет расширения температурного интервала высокоэластичности, т.е. уменьшает хрупкость смазки при низких температурах.
Нефтяной мазут является растворителем, что обусловлено высокой (более 150oС) температурой кипения, а следовательно, пониженной летучестью органических компонентов.
Примеры конкретного выполнения
Пример 1. 59,5 кг (59,5%) мазута заливают в обогреваемую емкость, нагревают до 140oС и перемешивают в течение 1 часа для удаления воды. Затем вводят 5 кг (5%) синтетических жирных кислот и перемешивают в течение 0,5 часа. 0,5 кг (0,5%) гидроксида натрия вводят в измельченном состоянии небольшими порциями в течение 0,5 часа. Затем добавляют последовательно 25 кг (25%) битума и 10 кг (10%) АПП. Процесс перемешивания при 140oС продолжают еще в течение 1 часа.
Готовую смазку охлаждают естественным путем и выгружают. Характеристики смазки приведены в таблице.
Примеры 2-7 аналогичны примеру 1. Данные приведены в таблице.
Смазка образует на канате эластичную пленку смазки, прочно держащуюся на канате даже при больших колебаниях температуры, хорошо сохраняет свойства при сильном механическом воздействии и при низких температурах. Она не содержит легколетучих и токсичных добавок.
Таким образом, предлагаемая смазка обеспечивает защиту стальных канатов от коррозии, уменьшает трение отдельных нитей проволоки между собой, что, в конечном счете, повышает срок службы канатов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АДСОРБЕНТ ДЛЯ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ И ПОЧВЫ ОТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ | 1991 |
|
RU2036719C1 |
УГЛЕВОДОРОДНАЯ СМАЗКА ДЛЯ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ | 2016 |
|
RU2620082C1 |
СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ, СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ, ЭМУЛЬСИОННАЯ СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 1993 |
|
RU2083645C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СОРБЕНТА НЕФТЕПРОДУКТОВ | 1993 |
|
RU2071828C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО БИТУМА | 2002 |
|
RU2215773C1 |
Способ получения битумно-полимерного вяжущего | 1987 |
|
SU1479476A1 |
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2004 |
|
RU2258079C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТИМУЛЯТОРА РОСТА РАСТЕНИЙ | 1993 |
|
RU2083108C1 |
Состав для временной изоляции пластов | 1989 |
|
SU1745891A1 |
АДСОРБЕНТ ДЛЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ | 1992 |
|
RU2032459C1 |
Изобретение относится к области защиты металлических поверхностей от трения и коррозии, в частности стальных канатов из проволоки без покрытия в процессе их изготовления и эксплуатации. Технический результат - смазка с хорошими низкотемпературными свойствами, адгезией, эластичностью. Смазка для стальных канатов содержит битум нефтяной, атактический полипропилен, синтетические жирные кислоты, гидроксид натрия и мазут нефтяной при следующих соотношениях компонентов, маc.%: битум нефтяной 20-30; атактический полипропилен 8-12; синтетические жирные кислоты 4-6; гидроксид натрия 0,4-0,6; мазут нефтяной - остальное. 1 табл.
Смазка для стальных канатов на основе нефтепереработки, отличающаяся тем, что она содержит битум нефтяной, атактический полипропилен, синтетические жирные кислоты, гидроксид натрия и мазут нефтяной при следующих соотношениях компонентов, маc. %:
Битум нефтяной - 20 - 30
Атактический полипропилен - 8 - 12
Синтетические жирные кислоты - 4 - 6
Гидроксид натрия - 0,4 - 0,6
Мазут нефтяной - Остальное
Смазка для стальных канатов | 1979 |
|
SU859430A1 |
СМАЗКА ДЛЯ КАНАТОВ | 0 |
|
SU218363A1 |
Антифрикционная смазочная композиция | 1990 |
|
SU1731790A1 |
Авторы
Даты
2002-03-20—Публикация
2000-03-27—Подача