Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к составам углеводородных смазок, применяемых для смазывания стальных канатов при их изготовлении.
Известна канатная смазка Торсиол-35Б, содержащая смесь нефтяных масел, загущенную церезином, буроугольный воск и окисленный петролатум (Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник. Под ред. В.М. Школьникова, 1999 г., с. 349).
Недостатком смазки Торсиол-35Б является использование дорогих и дефицитных компонентов, а также низкие эксплуатационные показатели - температура каплепадения, адгезия, температура сползания.
Известна также смазка для стальных канатов, содержащая, % масс.: битум нефтяной 20-30, атактический полипропилен 8-12, синтетические жирные кислоты 4-6, гидроксид натрия 0,4-0,6 и мазут нефтяной - остальное (патент РФ №2180672, 2002 г.).
Данный состав имеет недостаточные эксплуатационные, особенно низкотемпературные и противоизносные, свойства.
Наиболее близкой к предлагаемому составу является канатная смазка, которая содержит, % масс.: пластификатор ПН-6к - 15-25, амид цероксона - 3-7, органическую часть асфальтосмолисто-парафиновых отложений (АСПО), образующихся в результате перекачки нефти в трубах и при хранении в резервуарах, утилизируемых ранее как отход, - 20-40, нефтяное масло до 100 (патент РФ №2185424, 2002 г.).
Недостатком данной смазки является низкая температура каплепадения, сложная в аппаратурном оформлении процедура выделения органической части асфальтосмолисто-парафиновых отложений, а также использование дефицитного продукта - амида цероксона.
Задачей изобретения является разработка углеводородной смазки для стальных канатов, содержащей доступные сырьевые компоненты, повышение ее температуры каплепадения, а также снижение себестоимости смазки за счет упрощения технологии получения.
Для решения поставленной задачи предлагается углеводородная смазка для стальных канатов, содержащая минеральное масло, пластификатор нефтяной, а также нефтяной отход, которая отличается тем, что в качестве пластификатора нефтяного включает пластификатор ПН-6ш, в качестве нефтяного отхода содержит осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, а также дополнительно включает полиэтиленовый воск, при следующем соотношении компонентов, % масс.:
В составе смазки используются следующие компоненты.
В качестве пластификатора нефтяного используют пластификатор ПН-6ш по ТУ 38 101217-99 изм. 1-2 с кинематической вязкостью при 100°С - 32,9 мм2/с, температурой вспышки 252°С.
Используют полиэтиленовый воск ПВ-200 по ТУ 6-203499-92 с температурой каплепадения ≥103°С, вязкостью расплава при 140°С - 180-300 Па⋅с⋅103.
Используют нефтяной отход - осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, представляющий собой пластифицированный парафин с высокомолекулярными гетероциклическими соединениями (ПВГС).
ПВГС используют в качестве загустителя.
ПВГС имеет следующий структурно-групповой химический состав, % масс.:
Физико-химические свойства ПВГС:
В качестве минерального масла используют масло И-20А по ГОСТ 20799-88 или смесь индустриальных масел с вязкостью при 40°С - 41-51 мм2/с
Смазку получают путем компаундирования всех компонентов, их термомеханической обработки в обогреваемом аппарате с перемешивающим устройством, последующей выдержки при температуре 100±5°С и дальнейшего охлаждения в тонком слое.
Для иллюстрации предлагаемого технического решения было приготовлено 3 образца смазки (таблица 1). Для определения эффективности полученные образцы оценивались по физико-химическим и эксплуатационным свойствам.
Результаты испытаний полученных образцов приведены в таблице 2.
Как видно из табл. 2, предлагаемая углеводородная смазка для стальных канатов превосходит прототип по температуре каплепадения, при этом показатель работоспособности на четырехшариковой машине трения (диаметр пятна износа) находится на уровне прототипа.
Для оценки защитных способностей образцы предлагаемой смазки наносили на стальные (Ст3) пластины. Испытания проводили в климатической камере Г-4 при влажности 98-100% и при следующем температурном режиме - 8 часов при температуре 40°С и 16 часов при температуре 20°С в течение 30 циклов. Следов коррозии не обнаружено.
Также в составе смазки нет дефицитных продуктов, а содержатся доступные сырьевые компоненты, причем используемый ПВГС является нефтяным отходом и не требует дополнительной обработки, сложной в аппаратурном оформлении, таким образом, снижаются затраты на изготовление смазочного состава.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАЩИТНЫЙ ВОСК | 2016 |
|
RU2621048C1 |
КАНАТНАЯ СМАЗКА | 2000 |
|
RU2185424C1 |
КОНСЕРВАЦИОННАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕХАНИЗМОВ И ПРИБОРОВ | 2016 |
|
RU2621186C1 |
АНТИКОРРОЗИОННАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ЗАЩИТЫ КЛЕММ АККУМУЛЯТОРОВ И МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ | 2016 |
|
RU2620081C1 |
КОНСЕРВАЦИОННАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ МАШИН | 2016 |
|
RU2621046C1 |
Канатная смазка | 1983 |
|
SU1126596A1 |
СМАЗКА ДЛЯ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ | 2000 |
|
RU2180672C2 |
СПОСОБ КОНСЕРВАЦИИ ВЫСОКОПРОЧНЫХ КРЕПЕЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ С ФОРМИРОВАНИЕМ БОЛТОКОМПЛЕКТОВ | 2009 |
|
RU2412281C2 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ | 1994 |
|
RU2080357C1 |
Пластичная смазка для спуска судов со стапелей | 1982 |
|
SU1027192A1 |
Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к составам углеводородных смазок, применяемых для смазывания стальных канатов при их изготовлении. Предлагается углеводородная смазка для стальных канатов, содержащая минеральное масло, пластификатор нефтяной, а также нефтяной отход, которая отличается тем, что в качестве пластификатора нефтяного включает пластификатор ПН-6ш, в качестве нефтяного отхода содержит осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, а также дополнительно включает полиэтиленовый воск, при следующем соотношении компонентов, % масс.: пластификатор нефтяной ПН-6ш 25-30, осадок, образующийся на стенках трубопроводов, при транспортировке нефти 25-35, полиэтиленовый воск 3-5, минеральное масло остальное. Предлагаемая углеводородная смазка для стальных канатов превосходит прототип по температуре каплепадения, при этом показатель работоспособности на четырехшариковой машине трения (диаметр пятна износа) находится на уровне прототипа. Также в составе смазки нет дефицитных продуктов, а содержатся доступные сырьевые компоненты, причем используемый ПВГС является нефтяным отходом и не требует дополнительной обработки, сложной в аппаратурном оформлении, таким образом, снижаются затраты на изготовление смазочного состава. 2 табл.
Углеводородная смазка для стальных канатов, содержащая минеральное масло, пластификатор нефтяной, а также нефтяной отход, отличающаяся тем, что в качестве пластификатора нефтяного содержит пластификатор ПН-6ш, в качестве нефтяного отхода - осадок, образующийся на стенках трубопроводов при транспортировке нефти, а также дополнительно включает полиэтиленовый воск, при следующем соотношении компонентов, % масс.:
КАНАТНАЯ СМАЗКА | 2000 |
|
RU2185424C1 |
СМАЗКА ДЛЯ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ | 2000 |
|
RU2180672C2 |
Смазка для стальных канатов | 1989 |
|
SU1663020A1 |
RU 94039509 A1, 10.08.1996 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Синицын В.В | |||
Пластичные смазки в СССР | |||
- М.: Химия, 1984, с.144-147. |
Авторы
Даты
2017-05-23—Публикация
2016-07-19—Подача