Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к асфальтоходным гусеничным лентам транспортных средств.
Известно звено гусеницы транспортного средства с беговой дорожкой и поперечными пазами с противоположной стороны, в которое установлен опорный элемент, содержащий две пластины, между которыми находится резиновый слой. Одна пластина имеет соединенный с ней асфальтоходный элемент, взаимодействующий с грунтом. Поперечные выступающие фланцы на этой пластине асфальтоходного элемента образуют детали, взаимодействующие с пазами зацепов звена. Другая пластина снабжена упругой защелкой, входящей в выемку звена при полной установке съемного опорного элемента в звено (пат. США 3520574, В 62 D 55/26, 1967 г.).
Недостатком известного звена гусеницы является сравнительно большая высота звена, обусловленная расположенным между пластинами резиновым слоем, а следовательно, и гусеницы при одинаковой изнашиваемой высоте рабочей части съемного опорного элемента. Другой недостаток заключается в недостаточно надежной фиксации съемного опорного элемента в поперечном направлении, приводящем в ряде случаев к его выпадению, в особенности при повороте транспортного средства. Здесь и далее по тексту под поперечным направлением понимается направление, перпендикулярное движению гусеницы в обводе; продольным - направление движения гусеницы в обводе.
Известно гусеничное звено с заменяемой накладкой, содержащее каркас с объединенной беговой поверхностью и углублением с противоположной стороны, съемную накладку с эластичной опорной поверхностью, установленную в углублении звена, причем по меньшей мере одна из боковых поверхностей каркаса и звена выполнены взаимодействующими и связаны фиксирующим запорным элементом. При этом запорный элемент выполнен в виде пальца, вставленного в отверстие, в боковой поверхности звена и отгибаемом крае каркаса, взаимодействующего своей цилиндрической частью с поверхностью отверстия звена с одной стороны и поверхностью отверстия в отогнутом крае каркаса накладки - с другой. От выпадения из упомянутых отверстий палец зафиксирован с внутренней стороны пружинным разрезным кольцом, а со стороны торца звена - опорным буртиком. При этом опорный буртик снабжен канавкой, обеспечивающей срезание его при замене накладки, сопровождающейся выбиванием пальца (свидетельство РФ на полезную модель 7081, В 62 D 55/28 от 14.01.97 г.).
Недостатком указанного звена является то, что запорный палец установлен в боковой поверхности звена консольно. За счет действия сил на палец со стороны заменяемой накладки, а также из-за наличия запоров между отверстием в боковой поверхности звена и наружного диаметра кольца у последнего возникают колебательные движения (перекос пальца), что обуславливает его интенсивный износ и вызывает шум и вибрацию от соприкосновения каркаса накладки с посадочным местом в звене при наезде опорных катков на звенья гусеницы.
Другой недостаток такой фиксации заключается в следующем. При перекосах пальца в эксплуатации при работе трака в гусеничной ленте происходит его защемление и изгиб кромки опорного буртика. А так как палец должен быть прочным, то защемление вызывает появление трещин в зоне ослабляющей канавки и последующий отлом опорного буртика, что приводит к выпадению пальца из отверстий с последующим выпадением съемной накладки из звена.
Известен способ сборки звена гусеницы транспортного средства по свидетельству РФ на полезную модель 7081, В 62 D 55/28 от 14.01.97 г., при котором съемную эластичную накладку помещают отгибаемыми краями в углубление звена до совпадения отверстий каркаса звена с отверстиями отгибаемых краев накладки. В эти совмещенные отверстия вводят фиксирующий палец, в проточки которого и устанавливают разрезное пружинное кольцо, фиксируя накладку.
Данный способ применим при наличии зазоров, позволяющих совместить оси отверстий при установке пальца, а также при отсутствии промежуточных упругих элементов, смещающих (за счет упругих сил) оси отверстий звена и каркаса.
Предлагаемым изобретением решаются задачи: увеличение надежности крепления съемных асфальтоходных накладок, а также уменьшение шума и вибрации во время эксплуатации за счет обеспечения упругофиксированного положения съемной накладки.
Для получения такого технического результата в траке гусеницы транспортного средства, содержащем по меньшей мере одно звено с беговой дорожкой и углублением с противоположной стороны, съемную, установленную в зоне углубления на посадочном месте заменяемую накладку с металлическим пластинчатым каркасом и эластичной опорной поверхностью, обращенной к дорожному полотну, и устройства крепления съемной накладки, пластина каркаса снабжена в зонах продольных торцов внутренним Г-образным зацепом у одного торца и проушиной с центральным отверстием у другого торца, а на звене на внутренней боковой поверхности выполнен ответный выступ под упомянутый зацеп, а на внешней стороне в торцовой поверхности - ответный паз под проушину и перпендикулярно расположенное сквозное центральное отверстие, при этом пластина каркаса ограничена замкнутым буртом с боковых поверхностей, оперта на посадочном месте через эластичные разнесенные демпфирующие пластины и зафиксирована от выпадения выступом Г-образного зацепа и фиксирующим пальцем, проходящим через отверстия проушины и звена, при этом палец выполнен с упорной конусной головкой у основания, центральным коническим углублением в торце со стороны конусной головки и обратным пружинным разрезным пальцем, размещенным в зоне хвостовика.
Эластичные пластины размещены в пазах, выполненных в звене на посадочном месте у буртов вдоль поперечных боковых поверхностей звена, и установлены с выступанием части эластичной пластины над горизонтальной плоскостью посадочного места.
При этом фиксированный палец выполнен из металла с вязкими свойствами, например из никелесодержащей стали.
Анализ основных отличительных признаков изобретения показал, что
- установка фиксирующего пальца в отверстие во внешний стороне звена на две опорные поверхности, образованные стенкой звена и пазом под проушину, и проходящим через отверстие проушины каркаса, исключает перекос его при работе гусеницы, позволяет устранить защемление у основания пальца при эксплуатации трака, что увеличивает срок службы фиксирующего пальца и, в свою очередь, обеспечивает надежность крепления заменяемой накладки;
- наличие Г-образного зацепа способствует надежной фиксации съемной накладки в противоположной (внутренней) стенке звена;
- наличие эластичных демпфирующих пластин устраняет зазоры в сопрягаемых элементах и обеспечивает упругое взаимодействие пластины каркаса с установочным местом звена, что снижает вибрации и шум при работе траков гусеницы и обеспечивает упругофиксированное положение сменной накладки, кроме того, упругая установка накладки снижает образование вырывов на эластичной опорной поверхности, обращенной к дорожному полотну, при движении на участках дороги с наличием щебня и тем самым повышает ее долговечность;
- выполнение фиксирующего пальца с конусной головкой и центральным коническим углублением на головке снижает вероятность образования трещин (микротрещин) в переходной зоне. Этому же способствует выполнение пальца из стали с вязкими свойствами;
- наличие разрезного пружинного кольца в хвостовой части пальца предохраняет его от выпадения.
При известных способах сборки трака гусеницы транспортных средств упругие пластины не позволяют каркасу съемной части накладки при ее установке занять положенное упругофиксированное положение на посадочном месте звена. В этой связи предложен способ сборки в реальных условиях эксплуатации, включающий установку каркаса Г-образным зацепом на выступе звена, последующую установку струбцины с опиранием ее на эластичную поверхность накладки в зоне проушины одной опорной поверхностью, а другой опорной поверхностью - на беговую дорожку звена, затем, используя металлическую пластину каркаса накладки в качестве рычага, поджатие выступающих частей эластичных пластин каркаса до совмещения оси отверстия проушины с осью отверстия в звене и последующую установку фиксирующего пальца хвостовиком в отверстие, а затем досылку его в рабочее положение, используя коническое углубление со стороны конусной головки.
Предложенный способ сборки трака может быть осуществлен в дорожно-полевых условиях непосредственно на самом транспортном средстве без разборки гусеницы.
Предлагаемые изобретения иллюстрируются чертежами, где показано:
на фиг.1 - общий вид трака гусеницы транспортного средства;
на фиг.2 - звено трака с заменяемой накладкой и фиксирующим пальцем, вид А на фиг. 1;
на фиг.3 - поперечное сечение звена по Б-Б на фиг.1;
на фиг.4 - вид на съемную накладку со стороны зацепа, вид В на фиг.2;
на фиг.5 - поперечное сечение звена трака по Г-Г на фиг.7;
на фиг.6 - узел соединения звена и съемной накладки, вид Д на фиг.2;
на фиг.7 - звено трака до установки съемной накладки, вид Е на фиг.5;
на фиг.8 - установка струбцины при сборке трака.
Трак гусеницы транспортного средства включает звенья 1 (см. фиг.1), соединенные между собой обрезиненными пальцами 2, запрессованными в отверстия звеньев 1. Каждое звено выполнено с беговой дорожкой 3 (фиг.2, 3) и углублением 4 с противоположной стороны. В зоне углубления 4 на посадочном месте 5 установлена съемная заменяемая накладка 6 с металлическим пластинчатым каркасом 7 (фиг.4) и эластичной опорной поверхностью 8, обращенной к дорожному полотну. Посадочное место 5 образовано опорной плоскостью 9 и выступающим по всему периметру звена горизонтальным буртом 10. Пластина каркаса 7 снабжена внутренним Г-образным зацепом 11 у одного торца и проушиной 12 с центральным отверстием 13, имеющим коническую цековку 14, - у другого торца (см. фиг.4, 5, 6). На боковой внутренней поверхности звена 1 со стороны углубления 4 выполнен выступ 15 под зацеп 11, а на другой внешней стороне в торце выполнен ответный паз 16 проушины 12 заменяемой накладки 6. Паз 16 образует в торце звена разнесенные опоры 17 и 18, в которых выполнены сквозные центральные отверстия 19 и 20 с направляющей цековкой 21 и цековкой 22 под фиксирующий палец 23 (фиг.6). Палец 23 оборудован упорной конусной головкой 24 у основания и центральным коническим углублением 25, выполненным в торце конусной головки 24. В зоне хвостовика пальца 23 в проточке 26 установлено пружинное разрезное кольцо 27, зафиксированное в пальце 23 буртиком 28 проточки 26. При сборке конусная головка 24 внешней поверхностью Ж упирается в конусную цековку 22 отверстия 20 опоры 18 и фиксирует палец 23 в отверстиях 13, 19 и 20 от его перемещения вовнутрь звена 1. Конусные цековки 14 и 21 служат для обеспечения сжатия разрезного пружинного кольца 27 пальца 23 при прохождении через отверстия 13, 19. Кольцо 27 служит для фиксации пальца 23 в отверстиях 13, 19, 20 от перемещения наружу из звена 1. На посадочном месте 5 звена вдоль поперечных боковых поверхностей у буртов 10 (фиг.7) выполнены пазы 29, в которых размещены эластичные демпфирующие пластины 30. Пластины 30 имеют высоту h1 большую, чем глубина паза 29 h2, и поэтому выступают над горизонтальной плоскостью посадочного места 5 (фиг.5).
Работа.
При движении транспортного гусеничного средства в свободной ветви гусеничного обода от действия центробежных сил съемная накладка 6 фиксируется в звене пальцем 23 и зацепом 11 и может переместиться с посадочного места 5 только на величину зазора. Попадая под опорный каток, она вновь поджимается к плоскости рабочего места. Наличие выступающих над посадочным местом 5 эластичных пластин 30 обеспечивает более плавное взаимодействие каркаса 7 накладки и посадочного места 5, снижает шум, что подтверждается экспериментальным опробыванием. При повороте транспортного средства в любую из сторон замыкание силовых факторов, воздействующих на съемную накладку 6, происходит через торцы каркаса 7 на буртик 10 звена, обеспечивая надежность фиксации накладки 6 в горизонтальном направлении. При этом не происходит подворот кольца 23 и его защемление из-за наличия двух опор 17, 18 в торце звена, и резко снижаются нагрузки на упорную конусную головку 24 пальца 23, к тому же силы, воспринимаемые конической головкой 24 пальца 23, переходят из разряда срезающих головку 24 в растягивающие, чем снижается напряженное состояние в головке, а выполнение пальца 23 из стали с вязкими свойствами исключает образование трещин в зоне перехода от цилиндрической части в коническую. В то же время при замене съемной накладки, когда происходит выбивание пальца 23, осевого усилия достаточно, чтобы подмять его коническую головку 24 до цилиндрической формы и задвинуть палец вовнутрь, рассоединив тем самым звено 1 и каркас 7 съемной части накладки 6.
Сборка трака гусеницы показана на фиг.8 и осуществляется следующим образом.
Каркас 7 съемной заменяемой накладки 6 устанавливают Г-образным зацепом 11 на выступе 15 звена 1. После этого накладку 6 задвигают до упора на посадочное место 5. Затем устанавливают струбцину 31, опирая ее на эластичную опорную поверхность 8 накладки 6 в зоне проушины 12 одной опорной поверхностью 32, а другой опорной поверхностью 33 - на беговую дорожку 3 звена 1 и, используя металлическую пластину каркаса 7 в качестве рычага, поджимают выступающие части эластичных демпфирующих пластин 30 до совмещения оси отверстия 13 проушины 12 с осью отверстий 19 и 20 в звене 1, после чего вставляют фиксирующий палец 23 хвостовиком, на котором установлено разрезное кольцо 27, в коническую цековку 22 отверстия 20 (см. фиг.6) и досылают его в рабочее положение (в отверстия 13, 19 и 20) через цилиндрическую выколотку с коническим наконечником (не показана), используя коническое углубление 25 со стороны конусной головки 24. При этом пружинное разрезное кольцо 27 сжимается в пределах упругой деформации, принимая прежнюю форму после прохождения совмещенных отверстий 13, 19, 20 съемной накладки звена.
Для удаления съемной заменяемой накладки 6 из звена 1 достаточно молотком через выколотку, вставляемую в центральное коническое углубление 23 конусной головки 24, пробить палец 23 вовнутрь звена 1. При этом конусная головка 24 деформируется, проходит через отверстия 13, 19, 20 каркаса 7 и звена 1, не препятствуя продвижению пальца 23 вовнутрь звена 1. После удаления выколотки из указанных отверстий эластичные пластины 30 разжимаются и выталкивают съемную накладку 6 из посадочного места 5.
Таким образом, описанные устройство и способ его сборки обеспечивают решение поставленных задач.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СБОРКИ ТРАКА СО СЪЕМНОЙ НАКЛАДКОЙ ГУСЕНИЦЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2331541C1 |
ТРАК СО СЪЕМНОЙ НАКЛАДКОЙ ГУСЕНИЦЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2332323C1 |
АСФАЛЬТОХОДНАЯ ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ ШАРНИРОМ | 2009 |
|
RU2400390C1 |
ГУСЕНИЦА С АСФАЛЬТОХОДНЫМИ БАШМАКАМИ | 2000 |
|
RU2190550C2 |
УШИРЕННАЯ ГУСЕНИЦА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ ШАРНИРОМ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2278052C2 |
ШАССИ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2237228C2 |
ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ РАКЕТ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2166166C1 |
ЗВЕНО ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ | 1992 |
|
RU2033364C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЗАРЯЖАНИЯ ПУШКИ | 2001 |
|
RU2195617C1 |
ПАРОВОЗДУШНЫЙ КЛАПАН СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2200927C2 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к асфальтоходным гусеничным лентам транспортных средств. Сущность изобретения заключается в том, что пластина каркаса снабжена в зонах продольных торцов внутренним Г-образным зацепом у одного торца и проушиной с центральным отверстием у другого торца. На звене на внутренней боковой поверхности выполнен ответный выступ под упомянутый выступ. На внешней стороне в торцевой поверхности - ответный паз под проушину и перпендикулярно расположенное сквозное центральное отверстие. Пластина каркаса ограничена замкнутым буртом с боковых поверхностей. Эта пластина каркаса оперта на посадочном месте через эластичные разнесенные демпфирующие пластины. Она зафиксирована от выпадения выступом Г-образного зацепа и фиксирующим пальцем, проходящим через отверстия проушины и звена. Палец выполнен с упорной конусной головкой у основания, центральным коническим углублением в торце со стороны конусной головки и обратным пружинным разрезным кольцом, размещенным в зоне хвостовика. Способ сборки трака гусеницы транспортного средства заключается в том, что каркас накладки устанавливается Г-образным зацепом на выступе звена. Затем устанавливают струбцину, опирая ее одной поверхностью на эластичную поверхность накладки в зоне проушины, другой опорной поверхностью - на беговую дорожку звена. Затем, используя металлическую пластину каркаса накладки в качестве рычага, поджимают выступающие части эластичных пластин до совмещения оси отверстия проушины с осью отверстия в звене. Затем вставляют палец хвостовиком в отверстие звена и досылают его в рабочее положение, используя коническое углубление со стороны концевой головки. Техническим результатом является увеличение надежности крепления съемных асфальтоходных накладок, а также уменьшение шума и вибрации во время эксплуатации. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
ЛЕСОПИЛКА | 1926 |
|
SU7081A1 |
Звено гусеничной цепи | 1990 |
|
SU1724507A1 |
ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЬ ЛАБОРАТОРНЫЙ | 0 |
|
SU203364A1 |
US 3870380 A, 11.03.1975. |
Авторы
Даты
2002-04-20—Публикация
2000-06-09—Подача