БЕСПИЛОТНЫЙ МНОГОРЕЖИМНЫЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ Российский патент 2002 года по МПК B64D27/20 B64D33/02 

Описание патента на изобретение RU2181333C2

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к беспилотным летательным аппаратам, имеющим назначение, идентичное пилотируемым типа самолет.

Известен беспилотный летательный аппарат (патент US 5372337, 13.12. 1994 г. [1]). Предлагаемый летательный аппарат имеет силовую установку с поворотными соплами для обеспечения дополнительной степени свободы и нормальную аэродинамическую схему, что не позволяет достичь высокой маневренности и многорежимности.

Известны беспилотные летательные аппараты, используемые в военных целях [2,3]. Однако все они являются однорежимными и маломаневренными летательными аппаратами, не оснащены шасси для взлета и посадки и, в основном, являются одноразовыми. Все это не позволяет применять их с той же эффективностью, что и пилотируемые летательные аппараты.

Задачей изобретения является разработка беспилотного многорежимного высокоманевренного летательного аппарата, позволяющего достичь следующий технический результат: заменить пилотируемый летательный аппарат в условиях применения сопряженных с риском для человеческой жизни.

Сущностью изобретения является беспилотный многорежимный высокоманевренный летательный аппарат, содержащий корпус, шасси, несущие плоскости, расположенные симметрично в плоскости, перпендикулярной к строительной оси аппарата, механизацию несущих плоскостей для обеспечения взлета, посадки и маневрирования, оперение, силовую установку, имеющую по крайней мере один воздушно-реактивный двигатель с отклонением вектора тяги и воздухозаборник, систему управления и бортовое оборудование, предназначенное для самостоятельного взлета, навигации в автономном полете, возврат на аэродром базирования и самостоятельную посадку.

Указанный технический результат достигается тем, что его корпус выполнен по интегральной схеме, оперение располагается впереди несущих плоскостей, количество несущих плоскостей и их размещение обеспечивают аэродинамическую симметрию в плоскости YOZ, перпендикулярной к строительной оси аппарата, механизация его несущих плоскостей обеспечивает взлет и посадку с применением убирающегося в корпус шасси, маневрирование и устойчивый полет на больших углах атаки, в его силовой установке применяется один или несколько воздушно-реактивных двигателей с отклонением вектора тяги, а ее воздухозаборник выполнен кольцевым с расположением плоскости входа вблизи центра масс летательного аппарата, бортовое оборудование, устанавливаемое на аппарат, обеспечивает самостоятельный взлет, навигацию в автономном полете, выбор профиля и программы полета, поиск, обнаружение и идентификацию цели, ее сопровождение и, с учетом приоритетности, перенацеливание, а также возврат на аэродром базирования и самостоятельную посадку.

Перечень фигур:
фиг.1 - компоновка аппарата;
фиг.2 - вид спереди.

Корпус 1 (фиг.1) выполнен по интегральной схеме и обеспечивает плавное сочленение с несущими плоскостями 2 и оперением 3. Для обеспечения статической неустойчивости оперение 3 располагается впереди несущих плоскостей 2. В хвостовой части упомянутого корпуса 1 размещается силовая установка 4, включающая один или несколько воздушно-реактивных двигателей (ВРД) с отклонением вектора тяги. ВРД оканчивается многофункциональным выходным устройством 5, обеспечивающим отклонение вектора скорости истекающих газов в заданном направлении. Воздухозаборник 6 (фиг.2) упомянутой силовой установки 4 выполнен дозвуковым с механизацией, обеспечивающей необходимый расход воздуха и устойчивую работу турбокомпрессорной части силовой установки при любых эволюциях аппарата и во всем диапазоне эксплуатационных скоростей полета. Упомянутый беспилотный летательный аппарат оснащен убирающимся в корпус шасси 8. Для перемещения аппарата по поверхности аэродрома при рулении, взлете и посадке, выпуска и уборки шасси 8, по крайней мере, одна из несущих плоскостей выполнена складывающейся 7. Передние кромки несущих поверхностей 9 и рулевые поверхности 10 выполнены отклоняемыми, что обеспечивает дифференциальные изменения кривизны профилей несущих поверхностей.

Упомянутая компоновка беспилотного летательного аппарата обеспечивает аэродинамическую симметрию в плоскости, перпендикулярной строительной оси, что, в совокупности со статической неустойчивостью и отсутствием биологического объекта (пилота), позволяет достичь более высокого уровня маневренности по сравнению с пилотируемым летательным аппаратом.

Применение в силовой установке ВРД с отклонением вектора тяги вместе с дифференциально изменяемой кривизной профилей несущих поверхностей дает возможность обеспечить устойчивость и управляемость аппарата при полете на больших углах атаки и околонулевых скоростях полета.

Так как аэродинамические силы и моменты зависят от скорости полета, то система управления аппарата реализует одновременно аэродинамическое и тягово-моментное управление движением аппарата и угловым положением его строительной оси в пространстве. Под тягово-моментным управлением в данном случае понимается одновременное управление модулем силы тяги силовой установки и углом отклонения выходного устройства для создания требуемого управляющего момента с целью изменения или сохранения углового положения строительной оси упомянутого аппарата в пространстве при реализации его заданного движения. Соотношение между управляющими сигналами в контуры аэродинамического и тягово-моментного управления (передаточное отношение) определяется в зависимости от угла атаки и действующего скоростного напора.

Бортовое оборудование, устанавливаемое на аппарат, обеспечивает самостоятельный взлет, навигацию в автономном полете, выбор профиля и программы полета, поиск, обнаружение и идентификацию цели, ее сопровождение и, с учетом приоритетности, перенацеливание, а также возврат на аэродром базирования и самостоятельную посадку. Определение профиля и программы полета осуществляется исходя из характерного профиля земной поверхности и условий полета. Перенацеливание осуществляется в автоматическом режиме или дистанционно с указанием координат и типа цели. Прекращение полета, возврат на аэродром базирования и выбор способа посадки осуществляется автоматически, но с возможностью коррекции вырабатываемого бортовым оборудованием решения через дистанционный пункт управления с учетом технического состояния аппарата.

Источники информации
1. Unmanned aerial aircraft having a single engine with dual jet exhausts. US патент 5372337 кл. В 64 С 15/12, В 64 С 29/04, В 64 D 27/00 от 13 декабря 1994 г.

2. Военный энциклопедический словарь. - М: Воениздат, 1983.-863 с. с ил.

3. Ю. А. Зуенко, С.Е. Коростылев. Боевые самолеты России. - М.: Элакос, 1994.-192 с. с ил.

Похожие патенты RU2181333C2

название год авторы номер документа
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки 2019
  • Папиашвили Шота Георгиевич
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Ратников Кирилл Владимирович
RU2714176C1
РАЗГОННЫЙ САМОЛЕТ-НОСИТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Сушенцев Борис Никифорович
RU2715816C1
САМОЛЕТ - ЭКРАНОПЛАН МНОГОРЕЖИМНЫЙ 2019
  • Большаков Антон Владимирович
  • Гаврилов Николай Федорович
  • Кондратьев Вячеслав Петрович
  • Проничев Владимир Егорович
RU2719993C1
СПОСОБ ПОСАДКИ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ТИПА 2005
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2278801C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Каримов А.Х.
  • Тарасов А.З.
  • Соколова А.Н.
  • Филинов В.А.
  • Чуднов А.В.
RU2213024C1
ТРАНСПОРТНЫЙ ГРУЗОВОЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2021
  • Малышев Владимир Николаевич
  • Малышев Антон Владимирович
  • Низамиев Ринат Айратович
  • Исхакова Руфина Радиковна
RU2776617C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОЛЁТА С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЁТОМ И ПОСАДКОЙ И НЕСУЩАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОЛЁТА С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЁТОМ И ПОСАДКОЙ 2018
  • Лукашов Василий Александрович
  • Лесничий Илья Александрович
RU2693362C1
УДАРНО-БОЕВОЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2021
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2778159C1
МНОГОЭЛЕМЕНТНЫЙ РАКЕТНО-АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2021
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2769000C1
ВОЗВРАЩАЕМЫЙ МНОГОРЕЖИМНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ИЗМЕНЯЕМЫМ ЗАПАСОМ СТАТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 2008
  • Дмитриев Михаил Леонардович
  • Покровский Михаил Владимирович
  • Ростопчин Владимир Васильевич
  • Федин Станислав Иванович
RU2384470C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 181 333 C2

Реферат патента 2002 года БЕСПИЛОТНЫЙ МНОГОРЕЖИМНЫЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Изобретение относится к авиационной технике. Аппарат содержит фюзеляж, силовую установку, оперение, несущие плоскости, шасси, систему управления и бортовое оборудование. Фюзеляж выполнен по интегральной схеме, оперение расположено впереди несущих плоскостей, количество несущих плоскостей и их размещение обеспечивают аэродинамическую симметрию в плоскости YOZ, перпендикулярной к строительной оси аппарата. Механизация несущих плоскостей обеспечивает взлет и посадку с применением убирающегося в корпус шасси и устойчивый полет на больших углах атаки. Воздухозаборник выполнен кольцевым с расположением плоскости входа вблизи центра масс летательного аппарата. Изобретение направлено на расширение функциональных возможностей путем повышения маневренности. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 181 333 C2

1. Беспилотный многорежимный высокоманевренный летательный аппарат, содержащий корпус, шасси, несущие плоскости, расположенные симметрично в плоскости, перпендикулярной к строительной оси аппарата, механизацию несущих плоскостей для обеспечения взлета, посадки и маневрирования, оперение, силовую установку, имеющую по крайней мере один воздушно-реактивный двигатель с отклонением вектора тяги и воздухозаборник, систему управления и бортовое оборудование, предназначенное для самостоятельного взлета, навигации в автономном полете, возврат на аэродром базирования и самостоятельную посадку, отличающийся тем, что корпус выполнен по интегральной схеме с возможностью уборки шасси, оперение расположено впереди несущих плоскостей, упомянутая механизация предназначена для полета на больших углах атаки, упомянутый воздухозаборник выполнен кольцевым с расположением плоскости входа вблизи центра масс аппарата. 2. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что упомянутый воздухозаборник выполнен дозвуковым с механизацией, предназначенной для обеспечения устойчивой работы упомянутой установки. 3. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что по крайней мере одна из несущих плоскостей выполнена складывающейся. 4. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что передние кромки несущих плоскостей выполнены отклоняемыми для дифференциального изменения кривизны профиля. 5. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что система управления имеет контуры аэродинамического и тягово-моментного управления в зависимости от угла атаки и действующего скоростного напора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2181333C2

US 5372337 A, 13.12.1994
US 4259658 A, 31.03.1981
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1995
  • Макгонайгл Кевин П.
  • Сайкон Джеймс П.
  • Феррэйро Джон
RU2133210C1
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПЕНОГОННОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И АППАРАТ ДЛЯ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ 1926
  • Люткевич Г.Е.
SU4109A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1990
  • Зиновьев А.В.
  • Гребенников В.М.
  • Глот В.Н.
  • Коротаев Е.В.
  • Пасюк В.П.
RU2018785C1
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ЗАГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 0
SU285463A1
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов 1917
  • Латышев И.И.
SU97A1

RU 2 181 333 C2

Авторы

Бондаренко Н.Н.

Ростопчин В.В.

Румянцев С.С.

Чевардов С.Г.

Даты

2002-04-20Публикация

2000-04-17Подача