СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДА В ТУРБОХОЛОДИЛЬНОМ АГРЕГАТЕ Российский патент 2002 года по МПК F25B11/00 F25B49/00 

Описание патента на изобретение RU2188368C1

Изобретение относится к холодильной технике и, в частности, может быть использовано в турбохолодильных установках, предназначенных для холодильных систем, систем кондиционирования воздуха, систем охлаждения двигателей, герметических кабин и отсеков летательных аппаратов.

Известны способы получения холода в турбохолодильных агрегатах, состоящих из холодильной турбины и тормозного устройства (нагнетателя), установленных на одном валу, включающие процесс расширения сжатого газа (воздуха) в холодильной турбине с понижением температуры и отдачей механической энергии тормозному устройству - турбокомпрессору или вентилятору (US 2618125 А, 18.11.52; SU 236997 A1, 03.02.69; SU 284627 A1, 14.10.70; SU 294775 A1, 04.02.71; Г.И. Воронин, М.И. Верба. Кондиционирование воздуха на летательных аппаратах. М.: Машиностроение, 1965, с.269-270, 285-286).

Известен способ получения холода в турбохолодильном агрегате (турбохолодильнике) путем расширения сжатого газа в холодильной турбине с понижением его температуры и отдачей механической энергии вращения ротора турбины тормозному устройству, связанному приводом с ротором (Системы оборудования летательных аппаратов. Под редакцией А.М. Матвеенко и В.И. Бекасова. М.: Машиностроение, 1995, с. 110-113, 122-124.).

Однако известный способ не обеспечивает высокой эффективности (холодопроизводительности) турбины, характеризуемой изоэнтропическим кпд, в широком диапазоне переменных режимов работы, поскольку в условиях меняющихся рабочих параметров турбины и тормозного устройства и отклонения их значений от расчетных происходит значительное понижение кпд турбины, что приводит к уменьшению холодопроизводительности турбохолодильного агрегата.

Целью настоящего изобретения является поддержание максимального кпд и холодопроизводительности холодильной турбины в широком диапазоне режимов работы агрегата.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе получения холода в турбохолодильном агрегате, включающем расширение сжатого газа в холодильной турбине с понижением его температуры и отдачей механической энергии тормозному устройству, кинематически связанному с ротором турбины, согласно изобретению задают оптимальную величину приведенной частоты вращения ротора, соответствующую максимальному значению кпд турбины. Измеряют температуру и давление газа на входе в турбину, давление газа за турбиной и частоту вращения ротора. Определяют текущее значение приведенной частоты вращения ротора, зависящее от указанных измеряемых величин рабочих параметров. Если текущее значение меньше заданной оптимальной величины приведенной частоты вращения, то уменьшают тормозящий момент ротора. Если текущее значение приведенной частоты вращения больше заданной оптимальной величины, то тормозящий момент ротора увеличивают. При этом тормозящий момент ротора изменяют путем воздействия на тормозное устройство до наступления равенства заданного и текущего значений приведенных частот вращения ротора турбины.

Кроме того, в качестве тормозного устройства могут использовать гидронасос, при этом тормозящий момент ротора изменяют, уменьшая или увеличивая степень дросселирования рабочей жидкости на стороне нагнетания гидронасоса.

Также в качестве тормозного устройства могут использовать турбокомпрессор, при этом тормозящий момент ротора изменяют, уменьшая или увеличивая сопротивление сети на стороне нагнетания турбокомпрессора.

Предусмотрено, что в качестве тормозного устройства могут использовать электрогенератор, при этом тормозящий момент ротора изменяют путем увеличения или уменьшения внешней нагрузки электрогенератора.

На чертеже приведен общий вид турбохолодильного агрегата в разрезе, в котором в качестве тормозного устройства использован вентилятор (турбокомпрессор).

Способ получения холода в турбохолодильном агрегате осуществляется следующим образом.

Предварительно охлажденный исходный сжатый газ (воздух) направляют на расширение в холодильную турбину (1). В процессе расширения происходит понижение температуры газа и отдача механической энергии вращения ротора (2) турбины тормозному устройству (3), кинематически связанному с ротором, например, с помощью вала (4).

Задают оптимальную величину приведенной частоты вращения ротора, соответствующую максимальному значению кпд турбины. Измеряют температуру и давление газа на входе (5) в турбину, давление газа на выходе (6) из турбины и частоту вращения ротора. Определяют текущее значение приведенной частоты вращения ротора, зависящее от указанных измеряемых величин рабочих параметров. Если текущее значение меньше заданной оптимальной величины приведенной частоты вращения, то уменьшают тормозящий момент ротора. Если текущее значение приведенной частоты вращения больше заданной оптимальной величины, то тормозящий момент ротора увеличивают. Тормозящий момент ротора изменяют путем воздействия на тормозное устройство до наступления равенства заданного и текущего значений приведенных частот вращения ротора турбины.

В качестве тормозного устройства может быть применен гидронасос, или турбокомпрессор (вентилятор), или электрогенератор. В случае использования гидронасоса тормозящий момент ротора изменяют, уменьшая или увеличивая степень дросселирования рабочей жидкости на стороне нагнетания. При использовании турбокомпрессора тормозящий момент ротора изменяют, уменьшая или увеличивая сопротивление сети на стороне нагнетания турбокомпрессора, а при установке электрогенератора тормозящий момент изменяют путем увеличения или уменьшения внешней нагрузки электрогенератора.

В устройстве (турбохолодильном агрегате), использующем способ, может быть применен микропроцессор или ЭВМ. В этом случае измеренные параметры в форме электрических сигналов поступают в микропроцессор (ЭВМ), где суммируются с учетом характеристик турбины, хранящихся в памяти микропроцессора (ЭВМ), а выходной сигнал через исполнительный механизм подается на тормозное устройство (3) для варьирования величиной тормозного момента ротора (2) турбины.

Преимущества предлагаемого способа производства холода в турбохолодильном агрегате основаны на том, что путем воздействия на тормозное устройство осуществляется поддержание максимального значения кпд холодильной турбины в условиях переменных режимов работы турбоагрегата - это и определяет получение максимальной холодопроизводительности (максимального количества холода).

Похожие патенты RU2188368C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДА В ТУРБОХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ С ОТБОРОМ ВОЗДУХА ОТ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Каллиопин А.К.
RU2190814C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДА В ТУРБОХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ С ОТБОРОМ ВОЗДУХА ОТ КОМПРЕССОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Каллиопин А.К.
RU2239133C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДА В ТУРБОХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ СО СТУПЕНЧАТЫМ ОТБОРОМ ВОЗДУХА ОТ КОМПРЕССОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Каллиопин А.К.
RU2244224C1
ТУРБОХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА С ОТБОРОМ ВОЗДУХА ОТ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Каллиопин А.К.
  • Кузнецов А.И.
  • Матвеенко А.М.
RU2168122C1
СПОСОБ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА 2003
  • Каллиопин А.К.
  • Матвеенко А.М.
RU2251053C1
ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2000
  • Цирельман Н.М.
  • Шайхутдинов Д.Х.
RU2182290C2
РОТОР ВЕТРЯНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Каллиопин А.К.
  • Кузнецов А.И.
  • Матвеенко А.М.
RU2161267C1
ТУРБОХОЛОДИЛЬНЫЙ АГРЕГАТ 2002
  • Кобулашвили А.Ш.
  • Парфенов К.А.
  • Фаликман В.Р.
  • Башлыков Н.Ф.
  • Грязнов И.А.
  • Блач Визоро Рикардо
RU2223453C2
СПОСОБ ПЕРЕКАЧКИ ГАЗА (ВАРИАНТЫ) И КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Кантюков Рафкат Абдулхаевич
  • Закиров Раис Шакирович
  • Тамеев Ильгиз Минигалеевич
  • Хадиев Муллагали Бариевич
  • Максимов Валерий Архипович
  • Шайхиев Фарит Габдулхакович
RU2418991C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2001
  • Ильясов Б.Г.
  • Денисова Е.В.
  • Денисов В.В.
  • Клименко Д.В.
RU2204044C2

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДА В ТУРБОХОЛОДИЛЬНОМ АГРЕГАТЕ

Изобретение может быть использовано в системах кондиционирования воздуха, охлаждения двигателей, герметичных кабин и отсеков летательных аппаратов. Получение холода в турбохолодильном агрегате осуществляют посредством расширения сжатого газа в холодильной турбине с понижением его температуры и отдачей механической энергии тормозному устройству, кинематически связанному с ротором турбины. При этом задают оптимальную величину приведенной частоты вращения ротора, соответствующую максимальному значению кпд турбины. Измеряют температуру и давление газа на входе в турбину, давление газа за турбиной и частоту вращения ротора. Определяют текущее значение приведенной частоты вращения ротора, зависящее от указанных измеряемых величин рабочих параметров. Если текущее значение меньше заданной оптимальной величины приведенной частоты вращения, то уменьшают тормозящий момент ротора. Тормозящий момент ротора изменяют путем воздействия на тормозное устройство до наступления равенства заданного и текущего значений приведенных частот вращения ротора турбины. В качестве тормозного устройства может быть применен гидронасос, или турбокомпрессор (вентилятор), или электрогенератор. Использование изобретения позволит поддерживать максимальный кпд и холодопроизводительность турбины в широком диапазоне режимов работы. 3 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 188 368 C1

1. Способ получения холода в турбохолодильном агрегате, включающий расширение сжатого газа в холодильной турбине с понижением его температуры и отдачей механической энергии тормозному устройству, кинематически связанному с ротором турбины, отличающийся тем, что задают оптимальную величину приведенной частоты вращения ротора, соответствующую максимальному значению кпд турбины, измеряют температуру и давление газа на входе в турбину, давление газа за турбиной и частоту вращения ротора, определяют текущее значение приведенной частоты вращения ротора, зависящее от указанных измеряемых величин рабочих параметров, если текущее значение меньше заданной оптимальной величины приведенной частоты вращения, то уменьшают тормозящий момент ротора, если текущее значение приведенной частоты вращения больше заданной оптимальной величины, то тормозящий момент ротора увеличивают, при этом тормозящий момент ротора изменяют путем воздействия на тормозное устройство до наступления равенства заданного и текущего значений приведенных частот вращения ротора турбины. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве тормозного устройства используют гидронасос, при этом тормозящий момент ротора изменяют, уменьшая или увеличивая степень дросселирования рабочей жидкости на стороне нагнетания гидронасоса. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве тормозного устройства используют турбокомпрессор, при этом тормозящий момент ротора изменяют, уменьшая или увеличивая сопротивление сети на стороне нагнетания турбокомпрессора. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве тормозного устройства используют электрогенератор, при этом тормозящий момент ротора изменяют путем увеличения или уменьшения внешней нагрузки электрогенератора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2188368C1

Системы оборудования летательных аппаратов./Под ред
МАТВЕЕНКО А.М
и др
- М.: Машиностроение, 1995, с
Прибор, автоматически записывающий пройденный путь 1920
  • Зверков Е.В.
SU110A1
ТУРБОХОЛОДИЛЬНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 0
  • М. В. Адлер, Н. В. Баранов, Э. М. Борисовец, Л. М. Горбачев, В. П. Грайфер, В. А. Михайлов, Ю. Л. Некрасова, Н. С. Николаев, И. Е. Орлов Е. П. Чуриков
SU236997A1
Огнетушитель 0
  • Александров И.Я.
SU91A1
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ЧЕТЫРЕХПОЗИЦИОННЫМЗОЛОТНИКОМ 0
SU176149A1
Способ управления шлифованием 1985
  • Якимов Александр Васильевич
  • Ларшин Василий Петрович
  • Соколов Виктор Флавиевич
  • Скляр Александр Михайлович
  • Севрюгин Дмитрий Алексеевич
SU1288039A1
Воздушна турбохолодильная машина для судовой системы кондиционирования 1975
  • Рашевский Игорь Александрович
  • Чиченев Александр Иванович
  • Шубин Олег Павлович
  • Гайдуков Алексей Андреевич
SU561851A1

RU 2 188 368 C1

Авторы

Каллиопин А.К.

Даты

2002-08-27Публикация

2001-03-19Подача